«Сие творите в Мое воспоминание». Об установлении Евхаристии и участии в ней

Непосредственно установление Евхаристии апостол Павел излагает в следующих словах: Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб [ἄρτος — «квасной хлеб»] и, возблагодарив (εὐχαριστήσας), преломил и сказал: «приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание». Также и чашу после вечери, и сказал: «сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание». Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет (1 Кор. 11:23–26). Как видим, слова установления Евхаристии у апостола Павла ближе всего соответствуют тексту Евангелия от Луки, так как последний был спутником Павла и учеником его. По учению Церкви, Святая Евхаристия является Таинством, в котором хлеб и вино действием Духа Святого прелагаются в Тело и Кровь Христовы. Участник Евхаристии входит в действительное, реальное общение со Христом, становится участником искупительного подвига Его, и если достойно причащается — то и участником Славного Воскресения Его. Причастие жертвенной Крови Христовой делает причастника участником Нового Завета.

Протестанты не признают подлинности Тела и Крови Христовых в Евхаристии, а считают их лишь символами Тела и Крови. Они ссылаются на запрет евреям употреблять кровь в пищу, потому что она — носитель жизни, принадлежащей одному Богу. Они утверждают, что глагол «есть» (ἐστὶν) переводится как «значит, представляет собой». Современный баптистский экзегет Уильям Баркли так объясняет установительные слова Евхаристии: «“Сие есть Тело Мое”, — сказал Он о хлебе. Один простой факт не позволяет нам понимать это в буквальном смысле слова. Когда Иисус говорил это, Он был еще во плоти: было совершенно ясно, что в этот момент Его Тело и хлеб не были идентичны. Он также и не хотел сказать просто: “он символизирует Мое Тело”. Но до некоторой степени это верно. Преломленный хлеб символизирует в Причастии Тело Христово; но он значит больше. Для того, кто берет его с верою и любовью, это не только средство воспомянуть Иисуса Христа, но и способ установить с Ним прямой контакт. Для неверующего это ничего не значит; для любящего Христа это путь в Его присутствие». Подобным образом он рассуждает и о чаше вина, которая в Таинстве, по слову Христа, есть новый завет в Его Крови (11:25): «Человек, который ест и пьет недостойно, не осознаёт значения этих символов, что он ест и пьет без всякого благоговения, не понимая, символом какой великой любви является то, что он ест и пьет». Но это — произвольное толкование, идущее вразрез с изначальным церковным пониманием смысла Тайной Вечери.

Выражение сие творите означает: совершайте подлинно то же самое, что было Господом совершено в ту ночь, а именно — преподание под видом хлеба и вина подлинного Тела и Крови Господней. Евхаристия, по апостолу Павлу, для церковного собрания, вообще для Церкви представляет Христа, являет Его присутствие в нашей действительности. Она образует, можно сказать, связь между Первым и Вторым Его пришествием.

Христос и теперь приходит к верующим в этом великом Таинстве благодарения, но в конце времен, во Второе пришествие Он придет открыто и явно для всего мира. 

Слова установления Таинства апостол привел для того, чтобы показать, что беспорядки на трапезе Господней есть пренебрежение самим Таинством и грех против Тела и Крови Господних: Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней (ст. 27). «Приобщившись такой трапезы, тебе следовало бы сделаться смиреннее всех и уподобиться Ангелам, а ты сделался жестокосерднее всех; ты вкусил Крови Владычней и не признаёшь своего брата: достоин ли ты после этого прощения? Если бы даже ты не знал его доселе, то после этой трапезы должен был бы признать его; а ты бесчестишь и самую трапезу, считая сподобившегося быть причастником ее недостойным яств твоих».

Из этих слов ясно, что Евхаристия предшествовала Вечере Господней, агапе, как и в нынешнее время братская трапеза всегда устраивается после Литургии. Общепризнано также, что в апостольское время евхаристические собрания происходили в вечернее время, по образу Тайной Вечери, и соединялись с агапой, общей трапезой общины.

Есть также мнение ученых, что агапы предшествовали Евхаристии. Так, в Толковой Библии А.П. Лопухина читаем: «В апостольской Церкви по вечерам христиане собирались в какое-либо помещение и здесь совместно ужинали... <...> Эти ужины, в заключение которых совершалось Таинство Евхаристии, назывались вечерями любви, или, кратко, агапами». Как было сказано, на этих вечерних собраниях происходили непорядки, когда богатые приносители пренебрегали бедными, которые ничего не могли принести, спешили съесть свое сами, а бедные оставались голодными. Такое положение разрушало самую идею трапез любви и оскорбляло Таинство Евхаристии. Поэтому довольно скоро было установлено совершать Евхаристию перед вечерей любви, чтобы не давать повода невоздержным приступать к приобщению Таинства, наевшись и напившись, да еще и согрешившим уничижением бедных братьев.

Апостол Павел указывает, что для достойного принятия Причастия необходима глубокая исповедь: Да испытывает же себя человек (ст. 28), да «судит сам себя» (ст. 31), а потом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей (ст. 28). Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем (ст. 29). «Как тогда пронзившие Господа пронзали не для того, чтобы пить, но чтобы пролить Кровь Его, так поступает и тот, кто приобщается недостойно». То, что дано «во оставление грехов», может стать умножением их, если не будет человек «рассуждать о Теле Господнем», то есть не будет принимать во внимание величие дара Христова и своего недостоинства, если не будет иметь покаянного настроения. «Осуждение» от Бога за грех пренебрежения Таинством ведет к частым болезням и даже смерти (ст. 30). Однако лучше быть наказанными здесь («наказываемся» — παιδευόμεθα с греч. означает: «обучаемся», «вразумляемся», «воспитываемся») от Господа, чтобы не быть осужденными с миром (ст. 32), потому что временные наказания и страдания,

переносимые с покаянием, освобождают от грехов, вечных мук и наказания, ожидающих мир на Последнем Суде.


Из книги протоиерея Стефана Жилы «Послания апостола Павла. Пособие по изучению и толкованию»

КУПИТЬ КНИГУ

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить