«Пусть Сретенский монастырь будет светочем»

О важности возрождения обители и ее сегодняшнем предназначении в день 30-летия с момента возрождения богослужений в Сретенском монастыре размышляет архиепископ Песоченский и Юхновский Максимилиан (Лазаренко).

Фото 1.jpg

– Монастыри, по Иоанну Лествичнику, – это духовные лечебницы, лазареты. Они призваны помогать людям в борьбе со своими духовными слабостями, так как все мы немощны. Чем больше таких лечебниц, тем более здоровым будет наш народ, а наша Родина – более сильной. Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «Начало бедствий заключается в непозволительном и гордом презрении велений Святого Духа [выраженного в евангельских заповедях], в заменении их своими уставами. Вот где причина всеобщего расстройства, причина падения христианства, падения нравственного, всегда предшествующего расстройству гражданскому, предвещающего это расстройство». Чем выше нравственность, тем более крепким будет государство. А известный историк Василий Осипович Ключевский считал, что «политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной».

Обращусь еще к авторитету архимандрита Кирилла (Павлова), духовника трех патриархов, духовника Троице-Сергиевой Лавры. Он воевал в годы Великой Отечественной войны, прошел ее от звонка до звонка. Он говорил: «Великая и страшная Отечественная война была попущена Самим Господом за наше отступление от Бога, за наше нарушение нравственного закона Божия».

Монастыри, по Иоанну Лествичнику, – это духовные лечебницы, лазареты

Пятилетку 1938–1943 годов объявили «безбожной», к ее концу должны были закрыть все монастыри, все храмы, и имя Бога должно было быть забыто у народов СССР. В 1938 году произошел двухнедельный военный конфликт на озере Хасан. В 1939 году у реки Халхин-Гол – новый военный конфликт с Японией. Боевые действия продолжались уже три с лишним месяца. В 1940 году была очень тяжелая война с Финляндией. А в 1941 году началась Великая Отечественная война. Мы помним, что в 1943 году Сталин встречался с тремя митрополитами и дал удивительные, неожиданные для всех, свободы и возможности Русской Православной Церкви. И Патриарх был избран, и журнал Московской Патриархии начал издаваться, стали открываться и храмы, и монастыри, и семинарии.

Примерно через полгода после этой встречи выдающийся военачальник Г.К. Жуков отметил, что фашисты стали хуже воевать. В своей известной книге «Воспоминания и размышления» он писал: «В отличие от первого периода войны немецкое командование стало каким-то тяжелодумным, лишенным изобретательности, особенно в сложной обстановке… С отводом своих группировок из-под угрозы фланговых ударов и окружения командование очень часто опаздывало, ставя этим свои войска в безвыходное положение». Мы видим связь духовного с материальным.

Чем выше нравственность, тем более крепким будет государство

Важно, чтобы у нас были такие духовные лечебницы, где люди могут очищать свою душу, бороться с греховными слабостями, воскресать духовно. Это в конечном итоге укрепляет наше государство. Возрождение Сретенского монастыря в центре Москвы является очень важным шагом по укреплению Русской Православной Церкви и нашего Отечества. Появился новый духовный лазарет. Я говорю не больница, а лазарет. Больница, по смыслу, – это место, где болеют, лечебница – там, где людей лечат, а лазарет – там, где мертвые воскресают по образу воскрешенного Христом четверодневного Лазаря.

– Вам приходилось в нем служить?

– Только один раз, когда праздновался юбилей Владимирской иконы Божией Матери. Тогда богослужение возглавил Святейший Патриарх Алексий, а я, один из многих архиереев, сослужил ему. Когда меня приглашали в Москву на различные церковные мероприятия, я обычно останавливался в Сретенском монастыре. Любил вдыхать монастырский намоленный воздух, молиться за братским молебном.

– Вы любили здесь бывать?

– Конечно, потому что я начинал свою монашескую жизнь в Троице-Сергиевой Лавре. Там я учился в семинарии, окончил Московскую духовную академию, принимал постриг, нес послушания, и оттуда уже меня направили в архиерейском сане на Вологодскую кафедру. Там я напитался лаврского духа. Это как ткань: в какой цвет ее покрасишь первый раз, такой она и сохраняет. Как ни перекрашивай, первоначальный цвет все равно пробивается наружу. Так и человек: каким духом напитался, какой духовный заряд в самом начале получил, таким он остается у него на всю жизнь. У меня монастырский дух сохраняется. Тот период для Лавры можно назвать золотым. Я застал там духовный расцвет при наместниках архимандрите Иерониме (Зиновьеве) и Алексии (Кутепове). Духовником Лавры был архимандрит Кирилл (Павлов), экономом – будущий владыка Евлогий, который скончался уже будучи Владимирским митрополитом, а благочинным был будущий блаженнейший митрополит Онуфрий и т.д.

Фото 2.JPG
Духовник Троице-Сергиевой Лавры архим. Кирилл (Павлов)

С владыкой Тихоном я познакомился, когда он был иеромонахом в Донском монастыре; я почувствовал, что мы близки по духу. Позже я приезжал и видел, как он старается в стены Сретенского монастыря привнести дух Печерской обители. В монастыре тихо, спокойно, неспешно, молитвенно. Мне нравился этот духовный оазис, и поэтому я старался здесь останавливаться, когда была такая возможность.

– Сейчас Вы поддерживаете общение с владыкой Тихоном?

– Изредка. У него очень много проблем. Сейчас в Крыму ему нужно входить в курс дела, поэтому особо не до контактов. Ему нужно решать насущные вопросы. Это ответственная и серьезная митрополия, и я не хочу его отвлекать от важных дел. Но когда его назначили, я позвонил, и мы немного побеседовали.

– Вам, как известному фотохудожнику, наверняка есть что сказать и о прекрасном старинном соборе Владимирской иконы Божией Матери с уникальными фресками.

– Древний Сретенский собор похож на Троицкий собор в Троице-Сергиевой Лавре. Это в современных храмах светло и всё сверкает и горит. А там – узкие окна, тихий полумрак, мерцание лампадок, свечей. В этом полумраке человек меньше отвлекается, сосредоточеннее молится. А где много света, там больше отвлекающих факторов: кто пришел, в чем одет, где стоит, с кем общается. Древние храмы больше настраивают на то, чтобы молиться. Спаситель так и сказал: «Дом Мой домом молитвы наречется» (Мф. 21: 13). В храме все должно быть настроено на то, чтобы помогать молитве, а не мешать ей. А все, что мешает, должно быть из храма удалено. И вот как раз в полумраке, когда видны только очертания людей, зато хорошо видны образы святых, конечно, легче молиться. Полумрак больше настраивает на молитву.

Фото 3.JPG
Собор Владимирской иконы Божией Матери в Сретенском монастыре

– Вы делали фотографии монастыря?

– Да, фотографировал. Он не такой просторный и большой, как Лавра, но очень уютный, все гармонично, красиво. Владыка Тихон старался, чтобы монахам было молитвенно и уютно, чтобы семинаристы могли учиться, трудиться и физически, и духовно, и отдыхать.

– Владыка, пожалуйста, скажите несколько поздравительных слов братии и прихожанам Сретенского монастыря в честь памятной даты.

– Каждый юбилей заставляет нас взглянуть на то, как мы жили, какие у нас слабости и недостатки, как боролись со страстями, и надо сделать выводы, правильные выводы и шаги. Святые отцы рекомендуют в конце дня проанализировать, как ты провел день: где оступился, что не так сделал; покаяться. Молитвы на сон грядущим тоже имеют покаянный характер. А у нас часто юбилейные мероприятия сопровождаются, по словам архимандрита Иоанна (Крестьянкина), «фейерверком словесной шелухи в юбилейных альбомах». Полезно было бы взглянуть на себя не с внешней, а с духовной стороны. Как мы живем, как исполняем заповеди Евангелия, по которому будем судимы.

Я думаю, что этот юбилей также должен касаться, в первую очередь, вопросов духовной жизни, чтобы монастыри были духовными светочами, духовным образцом не только внешне, но и внутренне. Чтобы люди приходили в монастырь и видели живое воплощение евангельского идеала.

Фото 4.JPG

Снова приведу в пример архимандрита Кирилла – он был таким духовным образцом. Он «цементировал» жизнь в Лавре своим примером – незаметно, неброско, но очень крепко. Всегда пребывал в добром настроении. Легкая улыбка на устах, всегда тих, спокоен, нетороплив, мог по-доброму пошутить. Поддерживал братию своими советами, утешениями и тихо показывал пример того, как мы должны жить. Хотелось бы, чтобы монастыри всегда были таким добрым примером для мирян, для духовенства, для архиереев, для нас всех.

Я желаю, чтобы Сретенский монастырь был таким добрым примером в сердце нашей столицы. Пусть он будет таким духовным светочем.

Беседовала Наталья Крушевская

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить