Бог ищет нашего сердца, а не наших жертв

Книга пророка Исаии. Беседа 8-я

Продолжение. Беседа 7-я

Господь продолжает «судиться» со Своим народом. Через пророка Он произносит хлесткие и резкие слова обличения. Как острый скальпель, они должны были вскрыть болезненные духовные нарывы на теле иудейского общества.

Увы, как часто народы и государства в своих беззакониях доходят до того, что милосердному Богу не остается ничего другого, как произвести хирургическую операцию – в надежде на то, что через кровь вытечет и гной. 

Как раз такое время наступило для Израиля, который «утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его, и презрел твердыню спасения своего» (Втор. 32: 15).

***

«Слушайте слово Господне, князья Содомские; внимай закону Бога нашего, народ Гоморрский!» (Ис. 1: 10).

Содом и Гоморра для иудейского сознания были символами самого жуткого беззакония. Причем не только по причине сексуального разврата: пророк Иезекииль характеризует Содом как полный гордости, пресыщения, праздности и всякой несправедливости по отношению к бедным (см.: Иез. 16: 49–50). И вот именитую и богатую аристократию Иудеи Господь называет «Содомской» и «Гоморрской».

Интересно, что у Иезекииля Содомом называется Самария. Она именуется сестрой Иудеи и сравнивается с ней. И оказывается, что Иудея согрешила больше. «И Самария половины грехов твоих не нагрешила; ты превзошла их мерзостями твоими, и через твои мерзости, какие делала ты, сестры твои оказались правее тебя» (Иез. 16: 51).

Весь 10-й стих представляет собой типичный образец библейского параллелизма. Первая часть стиха: «Слушайте слово Господне, князья Содомские» – идентична по смыслу со второй: «внимай закону Бога нашего, народ Гоморрский!» Два раза об одном и том же разными словами – это обычный для Библии прием. 

***

«К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу» (Ис. 1: 11).

Конечно же, эти слова не направлены против жертвоприношений как таковых, ведь Сам Господь их установил. Исаия упрекает в неподобающем состоянии и отношении к ним людей, которые их совершают. Любой обряд/ритуал имеет спасительное значение лишь в том случае, если ему сопутствуют правильные отношения жертвователя с Богом. И главное здесь – послушание Богу, которое исходит из сердца человека. Это выше всех всесожжений и жертв.

Главное – послушание Богу, исходящее из сердца человека. Это выше всех всесожжений и жертв

«Бог умилостивляется не кровью животных, не заколениями жертвенными, но сердцем сокрушенным. Ибо “жертва Богу дух сокрушен” (Пс. 50: 19). И то же прилично сказать о тех, которые не щадят трат, но не приносят покаяния на деле. Поэтому Писание отвергает не вообще жертвы, но жертвы иудейские», – комментирует святитель Василий Великий.

Бог желает, чтобы ему были принесены ум, сердце, воля. 

К тому же иудейские жертвы имели мессианский, прообразовательный характер. Евреи должны были размышлять об этом, веруя в грядущую искупительную Жертву за весь мир. Вот как пишет о значении ветхозаветных жертв святитель Феофан Затворник:

«Очистительная сила жертв заключается не в них самих, а вне их, в силе той Жертвы, которую имел принести (а теперь уже принес) чаемый всеми Грядый (а теперь уже Пришедший). Жертвы очищали чрез соединение с ними веры в Сего Благословенного, Грядущего во имя Господне».

«Жертвы были установлены не сами для себя, а для того, чтобы они служили им руководством к другой, последующей жизни. Но так как иудеи, пренебрегая существенно необходимым, занимались ими, то Бог говорит, что Он не принимает их», – говорит святитель Иоанн Златоуст.

Вообще любая религиозная форма существует для того, чтобы наполняться содержанием. И если содержания нет, форма обесценивается – даже если она дана Самим Богом. Более того, человек, старательно исполняющий форму без содержания, может выйти «в минус» из-за самодовольства. В том случае, если поставит себе «пятерку» за «исполнение». 

И еще: когда считаешь, что все исполняешь, тут же будут бросаться в глаза те, кто этого не делает. Вот еще и осуждение прибавилось. Так что опасное это дело – законничество без внутренней отдачи. 

«Когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17: 10); «Берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие» (Лк. 12: 1), – предупреждает Христос.

***

Я пресыщен всесожжениями овнов. Речь идет о роде жертвоприношения, в ходе которого полностью сжигалась туша животного. И туком откормленного скота – в этом жертвоприношении только часть животного (жир с внутренних органов) сжигалась на жертвеннике. Остальное отдавалось священнику или самому жертвователю, чтобы съесть это в совместной трапезе с Богом, семьей, друзьями и соседями. Мясо больших животных нельзя было оставлять про запас, его нужно было съедать быстро.

«Пресыщен» здесь употребляется в значении «сыт по горло». Господу не угодны жертвоприношения из-за вопиющего несоответствия жизни иудеев и духа закона Божиего. «Посмотри на отвратительные мерзости, какие они делают здесь» (Иез. 8: 9), – жаловался Господь пророку Иезекиилю на грехи жителей Иерусалима.

Слова Господа о неугодных Ему жертвоприношениях наши толкователи понимают также как преддверие отмены ветхозаветного культа. «Извергаются первосвященники от семени Аарона, чтобы на их место вступил Первосвященник по чину Мелхиседека (см.: Евр. 5: 10). Нет уже всесожжений постоянных (см.: Исх. 29: 42), нет жертв в день очищения, нет пепла телицы, очищающего оскверненных (см.: Евр. 9: 13). Ибо одна жертва – Христос и мертвость святых в Христе; одно кропление – баня пакибытия (см.: Тит. 3: 5), одно умилостивление за грех – излиянная за спасение мира Кровь [Христа]. Для того отменяет первое, чтобы поставить второе», – пишет святитель Василий Великий.

Слова о неугодных Богу жертвоприношениях понимают и как преддверие отмены ветхозаветного культа

Вспоминается Псалом 49, где Давид с удивительной экспрессией и эмоциональным накалом передает негодование Бога об иудейских жертвах: 

«Слушай, народ Мой, Я буду говорить; Израиль! Я буду свидетельствовать против тебя: Я Бог, твой Бог. Не за жертвы твои Я буду укорять тебя; всесожжения твои всегда предо Мною; не приму тельца из дома твоего, ни козлов из дворов твоих, ибо Мои все звери в лесу, и скот на тысяче гор, знаю всех птиц на горах, и животные на полях предо Мною. Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе, ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее. Ем ли Я мясо волов и пью ли кровь козлов? Принеси в жертву Богу хвалу и воздай Всевышнему обеты твои, и призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня. 

Грешнику же говорит Бог: “Что ты проповедуешь уставы Мои и берешь завет Мой в уста твои, а сам ненавидишь наставление Мое и слова Мои бросаешь за себя? когда видишь вора, сходишься с ним, и с прелюбодеями сообщаешься; уста твои открываешь на злословие, и язык твой сплетает коварство; сидишь и говоришь на брата твоего, на сына матери твоей клевещешь; ты это делал, и Я молчал; ты подумал, что Я такой же, как ты. Изобличу тебя и представлю пред глаза твои [грехи твои]. Уразумейте это, забывающие Бога, дабы Я не восхитил – и не будет избавляющего. Кто приносит в жертву хвалу, тот чтит Меня, и кто наблюдает за путем своим, тому явлю Я спасение Божие» (Пс. 49: 7–23).

***

Жертвы нужны были самим иудеям, а не Богу. Жертвоприношения должны были возносить их мысли к Творцу, подвигать на прославление Его святого имени жизнью и словом, располагать к размышлению о грядущем Мессии. Бог ищет нашего сердца, а не наших жертв. 

В какой-то мере и мы сегодня можем грешить подобно иудеям. Уже притчей во языцех стали наши церковные свечи, которые человек может чинно ставить в храме перед иконой – а жить абсолютно по-своему, не зная закона Божиего и не интересуясь им. Или пышность и внешняя красота богослужения при сухости наших сердец и отсутствии любви. Величественные храмы, в которых порой механически отправляют богослужение, а с людьми не разговаривают, не учат их, не поддерживают. Громогласные празднования – и в то же время всеобщий паралич миссионерского сознания. Гордость Православием при внутренней пустоте и незнании основ Православия. Массовые крестные ходы – а по отдельности никто никому не нужен, все живут обособленно. Строгое соблюдение церковного устава при отсутствии элементарной человеческой доброты.

Слова Писания – на все времена. Это про сегодня, а не про вчера. Это про нас, а не про «них». Библейские стихи – это живая ткань нашей жизни, а не древняя летопись. 

Чем ближе к нашему сердцу будет эта мысль, тем ближе мы будем ко спасению.

(Продолжение следует.)

Сергей Комаров 17 февраля 2021
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить