Святой Серапион и сокровищница православных святынь

От Москвы до Сергиева Посада 120 километров, это исторический путь в Лавру к преподобному Сергию Радонежскому. В давние времена по Старой Переславской дороге шли пешком цари и простые люди, когда надо было открыть сердце Богу, попросить Его о милости, исповедать грехи, приложиться к святыням. Только за лето по этой дороге проходило около 300 тысяч человек. Шли мимо природных красот, храмов, а в свое время и путевых дворцов царя Алексея Михайловича, что ветшали и исчезали. Пролетевшие века не сохранили для нас этот путь: его застроили автотрассой и заложили рельсами железной дороги. Но появилась новая пешая дорога в Лавру, идущая от Красной площади. Но главное – никуда не исчезло желание идти к святыням Лавры. Одна из них – Серапионова палата в Троицком соборе.

Пехорка – неприметная деревня в ближнем Подмосковье, давно соединившаяся с Балашихой. Но это только на первый взгляд скромность и неприметность. Знающий историю человек относится к этой земле с благоговением, ведь она – родина святителя Серапиона. Здесь находится церковь Покрова Пресвятой Богородицы, первое упоминание о которой относится к ХV веку.

Фото 1. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, с. Пехарка, Московская область.jpg
Храм Покрова Пресвятой Богородицы, с. Пехорка, Московская область

В рукописном Троицком патерике тех давних времен содержалось и житие Новгородского архиепископа Серапиона. В нем сообщалось, что Серапион родился в семье священника, служившего в Покровском храме в Пехорке. Мальчик рано освоил грамоту, рос добрым, смиренным и набожным, а все свои мечты и мысли обращал к Богу. Он тоже стал священником и вместе с отцом проводил службы в храме Покрова Пресвятой Богородицы. При этом Серапион хотел большего, чем служить Богу: он хотел посвятить Ему всю свою жизнь. Однако не посмел ослушаться родителей, желающих, чтобы сын вступил в брак. Но срок семейной жизни оказался коротким. Через год после женитьбы Серапион овдовел и решил принять постриг.

Серапион хотел большего, чем служить Богу: он хотел посвятить Ему всю свою жизнь

Это произошло в Успенском Дубенском монастыре (Шавыкина пустынь), память о котором жива и сегодня. Основание обители в 1379 году связано с именами князя Дмитрия Донского и преподобного Сергия Радонежского. Монастырь находился на Княжем острове в Сергиево-Посадском районе. Остров длиной полтора километра и шириной двести метров окружали реки Дубна и Быстрица. В общем-то, с тех пор ничего не изменилось, но исчезла древняя обитель, упраздненная еще в 1765 году, да выросли березы, осины, липы и дубы.

Став монахом, Серапион продолжал помогать своему отцу и какое-то время еще служил в Покровском храме. Шли годы. После смерти родителей он удалился в Успенский Дубенский монастырь. Жизнь его была добродетельна. Иноческий подвиг Серапиона становился примером для многих, поэтому братия избрала его игуменом обители. На этом поприще Серапион сделал так много доброго и необходимого для монастыря, что Шавыкина пустынь приобрела новое название – Серапионова.

Фото 2.jpg

Сегодня на месте Успенского Дубенского монастыря – крест высотой в пять метров, установленный 11 июня 2001 года. Каждый август в Серапионову (Шавыкинскую) пустынь совершается крестный ход, который идет от Успенской церкви в селе Закубежье в Сергиево-Посадском районе. Всего 16 километров пути. Этот сельский храм выбран неслучайно. Ведь в нем есть особо чтимая святыня – икона Иверской Божией Матери, переданная в храм из Успенского Дубенского монастыря после его упразднения. Долгое время один раз в год эту чудотворную икону приносили в часовню, построенную на месте обители. Здесь совершалось малое освящение воды и заупокойная лития, а самой Иверской иконе можно было поклониться в течение недели.

«И приемлет игуменство, и бывает пастырь тоя великия обители...»

Отец Серапион считал, что иноческий подвиг должен быть более строгим и значимым, поэтому сложил с себя настоятельство в Успенском Дубенском монастыре и поступил в Свято-Троицкую Сергиеву лавру, крупнейшую в России обитель, основанную в 1337 году. В то время настоятелем Троице-Сергиевой лавры был игумен Симон (Софроний (Чиж)). 22 сентября 1495 года он стал Митрополитом Московским и всея Руси, а отец Серапион становится игуменом.

Фото 3.jpg

Начиная с 1470-х годов осложнились отношения великокняжеской власти и Церкви. В 1499 году великим князем Новгорода и Пскова стал Василий III Иванович. В 1502 году он вместе со своим отцом Иваном III провозглашен великим князем Владимира и Москвы. В это время правители Москвы связывали укрепление центральной власти с дворянами-землевладельцами как социальной опорой и военной силой. Заметим, что слово «дворянин» буквально означает «человек с княжеского двора», то есть придворный. Землей они пользовались согласно поместному праву. Сформированная система поместного землевладения могла бы помочь установлению единых административно-судебных порядков на территории страны, поэтому остро встал вопрос о распространении помещичьего землевладения. Для этого необходимы были земли преимущественно в центре, где живут и трудятся крестьяне.

Начиная с 1470-х годов осложнились отношения великокняжеской власти и Церкви

В тот исторический период существовали черные и белые земли. Черные земли – это земельные наделы черносошных крестьян, которые не имели личной зависимости от помещика. В XV–XVIII веках они несли денежные и натуральные повинности в пользу государства (то есть князя и казны), а не помещика. Крестьяне даже могли продавать свои земли, которые обычно находились на малоосвоенных окраинах России, отличавшихся суровым климатом и неплодородной почвой. Белые земли были собственностью крупных феодалов и Церкви. При этом духовные вотчины имели ряд привилегий: они освобождались от уплаты налогов, пошлин, повинностей. Таким образом, решить проблему расширения владений помещиков только за счет «черных земель» не получалось. Не сыграли большой роли и переселение бояр из вновь присоединенных городов (Вятка, Тверь, Новгород, Псков) в центр, и передача их земель дворянам, поэтому свое внимание великий князь Иван III обратил на церковные владения. Провести секуляризацию, то есть изъять эти земли, значило не только обеспечить помещиков новыми наделами, но и ослабить власть Церкви.

В августе-сентябре 1503 года в Москве собирается церковный Собор, вошедший в историю как «Собор о вдовых попах». На Соборе присутствуют: великий князь Иван III, его сыновья Василий и Дмитрий Жилка, а также преподобный Иосиф Волоцкий и преподобный Нил Сорский. Иван III поставил вопрос об отказе Церкви от владения землями и дальнейшем ее содержании за счет княжеской казны.

Фото 4.jpg

Интересно, что Нил Сорский, возглавлявший движение «заволжские старцы», и его сторонники («нестяжатели») поддерживали идею великого князя и говорили, что владеть землями неприлично для Церкви. При этом его оппонент, святой Иосиф Волоцкий, говорил о законности таких владений и необходимости благоукрашения храмов, а также о том, что Церковь должна быть сильной и богатой, что поможет ей хорошо выполнять свои функции.

Игумен Троице-Сергиевой лавры Серапион, митрополит Симон, архиепископ Геннадий Новгородский, также присутствующие на Соборе, выступали против секуляризации. Их поддержали настоятели других монастырей и епископы. Отец Серапион говорил о том, что монастырские имения – это в том числе и средства благотворительности, то есть помощи бедным и больным. Он настаивал, что имения нужны для строительства и поддержания храмов, для проведения служб в должном благолепии. В итоге большинство Собора во главе с игуменом Серапионом отстояли право Церкви на владение землей.

Отец Серапион говорил о том, что монастырские имения – это в том числе и средства благотворительности

В 1505 году великий князь Иван III умер. Власть, а также земли 66 русских городов перешли к его сыну Василию III, который искал компромиссы с Церковью, поддержал идеи последователей Иосифа Волоцкого и теорию сильной власти государства, имеющей божественное происхождение.

Подвиг печалования

Печалование – это право духовных лиц, высших или пользующихся большим уважением, обращаться к государю с ходатайством за опальных или осужденных людей.  Безусловно, слова защиты и просьба о помиловании могли не найти в сердце государя ожидаемый отклик и даже окончиться опалой для того, кто осмелился печаловаться.  Так произошел известный конфликт патриарха Адриана и царя Петра I. Он начался с отказа патриарха постричь первую жену царя Евдокию Федоровну Лопухину в монахини и закончился в 1698 году царским отказом помиловать стрельцов. Это событие стало предвестником конца печалования патриарха за осужденных.

Но до петровских времен еще было далеко. И Серапион после молитв Святой Троице, Богородице и преподобному Сергию обратился к князю Ивану Васильевичу с просьбой помиловать трех боярынь, которым грозило сожжение за грех волшебства, что было просто клеветой.  Князь так разжалобился и умилился от просьб игумена Серапиона и его искренних слез, что отпустил несчастных женщин безо всякого наказания. В этом подвиге печалования Серапиона люди увидели самого святого Николая, которому удавалось освобождать от смерти ни в чем не повинных.

Великий князь Василий III, как и его отец, благоволил Серапиону. 15 января 1506 года, согласно его великокняжескому повелению, игумен Серапион был хиротонисан в архиепископа Новгородского. До этого новгородским архиепископом был Геннадий, по воле князя смещенный с кафедры Святой Софии и заточенный в Чудовом монастыре.

Фото 5. Новгородский торг, Васнецов.jpg
«Новгородский торг». А. М. Васнецов

Владыка Серапион прибыл в Новгород в феврале. Он возглавлял епархию в течение почти трех лет, которые были очень трудными для города. В 1506–1508 годах Новгород охватила эпидемия моровой язвы. Это продолжалось три осени, как писал новгородский летописец. Серапион молился Богу и Богородице и просил, чтобы страшная болезнь прекратилась, обходил город с иконами. По его велению в Новгородском кремле, на площади рядом с собором святой Софии, был поставлен храм Похвалы Пресвятой Богородицы. По легендам его возвели за один день. 15 октября архиепископ Серапион освятил его и совершил первую службу.  Звучавшие во время освящения молитвы по воле Божией чудесным образом излечили трех человек. Но главное – смертоносная болезнь начала уходить из Новгорода.

В 1506–1508 годах Новгород охватила эпидемия моровой язвы

В 1508 году пришла новая беда: в городе случился сильный пожар, продолжавшийся полутора суток. Как писал новгородский летописец: сгоревших «число Бог весть». 20 августа, когда полыхал огонь, архиепископ Серапион совершил крестный ход к городской святыне – Чудному кресту (чудный – красивый, изящный), который стоял на левом берегу Волхова, у Волхова моста. Здесь владыка отслужил молебен, чтобы умилостивить гнев Божий. Он горько рыдал и неистово молился до тех пор, пока пламя не утратило своей силы. После пожара Серапион совершил панихиду по погибшим и осудил тех, кто в такое жестокое время грабил дома, людей и даже тела погибших.

Опала: Андроников монастырь

С 1509 по 1526 год Новгород пребывал без архиепископа. Паства скорбела. Любимого новгородцами пастыря заточили в московский Андроников монастырь, куда он прибыл вместе со своим учеником, архидиаконом Иаковом (Кашиным). Впоследствии тот стал игуменом Троице-Сергиева монастыря, что и предсказывал святой Серапион, а также – первым составителем его жития.

Эта опала в апреле 1509 года шла от великого князя Василия III. В июле того же года строгое княжеское решение поддержал Собор. Причиной немилости было роковое недоразумение, связанное с Иосифом Волоцким.

Фото 6. Преподобный Иосиф Волоцкий.jpg
Преподобный Иосиф Волоцкий

Притесняемый князем Федором Борисовичем Волоцким, двоюродным братом великого князя Василия III, последним князем Волоцкого княжества, Иосиф Волоцкий обратился за помощью к святителю Серапиону. Дело в том, что князь Федор Борисович отличался тем, что часто прибегал к грабежу не только зажиточных людей, но и монастырей, что вызывало ропот и осуждение. Так он отобрал казну у монастырей: Возмицкого в честь Рождества Пресвятой Богородицы, Троицкого Селижаровского, Левкеева в честь Успения Пресвятой Богородицы – а затем обратил свою алчность на Волоколамскую обитель. Интересно, что есть упоминания о том, что в 1503 году рузский князь Иван Борисович назначил Селижаровскому монастырю 42 рубля, а в 1506 году волоцкий князь Федор Борисович к празднику Троицы пожаловал игумену и братии более 50 рублей. Но эти факты лишь доказывают, как переменчивы в своей милости князья.

Однако в то время у князя Федора случилось большое недовольство жизнью. В 1503 году Иван III конфисковал наследство, оставшееся после почивших родственников князя Федора: матери, Ульяны Михайловны Холмской, и младшего брата Ивана, князя Рузского. В этом вопросе великого князя Ивана III поддержал святой Иосиф Волоцкий, что испортило его отношения с князем Федором Борисовичем. За защитой преподобный попытался обратиться к Серапиону. Однако по стечению обстоятельств, в частности из-за эпидемии моровой язвы, тот не смог встретиться с ним, да и посланный к владыке Серапиону чернец Игнатий Огорельцев не был пущен в Новгород и воротился назад.

Тогда в отчаянии его просьба о защите была направлена самому великому князю Василию III. Итогом стало принятие Иосифо-Волоколамского монастыря в ведение князя и митрополита. Такой факт возмутил игумена Серапиона: он указал, что действия преподобного Иосифа шли без благословения его архиепископа, то есть самовольно. За это архиепископ Серапион наложил на святого Иосифа церковное запрещение. Великий князь, узнав о запретительной грамоте, не просто разгневался, а принял ее как знак неуважения и личное оскорбление. Вслед за этим и последовало отстранение от управления епархией и ссылка в Спасо-Андроников монастырь в Москве.

Фото 7. Спасо-Андроников монастырь, план XVI века.jpg
Спасо-Андроников монастырь, план XVI века

Святитель Серапион оставался уверенным в своей правоте и защищал церковные правила, о чем писал митрополиту Московскому и всея Руси Симону. Возможно, эти послания сыграли свою роль. В московском монастыре Серапион провел два года, но по решению Собора 1511 года был освобожден. Великий князь Василий III позволил ему переселиться в любимую обитель – Троице-Сергиеву лавру. Незадолго до своей кончины митрополит Симон встретился с Серапионом, благословил его и принял от него прощение. Примирение произошло и с Иосифом.

Великий князь Василий III позволил ему переселиться в любимую обитель

В 1511 году из Москвы отец Серапион уехал в Троице-Сергиеву лавру, где его с любовью встретил настоятель монастыря игумен Памва (Мошнин) и братия. Здесь возрадовалось уставшее сердце монаха и прошли последние годы его жизни.

В 1515 году в Волоке Ламском (нынешнем Волоколамске) закончился земной путь преподобного Иосифа Волоцкого. Святой Серапион прозрел кончину праведника: неожиданно для всех он указал в сторону Волоколамска, сказав: «Брат наш Иосиф преставился. Бог да простит его».

В том же году после ухода от управления монастырем игумена Памвы новым игуменом обители Святого Сергия стал Иаков, ученик святителя Серапиона, как он и обещал.

В Троице-Сергиевой лавре отец Серапион принял великую схиму, упокоился с миром он 16 марта 1516 года и был погребен рядом с древним храмом Святой Троицы, возведенным в 1422–1423 годах.

Фото 8. М.Гадалов. Вид Троицкого собора и Никоновского придела с восточной стороны. Литография. 1853 г..jpg
Вид Троицкого собора и Никоновского придела с восточной стороны. Литография. 1853 г. М. Гадалов

Через год, 7 апреля, были обретены его нетленные мощи. Но только в 1559 году в Лавре началось почитание святителя Серапиона, вернее, продолжилось вслед за почитанием на новгородской земле. Его мощи были перенесены в новый гроб и вновь захоронены. С его переходом в жизнь вечную чудеса по его молитвам не закончились. В 1608 году при осаде поляками Лавры святой Серапион явился в Троицком храме и встал перед иконой Богородицы. В разговоре с Пресвятой Богородицей он просил Ее заступничества для обители и братии.

Серапионова палата – сокровищница православных святынь

Белокаменный Троицкий собор – самый древний храм Троице-Сергиевой лавры. Именно для него преподобный Андрей Рублев написал икону Святой Троицы, которая до 1929 года находилась в монастыре.

Фото 9. Троицкий собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.jpg
Троицкий собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

К Троицкому собору примыкает особое помещение – Серапионова палата. Попасть в нее можно из собора через дверь, находящуюся рядом с ракой святого Сергия. В этом же месте можно увидеть особый знак – рваную рану, след от польского ядра, которое влетело в собор при осаде.

По легенде, Серапионова палата была сооружена на месте кельи преподобного Сергия, куда являлась Богородица, и совершенно точно – над гробом архиепископа Новгородского Серапиона, покинувшего этот мир в 1516 году. Сначала здесь находились три раки: архиепископа Серапиона (Курцева), преставившегося в 1555 году; митрополита Московского Иоасафа (Скрипицына) и почившего в 1633 году архимандрита Дионисия (Зобниковского) – устроенные стараниями митрополита Московского и Коломенского Платона. Оттого Серапионова палата имела еще одно название – палата трех мощей. Современный вид палаты известен еще со времен настоятеля архимандрита Антония (Медведева).

Серапионова палата имела еще одно название – палата трех мощей

Затем в Серапионовой палате появились другие многочисленные мощевики, их около или более 500. Часто из Серапионовой палаты они отправляются для поклонения в другие храмы России. Это мощи апостола Андрея Первозванного, апостола Павла, святителя Николая, святителя Исаии Ростовского, Вифлеемского младенца – одного из 14 000 убиенных царем Иродом; великомучеников: Феодора Тирона, Феодора Стратилата, Иакова Персянина, Меркурия; священномученика Зиновия и многих других святых.

Превью и Фото 10. Серапионова палата.jpg
Серапионова палата

Хранятся в Серапионовой палате и крест-распятие с частицей Христовой Крови, крест-мощевик Сергия Радонежского, частица пояса Пресвятой Богородицы, кость целителя великомученика Пантелеимона. Есть в Серапионовой палате десница первомученика архидиакона Стефана, привезенная вместе с камнем от Гроба Господня из Иерусалима в 1850 году А. Н. Муравьевым, православным духовным писателем, историком церкви, паломником, драматургом и поэтом.

На протяжении веков Серапионову палату обновляли и украшали. Так, в 1853 году позолотили иконостас. В 1949 году стены расписали сюжетами из жития преподобного Сергия. Росписи исполнены монахиней Иулианией, которая была духовной дочерью святого Алексия Мечёва.

Чувства, что испытывают люди в этом святом месте, трудно описываются словами. Кажется, что все слова становятся тусклыми, теряют искренность и глубину, потому что здесь душа устремляется к молитве, к добру и состраданию, к просьбам о самом сокровенном, к святой любви к ближним. Здесь происходит переосмысление жизни, себя, событий, и у каждого здесь есть шанс на чудо.

Ольга Сокиркина 28 марта 2023
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить