Второй апостол Павел

Жития святых полны удивительных историй. Порой они поражают своей необычностью и величиной подвига. 8 ноября Православная Церковь чтит память великомученика Димитрия Солунского. Когда-то этот святой был не менее почитаем и любим на Руси, чем Николай Чудотворец.

Дмитрий Солунский.
Ок. 1112 года. Киев

Родился святой Димитрий в конце III века в знатной семье римского проконсула в городе Солуни (ныне город Салоники в Греции). Его родители были тайными христианами. Именно от них он впитал христианскую веру и ценности. Когда отец Димитрия умер, перед императором Максимианом Галерием встал вопрос, кого назначить на столь ответственный пост. Выбор пал на сына проконсула, будущего святого Димитрия, который к тому времени достиг совершеннолетия. Димитрия назначили проконсулом его родного города. И вскоре от императора последовал недвусмысленный приказ: «Предавай смерти каждого, кто призывает имя Распятого».

Святой принял новую должность, но, прибыв в город, не стал гнать христиан, а, наоборот, открыто признал свою веру и начал проповедовать Христа. За его горячую молитву и бесстрашную проповедь потомки нарекли его вторым апостолом Павлом. И это сравнение было более чем уместно, ведь именно апостол Павел основал в городе первую христианскую общину и написал два послания к его жителям. 

Появление такого сильного проповедника, который не только занимал высокую должность, но и личным примером показывал, каким должен быть христианин, дало горожанам толчок к развитию христианской жизни.

За его горячую молитву и бесстрашную проповедь потомки нарекли его вторым апостолом Павлом

К сожалению, такие новости слишком быстро дошли до императора и, возвращаясь из очередного похода, он решил заехать в Солунь и убить своего предателя-проконсула. 

Святому сообщили о намерениях Максимиана Галерия. Димитрий повелел своему верному служителю Луппу раздать имение нищим со словами: «Раздели богатство земное между ними – будем искать себе богатства небесного». Он начал молиться и поститься, готовясь к смерти. 

Единственное, о чем переживал будущий мученик, – что император не пощадит город за такое предательство проконсула. Поэтому святой возносил к Богу свои молитвы: «Господи, не погуби град и людей. Если град спасешь и людей – с ними и я спасен буду, если погубишь – с ними и я погибну».

Дмитрий Солунский.
Вторая половина XII века.
Киев

Когда император приехал в Солунь, Димитрия схватили и бросили в темницу, и там он продолжал молиться. Через несколько дней император отдал приказ устроить бои, в которых христиан выводили на арену сражаться с закаленными в боях гладиаторами. Любимым гладиатором императора был Лий, родом вандал. Боев уже было проведено немало, как вдруг все резко и неожиданно закончилось. Среди схваченных христиан был некий Нестор. Он, в отличие от святого Димитрия, был незнатного происхождения, поэтому его отправили на бой против непобедимого противника. Но перед боем Нестор проходил мимо камеры святого Димитрия, и тот благословил его на битву. И Нестор с помощью Божией одолел гладиатора.

Максимиан Галерий, лишившись любимого воина, был вне себя от злости и гнева. Ослепленный яростью, он повелел убить Нестора. Так мученик Нестор пополнил сонм святых. Когда стали расходиться слухи, что победа была одержана по благословению святого Димитрия, император приказал казнить и его. Несколько воинов вошли в темницу и пронзили великомученика копьями, когда тот молился. Согласно житию, после казни тело святого Димитрия было брошено на съедение зверям, но те не тронули его, и останки великомученика были погребены солунскими христианами. На этом месте в Салониках и по сей день стоит базилика в честь великомученика Димитрия.

Мощи святого Димитрия с древности почитались как мироточивые. Верующие, приходившие в базилику для поклонения святому, набирали миро в стеклянные сосуды. Воины натирали тело священным миром перед битвой.

Мы часто произносим слова «великомученик», «мученик». Но почему Церковь причислила одних святых к лику мучеников, а других – к лику великомучеников? По этимологии слова предполагается, что многое зависит от тяжести страданий святого: как долго его истязали и пытали, пытаясь склонить к язычеству. Но в житии святого Димитрия мы не видим, чтобы его долго мучили. А святые, которые были причислены к лику мучеников, страдали иногда от более суровых пыток и истязаний (вспомним, например, подвиг святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии).

Великомученики были людьми из знатных сословий, поэтому Церковь выделяет их особо – не за тяжесть страданий, а за твердое решение отвергнуть свое богатство, славу и любовь окружающих и с готовность идти на страдания за Христа. Помните евангельский отрывок о богатом юноше, который спросил Христа о том, как ему спастись? Христос перечислил ему несколько заповедей из закона Моисеева. Юноша ответил, что все это он соблюл с самого детства, чего же еще ему не хватает? Тогда Господь ответил ему: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19: 21). После этих слов юноша отошел опечаленным. Человеку трудно расстаться со своим богатством, даже если он духовно совершенствуется и исполняет заповеди. Именно поэтому Церковь называет людей, которые пострадали за Христа, мучениками, а тех, кто, отвергнув мирскую славу и богатство, принял страдания за Христа, – великомучениками.

Тех, кто, отвергнув мирскую славу и богатство, принял страдания за Христа, Церковь называет великомучениками

Стоит отметить, что святой Димитрий Солунский пользовался особым почитанием на Руси. Это может подтвердить тот факт, что одним из первых сочинений, написанных на славянском языке святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием сразу после создания ими славянской азбуки, был канон Димитрию Солунскому. Он считается отправной точкой в развитии великой славянской литературы.

В древних летописях святой Димитрий Солунский чаще всего представлялся как человек славянского происхождения. Он ассоциировался у наших предков с образом воина, который отстаивает свое Отечество. Он изображался на иконах в доспехах, с мечом и копьем в руках.

Димитрий Солунский.
XV век. Псков

Великий князь Димитрий Донской очень почитал святого Димитрия Солунского. Предстательством великомученика и молитвами преподобного Сергия Радонежского русским войском была одержана победа в великом сражении на Куликовом поле. 

Русские воины верили, что они находятся под особым покровительством святого великомученика Димитрия.

В память о русских воинах, павших при защите своего Отечества, была установлена Димитриевская родительская суббота, которая и по сей день совершается в ближайшую субботу перед днем памяти святого великомученика Димитрия. Потому что память святого Димитрия Солунского на Руси всегда была связана с воинским долгом, патриотизмом и защитой своей страны.

Удивительным и таинственным образом святой, который жил и пострадал в первые века христианства, возымел такое почитание на Руси. Но, по словам апостола Павла, нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос (Кол 3: 11).

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить