Спасется тот, кто живет глубокой верой

Римский сотник хотел, чтобы Христос исцелил его раба, который лежал при смерти. Господь собирался прийти к сотнику в дом и излечить больного. Но сотник имел смирение и не считал себя достойным принимать под свой кров Христа. Поэтому он попросил Спасителя просто помолиться: он верил, что раб исцелится и так.

В конце этого отрывка из Евангелия Господь произносит удивительные слова; Он обращает внимание на ту веру, которой — в отличие от большинства религиозных людей того времени — обладал сотник, и говорит: «В конце времен Бог соберет к Себе с востока и с запада тех, в ком есть правый образ мысли, доброе расположение, а вовсе не тех, кто кажется сейчас “сынами Царствия”». Это значит, что, как бы мы ни судили о спасении каждого человека, что бы ни говорили, как бы ни настаивали, — Бог всегда судит по-Своему.

Просто быть православными и рассудком принимать православное учение недостаточно для спасения. Тот, кто уверен в себе, не спасется. Бог требует от нас иного, и Господь говорит об этом совершенно недвусмысленно. Даже страшно, как резко Он разрушает все наши иллюзии и говорит: «Вот, вы, верующие люди, вы думаете, что уже спасены, что вы уже “сыны Царствия”, но на самом деле вы далеки от него, потому что в совсем другом человеке Я нашел более глубокую веру. Для него вера определяет всю его жизнь» и «Я призову к Себе таких людей с востока и запада». Спаситель призовет тех, о ком мы бы никогда этого не подумали, совершенно неожиданных людей.

Ведь тот, кто уверен в себе, кто надеется на себя, кто верит в свои силы, — тот не спасется. Спасется тот, кто живет глубокой верой. А глубокая вера — это не странная фантазия, будто именно я должен всем доказать истинность православной веры; это нечто иное.

Что именно? Это можно увидеть из примера сотника — этого римского гражданина и великого учителя веры. Глубокой верой живет тот, кто выражает себя в молитве, кто просит у Господа помочь рабу так, как будто этот раб — его сын; глубока вера того, кто имеет молитвенный подход к жизни. И потому он всё строит, основываясь на Боге, на благодати Божией.

Каким было смирение сотника? Я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой (Мф. 8:8). Его смирение проявлялось в его поступках. Ведь если мы на самом деле чувствуем, что погибаем, что недостойны благодати Божией, мы не можем быть смиренными только на словах. В наших поступках должно проявляться то, что мы считаем себя хуже всех на свете и во всяком человеке — даже в неверующем — видим особую значимость, куда бóльшую, чем наша собственная.

А если мы считаем, что другой человек важнее нас самих, мы уже не будем хотеть, чтобы всё было по-нашему. Святые отцы-пустынники учили: «Истинное преуспеяние души состоит в том, чтобы говорить себе: “Каждый человек лучше меня”. Без этой мысли, если кто и чудеса творит, и воскрешает мертвых, — отстоит далеко от Бога». Эта мысль рождает истинную любовь. Он повсюду шел за Ним, просил исцеления, не для себя, а для раба! Вот она, любовь!

Никто не может быть уверен в своем оправдании. Кто уверен, что будет оправдан Богом, — тот погиб. Кто всерьез полагается на свою веру, на свою правду, — тот далек от Бога. Нужно понимать, что вера — это живая связь с Богом, построение с Ним личных отношений.

Как говорит преподобный Макарий Великий, для спасения «нужно приобрести во внутреннем человеке новое сердце». Сердце делается новым, когда в нем живет и действует Свет Жизни — Свет, Который есть Сам Господь. Во свете Твоем мы видим свет (Пс. 35:10). Мы не можем искать Бога, если не хотим, чтобы вместе с нами Его нашел и всякий брат наш — брат, в котором мы тоже должны видеть Христа.

Из книги архимандрита Варнавы (Ягу) «Церковь грешников»

КУПИТЬ КНИГУ

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить