Иконография преподобной Марии Египетской

В этом году отмечается 1500-летие преставления преподобной Марии Египетской, одной из самых известных святых подвижниц. Ее иконография тесно связана с житием, а житие – с церковным богослужением. Жизнеописание преподобной Марии читается на пятой неделе Великого поста и воспринимается как часть богослужения. Вместе с творцом Покаянного канона святым Андреем Критским Мария Египетская изображается на аналойных иконах, создаваемых для богослужений определенных великопостных дней. 

1.jpg

История жизни преподобной при внимательном слушании запечатляется в уме образами: вот Мария отправляется по Иордану в пустыню для покаяния, переплывает его на лодке; а здесь она ходит по водам на глазах у изумленного старца Зосимы, который пришел ее навестить в пустыне. 

Святая Мария изображается старицей со впалыми, пересеченными морщинами щеками, с непокрытой головой и перепутанными прядями волос. На поясных или ростовых иконах руки преподобной Марии сложены на груди. Иногда в ее руках крест в память о том Кресте, к которому она некогда хотела приложиться в Иерусалимском храме, а также в знак почитания ее подвижничества. В левой, покровенной гиматием руке Мария иногда держит закрытый свиток: ее житие – во многом ее собственное свидетельство о своей жизни. 

Иногда в ее руках крест в знак почитания ее подвижничества

Согласно традиции, преподобная Мария Египетская изображается полуобнаженной, завернутой в часть мантии, данной ей Зосимой при первой встрече в пустыне. До начала подвига в пустыне Марию пишут в красном платье с открытыми до плеч руками, но нередко в красном одеянии она изображается и старицей-подвижницей. Одежда старицы перекинута через одно плечо, таким образом, что видны сочленения позвоночника, ребра на теле, буквально обтянутом кожей.

Преподобная Мария Египетская своим обликом больше похожа на святых пустынников, блаженных, для которых мир был «странен» и далек по образу жизни, они относились к нему, как к преходящему. Одна рука преподобной может быть развернута ладонью вовне, в знак сосредоточенности и молитвы. Любой святой имеет внутреннее богатство образа и неповторимые черты: Мария порой изображается с экспрессивными жестами – можно вспомнить ее живую беседу со старцем Зосимой. Оказывая почтение духовному лицу, она убеждала старца, что он должен благословить ее; сомневалась, стоит ли рассказывать обо всей своей жизни, опасаясь повредить себе и ему. Таким образом, в таких сюжетных композициях, как встреча со старцем Зосимой, Мария может изображаться с воздетой рукой или даже с жестом оратора.

Жизнь преподобной, поведанная Зосиме, нашла отражение в довольно пространных житийных иконах, а сюжеты ее жития нередко становятся самостоятельными композициями храмовых росписей и иконами. Иногда Мария изображается молящейся перед иконой Божией Матери в церкви, это изображение можно отнести к разряду житийных: ведь Богородица была ее покровительницей в течение всей жизни в пустыне, о чем преподобная известила старца Зосиму. В основе сюжета лежит также житийное повествование о том, как Мария не могла войти в базилику при Гробе Господнем и услышала голос, исходящий от образа Божией Матери, находящегося в притворе церковном. Иногда моление Божией Матери представлено в среднике: Богородица с Младенцем изображены в левом верхнем углу иконы. 

2.jpg

Довольно рано в отдельный сюжет выделилась композиция «Причащение преподобной Марии»; этот сюжет говорит о ее покаянии, смирении – она, причастившись в начале своего покаянного пути, вновь приняла Святые Дары лишь по его завершении. Этот сюжет изображается в восточной части храма. 

Святая нечасто изображается идущей по водам, этот сюжет получает распространение именно в русской, притом позднейшей иконографии. Среди образцов этого сюжета на русской почве – юродивые: Николая и Иоанн Новгородские ходили по Волхову, Симон Юрьевецкий – по Волге, а Марию Египетскую изображают идущей по Иордану. Это прижизненное чудо святых – перемещение по воде – является зримым воплощением преодоления житейской пучины.

В отдельный сюжет выделилась композиция «Причащение преподобной Марии»; этот сюжет говорит о ее покаянии, смирении

В последней сцене в ногах святой показана пещера, а также изображение льва, ископавшего могилу Марии, и это клеймо часто становится самостоятельным сюжетом как в росписях храмов, так и отдельных икон. Так, в храме Рождества Пресвятой Богородицы в селе Образцово Щелковского района Московской области на большом образе «Преподобные Зосима и Мария Египетская» XIX века святые помещены рядом, в полуобороте друг к другу, а внизу изображение лежащей Марии и льва перед ней. 

Пейзажные виды в средниках икон и в сопутствующих клеймах – многообразны и привлекают внимание своим богатством. В одном клейме в отдалении видны строения большого города, из которого стремительно уходит будущая святая, а в другом видна пустыня. Иногда вдалеке виден только храм, откуда святая и начала свой подвиг. Пейзаж на иконе порой напоминает цветущую пустыню, а иногда пустыню суровую, каменистую.  Нередко изображаются два берега Иордана: один – с зеленой чащей, а другой пустынный, буквально обесцвеченный – с белыми песчаными лещадками гор.

Изображения преподобной Марии помещаются в притворах церквей как память ее моления в преддверии храма, когда она силой Божией не была допущена поклониться Кресту Господню. Существует традиция размещать образ преподобной в сцене причащения здесь же, в западных компартиментах храма. С XI века образ святой Марии устойчиво входит в византийскую иконографию Страшного суда, она изображается в группе святых жен, шествующих к престолу Божию. 

3.png.jpeg

Изображение Марии встречается среди избранных святых на иконах Собора святых и иных, например, на образе Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Некогда на этом чудотворном образе Богородицы было помещено четверо святых: преподобные и святители. Иногда их изображения замещаются изображением других праведников, в том числе преподобной Марии Египетской. 

Образ Марии Египетской встречается в иконостасах и даже на Царских вратах. Вместе с преподобным Алексием, человеком Божиим, они, составляя пару небесных покровителей царственной четы: царя Алексея Михайловича и его супруги, представлены на иконе из Сретенского монастыря в музее преподобного Андрея Рублева (ЦМиАР) в предстоянии образу Богородицы «Знамение».

В современных иконах святая Мария Египетская нередко изображается с благообразным лицом, довольно юной, что хотя не соответствует исторической реальности, но показывает святую как причастницу ангельского образа. Житие преподобной Марии, ушедшей в Египетскую пустыню, и сам ее облик близок современному человеку, поскольку разные богоугодные темы занимали ее душу. Она расспрашивает Зосиму о том, «как теперь живут христиане и святые Церкви»: пожив в пустыне, ей стала близка тема Церкви, не только тема личного спасения.


Жанна Курбатова 12 апреля 2022
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить