Вступить в смертельную схватку со своими грехами, как с лютыми зверями

Проповедь в Неделю преподобной Марии Египетской

3.jpg

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня, дорогие братья и сестры, мы особенно вспоминаем преподобную Марию Египетскую. Великим постом мы вспоминаем ее также во время прочтения Великого покаянного канона на первой седмице Великого поста и во время так называемого Марииного стояния, а также в воскресный день и в день ее памяти, 14 апреля по новому стилю.

Это связано, конечно, с необычной ее судьбой, силой ее покаяния, невероятной борьбой со страстями. И мы все с вами призваны к этой борьбе. Кроме того, этот год особенный: исполняется полторы тысячи лет со дня кончины святой.

Преподобный Зосима, который был свидетелем ее подвига, когда возвратился в монастырь, поведал о нем братии. Святитель Софроний, Патриарх Иерусалимский, записал этот рассказ, и мы знаем точную дату преставления святой. Перед тем как преподобная Мария отошла ко Господу, она написала эту дату перстом, и было это 1 апреля, в Великую Пятницу.

Наш монастырь имел счастье с XVIII века иметь частицу мощей преподобной, ковчег с которой хранится в обители и сейчас

Наш монастырь теснейшим образом связан с именем этой святой подвижницы. Мы знаем, что встреча москвичами Владимирской иконы Божией Матери произошла здесь, на Кучковом поле, возле храма преподобной Марии Египетской. Он существовал здесь, по одним сведениям, с 1385 года, по другим – даже чуть раньше. И конечно, братия и народ всегда почитали преподобную Марию, а уже каменный храм считался третьим по древности в городе Москве, он находился здесь до XX века. Наш монастырь имел счастье еще с XVIII века иметь частицу мощей преподобной Марии Египетской, ковчег с которой хранится в обители и сейчас.

Интересно, что история монастыря, как это всегда было в России, перекликалась с государственными делами. Мощи преподобной Марии попали к нам попечением Емельяна Украинцева, думного дьяка, главы Посольского приказа, посла Петровского времени и в Дании, и в Швеции, и в Голландии, и в Польше, и в Турции. Это был Сергей Лавров конца XVII века, и не просто потому, что он возглавлял приказ и был послом, а потому, что его деятельность действительно имела огромное значение для всего государства.

2.jpg

Будучи послом в Турции в тот сложный момент, когда Россия при Петре I старалась закрепиться на Севере, Емельян Украинцев имел задачу заключить мир с Турцией. Целый год он пробыл там, целый год вел переговоры, и благодаря Украинцеву появился так называемый «Вечный мир». Мы знаем, что ничего вечного не бывает, но договор действовал 30 лет, и это развязало руки Петру для некоторых действий на Северо-Западе нашего государства.

Но не только о политике, не только о войне и мире говорил думный дьяк. Как представитель православной России, он не забывал про православных, которые были под турками. И в частности, он вел переговоры о послаблении для православных христиан, живущих на востоке в составе Турецкой империи, в том числе на Святой Земле и в Палестине. Благодаря этим переговорам удалось снять запрет на посещение этих святых мест. И Патриарх Иерусалимский в благодарность русскому послу преподнес ковчег с частичкой мощей преподобной Марии Египетской. В его доме на Покровке этот ковчег хранился семь лет, но в Москве, тем более начала XVIII века, такую святыню не утаишь, и под окнами его дома стали в множестве собираться люди, почитавшие преподобную.

Емельян Украинцев принял решение передать эти мощи в Сретенский монастырь, в том числе и с просьбой молиться за него и его родственников. Эти имена выгравированы на этом ковчеге. Таким образом, до 20-х годов ХХ столетия ковчег находился здесь, в нашей обители, как одна из основных святынь. Затем он был изъят и передан в Государственный исторический музей. А по Промыслу Божиему в наше время, в 2004 году, уже в восстановленную Сретенскую обитель монахи монастыря Святого Николая в Греции передали другой ковчег с частицей мощей преподобной Марии.

И сегодня мы можем свою молитву возносить непосредственно у ее мощей. У нас есть придел преподобной Марии в древнем соборе. Имя святой самым тесным образом связано с нашей обителью.

История Марии Египетской – это невероятный пример того, что в любом состоянии для человека возможно покаяние

Историю Марии Египетской, наверное, нет нужды пересказывать. Мне кажется, что ее знают все. Это невероятный пример жизни человека, это невероятный пример того, что в любом состоянии для человека возможно покаяние. Возможно не только покаяние, но и достижение, казалось бы, невероятных высот. Это надежда для нас.

Конечно, ее житие поражает, удивляет, иногда даже бывают сомнения в некоторых его моментах. Например, как она могла так долго обходиться без пищи или с очень небольшим ее количеством? Но мы, когда имеем с вами завтрак, хороший обед, как правило сытный ужин, рассуждаем: «Да как же так она могла с двумя с половиной засохшими хлебами питаться так долго?» Но есть примеры.

Когда турки захватывали Афон, они разрушали монастыри и убивали монахов. И это бесчинство закончилось только тогда, когда один из турок хотел проткнуть копьем монаха, но копье просто проткнуло одежду. Монах был настолько худым, что одежда не облегала все его тело. Поразившись такому подвигу, турки прекратили убийства и разрушения монастырей.

Мы знаем историю более близкого нам XX века. Архимандрит Ефрем Филофейский, Аризонский, недавно почивший, в своей книге «Моя жизнь со старцем Иосифом» описывает, что во время Великого поста им выдавалось 90 граммов муки на весь день. Ее заваривали в кипятке и только этим питались в течение всей Святой Четыредесятницы.

3.jpeg

Те, кто знал преподобного Паисия Святогорца, говорят, что он был очень худым. И не из-за генетических особенностей, он действительно очень серьезно постился.

Сила, которая не дала Марии до ее покаянного подвига зайти в храм, удивляет. Но мы в нашей жизни часто сталкиваемся с таким. Покойный митрополит Иона (Карпухин) часто любил говорить: «Вы не представляете, как трудно бывает человеку, который всю жизнь был убежденным атеистом, переступить порог храма. Он готов разгрузить вагон, но не зайти в храм».

И в моей практике был такой человек. Заведующая кафедрой одного из вузов, ведущий специалист, профессор, в свое время была секретарем комсомольской организации, рассказывала: «Батюшка, как трудно мне было переступить порог храма, когда я всю жизнь была в других убеждениях. Но мои дети стали ходить в храм, мои внуки покрестились. И я, сначала потихоньку, потом постепенно, смогла переступить порог».

И мы знаем, вы знаете детей, внуков, может быть, мужей и жен, которых никак силой или чем-то другим не убедишь прийти в храм Божий.

Из истории жизни преподобной Марии Египетской важно взять два-три примера.

В своем рассказе преподобному Зосиме она сказала, что боролась со своими грехами и страстями в течение 17 лет как с лютыми зверями. Кто такие лютые звери? Во времена преподобной Марии в пустыне лютые звери – это звери, которые способны убить человека. Лев, медведь… Встреча с лютым зверем ставит вопрос жизни и смерти: или можно убежать, или каким-то образом вступить в схватку, чтобы его победить или погибнуть. Вот такая борьба с грехами. Есть ли она у нас?

Каждому есть в чем исповедоваться, и часто священник слышит на исповеди в принципе одно и то же: человек не может победить, кается и опять совершает эти грехи. А борется ли он с ними как с лютыми зверями? Мы понимаем, что это вопрос жизни и смерти? Если я не смогу победить свой грех или свою страсть, это смерть… и смерть духовная. Смысл хождения моего в храм не в том, чтобы послушать хорошую проповедь (это я не про себя) или получить там какую-то благодать, а в том, чтобы суметь победить свой грех, начать покаяние, то есть изменение своей жизни.

Изменение преподобной Марии произошло благодаря чуду, она смогла зайти в храм. Это чудо, благодаря которому она изменила свою жизнь. И у нас иногда, наверное, такие мысли бывают: «В моей жизни такого нет. И я бы хотел/хотела тоже так измениться, но ничего не происходит». Здесь такой момент важен: а готовы ли мы к принятию такого чуда? Готовы ли к изменению? И часто в нашей жизни бывают такие вещи, которые нас удивляют в храме, которые бывают свидетельством Бога, чуда Божия. А не отходим ли мы потом как тот евангельский юноша, огорченный словами Спасителя? Но мы верим, что исправление и чудо возможно. Аминь.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить