Свет Неопалимой Купины, или Поездка на Синай

И сказал Бог: не подходи сюда;
сними обувь твою с ног твоих, ибо место,
на котором ты стоишь, есть земля святая. 

(Исх. 3: 5)

Есть на этой земле место, где Сам Бог явился человеку. И там же призвал его для встречи с Ним. Это Синай. Такой далекий в земном понимании и такой близкий каждому сердцу, прикоснувшемуся к нему. Сколько святынь на этой грешной земле оставил Господь и Его Небесная Церковь, но только это место можно охарактеризовать одной, потрясающей человеческий разум фразой: Синай – место встречи Бога и человека.

1 - 2023-03-27T235346.384.jpg

Синай. Загадочный, таинственный и безмолвный в пространстве и во времени…Когда думаешь об этом крохотном на карте мира клочке земли, то не перестаешь изумляться. Сколько исторических событий, войн произошло здесь, сколько народов и религий переплелось здесь. Он притягивает к себе паломников со всего света, разных национальностей, конфессий и религий: иудеев, католиков, православных и даже мусульман. В этом месте тесно переплелись и Ветхий, и Новый Завет. Оно обладает особой святостью, если можно так выразиться простым языком. Здесь было явление Самого Бога.

В этом месте тесно переплелись и Ветхий, и Новый Завет

Когда-то Моисей пас в этих местах своих овец и наткнулся на горящий куст Неопалимой Купины:

Бог явился на горе Хорив, когда Моисей увидел куст, который горел и не сгорал: И воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я, [Господи]! И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая <...> И сказал Господь [Моисею]: Я увидел страдание народа Моего в Египте <...> Итак, пойди, я пошлю тебя к фараону [царю Египетскому]; и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых.

Это была первая встреча.

Во время хождения по пустыне с еврейским народом Моисей остановился, чтобы принять скрижали – заповеди Ветхого Завета – для передачи их выходцам из египетского плена, а впоследствии и всему человечеству:

На третий месяц по исходе из Египта в новолуние Моисей вывел свой народ в пустыню Синайскую. У горы Синай они остановились на ночлег. На третий день при наступлении утра были громы, и молния, и густое облако над горою Синайскою, и трубный звук, весьма сильный. Гора же Синай вся дымилась, оттого что Господь сошел на нее в огне. И призвал Господь Моисея на вершину горы. И взошел Моисей. И сказал Господь ему...

Вторая встреча.

Так гласит Ветхий Завет, и то, что последовало за этим, послужило основанием христианской веры и стало частью мирового порядка. По Ветхому Завету получил Моисей от Бога десять заповедей. С тех пор Синай считается одним из святейших мест христианского мира.

Звенящая жара летом и леденящий холод ночью. И тем не менее это величественное место девственной красоты, так и не тронутой веками. Одни лишь бедуины обитают здесь на протяжении тысячелетий. Посредине моря-пустыни – каменный остров, на протяжении веков проповедующий терпимость. При появлении христианства здесь возник монастырь, воздвигнутый на месте Неопалимой Купины. Этот феномен – одна из мистических тайн Синая.

2 - 2023-03-27T235349.268.jpg
Монастырь cвятой Екатерины

Он был и есть один из самых древних, постоянно действующих христианских монастырей во всем мире. Обитель была основана в IV веке в центральной части Синайского полуострова у библейской горы Хорив (Синай). Изначально он назывался монастырем Преображения или Неопалимой купины. А когда отошла к Богу святая великомученица Екатерина, мощи которой были перенесены самими Ангелами на вершину Синая (они были обретены синайскими монахами в середине VI века), этот монастырь получил свое второе название – монастырь Святой Екатерины.

Изначально он назывался монастырем Преображения или Неопалимой купины

Первое, что мне бросилось в глаза, когда мы зашли внутрь монастыря, была икона Спасителя, написанная особым способом древнего письма, – Христос Пантократор.  Это энкаустическая икона середины VI века с изображением Спасителя, которая является древнейшим из известных иконописных изображений. Помимо этого в монастыре сохранена уникальная коллекция древнейших рукописей и икон.

3 - 2023-03-27T235352.400.jpg
Икона Христос Пантократор.
VI век.

Арабские халифы, и турецкие султаны, и даже армия Наполеона не затрагивали мир и покой обители. Она никогда не разрушалась и не подвергалась нападениям, сохранив таким образом свою автономию и неприкосновенность. Напротив, все стремились взять обитель под свое покровительство. Казалось, Сам Господь оберегал ее.

На территории монастыря есть башня мечети в знак уважения к Магомету и символ примирения. Когда-то пророк Магомет останавливался у подножия величественного Синая в монастыре святой Екатерины, оставив грамоту о неприкосновенности этих мест его последователями. Об этом свидетельствует также и библиотека, в которой собраны около пяти тысяч рукописей ранних книгопечатных изданий, включающая одно из богатейших собраний мира, которое, в сравнении даже с Ватиканом, считается самым полным собранием всей христианской литературы. Ранее здесь находилась древнейшая Библия – Синайский кодекс.

4 (89).jpg
Колокольня и башня мечети
монастыря святой Екатерины

Красота древнего монастыря завораживала. Потемневшее дерево, древняя иконопись, мозаика. Даже монахи казались пришедшими из прошлого времени. Мы, паломники, отстояли молебен, получили в дар кольца, освященные на изящной ручке самой Екатерины. И прошли во двор полюбоваться Неопалимой Купиной, той самой. Мы фотографировались около нее с разных ракурсов попеременно всей группой. Но самое удивительное, когда смотрели готовые фотографии, вернувшись домой, увидели столп света от вершины куста вверх. Ослепительно белый на фоне синего неба, запечатленный с разных камер, на разных фото, сделанных с интервалом в несколько минут. Значит, невидимо она продолжает оставаться горящей Неопалимой Купиной?!

С окаменелостью наших сердец мы не смогли увидеть этот светящий в небо столп во время съемки. Но дома это стало для нас откровением: запечатленный свет Божественной Любви к человеку. А во второй поездке мы сподобились попасть в алтарь монастыря, который был построен на месте произрастания Неопалимой Купины в древние времена; сняв обувь, мы смогли припасть к сему священному месту.

5 (50).jpg
Неопалимая Купина

Мы стали подниматься на Синай. Кое-как пройдя первую половину, мы оказались на широкой площадке меж гор. Там все было продумано для отдыха: вагончики для перекусов, одеяла для ночевки на вершине. Мы сфотографировались и продолжили свой подъем. Кто-то продолжил, лично я поползла. В голове стучало, глаза плохо видели, ноги передвигала на автомате. «Вот они, грехи мои тяжкие», – мелькнуло в голове. Все ушли вперед, а я, затормозив, села на камень и призналась своим подругам, что больше не сделаю ни шага. Они присели за компанию, и я, не помню, как, провалилась в сон. Проснувшись, увидела, что спят и приятельницы. Быть рядом с вершиной и не подняться до конца – это ли не несчастье?

Но нужно было возвращаться, арабы подсказали нам путь. Перед нами открылась тропа, ведущая к самому монастырю. Сверху он казался таким маленьким. Этот путь был узок и страшно опасен. Он резко устремлялся вниз. Наверное, эту тропу видел перед собой святой Иоанн Лествичник, описывая свою Лествицу, устремленную к Небу, вернее, в Вечность. Только он имел в виду подъем по ней, мы же спускались. Страх сорваться был настолько силен, что порой хотелось ухватиться за воздух руками. Спустившись с грехом пополам, мы рухнули около монастыря.

У нас есть одна знакомая монахиня. Ее первый подъем на Синай был стремительным. В окружении сестер из Горненского монастыря, а главное их молитв, она не заметила, как добралась до самой вершины. Впоследствии, уже во второй раз, ее подъем был совершенно другим. Уверенная в себе, она начала свой путь с одной лишь мыслью: «Да легко!» – и в скором времени устала. На половине пути она потеряла сознание. Придя в себя, увидела над собой белозубого негра с улыбкой до ушей. На ломанном русском языке он спросил:

– С Вами все нормально?

– Да, да, – поспешила ответить она. До конца горы ноги еле доплелись. Возникает вопрос: в чем была разница подъемов? Во внутреннем состоянии души. В сокрушении духа сестер в молитвенном и покаянном чувстве и в самоуверенном: «да легко!». Раньше на гору Синай паломники поднимались с Иисусовой молитвой. На крутых поворотах тропы находились монахи, которым паломники исповедовали свои грехи. И путь становился легче.

6 (34).jpg

Святой Иоанн Лествичник написал свою книгу во время своего настоятельства в монастыре святой Екатерины, созерцая перед собой и образно, и духовно этот длинный путь покаяния, совершенствования в духовной брани и преодоления себя. Именно здесь все говорило о том, что для встречи с Богом есть только один путь: путь покаяния и видения своих грехов. Путь молитвы и веры. Тогда небесная Лествица станет преодолимой. А наше русское «авось» здесь уже не прокатит.

Вторая попытка

Помня свой неудачный, а может, и наоборот, полезный опыт такого подъема, во вторую поездку я повела себя иначе. Зная меня и мой трусливый характер, отец Игорь в приказном порядке назначил меня ведущей всей нашей группы, несмотря на то что рядом были те, кто уже знал весь путь до конца. И не слыша моих: «Ой, не смогу, не знаю дороги» – не видя перекошенного от ужаса лица, священник повернулся и ушел прочь. Передо мной лежала каменная широкая тропа в лунном свете. Сама луна висела огромным жемчужным абажуром на черном небе. И мы пошли. А куда было деваться? Вокруг стояли люди, в ожидании глядя на меня, включая и тех, кто уже поднимался. Оставалось идти и от ужаса подвести их – а в моей жизни это был всегда единственный двигатель – читать непрестанно Иисусову молитву. Ответственность все же – страшная сила. Она гнала меня без остановок практически до самой вершины, несмотря на уже окаменевшие ноги. Зато в такие минуты, часы и молитва особая. От всего сердца, а может, от страха. Повернув налево после знакомой уже мне площадки для отдыха, мы оказались в полной непроглядной тьме. И я, боясь не дойти, освещая свой путь фонариком, продолжала наш путь наугад, куда ведут ноги. И они привели. К самому храму на вершине Синая. Туда, где была встреча Бога и человека.

В такие минуты, часы и молитва особая

И вот вершина. Мы были в состоянии, как говорят, «ни петь, ни рисовать». Через пару минут нас бережно укрыли, подоткнув края, и я провалилась в сон.

Вскоре первые краски утреннего солнца высветили горизонт. Забрезжил рассвет. Рассвет, каких каждый из нас видел сотни. Но этот был особенный. Мы встречали его на Синае. Это была пятница, день строгого поста и памяти восхождения Господа на Голгофу. И начинался день по церковному календарю в честь Марии Египетской.

Говорят, что тому, кто встретил восход солнца на горе Синай, прощаются все грехи. Понимая абсурд этой легенды, мы все же запомним красоту этого явления до конца своих дней. Красоту начинающегося нового дня в особенном месте, и как начало новой жизни – рассвет над местом встречи Бога и человека. Перед нами открылся удивительный вид. Мы были на самом высоком месте горного массива, горы расстилались перед нами своими вершинами. И если на святой земле Израиля в связи с войнами было много разрушений и восстановлений, то здесь была полностью девственная и сохраненная без вмешательства человека чистота. Вокруг раскинулась первозданная природа. И, что удивительно, нет ни пения птиц, ни кустов, ни травы. Солнце днем, пронзительный ветер ночью. И тишина, полное безмолвие, будто напоминающее нам, что молчание – залог будущего века.

7 (20).jpg
Восход солнца на горе Синай

Только обрыв скал и огромные, разбросанные по подножию Синая валуны напоминали описание в Ветхом Завете грозного присутствия Бога в грозе, молниях, тучах, пламени и сотрясении земли именно в этом месте, где томился в ожидании иудейский народ. Но, как ни величественна была Синайская гора, еще возвышенней были слова Самого Бога, которые сквозь громовые раскаты, молнии и дым доносились до слуха народа. Это было знаменитое десятословие: те десять заповедей Божьих, в каждой из которых открывалась вековечная истина.

Что значила в сравнении с этим Синайским законодательством вся многовековая история индийцев, египтян и других народов со всею их мудростью и исполинскими созданиями храмов и пирамид? Синайское законодательство в своих началах давалось на все будущие времена. Оно заложило основу истинной нравственности и человеческого достоинства в мире. Это был день рождения народа, отличающегося от всех других. Простые, но глубокие и вечные истины о духовном, о Боге, о почитании родителей, о целомудрии, о святости человеческой жизни, о чистоте, совести – все эти истины утверждены были на Синае. Десятословие было провозглашено Самим Богом с таким неотразимым величием и с такой изумительной простотой, что возвещенные в нем истины сразу же стали достоянием всего народа, задача которого была распространить этот закон на все человечество. Синайское законодательство не только устанавливает истинные воззрения на Божество и отношение к нему человечества, но и взаимные отношения между людьми ставит на совершенно новую ступень. В честь этого великого события израильский народ установил праздник Пятидесятницы, так как это событие произошло в пятидесятый день после выхода евреев из Египта.

Синайское законодательство в своих началах давалось на все будущие времена

Именно здесь вспоминаются строки Ветхого Завета: «Так говорит Господь: небо – престол Мой, а земля – подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего? (Ис. 66: 1)

Здесь был Его нерукотворный храм, и здесь же перед ним стоял человек, немощный и слабый, подобный ничтожной песчинке перед вселенной. Это был Моисей. Немогущий перед людьми и речь произнести, но великий пророк, наделенный силой Божьей. В руководстве еврейским народом и в славе Его чудес. Моисей, чье послушание перед Богом в этом изменчивом мире сделало его великим перед всем человечеством и его историей.

Что может чувствовать человек после преодоления себя? Радость. И не помнится вчерашний подъем на окаменелых ногах, ужас подвести людей, трудности дороги и ночной холод. Хотелось бежать вприпрыжку, как в детстве, забывая о ноющих мышцах, по этим, солнцем залитым каменным плитам, что я, собственно, с великим удовольствием и сделала.

Свет Божественный для грешников – огонь опаляющий. Для ищущих Его – очищающий. А очищая сердца наши через покаяние, Он изливает на нас свет Своей Божественной Любви, даруя нам тишину и мир. Так невидимо внутри нас творится Царствие Небесное.

Ирина Дмитриева 27 марта 2023
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить