Преподобноисповедник Леонтий (Стасевич). Только славил Господа

В каком возрасте вступали в брак в Российской Империи во второй половине XIX века? С 1840 года законодательно было установлено, что брачный возраст жениха – 18 лет, невесты – 16. В соответствии с данными Первой Всеобщей переписи населения 1897 года средний возраст при вступлении в брак для женихов составлял 24 года, для невест – 21 год.

Примерно в это время (вторая половина XIX века) в посаде Тарногруд Билгорайского уезда Люблинской губернии (Российская Империя; ныне – территория Польши) жила простая благочестивая крестьянская семья. Супруги Фома и Екатерина Стасевичи не имели детей.  Только когда супругу исполнилось 44 года, а его жене – 32, Господь даровал им единственного их ребенка – сына. Это событие произошло 20 марта 1884 года. Мальчика назвали Львом.

Фото 1 (17).jpg
Иеромонах Леонтий (Стасевич)

Родители Льва были богобоязненны, странноприимны, трудолюбивы и отзывчивы на чужую беду. Очень часто в их доме ночевали странники. Маленький Лева засыпал под их пение. Пели странники молитвы и духовные стихи. Мальчик рос, получая христианское воспитание, помогая родителям в их крестьянских трудах, посильно обучаясь наукам.

Окончив гимназию, 15-летний юноша поступил писарем в Тарно-градский суд. Частое присутствие на судебных заседаниях возымело неожиданный результат. Насмотревшись сполна на несправедливость этого мира, человеческую злобу и страдания людей, Лев решил посвятить свою жизнь Богу. Он поступает в Холмскую духовную семинарию, по окончании которой в 1910 году в возрасте 26 лет приходит в Яблочинский Онуфриевский монастырь. Обитель эта была уникальна тем, что, несмотря на свое крайне западное географическое положение, отвергла навязываемый западом католицизм и униатство и сохраняла чистоту православной веры. Через два года Лев Фомич был пострижен в мантию с именем Леонтий. В том же году рукоположен в иеродиакона, через год – в иеромонаха. В Онуфриевском монастыре отец Леонтий познал совершенную монашескую жизнь, этот идеал был запечатлен в его душе навсегда.

Насмотревшись сполна на несправедливость этого мира, Лев решил посвятить жизнь Богу

С началом Первой мировой войны отец Леонтий был переведен в Москву в Богоявленский монастырь. Здесь произошла судьбоносная встреча. Один блаженный предрек ему его исповедничество: «Придет время, тебя поведут по улице и прикладами будут погонять». Но все это было потом. А пока отец Леонтий – слушатель Московской духовной академии. Но закончить обучение было не суждено – Академия была закрыта безбожной властью в 1920 году. А отца Леонтия возвели в сан игумена.

Фото 2 (18).jpg
Яблочинский Онуфриевский монастырь

Через два года он – настоятель Спасо-Евфимиевского монастыря в Суздале, но очень скоро обитель была закрыта, и отец Леонтий стал приходским священником. Он установил ежедневное богослужение по уставу, служил пламенно, вера его горела и освещала все вокруг; в приход потянулись люди со всей Владимирской епархии – столь велик был духовный голод в народе в это тяжелое для Православной Церкви время. В 1924 году отец Леонтий был возведен в сан архимандрита.

1929 год ознаменовался новым витком борьбы с Православной Церковью на уровне государства. 4 ноября 1929 года (день празднования Казанской иконы Божией Матери) Антирелигиозная комиссия приняла постановление о запрете колокольного звона.

Целью этой компании было тотальное закрытие церквей, которые каким-то чудом еще оставались на постимперском пространстве после натиска на православие живоцерковников и разграбления Православной Церкви в ходе реализации программы по изъятию церковных ценностей.

Фото 3 (16).jpg
Изъятие церковных ценностей

Тем временем в ОГПУ поступил донос. Лицо с «редкой» фамилией Петров писало:  «Архимандрит Стасевич раньше был бело-тихоновской группировки, теперь же какой-то особой; бывает у него массовое стечение в церкви народа, в особенности монашек, – и вообще суздальской интеллигенции; своими выступлениями в церкви он подрывает авторитет советской власти. Вообще все духовенство… принадлежит к бело-тихоновской группировке. Указанную группу часто приходится видеть всех вместе. Необходимо разоблачение таковой».

Властям даже не пришлось изощряться и что-либо выдумывать. Отец Леонтий сам дал яркий повод заняться им вплотную. «Звон тогда был запрещен, – рассказывал впоследствии сам отец Леонтий. – А мне… так захотелось Господа прославить звоном. Залез на колокольню и давай звонить. Долго звонил. Спускаюсь с колокольни, а меня уже встречают с наручниками».

Так захотелось Господа прославить звоном, долго звонил, спускаюсь, а меня уже встречают с наручниками

Уголовное дело было возбуждено 2 февраля 1930 года, 3 февраля отец Леонтий был арестован. Это было началом его исповедничества.

Из протокола допроса отца Леонтия:

«В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю и поясняю, что ни в какие антисоветские группировки не входил и о существовании таких группировок не слыхал. Перечисленных мне в постановлении моих сопроцессников знал, но близкого знакомства с ними не вел. Я сторонюсь от всяких знакомств и живу замкнуто».

Приговор: три года лагерей. Вернувшись, он вновь служил приходским священником. На сей раз в Ивановской области.

Второй раз арестован 5 ноября 1935 года. Из обвинительного заключения (орфография и пунктуация оригинала сохранены): «Входил в состав группы активных церковников "ИПЦ" и являлся ее вдохновителем. Поддерживал связи с юродствующим элементом, ардатовским старцем Иоанном и выдавал последних за "прозорливцев" и "святых"; втягивал в религиозную деятельность детей школьного и дошкольного возраста путем раздачи последним разного рода подарков; распространял провокационные слухи о кончине мира, пришествии антихриста и падении советской власти».

Отец Леонтий был мужественен и тверд: «Ни по одному пункту предъявленного мне обвинения виновным себя не признаю». Три года лагерей. Карлаг (Карагандинский исправительно-трудовой лагерь). Один из самых жестоких лагерей ГУЛАГа с невыносимыми, бесчеловечными условиями содержания. Вот как сам отец Леонтий рассказывал об этом: «Часто нам не давали по целым ночам спать. Только ляжешь – кричат: "Подъем! На улицу строиться!" А на улице холодно и дождь. И начинают мучить: "Лечь! Встать! Лечь! Встать!" А падаешь прямо в лужу, в грязь. Затем скомандуют отбой, придешь в барак, только начнешь согреваться, а они уже опять кричат: "Подъем! Строиться!" И так идет до утра. А утром надо идти на тяжелую работу… Бывало, в тюрьме откушаем, а нас выведут, поставят в ряд и говорят: "Сейчас будем расстреливать!" Прицелятся, попугают, а потом опять в барак гонят».

Фото 4 (13).jpg
КарЛаг (Карагандинский лагерь). Вышка часового

В этом лагере с отцом Леонтием случилась невероятная история. События, о которых пойдет речь, могли бы сломать любого. Но исповедник Христов не просто выстоял, он преподал своим мучителям урок стояния в вере и Христовой любви к ненавидящим и обидящим.

Исповедник Христов не просто выстоял, он преподал своим мучителям урок стояния в вере

Известно ли читателю, что такое выгребная яма? Это яма в отхожем месте, наполненная всяческими нечистотами, в основном канализационного характера. Именно в такую яму охранники лагеря в пасхальную ночь опускали на веревке связанного отца Леонтия за то, что он не пожелал отречься от Господа. Вытаскивали и задавали вопрос: «Отрекаешься?» – «Христос воскресе!» – слышали они в ответ. Его вновь окунали в нечистоты и опять, вытащив, задавали тот же вопрос. «Христос воскресе, ребята!» – кротко отвечал отец Леонтий. Они так и не добились от исповедника предательства Бога. В итоге отпустили.

После лагеря отец Леонтий вернулся в Суздаль. Все храмы к этому моменту были закрыты, поэтому служил архимандрит на квартирах своих духовных чад, которые приютили его. В 1947 году отца Леонтия назначили настоятелем храма Живоначальной Троицы в селе Воронцово Пучежского района. Позже он стал благочинным церквей указанного района. Давление на Православную Церковь в конце 40-х приобрело форму 20-летней давности: власти вновь облагали храмы непосильными налогами, за неуплату закрывали. Но отцу Леонтию удавалось сохранять приходскую жизнь, к которой присоединялось все больше и больше людей. Ревнитель благочестия, он вновь ежедневно служил, практически по-монастырски. Все это страшно раздражало безбожную власть. Было принято решение о третьем аресте архимандрита. Будто почувствовав это, отец Леонтий за три дня до ареста раздал духовным чадам келейные иконы и другое свое имущество. Его арестовали 2 мая 1950 года сразу после Литургии. Допросы продолжались три месяца без перерыва. Он держался мужественно, стойко, с большим достоинством и одновременно с кротостью и смирением.

Фото 5 (8).jpg

Из протоколов допросов исповедника:

– До сих пор вы не дали следствию правдивых показаний о своей преступной деятельности. Сейчас вы намерены изменить свое поведение и на следствии говорить правду?

– Я не изменю своих показаний на следствии, так как в действительности я не совершал преступлений против существующего политического строя в СССР.

– Лжете! Следствию известно, что вы даже в своих проповедях при богослужениях наряду с религиозными поучениями распространяли провокационные антисоветские измышления.

– Во время богослужения, а также и в разговорах с верующими я никаких провокационных антисоветских слухов не распространял и в этом не виновен.

– Что вы говорили о так называемом «страшном суде» и «кончине мира»?

– О Страшном Суде я читал Евангелие, но сам это место из Писания не истолковывал.

– Сейчас вы ознакомились с постановлением о привлечении вас к уголовной ответственности. Понятна ли вам сущность обвинения?

– Содержание обвинения мне понятно.

– Признаете ли вы себя виновным в предъявленном обвинении?

– В предъявленном обвинении я не признаю себя виновным. Я никогда не был враждебно настроен к советской власти, не занимался антисоветской деятельностью. Я считаю, что в церкви я служил честно, не группировал вокруг себя антисоветски настроенных лиц и даже не встречал таких людей среди своих знакомых верующих.

– Вам уже известно, что ваша преступная деятельность следствием вполне доказана. Намерены ли вы вести себя честно на следствии?

– Я не занимался преступной деятельностью, а поэтому не могу изменить своих показаний на следствии.

– Но вам приводились свидетельские показания, которыми вы изобличаетесь в проводимой антисоветской деятельности. Эти показания вы не можете ничем опровергнуть и только голословно отрицаете свои преступные действия. Вам еще раз предлагается отвечать правду на поставленные вопросы.

– Я уже говорил, что свидетели дали на меня вымышленные показания.

– На прошлых допросах вы скрыли ряд своих последователей, с которыми поддерживали близкие связи. Назовите их.

– Близких связей я не поддерживал ни с кем.

– На прошлом допросе вы показали, что являетесь сторонником так называемой истинно православной веры. В чем заключается сущность этой веры?

– Я считаю истинно православным верующим того, кто не отступает от Божьего Писания, беззаветно предан вере и не искажает церковного богослужения. К этому числу отношусь и я. Лично я всеми силами стараюсь исполнять богослужение полностью, как оно совершалось, например, в дореволюционных монастырях. Служба в церкви должна быть ежедневной, и этого я строго придерживался. Я считаю, что священник должен быть прежде всего монахом, полностью отдавшимся вере, а поэтому я вел монашеский образ жизни. Тех священников, которые проводят богослужение не ежедневно, сокращают его, предаются мирским соблазнам, я считаю отступившими от православной веры.

Я считаю истинно православным верующим того, кто не отступает от Божьего Писания

Отца Леонтия приговорили к 10 годам лагерей и отправили в Братский ИТЛ Иркутской области. После смерти Сталина вышел указ об амнистии, дело отца Леонтия было пересмотрено. 71-летнего исповедника выпустили 30 апреля 1955 года. Он хотел только одного: служить. 20 июня 1955 года назначен настоятелем храма Архангела Михаила села Михайловское Середского района Ивановской области. Численность прихода была огромна: верующие районного города и 24  сел вокруг него. Бытовые условия были ужасны: жил отец Леонтий в неотапливаемой избе. Нуждающихся в пастырской заботе он посещал на дому, для чего ему приходилось пешком проходить десятки километров. При этом он ежедневно служил. Отец Леонтий только славил Господа. Ни слова ропота, ни малейшей жалобы, никакого неудовольствия. Господь даровал ему невероятные смирение и кротость. Один лишь пример. Властям донесли, что священник приходит в город, принимает заказы на требы и тут же их исполняет, хотя по закону должен регистрировать их в храме. И вот отцу Леонтию пришлось принимать заказы в городе, идти за 10 км в село в храм регистрировать их, а потом в тот же день возвращаться пешком в город и исполнять требы. Это было просто откровенное издевательство над пожилым пастырем. Но отец Леонтий безмолвно и кротко исполнял все.

В 1960 году архимандрит Леонтий был награжден правом служения Божественной литургии с открытыми царскими вратами до Херувимской песни.

Фото 6 (4).jpg
Архимандрит Леонтий (Стасевич)

Горько, что к скорбям, переносимым отцом Леонтием, прямое отношение имели священники. Один желал настоятельства в его храме и строчил анонимки, другие в корыстных целях оклеветали его… По одному из таких доносов исповедника даже запретили в служении на месяц.  «Плачу и рыдаю, – говорил он. – Шило в мешке не утаится, все выйдет наружу, все улетят». Его перевели в глухомань – в Свято-Введенский храм села Елховка Тейковского района. Здесь случилось чудо. Молитвами отца Леонтия исцелилась одержимая женщина.

Тем временем паства села Михайловское умоляла вернуть ей любимого пастыря. Их чаяния в итоге увенчались успехом. Только отцу Леонтию на момент возвращения в Михайловскую церковь было уже 80 лет. Господь даровал ему дар прозорливости. Исповедник был истинным духоносным старцем. Он относился к людям с большой любовью. Никогда никого не обличал, не был строг, не был требователен. Мягко и с большой заботой о душе указывал на духовные болезни, исцелял душевные раны.

«Исповедь у него была удивительно плодотворной, очень духовной и очень смиренной, – свидетельствовал архиепископ Ивановский и Кинешемский Амвросий (Щуров), – он никогда не обличал человека в его недостатках, а старался говорить так, чтобы человек не обиделся».

Одна из духовных дочерей отца Леонтия рассказывала:  «Дает листочек с переписанными грехами, и когда читаем эти грехи, укажет на какой-нибудь грех пальчиком и скажет: "Прочитай-ка еще раз". Это, значит, мой грех. А когда человек очень волновался, отец Леонтий говорил: "И у меня это было, и у меня это было"».

Наставления его были кратки, он давал их как бы не от себя, а по наитию Святого Духа. Близким он говорил: «Мне давно рай открыт, но я живу ради вас, чтобы все вы спаслись».

Наставления его были кратки, он давал их как бы не от себя, а по наитию Святого Духа

Чудес происходило много. Отец Леонтий указывал на что-либо, и дальнейшие события подтверждали верность его слов. А однажды случилось вот что. Рано утром 16 апреля 1970 года отец Леонтий совершал панихиду о новопреставленном Патриархе Алексии. Пришедшие на службу люди были потрясены и стояли молча. После панихиды его спросили, зачем он служил панихиду по живому Патриарху? Отец Леонтий ответил: «Святейший Патриарх Алексий умер, но этой ночью мы с ним виделись и вместе молились, чтобы Патриархом был избран митрополит Пимен». Очень скоро все подтвердилось.

Он молился за всех, не только за духовных чад и прихожан, даже за богохульников. Один тракторист хотел разрушить колокольню, о чем ежедневно с цинизмом и насмешками сообщал отцу Леонтию. В итоге во время исполнения своего замысла вместе с трактором ушел под лед реки, которую надо было преодолеть до храма, и умер от разрыва сердца. Отец Леонтий молился за него со слезами. На недоумение прихожан он отвечал: «Как же мне о нем не молиться, если он ко мне каждый день ходит, молитв просит».

Незадолго до смерти исповедник стал выбирать себе место для погребения. За алтарем не велел хоронить: там все закатают в асфальт. На маленьком прихрамовом кладбище тоже не велел: «Не хочу, чтоб по мне катались». В итоге велел похоронить на простом сельском кладбище. Со временем место за алтарем было закатано в асфальт, маленькое прихрамовое кладбище перепахали и заездили тракторами. А сельское кладбище никто не тронул.

7 февраля 1972 года отец Леонтий отслужил свою последнюю Литургию. На следующий день, очень ослабевший, он радостно восклицал: «К Богу идем, к Богу идем!» 9 февраля исповедник причастился, а на следующий день мирно отошел ко Господу.

Фото 7.jpg
Преподобноисповедник Леонтий

Незадолго до смерти отец Леонтий сказал отцу Иоанну, второму служащему священнику Михайловской церкви, который часто бывал груб к исповеднику: «Вот умру, из меня много воды потечет». Отец Иоанн обругал его тогда. А после смерти отца Леонтия пришел служить панихиду на его могилу и увидел рядом забивший родник. Со слезами просил прощения он у исповедника: «Отец Леонтий, прости меня, что не верил я тебе».

Священноисповедник Леонтий (Стасевич) прожил на этой земле 88 лет. Кроток и смирен сердцем, радостен и благодарен Богу за все. При любых обстоятельствах своей непростой жизни он повторял только одно: «Я живу как в раю!» Всегда с Господом, преданный Богу всей душой. Пример крепкой веры и благочестия мирянам, строгой богоугодной жизни – монашествующим, пламенного служения – священникам. Прозорливец, чудотворец. Господь не щадил его, щедро одаривая испытаниями. Но исповедник всегда провозглашал: «Слава Богу за все!» И ныне, пребывая у Престола Божия со всеми святыми, молится за нас любвеобильный пастырь наш священноисповедник Леонтий. Слышит молитвы наши и помогает нам, грешным, с верою и любовию притекающим к его благодатному предстательству.

Наталья Ващина 8 февраля 2023
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить