Проповедь в день Владимирской иконы Богородицы

Сегодня мы слышали евангельский отрывок, который читается Церковью всякий раз в дни Богородичных праздников. Это чтение повествует нам о том, как Господь пришел в дом Марфы и Марии, двух сестер Лазаря. Марфа хлопотала об угощении долгожданного гостя, как того требует известное восточное гостеприимство. Мария же села у ног Господа и слушала слово Его. И тогда Марфа с некоторой обидой сказала Христу: «Скажи сестре моей, пусть мне поможет». Господь же ответил ей: «Марфа, ты печешься о многом, а нужно только одно. А Мария избрала благую часть, которая не отнимется от нее». 

Эти слова Господа, конечно, не были укором Марфе, которая старалась изо всех сил угодить Христу. Но эти же слова стали указанием пути, благой части для ищущих правды Божией. И путь этот заключается во внимании словам Бога, словам назидания — выше всяких земных дел. Хотя и дела Марфы ведь тоже были направлены к Господу, она именно Ему своей деятельной любовью старалась услужить. 

Мария сидит у ног Господа. Такая ситуация была обыкновенной и привычной для взаимоотношений учителя и ученика. Но во время проповеди Христа сложно было представить себе ситуацию, что учеником может быть женщина. Такую возможность принесло время Нового Завета. Именно поэтому данный отрывок из Евангелия читается в праздники Богородицы, ведь Она стала той Девой, Которая поставила женский образ в мире на совершенно иной пьедестал. Ведь именно Деве Бог доверил стать Матерью воплощенного Слова Божия, Спасителя мира. 

Иначе говоря, Бог доверил женщине Своим воплощением ту честь, которой не сподобился в мире ни один мужчина. Богородица стала выше всех тварей, выше ангельского безгрешного мира, стала «честнейшей херувим и славнейшей без сравнения серафим».

Неся свое служение проповеди Слова Божия, Святая Церковь имеет в своем распоряжении множество различных инструментов. Одним из них, несомненно, является текст, записанный или произнесенный, которым является в том числе и слышанное нами сегодня Евангелие. Но это не единственный способ, которым Божественное Откровение передается во времени. Для многих святых отцов, таких, например, как свт. Василий Великий или свт. Григорий Великий, иконы были своего рода книгами для безграмотных. Впрочем, глубина заложенных в каноническую иконографию смыслов делает их не менее важными и для людей вполне грамотных, для нас с вами. А в сочетании с Евангельским текстом эти зримые повествования позволяют еще глубже понять Предание Церкви. 

В каком-то смысле и слышанный нами сегодня евангельский рассказ является иконическим, ведь Божия Матерь упоминается лишь вскользь, но, как мы смогли понять, говорится в нем всё же и о Ней. И неслучайно в Православной Церкви существует так много иконографических изображений Пресвятой Богородицы. Не находя возможности полноценно передать словами Ее образ, не имея практически никаких сказанных Ею слов и речей, Церковь всë же передает из поколения в поколение рассказ о Деве Марии посредством как словесных, так и действительных иконографических изображений.

Сегодня мы чтим Владимирскую икону Пресвятой Богородицы, в память о встрече которой и о чудесном избавлении Руси от нашествия Тамерлана и был воздвигнут храм, сначала деревянный, затем каменный, рядом с которым мы сегодня молимся. А вокруг этого храма расположился наш Сретенский монастырь. И вот сегодня, спустя шесть веков после тех великих событий, мы вновь собрались, чтобы помолиться Богородице перед Ее Владимирским образом — келейным образом старца архимандрита Иоанна Псково-Печерского, поблагодарить Царицу Небесную за предстательство и помощь как всему нашему народу, так и каждому из нас в отдельности. 

Святые иконы даны нам для того, чтобы мы могли смотреть на видимое и видеть за ним невидимое, молясь перед образом — возносить свои молитвы к первообразу, к тому, кто на них изображен. Как писал преподобный Иоанн Дамаскин, «поклоняюсь изображению Христа как во­плотившегося Бога; изображению Госпожи всех — Богородицы как Матери Сына Божия; изображе­ниям святых как друзей Божиих, противостав­ших греху до крови и излиянием ее за Христа подражавших Ему, ранее пролившему за них Свою собственную кровь; и ставлю [перед собою] на­чертанные подвиги и страдания их, в жизни шед­ших по стопам Его, так как через них я освяща­юсь и воспламеняюсь соревнованием подражания. Ибо говорит божественный Василий — возда­ваемая изображению честь переходит на первооб­раз» (Иоанн Дамаскин, Слово первое защитительное о святых иконах, 21).

И сегодня, поклоняясь Владимирскому образу Пресвятой Девы, мы воздаем честь Божией Матери, через Которую Бог вошел в мир. Находясь в обители, основанной в честь чудесной помощи Богородицы нашему народу, нашей стране, давайте и сегодня помолимся о том, чтобы Она сохранила всех нас от напастей, которые в последнее время всё плотнее окружают каждого из нас. И Ее предстательством перед Сыном да сохранит Господь всех нас в сложных испытаниях, которые стали особенно ощутимыми в последнее время.

//проповедь наместника Сретенского монастыря архиепископа Верейского Амвросия, произнесенная после чтения Евангелия за Божественной литургией в день памяти Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, 6 июля 2020 года

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить