Иеромонах Афанасий (Дерюгин) ответил на вопросы, связанные с Божественной литургией.
Иеромонах Афанасий (Дерюгин)
|
– Отец Афанасий, благословите. Митрополит Амфилохий (Радович) в одном интервью сказал: «Кто знает, что такое Литургия, знает, что такое Церковь». Объясните, пожалуйста, что такое Литургия?
– Если давать формальное определение, то Литургия – это богослужение, во время которого по молитве священника и всей Церкви хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христовыми и преподаются верующим для причащения. Если говорить по сути, то Господь сказал, что единство Церкви – это единство Тела Христова: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17: 21). И это единство достигается через наше соединение во Христе и со Христом во святом Причастии. Именно поэтому участие в Литургии, осознание того, что такое Литургия и Причастие Тела и Крови Христовых, дает человеку причастность к Христовой Церкви.
– Разъясните, пожалуйста, смысл того, что происходит на Литургии.
– Если говорить о некой последовательности Литургии, то до ее начала совершается проскомидия. В это время хлеб и вино подготавливаются для того, чтобы потом стать Телом и Кровью Христовыми. А дальше совершается основная часть Литургии, которая содержит в себе несколько блоков: это пение антифонов и тропарей, чтение Священного Писания, перенесение Святых Даров с жертвенника на престол. Другие моменты в Литургии тоже есть, но основные – это евхаристическая молитва и преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. По сути, это и является центральной частью Литургии. По-церковному это называется анафорой, а в народе это иногда называют евхаристическим каноном. Во время этой части Литургии хлеб и вино по молитвам священника и всей Церкви становятся Телом и Кровью Христовыми.
– Когда человек присутствует на Литургии, куда он должен направлять свое внимание?
– Как и на любом другом богослужении, все внимание нужно концентрировать на тех текстах, которые мы поем и читаем в храме. Эти тексты направлены на общую молитву, поэтому все они, и особенно тексты Литургии, написаны не в единственном числе, а во множественном, то есть это призыв не к личной, а к общей молитве всей Церкви.
И вся Литургия настраивает нас на такую общую молитву. На ектении это молитва о всем мире, о Церкви, о каких-то наших личных нуждах, но в общественном смысле. Это хвала Богу во время пения антифонов, это прославление праздника или святых во время пения тропарей. Наше внимание должно концентрироваться на каждом богослужебном тексте. Это касается любого богослужения, но Литургии в особенности.
– Должен ли человек как-то внутренне себя настраивать, когда он готовится пойти на Литургию?
– В первую очередь здесь стоит заметить, что нормой для церковного человека является причащение на Литургии, на которую он приходит. Эта высокая норма зафиксирована в церковных правилах и встречается у древних святых. Хотя сейчас не каждый человек на такое, наверное, способен, и требовать этого от каждого человека вряд ли кто-то будет. Но помнить о том, что это идеал, что это правильно, что это нас самих в первую очередь воспитывает, очень важно. И если мы причащаемся на Литургии, к этому нужно соответствующим образом готовиться. Все последование Литургии об этом говорит. Мы слышим призыв: «Приимите, ядите…», «Пийте от нея вси…», «Со страхом Божиим и верою приступите…» Естественно, если Церковь так обращается, на этот призыв нужно должным образом ответить и причаститься. Понятно, что это невозможно без определенной подготовки, и, конечно, никто не будет требовать этого от каждого человека. Но помнить об этом идеале нужно.
Частое причащение – это идеал, и важно помнить об этом
В любом случае участие в Литургии, даже просто молитвенное (хотя, еще раз скажу, это не совсем правильно), требует нашего внимания. Как собрать это внимание? Есть разные способы, которые предлагают нам святые отцы. Например, у многих святых мы встречаем совет приходить на богослужение заранее, то есть не впритык к службе и уж тем более не опаздывая, чтобы немного побыть в храме в тишине, в мире, настроить себя на молитву. Человек, который так будет делать, увидит, насколько иначе, насколько более глубоко совершается в таком случае молитва на Литургии и на любом другом богослужении.
– Если человек не причащается на Литургии, он тем не менее должен приходить на это богослужение?
– Это вопрос, который лучше обговаривать с духовником. Мы читаем про праведного Алексия Мечёва. Кому-то он благословлял причащаться практически каждый день, кому-то – раз в неделю или раз в месяц, потому что он был практиком и понимал, что одному человеку полезнее так, другому – иначе. Здесь нет рамок, в которых нужно поступать так и никак иначе. В любом случае даже наше молитвенное участие, конечно, какую-то пользу нам приносит. Но вопросы частоты причащения, глубины участия в Литургии нужно обсуждать с духовником.
– Можно ли жить духовной жизнью без Евхаристии или причащаясь редко?
– В Церкви в разные периоды были разные традиции. Например, в XVIII–XIX веках люди причащались очень редко. Это была общепринятая церковная традиция. Она абсолютно неправильная сама по себе. Можно много рассуждать о том, почему она в тот период сложилась. Но, наверное, люди, которые тогда придерживались общей традиции, тоже не были лишены какой-то духовной христианской жизни.
Другое дело, если мы посмотрим на творения святых, на их опыт жизни, то увидим призыв причащаться по возможности часто. Мы увидим призыв к тому, чтобы жить постоянной евхаристической жизнью. Святитель Василий Великий пишет: «Мирянину хорошо и полезно каждый день причащаться. Впрочем, мы причащаемся четыре раза в неделю». И это обращено не к каким-то аскетам, подвижникам, отшельникам, а к обычным христианам его времени. В Древней Церкви это действительно было нормой.
Мы встречаем призывы к частому причащению у праведного Иоанна Кронштадтского, у многих других святых, очень близких к нам по времени. И сейчас, слава Богу, в Церкви возрождается эта традиция частого причащения. И это очень хорошо и правильно. Еще раз говорю, вопрос о том, насколько частым должно быть причащение для того или иного человека, нужно обсуждать с духовником. Не все будет одинаково полезно разным людям. Но так или иначе необходимо помнить о том, что идеал – это частое причащение.
– Если человек часто причащается, он может к этому привыкнуть, у него может исчезнуть благоговение. Как человек может себя вдохновлять, чтобы каждый раз служба была новой?
– Очень сложно рассуждать на такие темы, поскольку они для каждого человека очень индивидуальны. В общих чертах я могу сказать, что «привыкнуть» причащаться – это очень хорошо, но в правильном смысле этого слова. Не в том плане, чтобы относиться к этому как к чему-то обыденному, а в том, чтобы для человека это было жизнью. Как мы привыкли есть, привыкли спать, так же жизненно необходимым для человека должно быть и Причастие. В хорошем смысле слова эта привычка должна быть.
«Привыкнуть» причащаться – это очень хорошо, но в правильном смысле
Если речь идет о потере благоговения, то, наверное, главный способ избежать этого – постоянно рассуждать о Причастии и Литургии. Мы очень часто теряем благоговение не только относительно Причастия, но и относительно храма, богослужения, молитвы. Это происходит именно из-за того, что мы не рассуждаем, не вспоминаем о том, что это значит. Заходя в храм, мы не вспоминаем, что здесь присутствует Господь. Стоя на Литургии, не вспоминаем, что дело, в котором мы сейчас участвуем, – это самое главное дело во вселенной. Вселенная потому и существует, что Литургия совершается. Если мы об этом будем рассуждать, если мы об этом будем себе напоминать и иногда даже заставлять себя об этом думать, то частое причащение, скорее всего, будет нам не в осуждение, а, наоборот, на пользу. И наша привычка к частому причащению будет правильной и необходимой.
– О чем верующим нужно молиться во время Евхаристического канона?
– Это момент, когда вся Церковь молится о том, чтобы хлеб и вино стали Телом и Кровью Христовыми. Об этом должна быть и наша молитва тоже. Но, кроме этого, в этот момент можно и даже нужно помянуть близких нам людей о здравии и упокоении, во время пения «Достойно есть». Тогда и священник в алтаре молится за людей о здравии и упокоении. И для каждого молящегося в храме тоже будет полезно вспомнить всех близких, всех, кто нуждается в наших молитвах, чтобы эта Литургия действительно была вселенской, объемлющей не только присутствующих на ней, но и тех, за кого мы хотим помолиться.
– Что делать с рассеянием ума на богослужении? Как не отвлекаться на посторонние вещи?
– Здесь ответ только один: постоянно собирать ум. Рассеивается – собираем. Снова рассеивается – снова собираем. Сказали мысленно: «Господи, прости меня за мою рассеянность», – и снова вернулись к молитве. Есть некоторые способы, которые могут помочь нам, чтобы ум не рассеивался. Их много, и они для каждого человека индивидуальны. Читая святых отцов, мы можем их встретить.
Я уже упомянул, что очень важно заранее приходить на богослужения и таким образом настраивать себя. Есть еще такой способ: стоять на богослужении с закрытыми глазами. Это тоже порой помогает, потому что очень часто мы рассеиваемся именно от зрения: направо посмотрели, налево и начинаем думать о чем-то другом.
У святых также встречается такой совет: заранее до богослужения приготовиться к нему. Например, все тексты Литургии более или менее известны. Святитель Феофан Затворник советует заранее перечитать тексты богослужения дома и понять, какие мысли в это время должны у нас рождаться. Стоит почитать перевод богослужения, чтобы лучше его понимать, вникнуть, что на нем происходит. И тогда эти тексты станут для нас более близкими, более родными, и на богослужении они могут принести нам гораздо больше пользы. Есть и другие способы. Но главный принцип – это постоянно собирать ум. Если мы будем тренироваться, то сможем приобрести благую привычку к этой собранности.
– Какую литературу Вы бы посоветовали тем, кто хочет глубже понять эту службу?
– Литературы на эту тему довольно много. Я уже упомянул, что очень важно знать текст Литургии и читать его с переводом. Конечно, здесь нельзя не упомянуть «Беседы о Божественной литургии» священномученика Серафима (Звездинского). Он любил и хорошо знал богослужение, и писал о нем очень возвышенно. Через эту книгу мы тоже можем к его любви и знанию прикоснуться.
– Расскажите, пожалуйста, подробнее о том, как служили Литургию новомученики.
– Когда наступают времена гонений, то нередко очень многие внешние моменты жизни Церкви отходят на второй план. Тогда становится ясно, что главное, а что второстепенное. Наше богослужение очень наполнено, и при правильном отношении эти внешние моменты помогают нам на него настроиться. С другой стороны, бывают случаи, когда все внешнее исполнить невозможно, особенно во время гонений, и тогда остается только основное.
Наши святые стремились, чтобы Литургия никогда не прекращалась
Например, у заключенных нередко не было возможности достать богослужебные просфоры и вино, поэтому Литургию они совершали на ржаном хлебе и на клюквенном или свекольном соке. Также не всегда была возможность должным образом устроить алтарь. Соответственно, Литургия могла совершаться в любом месте – в камере, где-то еще. Сохранились сосуды, которые новомученики делали из подручных материалов, которые они вырезали своими руками и сами расписывали; антиминсы, которые они также подписывали. В доме-музее святителя Афанасия (Сахарова) в городе Петушки сохранился престол, который он сделал из посылочных ящиков.
Таким образом, наши святые стремились, чтобы Литургия никогда не прекращалась, даже когда, казалось бы, было минимум возможных внешних условий для этого. Очень интересно описание того, как богослужения проводились в Соловецком лагере. Какое-то время власти еще разрешали служить в одном из храмов. Когда это запретили, заключенные стали собираться где-то на поляне, которую они называли кафедральным собором Святой Троицы, совершая Литургию на каком-то пне.
Конечно, особые условия совершения богослужения в церковной истории были всегда. Это касается не только непосредственно эпохи новомучеников 20–40-х годов XX века. В 70–80-х годах XX века в Москве совершал свое служение тайный священник отец Глеб Каледа, который при этом был профессором-геологом. Сохранились воспоминания, как эти богослужения проходили. В воскресенье отец Глеб и вся его семья вставали очень рано. Облачение к богослужению каждый раз шили заново, потому что нужна была конспирация. Его потом распарывали и раскладывали среди остального белья, чтобы ни у кого не возникло подозрений, если случится обыск. Где-то на верхней полке стоял бокал, который служил Чашей. В одной комнате громко включали телевизор, в другой – радио, чтобы никто из соседей не услышал, что совершается. Богослужение совершалось в комнате при зашторенных окнах и вполголоса. В таких условиях богослужения проходили даже в сравнительно близкое к нам время. И это очень важно помнить, потому что неизвестно, какие еще времена ждут нашу Церковь, чтобы понимать, как это может быть, что главное, а что второстепенное. Знать этот опыт гонимой Церкви для нас очень важно.
Беседовала Александра Калиновская
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.