Из футбольных ворот в Царские врата

«За Арбатскими вороты в Поварской улице»

В самом центре оживленной и вечно спешащий Москвы, на Новом Арбате, стоит древний храм, освященный в честь преподобного Симеона Столпника. Первые упоминания о тогда еще деревянной церкви относятся ко времени правления Бориса Годунова. В 1624–1625 годах дерево заменил кирпич, а пожаловал деньги на строительство нового храма царь и великий князь Федор Алексеевич.

1 (8).jpg

В архивных документах храм впервые упоминается как Введения во храм Пресвятой Богородицы (по главному престолу), что «за Арбатскими вороты в Поварской улице». В храме также имелись приделы во имя преподобного Симеона Столпника и святителя Николая (с 1715 года), последний в 1759 году был переосвящен во имя святителя Димитрия Ростовского.

Не раз храм грабили иноплеменники, то и дело мечтавшие завоевать Русь, не пощадили его и пожары. Но Дом Божий выстоял и стал любимым местом для тихой молитвы тысяч прихожан. В самом начале XIX века, по преданию, именно в храме преподобного Симеона тайно венчался граф Николай Петрович Шереметев с крепостной актрисой Прасковьей Жемчуговой-Ковалевой.

Дом Божий выстоял и стал любимым местом для тихой молитвы тысяч прихожан

Здесь молился Николай Васильевич Гоголь. Последние годы тот, кого потом назовут классиком русской литературы, жил в доме семьи Толстых, аккурат рядом с храмом. 

В советские годы храм хоть и устоял, в отличие от множества просто стертых с лица земли, но был изрядно разорен. Так, были снесены все барабаны и купола главного объема и приделов, разобраны ярус звона, шатер колокольни и апсида северного придела, срублен пол и подшит потолок трапезной, утрачено покрытие кровель, а также уничтожены полы и убранство интерьеров.

В 1991 году церковь Симеона Столпника была вновь передана Церкви и заново расписана молодыми художниками. Оказалось, что от прежнего убранства уцелела храмовая икона преподобного Симеона Столпника, сохранившаяся у прихожан.

Несколько интересных фактов из жития преподобного Симеона Столпника

• Иноческий постриг над святым был совершен в 18 лет, а в число братии монастыря его приняли едва ему исполнилось 13. 

• Он проводил всю святую Четыредесятницу без пищи и пития. Святой Симеон полностью отказывался даже от хлеба и воды, двадцать дней молясь стоя, а двадцать дней сидя, чтобы не дать ослабеть телесным силам. 

• Высота первого столпа, на котором молился преподобный Симеон, достигала 4 метров. Святой постепенно увеличивал ее. Последний его столп был высотой в 40 локтей. 

2 (7).jpg

• Вокруг столпа была возведена двойная ограда, чтобы никто не мог нарушить молитвенную сосредоточенность преподобного Симеона.

• Женщины вообще не допускались за ограду. Исключение преподобный не сделал даже для собственной матери. 

• Божественную литургию на столпе однажды совершил Антиохийский Патриарх Домнин II и причастил подвижника Святых Таин. 

• Преподобный Симеон провел в усиленных иноческих подвигах 80 лет, из которых 47 он простоял на столпе.

Преподобный Симеон провел в усиленных иноческих подвигах 80 лет, из которых 47 он простоял на столпе

Из футбольных ворот в Царские врата

14 сентября, когда Церковь празднует индикт, то есть начало года, мы молитвенно воспоминаем преподобного Симеона. В престольный праздник о храме и своем пути к Богу рассказывает настоятель, выпускник Сретенской духовной семинарии священник Даниил Зубов.

3 (6).jpg

– Несколько лет Вы служили в храме Святителя Николая на Трех Горах, в 2021 году указом Святейшего Патриарха Кирилла Вас назначили настоятелем храма преподобного Симеона Столпника, что на Поварской улице. Это требует от Вас больших сил и самоотдачи. Вы не просто клирик, Вы теперь всё больше администратор, хозяйственник.

– Для меня неожиданным было это назначение, я действительно много лет служил в Никольском храме, был директором воскресной школы, занимался общественным служением. И сразу скажу, что настоятель здесь не я, а сам преподобный Симеон, и мы все, здесь несущие каждый свое послушание, это чувствуем. Примечательно, что 12 сентября, в день обретение мощей благоверного князя Даниила Московского, то есть в день моего небесного покровителя, я служил в этом храме свою первую литургию, а 14-го числа, когда Святая Церковь совершает память преподобного Симеона Столпника, служил вторую литургию. И надо сказать, что как только я переступил порог этого храма, то понял, что хочу здесь остаться, хочу здесь молиться. Древний, красивый, намоленный храм. И нет желания уходить из Дома Божия, здесь небо открывается, и ты соединяешься со Христом и Божией Матерью. Я очень хочу оправдать ожидания преподобного Симеона и достойно послужить в этом храме.

Настоятель здесь не я, а сам преподобный Симеон, и мы все это чувствуем

– Интернет, когда вводишь Ваше имя и фамилию, прежде всего позиционирует Вас как в недавнем прошлом профессионального футболиста, а потом уже священника. На каком этапе Вашего жизненного пути произошел крутой поворот?

– Первое образование у меня педагогическое, я окончил Российскую академию физической культуры и спорта, был профессиональным футболистом, вратарем, выступал за клуб ЦСКА, а затем поступил в Сретенскую духовную семинарию. 

Ее мне порекомендовала моя мама. Я не поступил в Московскую духовную академию, не знаю, по каким причинам, а мой двоюродный брат поступил. Павел Романенко тоже священник, служит сейчас в храме Кирилла и Мефодия при Кубанском государственном университете, он там настоятель. Так вот, он, в отличие от меня, поступил, а я в отчаянии приехал в Москву и не находил себе места. Вдруг ко мне подходит мама и говорит: «Сынок, мне кажется, что ты должен поступить в другую семинарию. В этом есть воля Божия. Попробуй, не унывай!» Она мне порекомендовала Сретенскую духовную семинарию. У меня уже были готовы все документы, нужно было просто поехать и отдать их в ректорат. Я их отвез, и мне сказали приходить сдавать экзамен. Я сдал вступительное испытание с Божией помощью. Священномученик Иларион, архиепископ Верейский, так благословил. Я начинал учиться с экспериментальным курсом.

– Что это был за экспериментальный курс? 

– Я поступал в 1999 году, и поначалу всё было не очень понятно. Владыка Тихон (Шевкунов) только-только создавал семинарию и не мог нам с уверенностью сказать, что мы выйдем на тот уровень, на который мы вышли сейчас. Он, конечно, хотел, но мы так и называли этот курс экспериментальным. На этом курсе учились игумены, иеромонахи, архидиаконы, некоторых из них уже нет в живых. В разные уголки земного шара Промысл Божий отвел тех, кто учился в семинарии со мной. Кто-то служит в Сочи, кто-то в Рязанской области, например, отец Владимир Щетинин, кто-то в Москве. Но до сих пор мы все общаемся и чувствуем единство друг с другом, как тогда, так и сейчас.

4 (4).jpg

– Когда шли поступать в Сретенку было волнение? Помните экзамены?

– Владыка Тихон у меня спросил: «С какой целью ты поступаешь в семинарию?» Ответ ему был краткий: «Для того, чтобы изучить основы православной веры и стать достойным пастырем Русской Православной Церкви». После этого владыка сказал: «Всё понятно, можешь идти». Меня взяли, и началась учеба.

– Тепло о тех годах вспоминаете? О сокурсниках, о педагогах? 

– Вспоминается один юмористический момент. Когда к нам пришел отец Максим Козлов, мы очень сильно его боялись. Я помню, он преподавал и в Академии, в Троице-Сергиевой Лавре, и у нас. Поначалу в расписании стояли часы в разные дни. Например, во вторник и в четверг. Отцу Максиму было неудобно, и он попросил соединить эти два часа, чтобы не терять время, потому что ему нужно было еще ездить в Лавру читать лекции. И у нас в один день всегда было две лекции. Полторы лекции он давал материал, а потом был опрос. Однажды получилось так, что он уехал в поездку и пропустил неделю. И материала он давал очень много, и мы не успевали все выучить, потому что были еще другие предметы. Отец Максим оставил пять минут на второй паре для того, чтобы сделать краткий опрос. Я уловил, что он спрашивает материал из начала лекции, поэтому я учил первую ее треть. И когда он стал спрашивать, кто пойдет к доске, то я поднял руку. Он начал спрашивать меня с начала, я ответил, и он поставил «пять». На следующей неделе он снова спрашивает, кто пойдет к доске. Я поднимаю руку, отвечаю и опять получаю «пять». Я вошел в такой правильный студенческий раж. И когда он спросил в третий раз, я снова поднял руку. И тут он начал спрашивать уже не с начала, а с конца. А я эту часть не учил, но мне так понравилось получать «пятерки». Он задает мне вопрос, и я молчу. И тут раздается звонок, который меня и спас. Спасла еще и любовь отца Максима. Он сказал: «Братья, вы понимаете, что нужно учить материал, который я даю, не только сначала, но еще и с конца». Нужно отдать должное, отец Максим не поставил мне два балла. Больше руку на его занятиях я не тянул и уяснил этот урок на всю жизнь. 

– Как я понимаю, Вам прочили хорошую спортивную карьеру, но Вы ворота футбольные променяли на врата Царские…

– Я очень благодарен своему духовнику, который посоветовал мне не бросать светский вуз, а после получить духовное образование. Конечно, служение непростое, но радостное. Каждый из нас призван делать свое дело честно и правильно, будь то пекарь, учитель или священник. Великое счастье находиться именно на своем месте, подчеркну – на своем. Я же чувствовал, что то, чем я занимаюсь, не то, к чему меня призывает Господь. Играя в футбол, я был по-детски счастлив, а когда взял в руки кадило, то почувствовал, что стал на свое место. Пришла радость духовная. Но связи со спортом я не потерял, вхожу в Патриаршую комиссию по вопросам физической культуры и спорта, являюсь духовником сборной команды по хоккею с мячом. Сейчас при нашем храме преподобного Симеона открывается воскресная школа, и мы с ребятами будем играть в спортивные игры, в тот же футбол и хоккей с мячом.

5 (1).jpg

– Сейчас в храме идет обновление, недавно были поставлены кресты, реставрируются фрески. Плюс Вы служите, плюс воскресная школа… Остается ли время на отдых, на семью?

В день, когда я служу литургию, обязательно готовлюсь к проповеди, читаю житие святого, память которого совершается. И, к сожалению, совсем мало времени уделяю семье, но у меня надежный тыл, матушка и четверо сыновей (старший уже одиннадцатиклассник, младшему три года). При хиротонии архиерей снимает кольцо, тем самым символизируя, что священник принадлежит Церкви, своей пастве. И нет более высокого служения, чем священническое, оно выше даже царского. Слава Богу, мои родные это понимают, мне помогают.

Беседовала Наталья Шатова

Иерей Даниил Зубов 13 сентября 2022
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить