Иконография Вознесения Господня

Праздник Вознесения приходится на сороковой день после Пасхи. Этот период пребывания Христа на земле был заботой Его об учениках. Говоря о Царствии Божием, Он готовил весь человеческий род к Его принятию. В Вознесении, происшедшем на сороковой день после Пасхи, Христос также проявил заботу об учениках: исполнилось обетование для всей Церкви о ниспослании Утешителя Духа Святого. Христос благословляет апостолов, восходя на небо «от горы Елеонской вознеслся еси во славе, и падшее естество наше милостивно вознес».

1.JPG

Вознесение Господне является одним из древнейших христианских праздников, установленным, по всей видимости, уже в IV веке. Святой Иоанн Златоуст – автор известных бесед на Вознесение – говорит о восшествии Христа на небо, а у читающего возникают буквально зрительные образы: «Вот еще достойное удивления. Пришел Спаситель на землю и, придя, принес Духа Святого, а взойдя на небо, вознес тело святое, чтобы дать миру залог спасения… Какой залог? Вверху – тело Его, внизу – Духа Святого в нас». Источником иконографии Вознесения Господня являются тексты Евангелия и Деяний святых апостолов. Древнейшие дошедшие до нас изображения Вознесения относятся к V веку.

Христос изображается сидящим на престоле, на радуге, или стоящим. Он – в мандорле посреди лучей славы. Христос вознесся, чтобы сесть одесную Бога Отца, и чаще всего изображается символическое «сидение на херувимех». За спиной Христа не видно престола: небесную сферу с изображением в ней Спасителя держат ангелы. В XII веке в композициях увеличивается число ангелов, одни из которые несут ореол с возносящимся Христом, а другие подносят победные венцы. Он одет в светлые одежды, испещренные лучами ассиста – штрихами из сусального золота. В позднем иконописании Христос изображается, также как и на иконах Воскресения, парящим посреди облаков.

Христос вознесся, чтобы сесть одесную Бога Отца, и чаще всего изображается символическое «сидение на херувимех»

Присутствие ангелов, указывающих на небо, подкрепляется и иллюстрируется словами текста Деяний святых апостолов, и без библейского текста одно только изображение не показывает всех смыслов: «И когда они смотрели в небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1: 10–11). В центр образа помещены ангелы в белых одеждах, которые, обращаясь к апостолам, указывают им на небесную сферу с возносящимся Христом. В Новейшее время ангелы присоединяются к группе учеников, взирая на Христа вместе с апостолами, вместе с ними дивясь событию, тогда как, согласно новозаветному тексту, ангелы не столько дивятся, сколько благовествуют о будущем Втором пришествии Христа. На всех иконах Вознесения Христос изображен в славе Судии мира, как Господь Вседержитель, Который придет и приведет с Собой полки ангельские.

1.JPG

Внизу высятся горы, иногда процветая травами. Топографически у горы Елеон три вершины: самая высокая из них называется горой Вознесения. В центре образа на горках иногда изображается камень с отпечатками стоп Спасителя, как, например, в псковских иконах Вознесения XVI столетия. Некоторые изображения буквально иллюстрируют следующий текст из книги Деяний святых апостолов, где о Воскресении и Вознесении Иисуса говорится: «Сего Иисуса Бог воскресил, чему мы все свидетели. Итак, он быв вознесен десницею Божиею…» (Деян. 2: 32–33). Из сегмента видна десница Бога: Христос идет, буквально «восходит» на гору, ввысь. В средневековом искусстве подобные изображения встречаются достаточно часто.

Неизменно во всех изображениях помещается Божия Матерь. Богословы говорят, что Она присутствовала в момент Вознесения. Центральное место Пресвятой Богородицы на иконе обусловлено Ее определяющей ролью в тайне Воплощения Сына Божия. Поза и жесты Богоматери бывают различны. Богородица крестообразно складывает руки на груди или воздевает их. Очень редко Она оборачивается и смотрит на возносящегося Сына, но, как правило, Ее фигура представляет смысловой центр всей нижней части сюжета. В позднейшую эпоху изображение Богоматери стало выделяться масштабом; оно повлияло затем на иконографию Пятидесятницы: Богоматерь стала размещаться посреди апостолов. В сюжете Вознесения Ивана Яковлевича Вишнякова, написанном в 1750-е годы, Богоматерь преклонила колена вместе с апостолами. Для более позднего иконописания характерно изображение Богоматери, смотрящей на Христа, как бы приглашающей других последовать Ее примеру.

Центральное место Пресвятой Богородицы на иконе обусловлено Ее определяющей ролью в тайне Воплощения Сына Божия

По обеим сторонам от Богородицы фронтально стоят двенадцать апостолов в сандалиях на босых ногах. Апостолы расположены двумя группами по шесть человек, иногда эти группы подчеркиваются отрогами гор, уходящих вправо и влево. Помимо прочих апостолов, на иконах Вознесения – апостол Павел, который обратился ко Христу уже позже, – ведь изображается апостольский собор, полнота Церкви. Святитель Иоанн Златоуст рассуждает в своих «Беседах о Вознесении» о книге Деяний апостолов, что в ней описана проповедь только апостолов Петра и Павла, однако названа она деяниями всех апостолов. Аналогично на образе Вознесения могут изображаться только Богородица и первоверховные апостолы Петр и Павел, символизируя при этом полноту Церковную. Апостолы жестикулируют, показывают на небо вслед за ангелами, обращаются друг ко другу.

Помимо прочих апостолов, на иконах Вознесения – апостол Павел, ведь изображается апостольский собор, полнота Церкви

Поздние иконы имеют свои особенности. Иногда в композицию вводятся жены-мироносицы. Порой Богоматерь изображается посреди других апостолов, и затем, рядом с Ней – другие жены. В поздней иконографии изображение Богородицы вовсе исчезло: вместе с апостолами стали изображаться некие жены, свидетельницы события, без надписания имени. Мозаика «Вознесение Христово» по эскизу Михаила Васильевича Нестерова храма Воскресения Христова в храме Спаса на Крови сохраняет центральную классическую композицию: с Богоматерью и ангелами в светлых одеждах в центре. Прочие персонажи изображены в живописных, в том числе коленопреклоненных позах, как это стало уже принятым в XIX веке, причем апостолы в его сюжетах на тему Вознесения только угадываются.

1.JPG

Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Неразрывно и непоколебимо соединились между собой три удивительных чуда. Чудеса эти следующие: рождение Незамужней Матерью, воскресение после тридневной смерти, вознесение плоти на небеса». В византийском и русском искусстве образу Вознесения Господня отводилось особое место. Его можно увидеть в русских высоких иконостасах в числе праздничного ряда с XIV века в составе других двунадесятых праздников. Торжественное изображение Вознесения помещается в куполе многих храмов: церковное «небо» заполняет изображение Христа, окруженного небесными силами.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить