Добрый пастырь. Священномученик Сергий Фелицин

С августа по ноябрь 1937 года аресту подверглись 9116 священников, не считая епископов и монахов. Среди них был клирик храма Воскресения Словущего в селе Сертякино Подольского уезда иерей Сергий Фелицин, расстрелянный 15 декабря на полигоне в Бутово.

Превью 1.JPG
Священномученик Сергий Фелицин

Родина, семья, вера

В Подольском уезде Московской губернии с давних времен находится село Вороново, что раскинулось у реки Воронки, на живописной холмистой местности. В древности земли эти были вотчиной потомков славного полководца и зятя Дмитрия Донского – Дмитрия Михайловича Боброка-Волынского, полк которого храбро сражался на Куликовом поле. В дальнейшем представители рода Волынских служили при царском дворе, что не только возвышало, но и становилось тяжелым роком. Менялись правители и жизнь. В XVIII веке усадьба уже принадлежала семье генерал-поручика Ивана Илларирновича Воронцова, мужа Марьи Артемьевны Волынской.

В эти времена в Вороново произошли большие изменения: появился каменный господский дом, французский парк, голландский домик. Но самое главное – в 1762 году на месте ветхой деревянной церкви в честь Происхождения Древа Честнаго Креста Господня, возведенной в 1628 году еще в бытность вотчиной Троице-Сергиева монастыря, строится и через год освящается однокупольный храм Всемилостивого Спаса. В нем – приделы великомученика Артемия Антиохийского и преподобной Марии Египетской, в чем видится уважение к хозяйке усадьбы и ее отцу. Однако в 1836 году придел преподобной Марии Египетской переосвятили в честь святителя Николая Чудотворца.

Проект храма принадлежал архитектору Карлу Бланку, отдавшему предпочтение елизаветинскому барокко. Позднее, в 1766 году, немного поодаль от церкви поставили трехъярусную колокольню высотой 62 метра, 20 из которых занимал шпиль.

2.JPG
Храм Всемилостивого Спаса в Воронове

Шли года, десятилетия, века, на протяжении которых Вороново было связано с известнейшими фамилиями России: Ростопчины, Толстые, Голенищевы-Кутузовы, Шереметевы, Сабуровы... Представители этих семей были прихожанами Спасской церкви. Кстати, Александр Дмитриевич Шереметев подарил Спасской церкви икону Господа Вседержителя на стекле для среднего окна алтаря и огромный 205-пудовый колокол. При храме работала церковно-приходская школа, дававшая начальное трехклассное образование. Школа размещалась в каменном доме с мезонином напротив Спасской церкви.

Александр Дмитриевич Шереметев подарил Спасской церкви икону Господа Вседержителя на стекле для среднего окна алтаря и огромный 205-пудовый колокол

При молодых Шереметевых в вороновском храме стал служить диакон Василий Фелицин. Деревянный домик причта находился рядом с церковью и погостом. 18 февраля 1883 года в семье Фелициных, в которой уже рос двухлетний сын Николай, родился второй ребенок – Сергий.

Николай и Сергий Фелицины посещали частную Воронцовскую земскую смешанную школу, основанную в 1869 году при содействии Павла Голенищева-Кутузова-Толстого на средства Александра Шереметева. Попечителем учебного заведения являлся Сергей Шереметев. Законоучителем был отец мальчиков, Василий Михайлович Фелицин. С 1883 по 1912 год до строительства земством здания школы между парком и деревней Косовкой занятия проходили в усадебном голландском домике. Кроме основных предметов детей обучали пению по цифирной методике, вязанию, шитью крестом, плетению кружев, точению игрушек. В этом виделась нацеленность на будущее, ведь в Вороновской волости было налажено токарно-игрушечное производство, изготовление изделий из кости, кружевной промысел. Причем деревянные игрушки, кружева и изделия из кости продавались за границу. В отличие от возделывания земли, владение ремеслами приносило больший достаток.

Однако единственной мечтой сыновей диакона Василия Фелицина всегда было служение Богу.

Династия священников

После школы Сергий Фелицин и его брат Николай продолжили учебу в Перервинском духовном училище, созданном при Николо-Перервинском монастыре в 1775 году. Большинство учеников, поступавших в возрасте 10–15 лет, являлись детьми священников. В течение шести лет они изучали арифметику, историю, географию, иностранные языки, в том числе латынь и греческий, церковное пение, синтаксис, поэтику, риторику, логику, диалектику. Знания по богослужебному уставу давались в ходе церковных служб.

3.JPG
Перервинское духовное училище. pererva.org

Успешно окончив училище, Сергий Фелицин поступил в Московскую духовную семинарию и прошел в ней три класса, получив знания по многим богословским и гуманитарным дисциплинам. Диплом семинарии давал возможность продолжить учебу в духовной академии, учительствовать в духовных учебных заведениях, поступить на гражданскую службу, получить место священно- или церковнослужителя. Вопрос о выборе жизненного пути не стоял перед Сергием: он всегда знал, что будет священником, как его отец и брат. И в 1904 году молодой выпускник семинарии Сергий Фелицин отбыл в Звенигородский уезд.

Село Бужарово Звенигородского уезда, церковь Преображения Господня

Всех, кто приезжал в Бужарово, завораживала дивная картина: на взгорье стояла, а казалось – парила, белая церковь, отражаясь в чистой воде речки Истры. Первое упоминание о еще деревянном однопрестольном храме относится к 1504 году. В камне, в русско-византийском стиле, его перестроили только в 1856–1859 годах. В трапезной были освящены два придела: святителя Николая Чудотворца и Успения Пресвятой Богородицы. Появилась и трехъярусная шатровая колокольня. Причт храма состоял из трех человек: священника, диакона и псаломщика. В 1904 году псаломщиком стал Сергий Фелицин. Так прошли три года жизни. В 1907 году он получил новое назначение.

Село Сертякино, храм Воскресения Словущего, 30 лет жизни

Новым местом службы Сергия Фелицина стал храм Воскресения Словущего в селе Сертякино Подольского уезда. В этом селе, где все станет милым сердцу, пройдут 30 лет его жизни.

Церковь была каменной, построенной в 1859 году на месте деревянной конца XVII века. Она стояла за выбеленной каменной оградой, на берегу пруда, яркая цветом красных стен и белокаменных деталей, лаконичная в своей архитектуре стиля позднего классицизма. В ней было два придела: Рождество-Богородицкий и Никольский. К зданию храма примыкали трапезная и двухъярусная колокольня. В начале XX века появился церковный дом, сторожка, открылось земское училище. Закон Божий преподавал священник Воскресенского храма Алексий Соловьев.

5.JPG
Сертякино, храм Воскресения Словущего

Прихожанами храма были жители не только села Сертякино, но и трех ближайших деревень: Малое и Большое Толбино и Никулино. Хотя в Никулино и находилась церковь Спаса Нерукотворного образа, в конце XIX – начале XX века переживавшую перестройку, многие из ее прихожан работали на кожевенном лайковом и кирпичном заводах торгового дома «С. Холостов с сыновьями», общежития которых находились в Сертякино и близлежащих деревнях. Все, кто хотя бы однажды посещал храм в Сертякино, говорили о христианской доброте, внимании и чуткости Сергия Васильевича Фелицина.

Все говорили о христианской доброте, внимании и чуткости Сергия Васильевича Фелицина

Именно в Сертякино произошли самые важные события в жизни отца Сергия: счастливые и трагические. Здесь он создал семью. Его женой стала местная жительница Вера Сергеевна Осетрова. В семье Фелициных будут расти четверо сыновей и две дочери, а после ранней смерти дочери Александры на плечи отца Сергия и матушки Веры ляжет забота о внучке Нине.

Октябрьский переворот 1917 года

Осенью 1917 года в городе Подольске и Подольском уезде установилась советская власть. В 1918 году в селе Сертякино был создан совхоз имени Ленина. Стихийная и карательная национализация промышленных предприятий, всеобщий почин которой начался в подмосковной деревне Ликино, коснулась кожевенной фабрики и кирпичного завода в Сертякино. Жизнь, а вместе с ней и настроения людей стремительно менялись. Прихожане церкви становились рабочими и колхозниками, которым новая власть вменяла в обязанность быть атеистами, управлять страной советов и смело идти в светлое будущее. Однако многие из них по-прежнему шли к Богу, оставаясь прихожанами любимого храма Воскресения Словущего, и искали правду не на митингах, а в беседе со священниками.

6.JPG
В. Серов. «Выступление В. И. Ленина на II Всероссийском съезде Советов»

В храме продолжались службы. В 1918-м, то есть спустя 11 лет служения в Сертякино, Сергий Фелицин был рукоположен в сан диакона. В том страшном году один за другим выходят пять декретов советской власти, отражающих ее церковную политику. А потому храм, в котором идут службы, вызывает недовольство местных руководителей. Ставится вопрос о его закрытии. Прихожане, как могли, защищали церковь. При этом жизнь Сергия Фелицина оставалась прежней: посвященной только Богу и людям. В 1921 году он был рукоположен в сан священника.

1922 и 1923 годы принесли новые беды: началась кампания по изъятию церковных ценностей, вышло постановление «О набатном звоне», предписывавшее снимать колокола с церквей за их «ненадобностью». К сожалению, точных сведений о событиях тех лет в Сертякино не сохранилось, но вряд ли они обошли стороной храм Воскресения Словущего.

1937 год, арест и закрытие храма

Богослужения в Воскресенском храме и «церковники» все больше раздражали местные власти. К тому же 1937 год был началом «большого террора» против церковнослужителей и священников.

7.JPG
И. Владимиров. «Допрос в комитете бедноты»

В 2 часа ночи 27 ноября 1937 года в дом Фелициных пришли сотрудники НКВД, чтобы провести обыск и арестовать пожилого священника, отца большого семейства, пастыря, за годы службы имеющего иерархические церковные награды – набедренник и камилавку. Ордер на арест был подписан 20 ноября.

В 1937 году советская власть закрыла 8000 церквей. Храм Воскресения Словущего не избежал этой участи.

В 1937 году советская власть закрыла 8000 церквей. Храм Воскресения Словущего не избежал этой участи

Отца Сергия заключили в тюрьму города Серпухова. На единственном допросе ему предъявили обвинение в том, что он враждебно настроен к советской власти и ведет активную контрреволюционную деятельность, а именно – антисоветскую агитацию среди населения села Сертякино. К тому же общается с контрреволюционно настроенным элементом – кулаком Заренковым, которого уже арестовали. Сведений об этом человеке не сохранилось, но можно предположить, что он был всего лишь одним из прихожан храма Воскресения Словущего. Священник Сергий Фелицин своей вины не признал и никого не оговорил.

1 декабря 1937 года тройка при УНКВД СССР по Московской области вынесла приговор по следственному делу № П-61 291 (ГА РФ): ВМН – расстрел.

Бутовский полигон НКВД. Расстрел

15 декабря 1937 года приговор был приведен в исполнение на полигоне в Бутово. Иерей Сергий Фелицин упокоился в общей могиле. Он был реабилитирован 22 мая 1959 года, когда было установлено, что в обвинительном заключении искажены показания свидетелей, и, таким образом, следственный материал являлся фальсификацией. По материалам Синодальной комиссии отец Сергий был реабилитирован в 1989 году. Как священномученик он прославлен Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 13–16 августа 2000 года.

Память. Храм священномученика Сергия Подольского

В городе Климовске Подольского района Московской области, что находится в 7 километрах от села Сертякино, есть храм, построенный в честь священномученика Сергия Фелицина (Подольского). Над входом – мозаичный Нерукотворный образ Спасителя. Первое богослужение в новой церкви совершили в 2006 году, в следующем году на колокольню подняли семь колоколов. Это дань памяти доброму пастырю храма Воскресения Словущего отцу Сергию.

8.JPG
Священномученик Сергий

Не забывают о нем и в чудом сохранившемся в годы гонений и Великой Отечественной войны храме в селе Сертякино, где иерей Сергий Фелицин прослужил 30 лет. Жизнь в храме начала восстанавливаться в 1989 году. Сегодня на прихрамовой территории, напротив алтаря, стоит поклонный крест с иконой священномученика Сергия Фелицина, написанной прихожанкой храма. В приделе святителя Николая находится еще одна икона священномученика Сергия, пресвитера Сертякинского. Образ создал иконописец Александр Белашов. В 2022 году в воскресной школе храма прошла выставка, посвященная 85-летию мученической кончины отца Сергия.

Идут службы и в церкви Всемилостивого Спаса в Вороново, которая никогда не закрывалась и была одной из трех действующих в Подольском районе. В 1992 году возвращена верующим церковь Преображения Господня в Бужарово, закрытая и разграбленная в 1930 годы.

Жизнь продолжается.

Ольга Сокиркина 15 декабря 2024
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить