«Злые виноградари» – наши греховные привычки

Дорогие братья и сестры, сегодня в Евангельском чтении мы слышали притчу о некотором хозяине дома, который насадил виноградник и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же пришло время собирать плоды, он послал к виноградарям своих слуг. А они, схватив их, одного прибили, другого убили, а иного побили камнями. После того, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, схватив его, вывели вон из виноградника и убили.

Согласно толкованиям, под виноградником здесь понимается израильский народ, избранный Богом, который был хранителем Закона Божия. «Как обыкновенный хозяин посылает своих слуг в определенное время взять у виноградарей плоды, так и Бог посылал Своих слуг, Своих избранников (пророков) к народу израильскому: взыскать плод духовный со всего того, что Он дал этому народу для возделывания, то есть добродетели, проистекающие из послушания Закону Божию». 

И, как показывает притча, «когда слуги Божии были поруганы, а все вразумления Божии – отвергнуты, милосердный Бог послал Сына Своего Единородного». И, как злые виноградари поступили с сыном хозяина виноградника, так израильский народ поступил с Господом Иисусом Христом, Который пришел спасти его.

Как учат святые отцы, из каждого Евангельского чтения мы можем извлечь урок, приложимый к жизни отдельного человека. Вот и в этой притче дом, в котором был посажен виноградник, означает каждого из нас – каждого человека. Господь сказал: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк.17: 21), потому каждый христианин призван стать обителью Пресвятой Троицы, взрастить порученный для возделывания плод.

Так, каждый из нас в Таинстве Крещения получает особый дар, особое сокровище, особую божественную силу, которой каждый человек может распорядиться по-разному. Исходя из той жизни, которую ведет человек, эта божественная сила может навсегда остаться в нем непроявившейся, праздной, заглушенной, подавленной, скрытой. И, наоборот, если человек в своей жизни ревностно, постоянно стремится к Богу, то эта божественная благодать возрастает, возгорается в нем, проникает всю его душу, делая ее светлой, богоподобной.

Бог говорит: «Се, стою при дверех и (толку) стучу, и если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Ап. 3: 20). Бог постоянно обращается к нам. Святые отцы говорят, что, когда приходит к нам одно простое доброе помышление, одна простая благая мысль, например, об изменении себя, о необходимости лучшей духовной жизни, – это помышление есть обращение Бога к нам.

И как эта благая мысль принимается нами? Бывает, что до поры до времени она принимается нами добродушно, потом только с досадой терпится, хотя пока и без неудовольствия, но холодно, без особого внимания, а затем в круговороте наших забот уже становится докучливой, мы спешим от нее поскорее избавиться, и, наконец, начинаем чувствовать неприятность и отвращение от нее; уже не просто не любим ее, а ненавидим, преследуем, гоним, не замечаем ее. Благая мысль, посетившая нас, является, как чуждая гостья, среди других наших интересов и привычек.

Оттого проходит желание и необходимости изменения себя, и лучшей духовной жизни.

И, как говорит нам Святое Евангелие, «злые виноградари» (наши страсти, греховные привычки) препятствуют тому доброму, что посылает нам Господь: добрым мыслям о нашем исправлении,  о необходимости жизни в Боге,  и мы  продолжаем жить по нашим привычкам, страстям.

Приходит благая мысль – но как много надо и нам самим придать ей внимания, чтобы она возобладала над душою! Как важно заметить эту благую мысль и дать ей место в нашем сознании. По большей части такого рода благие помышления остаются бесплодными по невнимательному и недолжному отношению к ним тех, чью душу они посещают. Потому,  говорят святые отцы, нужно провести эту мысль дальше в глубь души и показать ее важность и привлекательность и делать всё к ее исполнению. Сознали, что нет жизни, кроме жизни в Господе, и переменили свою недолжную жизнь.

Как Господь приходит к каждому из нас?

Все мы имеем обетование Божие: Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет: и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидем и обитель у него сотворим (Ин. 14: 23). Жизнь каждого человека устраивает Бог, и все течение ее – тоже дело Его всеблагого промышления. Следовательно, и каждый момент и каждая встреча. Нам необходимо только делать всё по заповедям Господним: все то, что каждому из нас представляется по обстоятельствам его жизни, что требуют любые случаи, с каждым из нас встречающиеся.

Господь приходит к каждому из нас в каждодневном исполнении Его заповедей. И если мы стремимся к такой жизни в Боге, то нужно устроить жизнь свою так, чтобы всякий наш шаг, всякое наше действие, внутреннее и внешнее, было исполнением воли Божией, исполнением сознательным, решительным и беспрекословным. В том-то и состоит отличительная черта истинной покорности воле Божией, чтобы, познав ее, творить ее решительно и беспрекословно, приложив решимость «до положения живота», то есть: хоть бы умереть, а не отступать от сознанной воли Божией. А как станем колебаться сомнениями о последствиях, непременно собьемся с правого пути и погрешим. 

Положим, например, нас обидели; воля Божия известна: прости, – ну, и простим без размышления, а станем размышлять, что из этого выйдет, – и растеряемся: пойдут мысли, что все станут считать нас бесхарактерным, людьми без сознания собственного достоинства; сегодня, обидел один, завтра другой обидит, а там третий – просто житья не будет; ну, и скажем: нет, нельзя простить, надо постоять за себя, и начнем стоять, и начнется в душе смятение – а отчего? Оттого что воля Божия нарушена, заповедь презрена и грех совершен.

И, как говорит Евангелие, «злые виноградари» (наши страсти, греховные привычки) препятствуют исполнению заповедей Божиих и совершению добрых дел.

Если же скажем сразу: прощаю, так Бог велел – и всем колебаниям конец. Ведь во всем мире Домовладыка один – Господь. Он всё видит, и верный, усердный исполнитель воли Его никогда не будет забыт Им.

И так, во всяком случае и при всякой встрече надо делать то, что хочет Бог, чтобы мы сделали. А что Он хочет, это мы знаем из Его заповедей. Приходит к нам ближний – это Бог его привел. Что нам сделать надо? Бог, приведший к нам ближнего, конечно, с желанием, чтобы мы поступили в отношении к нему по Божьи, как Ему угодно, смотрит на нас, как мы в самом деле поступим. Помощи кто ищет? Помоги. Обидели мы кого? Спешите попросить прощение и помириться. Похвалил кто? Не гордитесь. Поругал? Не сердитесь. Пришло время молитвы? Молитесь. Работать – работайте, и прочее, и прочее, и прочее... 

Все это обсудивши, говорят святые отцы, положите вы так во всех случаях действовать, чтоб дела ваши угодны были Богу, и совершаемы были неуклонно по заповедям. В этом случае будем говорить себе всякий раз в сердце своем: знаю, что вот тут именно такая-то воля Божия, и исполню ее непременно, а что потом будет, рассуждать о том не мое дело. Господь, давший заповедь, всё видит и промыслит о последующем. А такая покорность воле Господа есть свидетельство живого общения с Богом.

Итак, братья и сестры, будем внимательны к своей жизни и будем исполнять заповеди Божии, взращивая порученный нам плод в винограднике нашей души. Аминь.

Иеромонах Иоанн (Лудищев). Проповедь в неделю 13 по Пятидесятнице. (MP3 файл. Продолжительность 09:13 мин. Размер 8.45 Mb) 



Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить