Учимся читать икону: ее смыслы, символы и цвета

Почитание икон в христианской Церкви – одно из центральных мест православного богословия: «Кто не исповедует, что Господа нашего Иисуса Христа можно изображать живописью, тот не исповедует, что Он был видим во плоти», – засвидетельствовал преподобный Феодор Студит.

1 (18).jpg
Христос Пантократор (фрагмент), XV в., Греция, из собрания ГМИ им. Пушкина

Икона – богословие в красках, и когда постепенно начал составляться канон иконы, христианские богословы и художники взяли из наследия античной эпохи то, что могло органично запечатлеться в церковном искусстве, но как новая печать, новое слово, новое начертание, а не путем простого переноса в икону известных изобразительных практик. И когда выбирались те иконописные приемы, которые соответствовали богословским взглядам, выбор этот был продиктован желанием создать моленный образ: «Ради нас Вочеловечившегося икону сотвори, по любви к Нему, и чрез нее воспоминай о Нем, чрез нее поклоняйся Ему» (святитель Григорий Палама).

В догмате об иконопочитании отцов VII Вселенского Собора сказано «полагати во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях, честныя и святыя иконы, написанные красками, и из дробных камений, и из другого способного к тому вещества устрояемые». Седьмой Вселенский Собор таким образом не определяет точно, из какого вещества должны быть изготавливаемы священные изображения, он только указывает, что материал должен быть прочен. Таким образом, постепенно Церковь нашла материалы для выражения богословия образа. Несмотря на то, что в античную эпоху заметным явлением, повлиявшим на икону, был так называемый фаюмский портрет, написанный восковыми красками, христианские художники освоили фреску и темперную живопись как техники, помогающие раскрыть сущность христианского образа: их многослойность позволяет показать духовную составляющую образа. Краски накладываются в несколько слоев для создания впечатления, что один слой проникает в другой, перетекает, «переходит», при этом цвет становится более глубоким, будто бы отливается форма.

Святитель Василий Великий разработал понятия «образ» и «подобие» – те понятия, которые лягут в основу иконопочитания. Святой Иоанн Дамаскин свидетельствовал: «Когда Бог явился во плоти и с человеки поживе, я изображаю видимую сторону Бога. Не поклоняюсь веществу, но поклоняюсь Творцу».

Я изображаю видимую сторону Бога. Не поклоняюсь веществу, но поклоняюсь Творцу

Икона – книга о вере, написанная линиями и красками. Так же и само Священное Писание можно рассматривать как икону, написанную словами. Через икону Церковь рассказывает о своей истории и о догматах. В православии существуют две формы предстояния людей перед святыней: поклонение и почитание. Поклонение – высшая форма – допустима только по отношению к Богу. Из поклонения Единому Богу следует почитание Богородицы, святых и ангелов. И через их почитание происходит также поклонение Богу – единственному Источнику благодати, действующему в мире через святых и святыни. Привычные понятия «почитание» и «поклонение» в обиходе не всегда четко разграничиваются: иногда почитание святынь описывается выражениями «поклонение чудотворному образу» и т. п., однако всегда следует представлять, что стоит за этими словами.

В Православной Церкви иконописный канон складывался веками. Существуют популярные очерки о том, как правильно читать икону. Близкое знакомство с великими шедеврами, такими как Троица преподобного Андрея Рублева, способно изменить человека. Но есть и простой подход, с которого можно начать знакомство с тем или иным иконописным образом: научиться читать надписи на иконах, ведь любая икона всегда подписана, и вообще ее надписание является завершающим этапом. Образа подписываются вязью, и размещается надписание или на поле иконы, или в среднике. На иконе второстепенные детали вполне условны, например, так называемые горки, однако они могут указывать и на духовный смысл: возношение духа горе, ввысь. При этом некоторая условность изображений помогает обратить внимание на значимое. Так, между зданиями на иконах праздников протянут велум (красная ткань), что показывает – действие происходит внутри храма или иного помещения и указует на сам сюжет (Рождество Богородицы, Сретение). Таким образом, велум – это еще и покров над святыней.

2 (16).jpg
Сретение Господне

Смысл иконы раскрывается через ее рассматривание, и в то же время он раскрывается через молитвенный подвиг. И даже такой вопрос, как отличие иконы от картины, может быть рассмотрен через призму молитвенного делания. Икона отличается от картины прежде всего обратной перспективой: православный художник так выстраивает перспективные линии, что они сходятся не на дальнем горизонте, а, наоборот – там, откуда наблюдает глаз. Кроме того, живописцы пытаются через мимическое искусство показать переживания человека, на своих картинах стараются поймать миг; на иконе же дается возможность вдумчиво вспомнить все обстоятельства события. Движение в иконе – это и динамика, и спокойствие. И в то же время икона показывает, что обычное человеческое торопливое движение – это не очень хорошо: например, воин с копьем бежит к Елисавете, которая спряталась в ущелье, спасая жизнь младенца Иоанна Предтечи; воины на иконах новомучеников также часто изображаются в стремительном движении.

Смысл иконы раскрывается через ее рассматривание и через молитвенный подвиг

Канон помогает увидеть значимость персонажей в том или ином иконографическом сюжете. Второстепенные персонажи изображаются в трехчетвертном повороте, иногда почти в профиль: например, повитухи на иконах Рождества Христова. Кроме того, для иконы характерно особое «масштабирование»: значимые персонажи иногда крупнее. Например, на образе святого Георгия Победоносца царевна, которую освобождает мученик, нередко пишется в виде маленькой фигурки. На иконе Успения Пресвятой Богородицы крупная фигура Христа, превосходящая по размеру апостолов, держит в образе спеленатого младенца душу Пречистой Девы.

3 (12).jpg
Успение Пресвятой Богородицы, фреска XIII в. (фрагмент), монастырь Сопочаны, Сербия

Образы могут содержать картины разновременных событий. Например, мы подходим к образу Иоанна Предтечи с житием после вечернего богослужения в день его памяти. На всенощной мы слышали его житие, запечатленное в различных текстах, а на иконе мы можем увидеть вехи его жития, расположенные в клеймах или на самом поле иконы: все они проходят перед молитвенным взором, поскольку святой находится в вечности, и его жизнь – не множество событий, а путь, который проделал святой.

Выбор цветов в иконописи продиктован каноном, согласно которому отдельным персонажам или символам усваивается своя цветовая палитра. Особое место в иконе уделено золотому цвету: это цвет Божества, цвет славы Христа. Ассист в виде золотых лучей, которые имеют вид живого света, покрывает и одежды небожителей, и верхушки райских деревьев. В этом отличие наложения золота на православных иконах и западноевропейских картинах религиозного содержания: на различных полотнах, изображающих Деву Марию, например, в «Короновании Богоматери», лучи имеют организованную, логичную структуру, повторяющую рисунок солнечных лучей, и пр.

В передаче цветов на иконописном образе важна историчность: цвет одежд Христа, Богоматери, апостолов соответствует их земным облачениям. При этом коричневый (малиновый, вишневый) цвет мафория Богородицы составлен (по своей идее) из синей и красной краски, из которых одна символизирует девственную чистоту Пречистой Девы, а другая указывает на Плоть Христову, которая исткалась во чреве Богородицы. Особое место в иконе отводится красному цвету: красный – цвет мученической крови, символ Искупления (одежды Спасителя на иконах Воскресения). Зеленый – цвет и земной, и небесный: на иконах зеленый позем и зеленые травы на нем, но зелены и деревья в раю. Символика цвета в иконе неоднозначна в лучшем смысле этого слова: каждый цвет трактуется в зависимости от поставленных задач: белый – цвет присутствия Святого Духа, но белый «цвет» также иногда использовался иконописцами и за неимением золотых красок.

4 (11).jpg

Черный цвет иконописцы стараются не использовать, для икон темные пигменты смешиваются с другими цветами: темными охрами и др. Цвет в иконе подчинен идее – раскрыть духовные сущности, озарение Божественным светом: с одной стороны, указать на невещественные предметы, с другой – показать интенсивность внутренней жизни (например, святого подвижника). Контрастные цвета указывают на композиционную завершенность.

Цвет в иконе подчинен идее – раскрыть духовные сущности, озарение Божественным светом

В целом и икона и иконостас – образы Неба в православной христианской живописи. Иконостас – образ домостроительства спасения человечества от Адама до Страшного Суда, но и образ рая. Через соединение многих сюжетов он показывает образ становления Церкви и границу между миром видимым и невидимым. Точно так же и икона с ее обратной перспективой показывает общение мира земного со всеми небожителями.

Жанна Курбатова 30 ноября 2023
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить