«Не будь неверующим, но верующим»

Беседа с протоиереем Андреем Рахновским

19 октября Церковь чтит память святого апостола Фомы. Ему принадлежат две кажущиеся противоречивыми фразы: «Пойдем и мы умрем с ним» (Ин. 11: 16) и «Я не поверю в Него, пока Сам не увижу на руках Его ран от гвоздей» (Ин. 20: 25). Так почему же мы говорим про апостола Фому, что он был неверующим, если он был готов отдать жизнь за Учителя? Преподаватель Сретенской и Московской духовных академий, настоятель храма Ризоположения в Леонове протоиерей Андрей Рахновский на примере апостола Фомы показывает, как мы можем сохранять веру в современном мире.

– Отец Андрей, почему сомневающегося в чем-либо человека называют «Фома неверующий»? Был ли апостол Фома таковым?

– Мы должны понимать, что народное употребление пословиц часто носит утрированный характер. Если говорить про Священное Писание, то там апостол Фома не называется неверующим. Сказано так: «Не будь неверующим, но верующим» (Ин. 20: 27). Христос не осуждает Фому, но подвигает его к развитию – движению к большей вере. 

– Но ведь апостол Фома хотел прикоснуться к ранам Спасителя, поскольку сомневался в факте Воскресения. Это свидетельствует о неверии?

– Да, конечно. Но это неверие особого рода. Это не неверие в Бога, в Иисуса Христа – это сомнение в Воскресении, в одной из составляющих веры. 

– Но как к этому относится? Позволительно ли апостолу сомневаться?

– Если мы будем держаться ближе к тексту, то поймем, что у других учеников не было повода для неверия, потому что Христос им явился воскресшим. Фомы в тот момент с ними не было. Вопрос еще в том, кому он не поверил. Для нас апостолы – это какие-то далекие люди, окруженные ореолом святости. А для Фомы – друзья, которых он хорошо знал. Апостол видел, что эти люди еще недавно бросили Иисуса Христа и разбежались. Как им поверить? 

– Насколько сильна была вера Фомы по сравнению с верой других апостолов?

– У Фомы был очень непростой характер. В том же Евангелии от Иоанна говорится, что когда Христос решил идти в Иудею, чтобы воскресить Лазаря, ученики спросили Его: «Равви! давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда?» (Ин. 11: 8). Но далее идет реплика Фомы: «Пойдем и мы умрем с ним» (Ин. 11: 16).

Причем в святоотеческих комментариях мы встречаем две позиции. Одни говорят, что этот отрывок свидетельствует о решимости Фомы, другие считают, что это было проявлением досады – мол, вот сейчас пойдем и все с Ним умрем. Фома – не такой, как прочие апостолы. Но при этом он с ними, со Спасителем. Христос рядом с Собой терпел разных апостолов и к каждому находил подход. 

– Апостол Фома знал и видел Христа, но в критический момент усомнился. Откуда возникает вера у нас, людей, которые Бога не видели? 

– Недавно в полемике с верующим один человек задал такой вопрос: «С чего вы взяли, что правильно Его поняли?» Речь об Иисусе Христе. Вопрос замечательный. Если продолжить эту логическую цепочку, то получится следующее. Вот, допустим, мы уверовали. Мы верим, что есть не только тело, но и душа. Вытекает ли из этого логически, что есть Бог? Нет. Просто мы поняли, что есть еще некий вид бытия. Также мы уверовали, что есть ангелы. Допустим, даже ученые подтвердили факт их существования. Означает ли это, что есть Бог? Не означает. Допустим, ученые открыли, что Бог существует. Означает ли это автоматически, что это тот Бог, Который воплотился в Лице Иисуса Христа, что это тот Бог, Который является автором Священного Писания, что мы имеем дело с тем самым Богом? Нет. Оказывается, что даже если человек уверует, что есть Бог, и прямо Его увидит, это не будет означать его мгновенный переход к христианской вере. Почему тогда это происходит? Иоанн Богослов говорит о внутреннем свидетельстве Бога. Как это, что это такое? Почему человек внутри себя осознает, что Бог – это именно тот Бог, о Котором говорит Евангелие, и, кроме Него, нет другого? Для верующих людей это реальность. Мы друг друга понимаем и не можем от всего этого отречься. Понимаем, что это истина, но доказать и объяснить ее не можем. 

Пока человек не получит это внутреннее откровение, в нем не родится вера во Христа, о которой мы с вами говорим. А как происходит это откровение – тайна. 

– Таким образом, если я Вас правильно понял, здесь присутствует два ключевых момента: чудо как некий дар от веры в Бога и личный опыт? 

– Да, совершенно верно. Недаром преподобный Исаак Сирин говорит: «Бог познается по силе жития». «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Ин. 5: 8). Другого пути нет. 

– Как выполнить повеление Божие «не быть неверующим, но верующим»?

– Дело в том, что одной веры мало. Христос задает Петру ключевой вопрос: «Симон Ионин! любишь ли ты Меня?» (Ин. 21: 16). Одной веры оказывается недостаточно. У апостолов бытие Христа не вызывало никаких сомнений, и Иуда не сомневался, что Иисус Христос существует. Но нам предлагается не просто поверить в Того, Кого мы не видим, а еще и возлюбить Его вплоть до того, чтобы быть готовым отдать за Него свою жизнь. 

У Фомы была жажда своими глазами увидеть Христа. Его неверие – это неверие мистика, который жаждет непосредственного общения с Богом. «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20: 25). Это жажда видеть Христа своими глазами, сделать Христа объектом своего опыта. Ведь он же как апостол потом должен был свидетельствовать об этом опыте. Неверие Фомы было основано на жажде прикоснуться к Самому Христу. В этом выражен аспект любви в виде влечения и стремления к предмету своей веры. 

Неверие Фомы было основано на жажде прикоснуться к Самому Христу

– Отец Андрей, у Вас большой опыт пастырского служения. Скажите, какими путями люди сегодня приходят к вере? 

– Сколько людей, столько и вариантов. Когда Господь кого-то хочет призвать, то Он посылает ему «тугу душевную». У человека есть в душе ощутимая пустота. Он понимает, что когда обращается ко Христу, все встает на свои места. Можно так это описать. 

Почему так происходит, что человек переживает внутреннюю перемену, когда обращается ко Христу? Как пропадает влечение ко греху? Человек не настраивает себя на это и не испытывает какой-то экзальтации. Я не понимаю, как это происходит – это чудо.

Но это происходит реально. К нам в храм приходили люди, которые ни разу не исповедовались. Часто такие люди приходят как бы с черным лицом. Начинаешь с ними беседовать и видишь, как человек через осознание своих грехов меняется – просто из одной галактики переходит в другую. Поэтому кто-то приходит к вере через ощущение внутренней пустоты, потребности в Боге, кто-то – через прикосновение к таинству Церкви.

– Как не отдалиться от Христа после встречи с Ним? 

– Из состояния сомнения и неверия невозможно выйти, если у человека нет привычки и опыта рефлексии.

– Поясните, пожалуйста, что Вы имеете в виду? 

– Я имею в виду размышления над самим собой, над истинами веры, когда человек способен со стороны увидеть свою позицию. Опыт рефлексии будет, только если человеку в процессе воцерковления сказали, что задумываться над собой и думать – это хорошо. А иногда говорят: «Не думай, веруй». И если у человека нет опыта осмысления себя как верующего, если он не смотрит на себя со стороны, то у него не будет «оружия» против сомнения. А почему рефлексия – это оружие против неверия? 

Допустим, у вас сейчас возникли какие-то вопросы к Богу и вам кажется, что вы не верите или сомневаетесь в каких-то моментах. Начните задавать себе простые вопросы. Вы до текущего момента не знали, что бывают сомнения в вере? Это же не сейчас вдруг обнаружилось, что у вас какие-то сомнения. Значит, они и у других людей были. Человек начинает задумываться, почему он именно сейчас усомнился. До этого же его вера на чем-то основывалась.

Рефлексия – это попытка внести объективность в очень субъективную реальность веры. И когда человек начинает так себя проверять, даже собственные сомнения начинают казаться странными, глупыми, очень незрелыми. 

Рефлексия – это попытка внести объективность в очень субъективную реальность веры

– Разве не может быть наоборот? 

– На пути рефлексии могут быть и неудобные вопросы к себе. Но тут мы уже сталкиваемся с тайной личности. Почему сатана, который был приближен к Богу, вдруг отошел от Него? Кто лучше понимал, что есть Бог, как не первый ангел Господень? Даже самая правильная рефлексия не гарантия того, что человек пойдет по правильному пути. Рефлексия важна тем, что она может поставить под сомнение не только бытие Божие. Настоящая рефлексия ставит под сомнение и свои собственные мысли о Боге, и свое собственное сомнение, неверие. Если это честная рефлексия. 

Этому надо учиться. Это определенный опыт и один из моментов, которые могут человека немного отрезвить и, по крайней мере, уберечь от каких-то скоропалительных решений и действий. 

Феофан Затворник писал: чтобы крепко стоять в вере, нужно вообразить истину и молиться о ней. И обязательно наступит момент, когда истина войдет в сердце и сроднится с душой. Мне эти слова святителя близки.

Беседовал Сергей Витязев

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить