«Приступит человек, и сердце глубоко»

4 марта 2021 года отошел ко Господу епископ Сербской Православной Церкви Афанасий (Евтич). Богослов, церковный писатель, публицист, член Союза писателей Сербии. В Издательстве Сретенского монастыря готовится сборник, куда вошли лекции и беседы владыки, состоявшиеся осенью 2001 года в нашей обители. Епископ Афанасий приезжал для встречи с учащимися и преподавателями Сретенского духовного училища и братией монастыря. Многие вопросы бытия Православной Церкви, освещенные крупнейшим богословом современности, и спустя двадцать лет не потеряли своей актуальности.

Исправленное и доработанное издание задумано как долг памяти архиерею, носившему в своем сердце горячую любовь к Русской Церкви и ее духовной традиции.

Что такое спасение? Это соединение с Богом, самое тесное, самое близкое. Как Христос соединился более чем близко с семенем Авраамовым: «параплисиос» (παραπλησίως), приискренне приобщися техже (Евр. 2: 14). «Плисиос» (πλησίως) – это «близко», «плисион» (πλησίον) – это «ближний» наш. А «параплисиос» (παραπλησίως) – это еще лучше, еще более, чем просто «близко», – Он приобщился Телу и Крови. Самую большую тесноту приобщения мы получаем, когда причащаемся, потому в молитвах говорится: «О Христе, о мудросте, и Слове Божий, и Сило! Подавай нам истее Тебе причащатися…» «Истее» – значит более чем истово, более глубоко, более причастительно. То же значит и «параплисиос» (παραπλησίως). 

Итак, мы соединяемся с Богом. Но что это за соединение? По сущности? Тогда мы исчезнем, будет пантеизм, а нас не будет. Бог ведь такой мощный в Своей сущности. Это как если бы мы бросили крошку хлеба в огонь или пустили капельку воды в океан. Что там с ними будет? Поэтому соединения по сущности нет. Соединение по Ипостаси в нашей природе получилось только в Лице Христа. Мы же соединяемся только с энергией Божией благодаря ипостасному соединению Христа: Он пришел к нам, Он стал Посредником, «Меситис» (Μεσίτης). «Ходатай» – это не совсем точно, ходатай «ходит» между двумя, так я чувствую это слово. «Посредник» – это тоже «посредствующий» между двумя. Отцы Церкви говорили (например, Николай Кавасила, живший во времена святого Григория Паламы), что если бы кто-то третий взял двоих и соединил их с собой, они бы стали связаны и стали единым. Так Христос, Посредник, соединил Бога и человека в одно. 

Благодаря Христову вочеловечению мы можем приобщиться Божественной энергии; вот эта энергия и есть содержание Божественной жизни

Нам все время говорили о теории Маркса, что капитал – посредник между средствами производства (природные ресурсы и пр.) и рабочей силой. Маркс был протестантом, вышел из протестантской среды и потому так осознал понятие посредничества. В протестантизме такое понимание посредника: вот какой-то посол пошел от Бога к нам, вернулся к Богу и заключил контракт между нами и Богом. Нет, это не воплощение, о чем еще святой Афанасий говорил и еще раньше святой Ириней, а святой Григорий Палама повторял. Христос разрушил стену разделения, и Бог стал Человеком – Богочеловеком. Значит, благодаря Христову ипостасному вочеловечению мы можем приобщиться Божественной энергии; вот эта энергия и есть содержание Божественной жизни. 

1.jpg

Энергия есть у всякого бытия, у всякой твари. Даже у камня есть энергия тяжести и силы: когда на ногу положите камень, то он давит ногу. Это энергия тяжести. Каждое бытие окачествовано, то есть охарактеризовано качественными характеристиками, и если эти качества убрать, то не останется ничего, будет сущность-фикция. В этом смысле энергии – это способности; сущность проявляет с их помощью свои действия.

Такова онтология Божественной энергии. Поэтому мы можем приобщаться Божественной жизни – жизни, в которой живет Бог. Божественное содержание, «перихореза» (περιχώρησις) между Отцом, Сыном и Святым Духом, – это радость, любовь, свет, блаженство. Этому мы приобщаемся и, значит, приобщаемся Божеству.

Одно время святой Григорий Палама говорил немного неосмотрительно (об этом и Ареопагит писал), что сущность Божия – «иперкимени» (ὑπερκειμένη), потусторонняя, она даже над-Божественная, «иперфеос» (ὑπέρθεος). Тогда можно было бы сказать, что энергии – это как бы «дальняя часть» Божества, если можно так выразиться, «ифимени» (ὑφειμένη), то есть под-лежащее, находящееся ниже («иперкимени» (ὑπερκειμένη) – «над-лежащее»). Потом, когда ему указали, что он разделяет Божество, он отказался от различения этой «дальней части». Все это – одно действующее Божество, а энергии – это несозданные, вечные Божественные силы. Если бы святой Григорий Палама жил сегодня, то ему легко бы подошла современная физика. 

Таким образом, он утверждал реальность спасения, реальность приобщения. А вся западная схоластика учила, что святой Григорий Палама говорил о «созданной благодати», gratia creata (лат.). Со времени схоластики на Западе появились и особые иконы: вы видите, что святые на них толстые и сверху такой круг, как бы обруч на голове, ореол, но никакой связи со святым он не имеет, висит отдельно. У православных же можно даже не рисовать никакого нимба: весь фон иконы или фрески и так золотой. Он зрачит («сияет»), и повсюду злато.

Все соткано, проникнуто светом: этот свет есть Божественная благодать, Божия любовь, Божественная энергия, и это видели апостолы. Важно и то, что этот свет, эту благодать человек может видеть даже телесными очами, пусть и отчасти. Святой Григорий Палама цитировал это в тропаре: «Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху» – то есть насколько они смогли ее видеть. Но их глаза при этом тоже преображались изнутри, чтобы они могли принять Божественную светлость.

Из книги: "Хлеб богословия"
Изд-во Сретенского монастыря, 2022

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить