Дар святой Евфросинии

Известный список Корсунской иконы Богородицы получил наименование Торопецкий, так как несколько веков пребывал в городе Торопце Псковской губернии.

1.jpg

По преданию, икона была доставлена в Россию из Греции в конце XII века дочерью князя Святослава Всеславича, в крещении Георгия, Предиславою, в монашестве Евфросинией.

Преподобная Евфросиния Полоцкая – одна из немногих святых жен, прославленных Русской Церковью в домонгольские времена. Княжна вела строгую подвижническую жизнь. В 1161 году усердием преподобной Евфросинии был воздвигнут каменный Спасо-Преображенский собор – одна из жемчужин древнерусского зодчества. В полоцком Спасском соборе почти полностью сохранилась замечательная роспись XII века – единственная в западных областях Древней Руси.

Неподалеку от Спасского монастыря около 1155 года преподобная Евфросиния построила храм Пресвятой Богородицы и основала при нем еще одну иноческую обитель – мужскую. Именно для этой церкви преподобная решила приобрести известную икону Божией Матери Одигитрию Ефесскую. Святая Евфросиния стала молиться Богу: «Помилуй меня, Господи, и исполни еще одно прошение мое – чтобы видела я икону Пресвятой Богородицы Одигитрии в сей святой церкви».

2.jpg
Преподобная Евросиния Полоцкая

Для приобретения этой великой святыни православия Евфросиния решилась воспользоваться своей родственной связью с домом византийских императоров. Произошло это между 1157 и 1169 годами, когда преподобная Евфросиния послала к императору Мануилу I Комнину и патриарху Луке Хрисовергу своего слугу Михаила с дарами многоценными и просьбой «отпустить» Ефесскую икону в Полоцк.

Император внял мольбам своей далекой родственницы и послал в Эфес гонца в сопровождении семисот воинов. Икона была быстро доставлена в Константинополь. Патриарх Лука, собрав епископов, благословил икону и передал ее слуге Евфросинии. Когда игумения увидела чудесный образ, то сама внесла его в храм и, воздев руки, воскликнула: «Слава Тебе, Боже, что сподобил меня увидеть образ Матери Твоей!» Святая Евфросиния повелела украсить икону золотом и драгоценными каменьями. С этих пор от чудесной святыни начали происходить многие исцеления. Монастырь, где хранилась икона, стал местом общерусского паломничества. Каждый вторник икону носили по церквям Полоцка, чтобы все страждущие могли приложиться к животворящей святыне.

От чудесной святыни начали происходить многие исцеления. Монастырь, где хранилась икона, стал местом общерусского паломничества

Дальнейшая история чудотворного Корсунского (Ефесского) образа призывает нас вспомнить о великом воине и защитнике Руси – святом благоверном князе Александре Невском, в котором редчайшим образом государственная мудрость и воинская слава сочетались со святостью. По преданию, в 1239 году дочерью полоцкого князя Александрой (Параскевой Брячиславной), внучатой племянницей княгини Евфросинии Полоцкой, при вступлении в брак с князем Александром, сыном торопецкой княжны Феодосии, Корсунская икона была перенесена в Торопец, один из тринадцати древнерусских городов, упомянутых в летописи первыми.

Икона, которая с этого времени, с 1239 года, находилась в Богородичном соборе Торопца, почиталась как древний Ефесский образ и как «Корсунская икона». Согласно местному преданию, Корсунской ее назвали потому, что на пути из Константинополя «везомой сущей иконе в Полоцк, жителями града Корсуня из благоговения удержана была в оном до года».  Это предание также зафиксировано в «Сказании об иконе Богоматери "Корсунской"».

3.jpg

Здесь нужно отметить, что в ученом мире отвергают это предание, но о месте и времени создания Торопецкой иконы единого мнения тоже не существует. Предлагаются разные версии: что это список древней иконы XIV века, оказавшийся в Торопце после захвата Полоцка, некоторые придерживается другой точки зрения на датировку – XIII век – и происхождение иконы, а кто-то категорично утверждает, что история о перенесении Эфесской иконы Богоматери из Полоцка в Торопец была сочинена в XVIII веке на основе Степенной книги и событий XIII века не отражает. Можем сказать только одно, что чудотворная Корсунская-Торопецкая икона Богородицы многие столетия пребывала в Торопце, и это стало самой яркой страницей его истории.

Торопец входил в число древнейших русских городов, упомянутых в летописях. Первые несколько столетий своего существования город был пограничным и оборонял русские земли от набегов Литвы. В 1503 году Торопец, отвоеванный у поляков русскими войсками, вошел в состав Московского государства. В 1580 году армия польского короля Стефана Батория безуспешно осаждала город, в 1582 году по Ям-Запольскому миру, заключенному между Польшей и Москвой, Торопец остался за Московским государством.

В Торопце Корсунская икона почиталась чудотворной и прославилась великими чудесами и особенно заступлением города во время польского нашествия 1611 года.

В Торопце Корсунская икона прославилась великими чудесами и особенно заступлением города во время польского нашествия 1611 года

Один из вражеских отрядов численностью до 20 тысяч воинов под предводительством Льва Сапеги опустошил области от Нижнего Новгорода до самых окрестностей Торопца. Подойдя к городу, противник не рассчитывал встретить отпор, однако он был дан, и после кровавого штурма Сапега с большим уроном отступил.

В ужасе от этой угрозы, торопчане стали приходить молиться перед иконами Богоматери и святителя Николая. Тогда растворились ворота Торопца и выступил крестный ход, обошедший вокруг крепости. Во главе его несли Корсунский образ Божией Матери. Все население от мала до велика шли за иконой, обливаясь слезами. Сама Пресвятая Богородица «замкнула стены града и острога – молитвою к Сыну Своему и Богу нашему, и укрепила градские воя, благоупованы и дерзостны сотвори»[1].

Вечерело. Мужчины в своих домах простились с женами и детьми, облеклись в смертное одеяния, и все собрались на острог Чудотворца Николая, куда вскоре подошел враг и, увидев, что ограждение мало и низко, возрадовался, «мнив яко и одолеет». И стало вражье воинство бить по острогу из многих пищалей и самопалов, и ночь подобно дню сотворилась. Когда же стрельба закончилась, враг ринулся вперед с обнаженными мечами и криками «взяли, взяли!».

4.jpg
Источник: vk.com/national_unity_rus

Но помощью Пресвятой Богородицы и благословением святителя Николая торопчане, бывшие в страхе и трепете, в один миг вдруг укрепились духом и кинулись навстречу неприятелю. Слышен был только общий вопль: «С нами Бог, Корсунская Богородица и святый Никола!». Ободряя друг друга, они кричали: «Не бойтеся, помрем до единого!» Услышали жены боголюбезные крики своих мужей, выскочили из домов, с плачем и криками побежали к сражающимся: «Пресвятая Богородица, помилуй! Святый Никола, заступи и оборони нас!» «И кинулись оне в бой, подобно волам торопецким, и кольями бьют, и камни за острог метают, многих врагов на стенах живьем полоняют. О, преславное чудо тогда сотворилось! Не столько градским боем, сколько ангельским поможением во един час противных – раненными и убиенными весь ров до верха наполнился, и поле все устлано было побитыми. Граждан же Бог соблюл целы и невредимы…»[2].

Лев Сапега не выдержал и отступил в горы. «Да зрит свыше на погубленных своих воев! Но, убоявшись пушек торопчан, сбежал с горы и, подобно змию, свился во рву… плакал и рыдал о своей гибели. А в то время, в шестом часу дня, осажденные, вздохнув свободнее, зазвонили по всем церквам, и пошли все великие мужи торопчане с женами и отроками их возблагодарить Пренепорочную Матерь Божию за милостивое заступление и за победу на врага и одоление. Отслужили молебны по церквам, и все вкупе пошли в обитель св. и великого чудотворца Николая. Здесь также отслужили молебен»[3].

«…Услышал окаянный лях звон торопецких колоколов и исполнился он ужасом... Настала ночь, и лях – гонимый Божьим гневом, – не озираясь вспять, бежал…» Так он добрался до Великих Лук, где потерял часть своего войска, затем пошел на Опочки, «здесь-то лях последних воев своих полагает и отсюда едва с сотнею конников, закрыв со страхом лице, бежит в страну свою…»[4].

Яркий рассказ летописца дополнялся и украшался народными преданиями. Торопчане исполнились глубокой благодарности к чудотворным образам главного храма города и в порыве признательности навсегда, всем городом отдали соборному клиру землю старого посада.

5.jpg
Корсунско-Богородицкий собор в Торопце.
Источник: сайт православных храмов Тверской земли

С именем и покровительством Богоматери Одигитрии Ефесской, которую с начала XVII века стали чаще называть Корсунской или Торопецкой, связана вся дальнейшая история Торопца вплоть до начала ХХ века. 680 лет (с 1239 по 1921) эта прославленная многими чудотворениями икона находилась в Торопце.

Одним из подтверждений того, что икона из Торопца действительно является чудотворной Корсунской (Ефесской) иконой, бывшей прежде в Полоцке, служат надписи на кресте собора, пожертвованном в 1641 году царем Михаилом Феодоровичем, где икона названа «чудотворною и Корсунскою».

На протяжении XIX века чудотворная икона находилась в иконостасе собора во имя Корсунской иконы Божией Матери, построенном на деньги императора Павла I на месте сгоревшего храма, с правой стороны от южных дверей, в специально устроенном для нее выносном резном киоте. Для иконы, вероятно, еще в XVII веке была изготовлена широкая рама с живописными иллюстрациями двенадцати икосов Акафиста Богоматери. Почетное место иконы в храме и ее исключительное богатый оклад свидетельствовали об особом почитании святыни.

До сего дня Корсунско-Богородицкий собор остается одним из самых величественных храмов Торопца.

Дивный образ и потом не раз спасал этот город от бед и напастей: и во время вторжения французов в 1812 году, и от эпидемий холеры в 1831, 1853 и 1898 годов.

Особая любовь и благоговение торопчан к Корсунской иконе выразились в многочисленных крестных ходах, из которых одни установлены в память избавления Богоматерью Торопца от разных бедствий, а другие в честь храмовых праздников торопецких церквей.

Кроме того, Корсунская икона Божией Матери постоянно приглашалась в дома жителями Торопца и соседних селений, где служились всенощные бдения, водосвятные молебны и акафисты. Икону почитали не только в Торопце и уезде, но и среди жителей соседних уездов, так что не было в Торопце и его окрестностях дома, который не сподобился бы посещения чудотворной иконы – Хранительницы города.

В Торопце, рядом с чудотворной иконой прошло детство и отрочество будущего Патриарха Тихона – сына священника Спасо-Преображенской церкви города. Сохранился дом, в котором жил будущий святитель до шести лет (сейчас в нем открыт музей), а также здание духовного училища, в котором он обучался.

В Торопце, рядом с чудотворной иконой прошло детство и отрочество будущего Патриарха Тихона

Но с приходом в 1917 году к власти большевиков образ был объявлен «достоянием республики» и изъят из собора в Торопецкий краеведческий музей, где икону начали реставрировать. В 1936 году икону по просьбе работников музея перевезли в Ленинград, в Русский музей. Результаты исследовательско-реставрационных работ подтвердили сложнейшую и запутанную судьбу древней иконы.

С началом возрождения в России православной веры торопчане пожелали видеть свою икону в храме Божием и были огорчены способом ее хранения. Побывавший в санкт-петербургском Русском музее протоиерей Георгий Фролов, благочинный города Торопца, не мог скрыть своей боли за святыню: «Пару лет назад я приезжал по делам в Санкт-Петербург и, конечно же, зашел в Русский музей, чтобы увидеть Корсунскую икону Богоматери и помолиться ей. Меня поразило, что образ, так чтимый торопчанами, просто висит на стенке у лестницы! Это намоленный образ, который может занять законное место в Корсунско-Богородицком соборе»[5].

Надо сказать, что Корсунско-Богородицкий собор, где святыня хранилась до 1921 года, был частично отреставрирован в конце 1970-х годов, но только в 2005-м возвращен Церкви. В течение нескольких лет община Корсунско-Богородицкого собора в Торопце много раз обращалась к властям с просьбой вернуть чтимый образ Богородицы, но положительного ответа не получала. Вдруг в сентябре 2009 года в Корсунско-Богородицкий собор из Санкт-Петербурга вернулась Торопецкая икона Богоматери, правда, не чудотворный образ из фондов Русского музея, а список XVIII века, приобретенный и отреставрированный на деньги благодетеля. По словам протоиерея Георгия Фролова, благочестивый меценат пожелал, чтобы икона находилась в Преображенском храме (напротив дома-музея Патриарха Московского и всея Руси Тихона), однако в ближайшее время список будет находится в Корсунском соборе. 22 октября 2009 года, в день празднования перенесения в Торопец Корсунской иконы Божией Матери, архиепископ Тверской и Кашинский Виктор совершил Божественную литургию в Корсунском соборе, после чего, как встарь, был совершен крестный ход со списком чудотворной иконы.

В сентябре 2009 года в Корсунско-Богородицкий собор вернулась Торопецкая икона, правда, не чудотворный образ, а список XVIII века

Счастливые горожане радостно почтили Заступницу и Покровительницу своего города: Радуйся, града Торопца похвало и славо; Радуйся, гражданы его радостию небесною исполнившая; Радуйся земли Русския скорая Заступнице, любовь Свою и милость нам являющая.

6.jpg

Между тем в этом же 2009 году с оригиналом Корсунской иконы Богородицы, находившимся в Санкт-Петербурге, произошло неожиданное событие.

Святейший Патриарх Кирилл, для того чтобы сделать святыню, многие годы остававшуюся в запасниках музея, доступной для людей как верующих, так и неверующих, обратился с письмом к министру культуры Александру Авдееву. В конце ноября 2009 года от директора департамента культурного наследия и изобразительного искусства Министерства культуры Рамазана Колоева в Русский музей пришло распоряжение начать подготовку к временной передаче иконы из фондов музея в храм.

Поскольку Корсунско-Богородицкий собор города Торопца, где икона пребывала многие столетия, находился на реставрации и был закрыт для богослужений и посещения, икону поместили в современный храм святого Александра Невского – единственный в Московской епархии, где есть придел во имя Корсунско-Торопецкой иконы Божией Матери. Как уже говорилось, в «Сказании» сообщается о связи иконы с Александром Невским: появление святыни в Торопце связано со свадьбой Александра Невского и Параскевы Брячиславны, получившими образ Богоматери в дар как благословение на брак.

7.jpg
Храм св. Александра Невского в Княжьем Озере. Источник: сайт храма

Самое главное, что в этом храме были созданы идеальные условия для хранения иконы. В храме икона находится в специальной полностью герметичной витрине-киоте («валиокассете») с собственной установкой микроклимата. За время пребывания Торопецкой иконы Богородицы в храме Александра Невского в Княжьем Озере святыне смогли поклониться сотни тысяч человек.

В октябре 2011 года министр культуры Александр Авдеев сообщил, что икона будет передана в экспозицию Торопецкого монастыря. Однако это произойдет только после создания там необходимых условий для ее хранения. Главное, чтобы икона была доступна для людей верующих и людей, ценящих живопись, – подчеркнул он. Министр культуры также отметил, что икона остается в музейном фонде Российской Федерации и изъять ее оттуда нельзя.

Пока же чудотворный Торопецкий образ Богородицы пребывает в храме Александра Невского на радость и успокоение людей в столь нелегкие для страны времена.

Пока чудотворный Торопецкий образ пребывает в храме Александра Невского на радость и успокоение людей в столь нелегкие времена

Пресвятая Богородица утешила и полочан, ведь в течение многих веков жители Полоцкой земли не оставляли надежды, что когда-нибудь образ Божией Матери вернется на их землю. Поэт Симеон Полоцкий писал в 1650-х годах, обращаясь в стихотворной молитве к преподобной Евфросинии:

Припади к стопам
Небесного Царя,
…Умоли снова
возвращенной быть
Иконе святой,
Полоцк украсить…

И Царица Небесная вернулась в Полоцк в Своей точной копии. В 1992 году по просьбе Предстоятеля Белорусской Церкви митрополита Филарета, с разрешения директора Русского музея, с древнего Корсунского образа был сделан список для Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря. Он хранится в Крестовоздвиженском соборе.


[1] Семевский М. И. Торопец. Уездный город Псковской губернии, 1016–1864 гг. СПб., 1864.

[2] Там же. С. 12–13.

[3] Там же. С. 13–14.

[4] Там же. С. 14.

[5] Чудотворная Корсунская икона Богоматери «Одигитрии» в Торопце // Музей имени Андрея Рублева и его обитатели. URL: http://expertmus.livejournal.com/45268.html.

Светлана Рыбакова 21 октября 2022
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить