Избранный Богородицей для явления Ее Владимирского образа

«В том же (1155) году пошел Андрей от отца своего в Суздаль и принес и дал икону Святой Богородицы, которую привезли в одном корабле с Пирогощей из Царьграда, и вковал в нее более тридцати гривен золота, не считая серебра, и камней драгоценных, и жемчуга, и, украсив ее, поставил ее в церкви своей во Владимире». 

Фото-1.jpg-_1_.jpg
Страницы Лаврентьевской летописи с рассказом о принесении иконы во Владимир. expositions.nlr.ru

Так рассказывает Лаврентьевская летопись об одном из самых важных событий русской истории. Именно с этого момента начинается смещение политического центра Руси с юга на северо-восток. 

Нам хорошо известно еще со школы о Крещении Руси; о татаро-монгольском иге; о том, как Русь при Иване Грозном становится царством, а при Петре I – империей; о революции и перестройке... А перенос столицы древнерусского государства из Киева во Владимир подается как проходящий, незначительный эпизод. Это большое упущение, ведь значение этого события ничуть не меньше, чем создание царства, возникновение или крушение империи. Недаром князь Андрей был прославлен в лике святых при содействии Петра I, который его особенно почитал. Кроме того, этот эпизод много дает для понимания событий нашего времени. Чтобы разобраться, почему князь Андрей Боголюбский перенес столицу во Владимир и тем самыми превратил северо-восточную землю в будущее ядро Великороссии, нужно обратиться к событиям, этому предшествовавшим, а именно к борьбе отца князя Андрея за киевский престол. 

Значение переноса столицы из Киева во Владимир ничуть не меньше, чем возникновение или крушение империи

Мы все знаем князя Юрия Долгорукого как основателя Москвы. Он, один из младших сыновей Владимира Мономаха, стал обладателем далеко не самого желанного удела среди князей. Северо-восточная Русь, Залесский край, Ростово-Суздальское княжество – так называли в то время будущую Великороссию. И тогда это были земли довольно дикие, далекие от центра, а значит, от политической и культурной жизни. Желающих владеть ими было не так много. Наоборот, все стремились занять Киев и окрестные княжества, за которые шли постоянные войны среди старших Рюриковичей. Нужно заметить, что они таким образом пытались выяснить не только кто могущественнее, но и кто старше. 

По завещанию Ярослава Мудрого 1054 года, главный киевский стол должен был занимать старший в роду. Поначалу система работала хорошо, и благодаря ей при смене власти не было обычной кровавой борьбы за престол. Однако за сто лет многое изменилось. Претендентов стало так много, что трудно было разобрать, кто старше и чьи права неоспоримее. Следует ли отдать первенство старшим внукам перед младшими сыновьями, если первые родились раньше вторых? Путаница была страшная, а князья не отличались терпением и уступать свои права не желали. Они предпочитали отстаивать свою точку зрения на поле боя и часто приглашали в качестве поддержки половецких наемников, что осложняло и без того накаленную обстановку. 

Фото 2.jpg (10).PNG
Утверждение Юрия Долгорукого в Киеве и пожалование Ростиславу Переяславля. Миниатюра XV в.

Юрий Долгорукий, хоть и княжил в Ростове и Суздале, всей душой стремился в стольный Киев-град. Справедливости ради нужно сказать, что не только войной был занят князь. Он радел о дарованных ему северо-восточных землях и благоукрашал их. Трудно сейчас сказать, сколько он основал тогда городов, но их было немало: Дмитров, Переславль-Залесский, Дубна, Звенигород, Городец, Юрьев-Польский, Стародуб... Одним словом, именно он заложил основу для будущего расцвета Залесского края. При нем начинается и белокаменное строительство, характерное исключительно для данной местности. Появляются первые величественные соборы, многие из которых украшают города центральной России и по сей день. Но главной целью князя был Киев. Он долго вел борьбу, пока, наконец, в 1155 году не стал великим князем. Правда, уже в 1157 году он умер, скорее всего, отравленный недовольными боярами. Своих сыновей, сражавшихся вместе с ним, он посадил княжить поблизости: «Благодаря Бога, вошел он в Киев и сел на дедовском столе и на отцовском. Тогда же, сев, раздавал он волости детям своим: Андрея посадил в Вышгороде, а Бориса в Турове, а Глеба в Переяславле, а Васильку дал Поросье».

Юрий Долгорукий заложил основу для будущего расцвета Залесского края

И все были довольны сложившимися обстоятельствами. Все, кроме старшего сына великого князя – Андрея Боголюбского. Он не разделял взглядов отца. Не боялся говорить об этом открыто, но до сих пор не нарушал его воли. А вот в 1155 году князь Андрей вдруг проявил открытое непослушание и ушел обратно в свой Залесский край, откуда был родом. Ушел не один, а с семьей, своими людьми, имуществом, и главное – он забрал из женского вышгородского Богородичного монастыря икону. Какую? Сейчас мы знаем ее как одну из главных святынь Русской земли – Владимирскую икону Божией Матери. И именно благоверный князь Андрей Боголюбский положил начало такому ее почитанию и общерусской известности. 

Фото 3.jpg (6).PNG

Появилась на Руси эта икона в 1131 году. Ее и образ Богоматери Пирогощей привезли из Константинополя. Это был дар Патриарха Луки Хризоверха. Одна икона была помещена в Киеве в специально выстроенном храме Успения Богородицы Пирогощи (1131–1136 гг.) на Подоле. До наших дней икона не сохранилась, но дошел список списка, сделанного по приказу Андрея Боголюбского для храма Покрова на Нерли. Вторая же икона, которую теперь мы знаем и почитаем как Владимирскую, была перевезена в Вышгород в Богородичный монастырь. По преданию, это был список с образа, созданного евангелистом Лукой еще при жизни Пресвятой Богородицы. 

Икона эта становится первой и главной святыней нового центра Руси и подчеркивает его преемственность от Киева, Царьграда и Иерусалима. Иначе говоря, благоверному князю Андрею было важно представить Владимир как новый духовный центр православия и как прямого наследника святых городов. Но так же важно было князю то, что Сама Матерь Божия через Свою икону сопровождает его в новых начинаниях и благословляет их. Свидетельством тому были многочисленные чудеса, явленные от иконы и сопровождавшие ее на протяжении всего пути. Таким образом, Андрей Боголюбский верил, что все радикальные перемены, которые он задумал, совершает не в одиночку, а с помощью Богородицы. Она избрала именно его, чтобы изменить ситуацию, которая сложилась в то время. Избрала для того, чтобы он прекратил междоусобные войны на Руси и набеги половцев, от которых больше всего страдал простой народ. 

Князю было важно, что Сама Матерь Божия через Свою икону сопровождает его в новых начинаниях и благословляет их

Можно по-разному относиться к личности князя Андрея Боголюбского (в последнее время часто встречаются крайне негативные оценки его действий и черт характера), но нельзя не признать, что князь был не только ярким полководцем, но и сильным политиком. Он умел ставить цели и последовательно к ним идти. А это значит, что исследователи никогда не придут к единому мнению. Да и есть ли хоть один политик в истории, о котором бы сложилось однозначное мнение? 

Князь Андрей Юрьевич был старшим сыном Юрия Долгорукого и половчанки, дочери хана Аепы. Когда знаменитый археолог Михаил Герасимов будет делать первую реконструкцию внешности Андрея Боголюбского, он придаст ему восточные черты: широкие скулы, раскосые глаза. Современные исследования, которые считаются более точными, воссоздают чисто европейские черты. В любом случае, принадлежность к половецкому ханскому роду давала князю Андрею огромное преимущество. Многочисленные половецкие отряды, которых нанимали князья для войн друг с другом, существовали по своим законам и далеко не всегда подчинялись приказам. Особенно если речь шла о добыче. А вот князя Андрея они слушались беспрекословно. 

Нет точных сведений, в каком году родился старший сын Юрия Долгорукого. Неизвестно, как прошла первая половина его жизни. Впервые в исторических источниках Андрей Боголюбский появляется в 1149 году как участник войн за Киев. По мнению большинства историков, ему было уже около 40 лет. Князь сразу поражает всех своей необыкновенной храбростью. Василий Ключевский пишет о нем: «Князь любил забываться в разгаре сечи, заноситься в самую опасную свалку, не замечал, как с него сбивали шлем», и в то же время «но совсем не было обычно умение Андрея быстро отрезвляться от воинственного опьянения. Тотчас после горячего боя он становился осторожным, благоразумным политиком, осмотрительным распорядителем. У Андрея всегда все было в порядке и наготове; его нельзя было захватить врасплох; он умел не терять головы среди общего переполоха». 

Фото 4.jpg (7).PNG
В. Васнецов. «Князь Андрей Боголюбский», XIX в.

Любопытно, что мнение историка подтверждают исследования останков Андрея Боголюбского: несмотря на постоянное участие в битвах, до своей насильственной смерти он получил всего два ранения. Это обстоятельство нельзя списать на простое везение, напротив, оно свидетельствует, что князь сохранял в любых обстоятельствах ясность ума и хладнокровие. Одно ранение было серьезным: ему повредили шейный отдел позвоночника, отчего князь ходил, высоко подняв голову, и слыл человеком гордым, надменным. Был князь и вспыльчивым. Уже в наше время при изучении останков Андрея Боголюбского у него обнаружили гиперфункцию щитовидной железы. А люди с подобным заболеванием отличаются большой вспыльчивостью, но так же быстро отходят. Несмотря на горячность, князь был милосердным. Летописец характеризует его так: «милостив на свой род, паче же на хрестияны» и замечает, что тот не раз склонял отца к заключению мира во время междоусобных войн. 

Блестящий полководец, тонкий политик, благоверный князь был человеком глубоко религиозным. Больше всего он почитал Пресвятую Богородицу и всегда уповал на Ее заступничество. Именно Андрей Боголюбский установил праздники Покрова (14 октября) и Изнесения Честных Древ Животворящего Креста (14 августа). Он не только положил начало общерусскому почитанию Владимирской иконы, но и по его повелению был написан Боголюбский образ Божией Матери. Завершая словесный портрет князя, стоит отметить его превосходное образование и любовь к прекрасному. Об этом непреложно свидетельствуют написанные им «Сказание о победе над болгарами и установлении праздника Спаса в 1164 году», Проложное сказание об установлении праздника Покрова, Слово на Покров, «Молитва» и построенные по его распоряжению соборы Владимира и храм Покрова на Нерли. Вот таким человеком был князь Андрей Боголюбский, который с самого своего появления на исторической арене сразу же включается в борьбу за власть и привилегии. Однако сражается он не за свои интересы, а защищая интересы отца. 

Князь Андрей положил начало общерусскому почитанию Владимирской иконы

По всей видимости, в 1155 году, когда Юрий Долгорукий утвердился на великокняжеском престоле, Андрей Боголюбский посчитал свой сыновий долг исполненным и потому ушел. Часто его отъезд изображают как бегство, о котором никто не знал, но едва ли это было так. Длинная вереница подвод и телег с имуществом и людьми двигалась очень медленно. Если бы великий князь Юрий Владимирович желал остановить сына, труда ему бы это не составило. Наверняка между ними существовала некая договоренность. Андрей выполнил то, что от него требовалось, и посчитал себя вправе поступать так, как считал нужным. И Юрий Долгорукий, хоть и был в гневе, останавливать сына не стал. 

Еще один важный момент, который объясняет поступок князя, заключается в следующем. В 1151 году Юрий Долгорукий и его сыновья потерпели поражение в битве при реке Руте. При заключении мира побежденные князья целовали крест в подтверждение клятвы, что не будут больше претендовать на Киев. Время показало, что серьезно отнесся к произошедшему только Андрей Боголюбский. Он подтвердил клятву тем, что покинул юг, предпочтя ему север. 

Фото 5.jpg (5).PNG
Поставление Андреем Боголюбским иконы Богоматери во Владимирской Богородицкой церкви, миниатюра XV в.

Сразу по приезде князь начинает обустраивать земли. Он выбирает для себя не древний Ростов со сложившимися традициями и не Суздаль, удел отца. Нет, он выбирает молодой Владимир, в котором нет сильной боярской группировки, а традиции еще не сложились. Затем он изгоняет младших братьев, совсем мальчиков, Всеволода (впоследствии его назовут Всеволодом Большое Гнездо) и Михалко, поставленных княжить в Залесском крае Юрием Долгоруким. Андрей Боголюбский не намерен был делить власть ни с кем. Он не желал, чтобы на его землях сложилась та же система, что и в Киеве: постоянные войны, от которых больше всего страдало мирное население. Не допустить усобиц можно было одним способом – установить сильную единоличную власть, стать «самовластцем всей Суздальской земли».

Далее он отстраивает Владимир как сакральную столицу, так же как когда-то был отстроен Киев: Золотые и Серебряные ворота, Печерний город (отсылка к Киево-Печерскому монастырю), Успенский кафедральный собор вместо Софийского, княжеский замок-резиденция Боголюбово. Тут важно понимать, что Киев некогда строился по образу Царьграда, а тот, в свою очередь, по образу Иерусалима. Таким образом, Андрей Боголюбский своим строительством подчеркивает преемственность Владимира от самого Святого града. 

Андрей Боголюбский своим строительством подчеркивает преемственность Владимира от Святого града

И уже после этого, в 1169 году, он отправляет войска на Киев, но не для того, чтобы захватить и владеть, а для того, чтобы разрушить. На стольный град идет целая коалиция князей, среди них смоленский, переславский, новгород-северский, вышгородский, дорогобужский, овручский, во главе со старшим и любимым сыном князя Андрея Мстиславом. Князь показывает всему миру, что Киев утратил свое значение как духовный, политический и культурный центр. Вместо него появился новый – Владимир. Андрей Боголюбский принимает титул великого князя не в Киеве, как это было всегда, а в своем уделе, возвышая его до великого княжения. 

Таким образом, благоверный князь Андрей Боголюбский стал ключевой фигурой в истории Древней Руси. Он создал новую систему правления. Да, она не была принята сразу и безоговорочно, но именно к ней впоследствии пришли уже московские князья. Тут можно сказать, что князь опередил свое время. Благодаря ему произошел расцвет Северо-Восточной Руси. Это был подъем во всех сферах: духовной, культурной, политической и экономический. Он стал бесспорным лидером на Руси. Об этом свидетельствуют, например, грузинские летописи: эмир Тифлисский Абулизан рекомендует Юрия Андреевича в качестве жениха для царицы Тамары, поскольку он сын «государя русского, великого князя Андрея (Боголюбского), которому повинуются триста царей в тех странах». 

Он смог добиться, пожалуй, всех своих целей. Единственное, что у него не получилось, – это установить преемственность власти по наследству. Сыновья князя умерли раньше него, власть перешла к его младшему брату Всеволоду Большое Гнездо. Впрочем, князь Всеволод продолжил политику своего предшественника. 

Князь Андрей Боголюбский был, без всякого сомнения, великим человеком. Он искренне любил свою землю, радел о ней и старался устроить ее лучшим образом. Он всегда учитывал интересы простых людей, что заслуживает особенного уважения. При этом нельзя забывать, что он был человеком, а значит, неизбежно, как любой другой, совершал ошибки. И все же именно его избрала Пресвятая Богородица для прославления Своего образа, через который даровала людям русским многие чудеса и который пребывает с нами и по ей день.

Серафима Муравьева 8 сентября 2024
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить