Действительно ли христианство находится в упадке?

«Неужели христианство на Западе находится в упадке?» Такой вопрос часто можно услышать от верующих людей, в особенности членов таких популярных в Северной Америке деноминаций, как Объединенная церковь Канады, Англиканская церковь, Католическая церковь. Статистики, обычно серьезно и с мрачным видом, уверенно заявляют, что христианство сейчас действительно пребывает в упадке, это происходит уже многие десятилетия. Один из таких статистиков даже предсказал, что к 2040 году в Англиканской церкви вовсе никого не останется.

В качестве решения этой проблемы они предлагают церквям «адаптироваться» под те изменения, что происходят в обществе – «стать такими, как все, чтобы каждый понял, что церковь ему близка и вернулся в нее».

Диспута. Рафаэль. 1509–1510 гг.

В частности, тот статистик, что предсказал вымирание Англиканской церкви, в качестве одной из иллюстраций проблемы привел используемый церковью служебник. По его словам, церковь не может использовать служебник, написанный 400 лет назад, она должна себя менять, иначе люди просто не будут приходить. Когда я поделился этим умозаключением со своей супругой, она рассмеялась и напомнила, что текст православной Литургии был составлен около полутора тысяч лет назад. Годы – не основной критерий, не всегда древнее нужно автоматически исключать и забывать. Колесо изобрели явно не 400 лет назад, а значительно раньше, и ничто не предвещает того, что оно утратит свою популярность.

Тем не менее, всё же нельзя отрицать, что церкви постепенно пустеют, так продолжается уже некоторое время. Это относится только к христианским церквям, так как последователей сикхизма, буддизма, ислама и индуизма становится только больше, в основном из-за иммиграции и, по моему мнению, из-за того, что у них крупные семьи. Но я уверен, что христианство само по себе не находится в упадке, напротив, оно сохраняет свою популярность и даже увеличивает ее. Позвольте поясню. 

1.jpg

В годы моей молодости (это было еще в юрский период) люди по воскресеньям ходили в церковь, это было обычной практикой. Если они по какой-то причине не приходили, то часто за это извинялись. Уважающие себя люди ходили в церковь, потому что это вызывало уважение. Значительное число прихожан можно также объяснить тем, что раньше возможности себя развлечь были весьма ограничены, не то, что сейчас. В воскресном выпуске газеты всегда был так называемый «религиозный раздел», в нем печатались различные анонсы, объединенные по деноминациям. На весь разворот огромными буквами было написано «Молитесь в той церкви или синагоге, какую сами выберете». Другими словами, ходить в церковь – было частью нашей культуры (при этом никакой роли не играло то, верит человек на самом деле или нет), все равно по воскресеньям магазины не работали. Чем еще себя занять в воскресенье утром?

В наше время все магазины по воскресеньям работают, существует множество вариантов того, как себя развлечь, если не хочется идти в храм, петь гимны и слушать проповеди. Времена изменились, и сегодня людям скорее приходится сожалеть и извиняться, если они идут в церковь, а не наоборот. И всё же я не думаю, что сегодня искреннюю христианскую веру встретишь реже, чем тогда.

На мой взгляд, в прошлом у большинства людей не было той веры, которую заповедал Христос, той веры, которую Он назвал настоящей. Господь сказал: «Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» (Лк. 14: 33). Другими словами, верить по-настоящему – значит полностью предать жизнь и душу Иисусу Христу и быть готовым умереть за Него в любой момент. Думаю, большинство людей, что заполняли церкви в юрской период моей молодости, такой верой не обладали.

Верить по-настоящему – значит полностью предать жизнь и душу Иисусу Христу

Такое отношение людей к вере не ново, на него обратили внимание такие интеллектуалы, как К. С. Льюис, который скончался еще в 1963 году. Наблюдая за тем, как оксфордские студенты перестают приходить в церковь, он писал: «Упадок веры, принесший столько горя одним и радости другим, доказывается тем, что церкви теперь пустуют. И правда, в 1900 году они были полны, а сейчас, в 1946-м, там никого нет. Но случилось это не постепенно, а сразу – как только людей перестали заставлять. В сущности, это не упадок, не падение, а прыжок. Шестьдесят человек, приходивших в храм из-под палки, больше туда не ходят; пятеро верующих ходят, как ходили» (эссе «Упадок веры» из книги «Бог под судом»).

Клайв Стэйплс Льюис
(1947 год, фото Артура Стронга)

На мой взгляд, эти слова точно иллюстрируют нынешнюю ситуацию на Западе. Что представлялось христианством, в сущности, зачастую было не им, а расплывчатым, чувственным, нравственным теизмом. Наша культура отказалась от такой религии в пользу смелого светского подхода к жизни, он становится все более враждебным по отношению к христианству, которое было раньше и продолжает существовать. Это достойно сожаления, так как жизнь на Западе становилась более нравственной и счастливой благодаря христианской культуре, поэтому в будущем жизнь обещает быть более безнравственной и несчастной. Даже сегодня число самоубийств среди подростков растет, хотя (или, может быть, потому что) мы живем в комфорте и достатке. «Духовность» (определяемая по-разному) всегда будет пользоваться спросом у тех, кто ее ищет, но различные виды этой духовности будут иметь совершенно индивидуальный характер, никак не связанный с настоящей верой. Истинная христианская вера сохранится и будет жить среди небольшого числа людей, как всегда и было. То, что представлялось христианством и заставляло людей заполнять церкви, останется в прошлом.

Что всё это значит для нас? Важно отметить два пункта.

Мы стараемся уподобить не Церковь миру, а людей Христу

Во-первых, нельзя идти на поводу у искушения «приспособиться» и измениться в угоду окружающему нас светскому обществу. Объединенная церковь Канады так «адаптируется» уже не один год (примерно с 1925 года), англикане – с 1960-х годов. Насколько такая адаптация эффективна мы видим из прогнозов статистиков, вещающих с печальными лицами – к 2040 году Англиканская церковь может исчезнуть. Есть церкви, которые не находятся в таком страшном упадке, они отказываются адаптироваться – к примеру, это Православная Церковь, мой приход в честь святого Германа Аляскинского, находящийся в светской провинции Британская Колумбия в Канаде. Мы, как справедливо заметила моя супруга, используем служебники и молитвословы, составленные примерно полторы тысячи лет назад. Кроме того, наша задача, как Церкви, – быть не успешными (с точки зрения мира или статистики), а верующими (по определению Христа). Мы стараемся уподобить не Церковь миру, а людей Христу. 

1.jpg

Во-вторых, упадок христианства как культуры можно рассматривать как положительное явление, так как у нас появляется возможность показать людям настоящее христианство. Как писал Льюис: «Туман религиозности рассеялся: мы видим обе армии; можно начинать бой». Многие христианской благой вести не слышали вовсе. Им представляется, что Евангелие сводится к тезисам вроде: «Бог хороший, Он хочет, чтобы и ты был хорошим. Поэтому, пожалуйста, веди себя хорошо и почтительно, максимально избегай непристойных отношений, не ругайся матом, голосуй за такую-то политическую партию. Тогда после смерти попадешь в рай. И запомни, что все нетрадиционно ориентированные попадут в ад».

Нет ничего странного в том, что большинство людей не впечатляет такое «благовестие». Некоторые приходят в немалое удивление, когда узнают, что Церковь оно тоже не впечатляет и что она проповедует несколько иное. Рассеивание тумана и упадок религии дают нам возможность донести до людей настоящую благую весть – о том, что Бог пришел на землю и оказался гоним, что Своим распятием и воскресением Он дал людям надежду на божественное исцеление и преображение уже в этом мире, что путь к славе проходит через страдания и кровь, что новая жизнь возможна, только если очень стремиться к ней и быть готовым пойти на многое.

1.jpg

Конечно, об этой благой вести нужно не только говорить, о ней нужно свидетельствовать примером своей жизни. Этот путь начинается с создания небольшого островка радости, надежды, любви, уважения и мудрости, с малых общин людей, которые не похожи на окружающий их мир, со здоровой приходской церкви. Если приход стремится стать общиной, в которой царят радость и любовь, есть надежда на то, что вера станет заразительной. Если нет – он всего лишь клуб, в который религиозные люди приходят, когда им вздумается, постепенно подобный клуб ожидает такой же упадок, как саму религию. И это не будет плохо. Такой приход заслуживает упадка и исчезновения. Ведь Господь сказал: «Всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится» (Мф. 15: 13).

Перевела с английского Мария Лицман
Ancient Faith

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить