На покое

Мы продолжаем рассказ о насельницах богадельни Алексеевского монастыря. Вспомним о матушках-подвижницах, живших там некогда на покое, и в конце скажем особое слово о наместнике Артемие-Веркольского монастыря. 

Ключ к обучению детей

О монахине Глафире (Софье Филипповне Ивановой; 25.01.1927–18.05.2006), ее творческом и жизненном пути, хочется рассказать подробнее. Она была кандидатом педагогических наук, блистательным лектором, педагогом, автором многочисленных книг по риторике. Многие читатели помнят ее произведения: «Введение во храм Слова. Книга для чтения с детьми в школе и дома» (1994), «Искусство диалога, или Беседы о риторике» (1992), «Путь к вере» (2000). 

Фото 1 (63).jpg
Монахиня Глафира (Софья Филипповна Иванова)

Всю жизнь Софья Филипповна работала учителем русского языка и литературы. В молодости ее волновал вопрос: как научить человека создавать текст? Потому что обучать писать сочинения, говорила она, «мы не умеем. Мы умеем только сказать: вступление, заключение, главная часть, – в общем вот то-то, то-то и то-то». Она нигде не находила на это ответ. Пошла в библиотеку имени Ленина, стала искать книги по развитию речи, нашла риторику Кошанского и заказала его книги. Принесли две тоненькие книжечки «Общая риторика» и «Частная риторика». Таким образом она открыла для себя эту прекрасную науку, а книги переписала от корки до корки. Так у Софьи Филипповны произошло первое знакомство с риторикой. Дальше она начала пользоваться этими знаниями, потому что видела в них ключ к обучению детей[1]

Как написал о ее творчестве протоиерей Артемий Владимиров: «Книги С. Ф. Ивановой знают и любят десятки педагогов столицы и провинции, ибо в них всегда ясно звучал голос предельно искреннего, волевого, бесконечно любящего свой предмет и аудиторию учителя-словесника, ритора, воспитателя. Прямота и откровенность располагают к доверию, мудрость и любовь обезоруживают».

Окружающих людей поражали ее доброта, ум, огромные знания о культуре и истории нашей страны, ее умение владеть словом.

Окружающих поражали ее доброта, ум, огромные знания о культуре и истории нашей страны, ее умение владеть словом

В 1993 году была создана знаменитая прогимназия «Пересвет» благодаря многим усилиям Софьи Филипповны и первого директора Ларисы Валентиновны Бурмистровой. Этому замечательному делу Софья Филипповна отдала последние годы своей жизни.

Фото 2 (71).jpg
Монахиня Глафира

Софья Филипповна невероятно любила детей, и они отвечали ей взаимностью. Будучи уже очень больной, поселившись в Алексеевской богадельне, она ездила в прогимназию «Пересвет», чтобы встретиться с детьми. И ее ученики тоже приезжали к любимому педагогу в богадельню. Диалог с учащимися не прекращался до самого ее конца. 

Софья Филипповна перешла в мир иной уже с именем Глафира 18 мая 2006 года.

Была она невидимой миру, но Богу известной труженицей

Монахини Алексеевского монастыря и прихожане храма Всех святых хорошо помнят матушку Веронику (Веру Михайловну Соловьеву; 01.10.1926–02.06.2005), в 1990-е годы она работала в старой трапезной, а затем готовила обеды для священства. Всю свою жизнь матушка Вероника преподавала в различных вузах Москвы. Последнее десятилетие перед выходом на пенсию она работала в Московском институте управления им. Серго Орджоникидзе, была доцентом кафедры экономики промышленности. В 1997 году в храме праведного отрока Артемия Веркольского Ивановской епархии игумен Митрофан постриг ее в монахини с именем Вероника в честь святой мученицы Виринеи (Вероники) Едесской. Когда люди вспоминают матушку Веронику, первые их слова: «Это был удивительно смиренный человек. Она жила неприметно, чрезвычайно скромно, и очень много работала для храма. Была она невидимой миру, но Богу известной, труженицей». В последние годы, когда уже не стало сил работать, матушка жила на покое в богадельне, где мирно отошла ко Господу в 2005 году.

Когда люди вспоминают матушку Веронику, первые их слова: «Это был удивительно смиренный человек»

У матушки Аполлинарии (Анны Григорьевны Гуляевой; 14.11.1922–06.06.2000) жизнь прошла в тяжелых трудах, можно сказать, по-исповеднически. В советское время верующих людей на мирских работах долго не держали, если вообще удавалось куда-нибудь устроиться. Тайный осведомитель увидит, что человек в храм ходит молиться, донесет начальству – и того сразу увольняют, поэтому матушка Аполлинария кем только ни работала: техником, бухгалтером, сервизницей в привокзальном ресторане и даже слесарем-сантехником 3-го разряда. Но время шло, и ближе к перестройке, когда атеистическое давление советской власти уменьшилось, она наконец смогла трудиться в храме: сначала псаломщицей, затем алтарницей. А потом, на склоне лет, она поселилась в богадельне, где жила молитвенно и смиренно.

Фото 3 (55).jpg
Матушка Вероника (Вера Михайловна Соловьева).

Матушка Аполлинария была весьма ответственным человеком. Она всех просивших помолиться о себе и своих близких записывала в помянник и каждый день просила за них Бога. Труженица богадельни Мария Георгиевна Симонова, дружившая с матушкой, часто ездила в Оптину пустынь, где останавливалась у монахини Агафии, ныне уже почившей, которая подвизалась в одном из храмов монастыря у кануна. 

Узнав, что мать Аполлинария живет в Алексеевской богадельне, монахиня Агафия сказала, что та искренне служит Богу, смиренная, читает наизусть Псалтирь и всегда молится за всех просящих и почивших. Мария Георгиевна с радостью подтвердила это. Когда матушка Аполлинария почувствовала приближение смерти, она решила передать помянник Марии Георгиевне, особо выделив в нем близкие своему сердцу имена, и в свой срок перешла в жизнь вечную. Признаться, Марии Георгиевне было тяжеловато нести такой подвиг, она пребывала в недоумении, но Господь все благопотребно управил. 

Однажды Мария Георгиевна приехала в Оптину пустынь, как всегда, остановилась у матери Агафии. Узнав о затруднениях по поводу ежедневного чтения помянника матушки Аполлинарии, монахиня решила забрать его себе. «Ты, наверное, не выдержишь и оставишь, – сказала она. – Отдам его в наш храм, и там монахи будут поминать тех, о ком молилась мать Аполлинария». Думается, что все так хорошо разрешилось по молитвам самой почившей матушки, и в мире ином позаботившейся о своих «подопечных». 

Все так хорошо разрешилось по молитвам почившей матушки, и в мире ином позаботившейся о своих «подопечных»

Двух монахинь, Лаврентию и Матрону, благословил жить в Алексеевской богадельне великий старец-подвижник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Кирилл (Павлов; 8.10.1919–20.02.2017).

Фото 4 (36).jpg
Матушка Лаврентия
(Екатерина Ивановна Попова)

О матушке Лаврентии (Поповой Екатерине Ивановне; 02.11.1915–07.10.2001) известно, что, будучи еще Екатериной Ивановной, она в 1940 году вышла замуж накануне Великой Отечественной войны и дождалась возвращения супруга обратно живым и здоровым. Муж был старообрядцем, но сама Екатерина Ивановна тогда к вере не проявляла особого интереса, поэтому между ними не было разногласий и семейная жизнь текла спокойно. В 1951 году Екатерина Ивановна закончила Школу кулинарного ученичества (в аттестате у нее по всем предметам стояло «отлично») и начала работать поваром. Но в конце 70-х годов в душе тихой женщины случился переворот: она пришла к Богу. 

Когда встал вопрос о венчании, супруг, принципиальный старообрядец, наотрез отказался идти в православную церковь. В семье начался разлад, хотя прожили они вместе уже около тридцати лет. А через некоторое время муж ушел в лес покататься на лыжах и больше домой не вернулся. Дальнейшая его судьба неизвестна, поиски ни к чему не привели, поэтому в 1979 году Екатерине Ивановне выдали свидетельство о расторжении брака. В это время она хотела принять монашество, но в Московской Патриархии священноначалие решило, что сначала ей надо ухаживать за больным старшим братом и его женой, а потом уже принимать постриг. Святое заветное желание со временем исполнилось: Екатерина стала монахиней и долго служила Господу. Уже совсем немощной, матушка Лаврентия пришла в богадельню. Она была всегда приветливой, веселой, непрестанно молилась. Такой матушку все и запомнили. 

Святое заветное желание со временем исполнилось: Екатерина стала монахиней и долго служила Господу
Фото 5 (27).jpg
 Монахиня Матрона (Мария Яковлевна Зарубина)

Монахиня Матрона (Мария Яковлевна Зарубина; 20.08.1914–11.05.2004) пришла жить в Алексеевскую богадельню инокиней Марией, до этого она многие годы была алтарницей в Богоявленском соборе. Накануне Великой Отечественной войны Мария вышла замуж. Венчались молодые в Богоявленском соборе при закрытых дверях, потому что жених был боевым офицером Красной армии. В годы жестоких гонений на веру такой поступок с его стороны был подвигом во имя правды Христовой. 

Семейная жизнь молодоженов продлилась ровно неделю. Началась советско-финская война (вооруженный конфликт между СССР и Финляндией, 1939–1940 годы). Мужа сразу призвали в район боевых действий, откуда он не вернулся. Мария Яковлевна замуж больше не выходила, а всю жизнь трудилась в Богоявленском соборе. Она получила благословение на монашество, но по своему смирению приняла только иноческий чин. Уже в богадельне на смертном одре ее постригли в монахини в честь преподобной Матроны Константинопольской (память 9/22 ноября по н. ст.). После этого события матушка прожила еще четыре года, смиренно и мужественно терпя мучительные боли до того срока, когда Господь принял эту святую душу в Свои обители.

Из жизни он ушел тихо, по-монашески

Прихожане храма Всех святых Алексеевского монастыря и работники богадельни сугубо поминают всеми любимого иеромонаха Алексия (Тетерина; 24.05.1947–19.01.2000), наместника Артемие-Веркольского монастыря, по болезни находившегося на покое при храме Всех святых. «Добрая улыбка и светлый взгляд располагали к нему людей. Любой человек, встречавшийся с ним, знавший (или даже не знавший), что он священник, ощущал желание обязательно принять через него благословение Божие»[2].

Фото 6 (12).jpg
Иеромонах Алексий (Тетерин)
syktyvkar-eparchia.ru

Отец Алексий родился на Украине и был крещен в Православной Церкви, назван Егором – в честь святого Георгия Победоносца. Вполне успешный в продвижении по службе (он имел должность проректора института и руководил небольшой фирмой), в 1994-м году вдруг все оставил и под Преображение Господне, 18 августа, в Троице-Стефано-Ульяновском монастыре принял постриг в малую схиму с именем Алексий, в честь преподобного Алексия, человека Божия. Было ему тогда 47 лет. Это решение было неожиданным для всех, но в Егоре Павловиче оно зрело годами. 

По свидетельствам Нины Васильевны Морозовой, опубликованным в ее статье «Эта тихая любовь есть любовь Христова: к 75-летию со дня рождения иеромонаха Алексия (Тетерина)»: «Он вспоминал: когда ему было 20 лет, знакомый священник предложил ему стать его преемником и направить свою жизнь по духовному пути. Но тогда он не был готов принять это предложение, было желание получить специальность. Примерно в это же время он тяжело заболел и полностью поседел. Летное училище, где он учился, пришлось оставить, и позднее Егор Павлович окончил Московский институт инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии по специальности "инженер-геодезист". Параллельно с учебой он трудился на подземных работах по строительству Киевского метро. В 1976-м году он женился, переехал в Ленинград, вскоре родилась дочь Наталия. Егор Павлович работал маркшейдером на строительстве метро, а затем геодезистом в поисковых партиях Якутии, в горах Памира, на Ямале... Эти суровые условия были плодотворными для его пытливого ума, давно искавшего Истину и смысл жизни, что характеризует его как целеустремленного человека. Имея большой организаторский талант, Егор Павлович все силы отдавал работе»[3]

В 1994 году, будучи слушателем курсов катехизаторов, он стал активно трудиться над восстановлением Троице-Стефано-Ульяновского мужского монастыря. Решающим шагом на пути ко спасению было посещение Черниговского скита Троице-Сергиевой лавры, где он имел беседы с игуменом Борисом (Храмцовым; 1.08.1995–5.09.2001), а позже – встреча и приглашение в число братии настоятелем Троице-Стефано-Ульяновского монастыря Питиримом (Волочковым), ныне архиепископом Сыктывкарским и Коми-Зырянским, круто изменившие жизнь 47-летнего Егора Павловича.

«Бог мне открыл православие. Я понял, что счастлив тем, что я русский человек, родился в православной стране, но я несчастен тем, что не знаю своей родной веры, не знаю своих корней. А когда начал изучать нашу христианскую православную веру, я понял, что сильнее ее нет ничего на земле, ничего лучше не придумали люди. Чем бы я ни занимался, душа болела. В миру я имел полное материальное обеспечение. Знаю, что православному человеку жить в нашем мире трудно – не хватает сил, и нужна община, нужна поддержка друг друга…» (из интервью для фильма о Троице-Стефано-Ульяновском монастыре, 1994 год).

Когда начал изучать нашу православную веру, я понял, что сильнее ее нет ничего на земле

Епископ Архангельский и Мурманский Пантелеимон (Долганов) Божиим Промыслом из трех претендентов выбрал монаха Алексия на освободившееся место наместника Артемие-Веркольского монастыря и рукоположил его 2 июня 1995 года в сан иеродиакона, а 3 июня 1995 года в сан иеромонаха – в день празднования Владимирской иконы Божией Матери. Но самое главное свершилось 6 июля 1995 года, когда в день 450-летней годовщины преставления праведного отрока Артемия Веркольского, иеромонах Алексий был поставлен наместником Артемие-Веркольского мужского монастыря и 16 июля 1995 года утвержден решением Священного Синода. 

Фото 7 (10).JPG
Артемие-Веркольский мужской монастырь. verkola.ru 

Новый наместник прибыл в святые руины (таким в те годы была Веркольская обитель) и отдал все силы на восстановление молитвенной жизни монастыря. Иеромонах Алексий каждый день служил Литургию, а после богослужения совершал крестный ход по обители. Тогда братия монастыря состояла из трех монахов и нескольких трудников. Для отца Алексия тот год выдался нелегким: требы, хозяйственные заботы о монастыре и братии, поиски благотворителей для финансовой поддержки ремонтно-восстановительных работ. Приобретались продукты питания, собиралась духовная литература, иконы, свечи, налаживалось подворье в Архангельске. С трудом была получена государственная помощь на реставрацию монастыря. Везде требовалось личное участие иеромонаха Алексия, а расстояния немалые. Только Божия помощь в богоугодном деле давала ему силы. Настоятелем отец Алексий был всего лишь год, но это время оказалось интенсивным рывком на его духовном пути, с напряжением всех сил.

Труды отца Алексия были истинно подвижническими, и он понимал суть своего служения: «Возрождение России невозможно без нашей Русской Православной Церкви. В самые тяжелые времена Россия из небытия, из уничижения возрождалась благодаря Церкви. Вспомним нашествия – как с запада давили католики, с востока – татары, с юга – другие племена. Россия была загнана в такие маленькие пространства, в лесные болота, чащобы. А благодаря Церкви сегодня мы имеем шестую часть мира. Эта территория не взята огнем и мечом, а "завоевана" монахами – их просветительской апостольской деятельностью. В настоящее время актуальна проблема православия, русских православных монастырей. Церковь и святые отцы говорят, что возрождение России невозможно без возрождения православия, без монастырей» (интервью, август 1995 года).

Батюшка совершенно не щадил себя. Хозяйственные заботы и волнения окончательно подточили его здоровье, и летом 1996 года случился инсульт. Полгода он провел в больницах города Москвы. В монастыре его перевели за штат.

Батюшка совершенно не щадил себя. Хозяйственные заботы и волнения окончательно подточили его здоровье

Божий Промысл привел иеромонаха Алексия в богадельню при храме Всех святых тогда еще бывшего Ново-Алексеевского монастыря. Господь помог ему послужить по силам в алтаре храма, а в последнее время и у Престола Божия. Ежедневные молебны о здравии живущих и работающих в богадельне, занятия церковным пением, окормление детей и воспитателей в детском лагере отдыха под Рязанью в течение двух лет… 

На Рождество Христово 2000 года совершалась последняя ночная служба, в которой принял участие отец Алексий, а 10 января случился новый инсульт. За несколько дней до этого отец Алексий показал, где его похоронить. Иеромонах Алексий скончался 19 января, в день Богоявления. Не выдержало сердце. За день до кончины он пособоровался и причастился Святых Христовых Таин. А отказавшая правая рука стремилась сделать последнее крестное знамение на пути к вечности. Из жизни он ушел тихо, по-монашески. Многие осиротели, лишившись духовного пастыря.

Отпевали отца Алексия 22 января соборно десять священников, панихида шла три часа и прошла на одном дыхании. Руки его, при последнем целовании, были теплые. Похоронен иеромонах Алексий (Тетерин) на южной стороне часовни иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет» Алексеевского женского монастыря в Москве при большом стечении народа[4]

Фото 8 (4).jpg
Часовня иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет» Алексеевского женского монастыря в Москве. pstgu.ru

Иеромонах Рафаил (Бурмистров) – насельник Артемиево-Веркольского мужского монастыря свидетельствовал: «В нашем Свято-Артемиево-Веркольском монастыре глубоко почитается память приснопамятного иеромонаха Алексия (Тетерина). Имя его записано в наши синодики на вечные времена. Я сам воспитывался под руководством батюшки Алексия, учился послушанию, молитве. И в моей памяти он остался как строгий, но дорогой любящий отец»[5].

Из обращения протоиерея Артемия Владимирова, ныне духовника монастыря, к прихожанам храма Всех святых в день памяти иеромонаха Алексия 24 мая 2012 года: 

«…Всем вам помнится его глубокий вдумчивый взор и светлая улыбка, не мешавшая батюшке Алексию быть строгим и взыскательным к духовным чадам. Многие полюбили его и за душевный склад, и за пастырскую мудрость, и за обыкновенную человеческую скромность. До сих пор у его могилки можно увидеть неподвижно стоящих людей, углубленных в молитву… 

Когда вспоминаешь дорогого батюшку, на душе становится мирно и светло. Может быть, это одно из самых явственных свидетельств "спасенности" его души, умевшей любить без громких слов и признаний. Однако эта тихая любовь есть любовь Христова, и потому не имеет конца…»[6].


[1] Мазунина Е. С. Риторика диалога: проблемы исследования и освоения в школе и вузе // Материалы Всероссийской научно-методической сессии-конференции. 3–5 декабря 2001 года. Пермь: ЗУУНЦ, 2002. С. 184–187.

[2] Морозова Н. В. «Эта тихая любовь есть любовь Христова»: к 75-летию со дня рождения иеромонаха Алексия (Тетерина) // Православие.ru: URL: https://pravoslavie.ru/146313.html

[3] Там же.

[4] Морозова Н. В. Многие осиротели, лишившись духовного пастыря: Памяти иеромонаха Алексия (Тетерина) // Приходские вести. 2000. № 2. С. 10.

[5] Документальный фильм «Восхождение». К 20-летию кончины иеромонаха Алексия (Тетерина), 2019.

[6]Морозова Н.В. «Эта тихая любовь есть любовь Христова»: к 75-летию со дня рождения иеромонаха Алексия (Тетерина) // Православие.ru. URL: https://pravoslavie.ru/146313.html

Светлана Рыбакова 5 сентября 2024
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить