Преподобный Никифор (Дзанакакис) Прокаженный. Часть 1

Сегодня мы будем говорить о человеке, который жил крестной жизнью и доказывал это своими поступками. О человеке, который вел крестную жизнь, как поется в тропаре Честному Кресту Господню, как все святые и праведники, – о преподобном Никифоре.

Фото 1 - 2024-10-31T000413.471.JPG
Преподобный Никифор (Дзанакакис) Прокаженный. christianityart.gr

Преподобный Никифор был критянином. Будучи студентом, я познакомился со многими больными проказой критянами в инфекционной больнице в Эгалео, недалеко от Афин. Моим духовником был отец Евмений (Саридакис), который тоже был критянином и в последние годы жизни преподобного Никифора был его послушником. Вы понимаете, что для меня преподобный Никифор был не просто святой, чье житие я прочитал в книге, но в каком-то смысле он был моим духовным отцом.

Он родился в 1890 году от благочестивых родителей в Сиритари, горной деревне, в номе Ханья в Греции. Его звали Николаем. Рано умерли его отец и мать. В тринадцать лет Николай уже был круглым сиротой, и заботу о нем взял на себя его дедушка. Дом его отца в Сиритари похож на старинные дома, которые были на Кипре и которые в действительности были кельями отшельников в миру. В те времена истинные подвижники ничем не отличались от многих мирских людей.

Дедушка отвез Николая в Ханью, ближайший к Сиритари город, и там он учился на цирюльника. Сразу же, когда он вернулся после учебы в родной дом, на его теле стали появляться пятна, которые приводили его в недоумение. 

На Крит проказа, эта страшная болезнь, пришла от крестоносцев и от арабов в древние времена, когда остров находился под властью арабов. На Кипре арабского владычества не было, потому что здесь были расположены акриты[1]. В горах Пендадактило, напротив залива Морфос, находится залив Аталия (сегодня Анталия), где располагалась Византийская «военно-морская база», что в современности равносильно Шестому американскому флоту. Кипр пережил 25 арабских вторжений с грабежами, захватами, разрушением городов и деревень, но никогда не был под арабским владычеством. Напротив, большая группа арабов из Испании, а именно из Андалусии, захватила Крит, который находился под властью арабов 280 лет и рисковал потерять свою православную веру. Крит был освобожден великим полководцем, а затем византийским императором Никифором Фокой. Результатом арабского владычества стало распространение проказы.

На меня произвело впечатление, что в 1980 году, когда я учился на юридическом факультете в Афинах, половина прокаженных в инфекционной больнице в Эгалео были критянами. Я встретил всего двух-трех киприотов. Конечно, на Кипре жил удивительный человек Хаджигеоргакис Корнесиос[2], который позаботился о том, чтобы в Никосии в годы турецкого владычества был построен лепрозорий[3]. Позже Хаджигеоргакис Корнесиос был убит турками. Он собрал всех прокаженных Кипра, и жители были изолированы от страшной болезни. На Крите ничего подобного не было. Как только кто-то заболевал проказой, мэр вместе с полицейским и врачом должен был вывести его из общины и поселить в пещере или в старом необитаемом доме. Проказа была не только мучительной болезнью, но и означала социальную изоляцию. Юный Николай, 14-летний сирота из Ханьи, хорошо понимал, что эта болезнь для него – живая смерть. Она похоронила его мечты, здоровье и общение с людьми.

Эта болезнь похоронила его мечты, здоровье и общение с людьми

В 1905 году принц Георгий посетил Крит, узнав, что там существует большая проблема с проказой, и решил передать больным небольшой остров Спиналонга к северу от Крита. Таким образом все прокаженные, которые, по сути, были живыми мертвецами, собрались на Спиналонге. Была создана община из почти 500 человек, то есть небольшое село. Но и там люди не переставали страдать, были изолированы от остального общества.

Николай был в панике. Он скрывал свою болезнь и ждал возможности уехать с Крита, потому что слышал о разных нехороших вещах, которые происходили в Спиналонге. В возрасте 16 лет Николай отправился в Александрию, где была процветающая греческая община, и чтобы заработать на жизнь, он занялся ремеслом, которому научился на родине. 

Он работал цирюльником и старательно пытался скрывать обнаженные части тела – руки и лицо. Он беспокоился о том, что проказа проявится и будет видна окружающим. Ехать в Александрию было еще опаснее, чем оставаться на Крите. Ведь если бы арабы арестовали Николая, то его положение бы усугубилось. Над парнем нависла тень смерти.

На одной из его фотографий мы видим человека, который уже был болен проказой, но внешне это никак не проявлялось. Николай был очень общителен, его очень любили в греческой общине, у него был красивый голос, и в целом он был приятным человеком. В правой руке Николай держит четки. Кто-то предложил ему совершить паломническую поездку на Святую Землю. Сложно представить, насколько значимым было это паломничество для молодого Николая. Он оставался в Александрии до 1914 года, в тот момент ему было уже 24 года. В то время и была сделана эта фотография.

Фото 2 - 2024-10-31T000416.226.jpg
24-летний Николай Дзанакакис.
agiosnikiforos.gr

Николай поехал на Святую Землю. Он вспомнил о традиции народного благочестия на Крите, связанной с паломничеством на Святую Землю, и поклонился Гробу Господню, приложился к Святому Кресту. Единственный, кто понимал, насколько важно было для него это паломничество, был наш старец Евмений, который в то время жил с отцом Никифором. Светское имя старца Евмения было Софроний, а позже критский архиепископ Тимофей при постриге дал ему имя Евмений.

Эта короткая заупокойная речь написана святым человеком – старцем Евмением. Прочитайте ее, чтобы понять, как внутренне преобразился преподобный Никифор, как только поклонился Гробу Господню и приложился к Святому Кресту.

Вот что сказал старец Евмений после смерти преподобного Никифора в 1964 году: «Если бы боль, скорби и испытания были взяты из жизни людей, то святость принадлежала бы только ангелам. Эту истину, являющуюся аксиомой нашей православной веры, знал отец Никифор (Дзанакакис), в миру Николай. Он преставился ко Господу 4 января 1964 года, а родился в Ханье в 1887 году[4] от благочестивых родителей и страдал проказой, которую он считал не проклятием, а особым благоволением Небес и личным призванием Христа Подвигоположника. В семнадцать лет он покинул родину, чтобы отправиться в паломническую поездку в Святую Землю и особенно на Лобное место (Голгофу), где боль была освящена, а Голгофа стала символом победителей над скорбями и неприятными событиями в жизни. Оттуда, из этого неисчерпаемого океана дерзновения и терпения, он черпал дерзновение и терпение, чтобы непрерывно нести высоко свой крест в течение пятидесяти двух лет. 

В 1912 году он поступил в лепрозорий на Хиосе и был рукоположен в монахи святым отцом Антимом (Ваяносом). Кто может перечислить его духовные борения в новой жизни? Хотя тело его истлевало, день за днем болезнь отнимала у него части тела: глаза, руки, ноги, затем он стал неподвижным, однако внутренний человек обновлялся духом. Этот приснопамятный человек отбросил все возможные страсти и пороки, постигая блаженное бесстрастие и полное послушание воле Божией и духовному отцу, стал в высшей степени человеком пламенной молитвы. Он не был силен в слове, но его широкая и добрая улыбка проповедовала лучше самого искусного проповедника, поэтому его келья стала купелью духовного крещения. Для всех, кто его посещал, и для нас отец Никифор был духовным оазисом в Сахаре этой жизни. Его успение вызвало у нас неописуемую скорбь, но и радость, потому что мы верим, что у нас есть горячий заступник перед Господом, который сохранит нас от козней лукавого. Вечная тебе память, ибо праведники всегда будут жить! Наименьшее твое духовное чадо Софроний, монах Агионикитский».

День за днем болезнь отнимала у него части тела, однако внутренний человек обновлялся духом

Итак, молодой человек с Крита Николай Дзанакакис отправляется в Иерусалим, уже пораженный страшной болезнью, чтобы черпать силу в Кресте. И, как точно сказал мне другой прокаженный, ныне покойный, большой мой друг, Аристид, чтобы оцерковить боль. Как важно вложить нашу боль в Церковь, откуда бы боль ни исходила: от болезни, скорби, клеветы, бедности, от чего бы мы ни страдали. И обрести особые отношения с Честным Крестом, в котором сосредоточена вся святость Господа нашего Иисуса Христа, и передать ее тем, кто поклоняется Ему в покаянии со смирением и болью. Душа Николая почувствовала это, и он отправился на Голгофу, к Святому Кресту нашего Господа, чтобы получить вдохновение и просветление. И куда же привело его это паломничество? К очень благочестивому архиерею, имя которого сейчас ищут в архивах. Все, что мы знаем о нем, – это то, что он родом с острова Самос. Он после исповеди сказал Николаю:

– Дитя мое, эта болезнь неизлечима и агрессивна. Ты должен отправиться туда, где есть другие люди с такой болезнью. Ты не хочешь ехать в Спиналонгу на Крите. Я знаю одного святого человека, который живет на острове Хиос.

Жители Хиоса построили лепрозорий. Вернее, по необходимости построили его крестоносцы в 1380 году, а позже жители укрепили его и сделали лучшим лепрозорием во всей Греции. Он существует до сих пор, но, к сожалению, в руинах. В лепрозории находился человек Божий, преподобный Анфим Хиосский (Ваянос), ставший примером для прокаженных. Он был духовным чадом святого Пахомия Хиосского. У него было два духовных чада, которые были святыми, – преподобный Анфим и святитель Нектарий Эгинский. Святитель Нектарий родился на острове Хиос. Когда он был учителем в деревне своих родителей, он посетил святого Пахомия, который и постриг его в монахи. Затем святитель Нектарий отправился в Александрию, но он поддерживал переписку со святым Пахомием до самой смерти святого, который, если не ошибаюсь, умер в 1905 году.

Фото 3 (99).jpg
Лепрозорий на острове Хиос (руины). agiosnikiforos.gr

Духовным чадом святого Пахомия был и преподобный Анфим (Ваянос), также выходец с острова Хиос. Он заболел, и святой Пахомий благословил его отправиться из монастыря в оливковый сад, принадлежавший его семье. Время от времени преподобный Анфим встречался со святым Пахомием, и тот наставлял его. И когда Анфим услышал, что прокаженные живут в лепрозории Хиоса, то решил стать их эфемером[5], чтобы руководить, направлять, организовывать их. И по неведомым Божиим тайнам он так никогда и не заболел проказой. 

Старец Евмений вспоминал, как преподобный Никифор говорил: 

– На моих глазах отец Анфим исцелил 43 бесноватых. 

Такая у него была святость.

Прокаженные были особыми людьми, они очень быстро обретали благодать, они чувствовали в своем сердце присутствие Святого Духа, и их молитва имела силу. Приговоренный к смерти человек воскресает, если достойно несет свой крест. Благодаря такому наставнику, как преподобный Анфим, очень много прокаженных на Хиосе укрепились в своей молитве. Молва о святом быстро распространилась по всей Греции. В то время один кипрский священник был одержим злым духом и, чтобы получить исцеление, поехал к преподобному Анфиму (Ваяносу), чтобы тот прочитал над ним нужные молитвы.

Прокаженные очень быстро обретали благодать, они чувствовали в своем сердце присутствие Святого Духа

Добрый Александрийский архиерей, о котором я уже упоминал, послал юного Николая с письмом к преподобному Анфиму. Он сел на корабль и добрался до Чешме, которая находится немного выше Смирны (Измира). Там, на побережье Малой Азии, преподобный Анфим ждал Николая. Меня впечатлило милосердие преподобного Анфима, он, подобно отцу из притчи о блудном сыне, вышел из Хиоса, чтобы встретить раненую Христову овцу. Он отвез Николая на Хиос. Местное правительство издало закон, согласно которому в лепрозорий мог попасть только житель острова. Преподобный Анфим собрал деньги на строительство женского монастыря, но отдал их, чтобы в лепрозорий приняли этого юношу с Крита, потому что святой с его даром прозорливости предвидел будущее Николая. Он привел его в больницу для прокаженных, научил молитве, духовной аскезе, которая помогала противостоять боли.

То, чего не хватает в книге, которую написал наш брат во Христе отец Симон[6], – это боли от проказы, о которой мне часто рассказывали прокаженные в инфекционной больнице в Эгалео. Лекарства от проказы тогда еще не было. Сам старец Евмений рассказывал мне, что боли были такие, словно в спину тебе вбивают железные вилы и отрывают плоть. Не говоря уже о том, что все конечности, пальцы, нос, уши, везде, где есть мягкие ткани, начинают гнить с невыносимыми болями и с таким зловонием, что к человеку невозможно подойти. И еще постоянный страх, что болезнь заразна. Лекарство появилось после Второй мировой войны. И сегодня люди болеют проказой, но ее легко диагностировать и успешно вылечить.

Фото 4 (66).jpg
Преподобные Никифор и Анфим на острове Хиос. agiosnikiforos.gr

В 1914 году Николай приехал на Хиос. Преподобный Анфим увидел, что он преуспевает в духовном делании. Николай попросил постричь его в монахи. 

Однажды я сказал Божиему человеку, чье имя называть не буду, потому что он еще жив: 

– Я болен, у меня болят ноги, и мне трудно служить Божественную литургию. 

Он ответил:

– Поверни ручку!

– Что ты имеешь в виду, говоря «поверни ручку»?

Он ответил мне: 

– Что сделал преподобный Никифор, когда ему сказали, что он прокаженный? Сначала он пребывал в унынии, его охватила паника, он почувствовал боль, но затем преподобный Анфим помог ему, «повернул ручку» и сказал Николаю: «Великий крест, великое воскресение! Болеет тело, обновляется душа! Достаточно преобразить боль в молитву! Позволь мне преобразить ее в распятие во Христе».

Болеет тело, обновляется душа! Достаточно преобразить боль в молитву

Позже, когда самому старцу Евмению сообщили, что он болен проказой, он от радости упал с постели.

Я спросил его:

– Господи, помилуй! От радости?

– Да, от радости!

– Почему?

– Потому что великий крест – великое Божие посещение, великое воскресение! Я сказал Ему: «Христос мой, я недостоин, нести такой крест! Спасибо Тебе огромное за то, что Ты удостоил меня такой чести!»

Николай, впоследствии преподобный Никифор, такого не сказал. Почему? Он не был монахом. Когда его поразила болезнь, он был шестнадцатилетним юношей. Николай хотел жить, но рядом с ним не было того Анфима, который бы «повернул ручку» ко Христу. Это великое дело: какой бы крест ни попустил нам Господь, надо, чтобы рядом был человек, который, как святой Анфим,  «повернул» бы ручку ко Христу. В противном случае скорби, депрессия и даже отчаяние будут сопровождать нас.

После монашеского пострига Николай получил имя Никифор.

(Продолжение следует.)

Перевел с болгарского Виталий Чеботар
Аутсайдеры


[1] Акриты – нерегулярные военные отряды, охранявшие восточную границу Византийской империи с мусульманскими государствами на Ближнем Востоке в IX–XI веках. – Прим. переводчика.

[2] Хаджигеоргакис Корнесиос приехал из деревни Криту Терра в провинции Пафос и получил титул драгомана (переводчика) при диване турецкого султана. Это была одна из самых престижных должностей, которую османские власти предоставляли местным христианам и которой удостаивались высокообразованные люди со знанием греческого и турецкого языков. – Прим. болгарского переводчика.

[3] Лепрозорий – лечебное учреждение (больница) для лечения прокаженных. – Прим. русского переводчика.

[4] Здесь допущена ошибка. Преподобный Никифор родился в 1890 году. – Прим. автора.

[5] Ефимерий (с греч. дословно «чередной») – духовный чин в Поместных Православных Церквах греческой традиции. Соответствует настоятелю в русской традиции; в монастырях – чередной монах.

[6] Монах Симон Святогорец написал книгу о жизни преподобного Никифора Прокаженного, она была издана на болгарском языке. – Прим. русского переводчика.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить