Вознесение: расставание и встреча (+ВИДЕО)

DSC05252.jpg

Сколь пространен текст сегодняшнего евангельского чтения, и сколь мало в нем говорится о празднуемом событии Вознесения Господня. Хотя оно и представляет нечто очень значимое для богословия, и ему посвящено немало святоотеческих творений, Евангелие лишь сообщает о нем как о случившемся, не вдаваясь в подробности и не комментируя его смысл, гораздо больше уделяя внимание последней встрече Воскресшего Христа с учениками. Это неудивительно, ведь Евангелие написано именно учениками и с их слов. И для них эта последняя встреча была очень важным событием.

Последний раз они разделили с Ним трапезу, восприняли от Него последние наставления, получили последнее обетование. И хотя они уже не первый раз встречают Воскресшего, в сердце их входит предвкушение и предчувствие расставания. Конечно, потом эти встречи всё еще будут происходить в Евхаристии, в личной молитве, в мистических озарениях. Теперь, как говорит апостол Павел, мы уже по плоти Христа не знаем, но мы Его знаем духом. Но вместе с тем это событие означало и полное и несомненное окончание их привычной жизни. Уже они сами должны будут начать свое свидетельство миру о Христе. Кончается их период ученичества и начинается собственное учительство. Начинается жизнь, посвященная проповеди. Начинается нечто новое, к чему их готовил их Господь и Учитель Своими наставлениями и Своими знамениями. 

И эти их переживания мы можем отчасти понять, вспомнив свой опыт перемен в собственной жизни. Они случаются у каждого из нас. Будь то простые вещи: окончание школы или высшего учебного заведения, смена работы или места жительства. Или события гораздо более серьезные: уход близкого человека, разлука без надежды на встречу, ситуации, в корне меняющие нашу жизнь. И поняв хотя бы приблизительно эти чувства, мы можем приобщиться к опыту учеников, опыту переживания встречи и расставания со Христом. Ведь у каждого из нас, верующих людей, есть какой-то свой опыт общения с Богом, опыт переживания присутствия Христа в своей жизни. Порой он бывает мимолетным и почти незаметным, порой осознается нами лишь впоследствии, при взгляде назад. Мы оглядываемся и, наконец, замечаем следы Его присутствия. Очень важно сохранять этот опыт в своем сердце, как в некоторой сокровищнице, которую можно открыть, вспомнить и вновь пережить некогда произошедшее, когда мы чувствуем скорбь или проходим через непростой период в своей жизни.

Апостольская проповедь сопровождалась множеством сложностей и непростых испытаний, многие из которых Божией милостью обходят большинство из нас стороной. И, уверен, для многих из апостолов воспоминания об этих встречах со Христом становились тем утешением, которое давало им силы идти и дальше проповедовать несмотря ни на что.  

Более того, эти встречи входили и в литургический опыт. Ведь для нас Евхаристия не есть некий абстрактный знак или священный символ, Евхаристия - это прежде всего реальная встреча с реальным Христом, присутствующим на ней и совершающим ее. И чем внимательнее и чем более чутко мы относимся к тому нашему опыту переживания Бога, который у нас имеется, тем глубже и яснее для нас становится переживание этой Евхаристической встречи.

Воплощение, Крещение, Крестная смерть, Воскресение и Вознесение Христа - это события, определившие возможность нашего приобщения к Божественному. Присутствие нашей общей человеческой природы в тайне Святой Троицы делает нас способными быть причастными Богу во Христе. Вознесясь на небо, Христос поднял до неба ту плоть, которую Ему подарило Пресвятой Богородицей человечество. И теперь тайна человека находится неразлучно с тайной Божией. Божественное и человеческое отныне и навсегда находятся в самом близком общении, какое только можно было бы вообразить.

Но всё это может так и остаться для нас сложной богословской абстракцией, чем-то тяжелым для восприятия, если мы не будем к этому общению стремиться. Наш маленький и очень скромный опыт встречи со Христом должен стать для нас самым важным из всего, что есть в жизни. Собирая его по крупицам и участвуя в таинственной жизни Церкви, мы способны воспринять плоды Божественного домостроительства. 

Но не нужно думать, что автоматическое и обезличенное участие в Таинствах способно само по себе сделать нас святыми и приобщенными к Богу. Если судьбы мира остаются для нас непостижимыми, то наша жизнь во Христе зависит в том числе и от нас самих. Наше общение с Ним - это не просто какие-то действия по предписанному закону. Общение и любовь - это деятельное желание быть рядом, участвовать в жизни другого, учиться у него, говорить с ним.

Поэтому постараемся быть внимательными к нашему личному переживанию собственных встреч со Христом, к нашему участию в Святой Евхаристии и жизни Церкви во всех ее проявлениях, и тогда празднуемое сегодня Вознесение Господне станет частью и нашей жизни, станет реальным актом проявления Божественной любви в жизни каждого из нас лично.

Господь наш Иисус Христос обещал нам: «Я остаюсь с вами во все дни до скончания века». И вот Он возносится на небо. Небо для верующего - это образ Божий. Небо всюду с нами, где бы мы ни находились. Господь всегда с нами. И это главное содержание праздника Вознесения: Вознесшийся Христос здесь, Христос посреде нас, Христос с нами всегда.

//Проповедь наместника Сретенского монастыря архиепископа Верейского Амвросия, произнесенная им после чтения Евангелия за Божественной литургией в храме Сретения Владимирской иконы Божией Матери в праздник Вознесения Господня, 28 мая 2020 года

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить