Послушание Христа

Священное Писание подробно описывает нам первые месяцы жизни Христа. Мы встречаем на страницах Евангелия описание Его рождения, поклонения пастухов, совершения над Ним законного обряда обрезания, встречи Его с праведным Симеоном, поклонения волхвов, бегства в Египет... И на этом – всё. Дальше – описание того эпизода, который произошел со Христом в 12 лет в Иерусалимском храме. И потом – уже Его Крещение в 30 лет.

В чем же дело? Почему такой большой отрезок жизни нашего Спасителя, те Его годы, которые порой считаются самыми лучшими годами жизни человека, – в Евангелии вообще отсутствуют? Такое молчание Евангелия об этом периоде жизни Христа порой давало повод для самых фантастических домыслов, особенно людям, далеким от Церкви. Приходится встречать представления о том, что в эти годы Христос путешествовал в Индию, учился там у индийских мудрецов – чего, конечно же, не было. 

Ответ на этот вопрос в том, что на Святой Земле в том время человек только в 30 лет считался совершеннолетним, и до этого возраста его никто не стал бы слушать. Но сейчас хотелось бы остановить внимание на другом. В Евангелии от Луки всё же есть несколько строк, указывающих на то, как Христос провел эти годы Своей жизни. И одна из них, быть может, самая важная - Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них (Лк. 2:51). 

Господь провел эти тридцать лет Своей жизни – в повиновении Своей Матери и Своему мнимому отцу. И, пожалуй, именно этот урок и подает нам здесь наш Господь – урок послушания. 

Нередко можно услышать, что послушание – главная христианская добродетель. И это отчасти верно. Но это не только добродетель христианина. Жизнь всего человечества строится на послушании. Дети в семье слушаются родителей, ученики в школе – учителей, сотрудники на работе – начальника. Если нет послушания – вся жизнь превращается в какую-то жуткую анархию, что и бывало в некоторые периоды нашей истории. 

Возникает вопрос – а в чем же тогда добродетель? Ведь всё человечество, волей или неволей, живет в послушании. Да, это так. Но послушание христианина принципиально отличается от того вынужденного послушания, которое оказывает человек мирской. 

Как в миру относятся к начальникам? Думаю, нет необходимости говорить об этом, и так понятно, что далеко не всегда речь идет даже об элементарном уважении, не то что о любви. А как к начальствующим должен относиться христианин? Вот это очень важно. 

Христианин понимает, что вся его жизнь происходит не без Промысла Божия. И, соответственно, люди, в подчинении которых я нахожусь, – будь это родители, учителя, начальники или архиереи – поставлены надо мной Богом. И, оказывая послушание им, я слушаюсь Самого Бога. 

При таком взгляде по сути меняется вся жизнь. В таком случае не может быть начальника хорошего или плохого. Даже если человек, поставленный надо мной, делает что-то, что мне не нравится или кажется неправильным, – я не буду обращать на это внимание. Потому что через эти его действия Господь хочет меня чему-то научить – терпению, смирению, отсечению своей воли. И всякий ропот на начальника – по сути является ропотом на Бога, чего, конечно, ни один христианин не допустит. 

Вот и получается, что разница между послушанием христианина и послушанием всего остального человечества – принципиальна. Потому что христианин понимает – через послушание людям он слушается Бога. А слушаться Бога – значит, исполнять Его волю. А исполнять Его волю – значит, быть недалеко от Царства Небесного.

Проповедь иеромонаха Афанасия (Дерюгина) на Божественной литургии в праздник Обрезания Господня 14 января 2020 года


Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить