«Лествица»: ступени духовного совершенствования. Часть 4

Часть 1. Часть 2. Часть 3.

Продолжим наши встречи, посвященные ознакомлению с книгой преподобного Иоанна Лествичника «Лествица». В духовном плане лествица – это восхождение, а в житейском –схождение вниз по ступеням смирения. Потому что в жизни все необходимое для духовного роста для обычной жизни не очень подходит: безгневие, кротость, плач, молчание, нестяжание. 

1.jpg

Все это по большей части противоречит тому образу жизни, который мы встречаем в миру. Все мы в разной степени подвержены этим страстям, то есть это своего рода лествица схождения по ступеням смирения вниз. Как Господь спустился вниз в своей Крестной смерти, как мы поем в Пасхальном каноне: «Снизшел еси в преисподняя земли», то есть до самого низа, до затворов адских. Основное направление движения лестницы, как в метро эскалатора, вниз – это схождение по ступеням смирения к освобождению от всего греховного, того, что препятствует нашему духовному росту. 

На этой неделе у нас праздник преподобной Марии Египетской, и на службе читался очень интересный, посвященный преподобной Апостол: «А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере. Итак, закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя» (Гал. 3: 23–25)

Итак, закон был для нас детоводителем – педагогом, воспитателем, наставником – ко Христу, дабы нам оправдаться верою. И мы сейчас часто живем по представлениям закона, по представлениям нашего разума, возмущаемся несправедливостью, злобой, не замечая в самих себе этой несправедливости и злобы. В нас мало веры, мы живем по закону, а не по вере во Христа Спасителя и в полном доверии Ему. Мы сомневаемся, укоряем Бога, отчаиваемся, унываем, падаем, малодушествуем, ропщем – это все и есть житие по закону: «Ты – мне, я – тебе». Святитель Иоанн Златоуст говорил, что в наших отношениях с Богом можно проследить три ступени. На начальной мы живем по закону наемников: «Мы, Господи, сделали 100 поклонов – всё, мы всё свое, что должно были Тебе, выполнили». Ты – мне, я – тебе. Вторая ступень – когда мы считаем, что мы, выполнив определенную свою христианскую обязанность или добродетель, достигаем какого-то определенного совершенства, какой-то определенной ступени. В «Лествице» перечисляются эти добродетели: кротость, смирение, целомудрие, воздержание, подвижничество. И третья ступень, о котором мы только можем читать, – это постоянное и беспрерывное стремление к Господу, вне зависимости от того, что мы делали. Это своего рода любовь сына к своему отцу. 

В прошлый раз мы закончили с вами на грехе многословия, многоглаголания, под которым будет скрываться тщеславие, величаться и им прикрывать скудость или даже отсутствие добродетелей. Вы сами знаете, что многие из нас, будучи спрошены о каких-то добрых делах, могут очень много о них рассказывать, на самом деле никакого навыка практического не имея. 

2.jpeg

Лукавое обхождение истины

Следующий грех, который выделяет преподобный Иоанн Лествичник, – это ложь, кривда, неправда или лукавство. Слово нам известное, которое обозначает искривление истины. Иногда мы вроде бы говорим правду, но она частичная. Это и есть ложь, но не полная, когда черное называют белым, а в этом и состоит лукавство, от слова «лук» – искривленная дуга, это и есть обхождение, коварное и лукавое обхождение истины. 

Часто встречаем фразу: «Ложь во спасение», и мы в ней находим утешение: мол, мы соврали для того, чтобы кому-то помочь, кого-то защитить, кого-то обезопасить, кого-то не огорчить, сохранить мир. Выражение это родилось от неправильного понимания слов 32-го псалма: «Ложь конь во спасение, во множестве же силы своея не спасется». В эпоху, когда сражения велись в основном с пешими воинами, с пехотинцами, конь был преимущественным средством передвижения. Помните, как в пьесе У. Шекспира «Ричард III» герой просит коня, предлагает полцарства за коня, чтобы убежать с поля боя. Так и здесь – не спасет конь всадника во время сражения, потому что великая сила Божия настигнет неправедного в любых обстоятельствах. 

При многословии мы начинаем что-то домысливать и невольно впадаем в ложь

«Железо и камень, соударяясь, производят огонь; многословие же и смехотворство порождают ложь». При многословии мы невольно начинаем что-то домысливать, придумывать, приукрашать, фантазировать и невольно впадаем в ложь. Как сказано в книге Притчей: «При многословии не избежать греха» (Притч. 10: 19). И часто, увлекаясь многословием, мы невольно производим ложь. Поэтому и сказано: «Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф. 5: 37), то есть пусть оно будет лаконичным. Многоглаголание не придерживается принципа: «Краткость – сестра таланта». Причем Иоанн Лествичник пишет: «Видел я людей, которые величались ложью и празднословием и, остротами своими возбуждая смех, истребляли в слушавших плач и сокрушение духа». 

И часто мы живем ложью, и на этой лжи делаем своей капитал: или духовный – при общении с ближними, или даже капитал материальный – при общении с тем, кто совершает какие-то покупки. По вине лжи мы не являемся теми людьми, за которых себя выдаем. И поэтому часто наши действия, слова и поступки не имеют силы, ведь мы только имеем вид благочестия, а силы благочестия не имеем. 

«Пустословие» и «празднословие» – слова-синонимы. Пустые слова, ничего не значащие, может быть, употребляемые для обмана ближнего, для достижения какой-то выгоды. А «празднословие» – то же самое, легковесные слова. 

3.jpeg

Интересно рассмотреть причину лжи, и каждому, когда такая случается с нами беда, рассмотреть, что же нас подвигает на ложь. Один лжет ради увеселения, чтобы рассмешить своих друзей. Может помните фильм «Охотники на привале»? Они расписывают свои охотничьи подвиги, чтобы развеселить. Может быть, в такой лжи нет корысти, она не ищет выгоды, но все равно это уже ложь. 

Другой лжет ради сластолюбия, ради получения какой-то выгоды, из корысти. Вот, например, басня, известная нам еще из школы, «Ворона и лисица». Лисица, нахваливая ворону, расписывая ей те добродетели, которых у нее нет, получает сыр. А некоторые, для того чтобы совершить коварный поступок, нахваливают, притупляют бдительность и в конце концов наносят свой коварный удар. Вот причина лжи. 

Какой практический вывод можем сделать мы с вами, живущие на этом белом свете? Когда нас начинают хвалить, мы должны себе сказать, что это неспроста, что за этими словами похвалы что-то кроется. Как преподобный Амвросий Оптинский говорил: «Кто нас корит – тот нас дарит, а кто ублажает – тот нас окрадывает». Это такой закон духовной жизни, он неизбежен.

Слово об унынии и лености

Следующее, на что обращает внимание Иоанн Лествичник, это уныние и леность. Сегодня уныние часто смешивается с депрессией. Депрессию, наверное, редкий человек из нас не испытывал, сейчас это очень распространенный диагноз. Некоторые говорят, что через несколько десятилетий этому недугу будет подвержено до 50–70 процентов человечества. Уныние Иоанн Лествичник определяет как «расслабление души, изнеможение ума, пренебрежение иноческого подвига, – но мы можем сказать и семейного, гражданского или служебного, когда человек ничего не хочет делать ни по дому, ни по работе, даже не хочет общаться со своими друзьями, – ненависть к обетам». У монахов свои обеты, у людей, живущих в миру, свои обязательства, не менее ответственные. Уныние – «оболгатель Бога, будто Он немилосерд и нечеловеколюбив». 

Уныние «в псалмопении слабо, в молитве немощно, в телесном же служении крепко, как железо, в рукоделии безленностно, в послушании лицемерно». Иногда нам не хочется делать какое-то дело, мы беремся за другое, которое совершаем с большим усердием, а то, что нам надо исполнить, в монашестве, например, читать псалмы, идти на службу, а мы готовы снег убирать, к примеру, или пойти куда-то за десять верст по какому-то поручению, но лишь бы не делать того, что нам надо делать по роду своей службы. Это состояние непоседливости такой духовной. Еще Пушкин подметил в «Евгении Онегине»: 

Им овладело беспокойство,
Охота к перемене мест
(Весьма мучительное свойство,
Немногих добровольный крест).
Оставил он свое селенье,
Лесов и нив уединенье,
Где окровавленная тень
Ему являлась каждый день,
И начал странствия без цели,
Доступный чувству одному;
И путешествия ему,
Как всё на свете, надоели;
Он возвратился и попал,
Как Чацкий, с корабля на бал. 

4.jpeg

Так и мы бываем очень деятельны, но в душе при этом не получаем от этой деятельности никакого успокоения. Мы пытаемся заполнить пустоту духовную, неизбежную для всех нас, которые хоть однажды познали милость Божию и благодать Божию и должны отзываться на нее своей молитвой и достойным христиан образом жизни. Не соответствуя этим стандартам, призывам Божиим, мы пытаемся заменить отсутствие этой деятельности разнообразной другой и не получаем успокоения. Занимаемся благотворительностью, пытаемся исправить других, не замечая за собой тот долг, который должны отдать Богу. Этот дискомфорт нас мучает, и мы не находим себе покоя нигде, ни в каком делании. 

Поэтому Иоанн Лествичник дальше пишет: «Когда нет псалмопения, тогда и уныние не является, и глаза, которые закрывались от дремоты во время правила, открываются, как только оно кончилось». На молитве нам тяжело стоять. Я помню, когда я еще молодой совсем ходил в храм, батюшка говорил на проповеди: «Вот служба, кажется, заканчивается, но уже всё – сил никаких нет. Придешь домой, кто-то позвонит, и 40 минут стоя разговариваешь с ним и не замечаешь никакой усталости». Мы должны, как люди опытные, понимать, что это искушение, испытание, которое мы должны преодолеть, не поддаться ему, воодушевиться, возрадоваться душой, вслушаться в слова, которые нам читаются. Хоть одно достаточно услышать благодатное слово церковное, чтобы нам воодушевиться, и там прояснится голова, мы придем в прежнее состояние, в котором были до службы и в котором будем после службы. Поэтому и сказано: «Прилежная молитва есть погибель уныния, а память о последнем суде рождает усердие», то есть память смертная, то, о чем мы говорили. Это не обязательно мрачное состояние, а как бы память о том сроке, когда нам придется дать ответ об окончании какой-то работы, только не кратковременной, а о труде всей своей жизни. 

«Если крайним пределом уныния считается, когда кто и в покое находится, но все-таки не имеет терпения, то верхом терпения справедливо называется то, когда человек, находясь в утеснении, считает себя имеющим отраду и радость». Когда ничто нас не беспокоит, не раздражает, мы лежим себе на диване, например, и то унываем, мы недовольны, всё нас раздражает, весь мир плох. И когда нас пинают, толкают, хотя бы в метро для начала, мы благодушно радуемся, сохраняем благодушие и мирное устроение души. 

5.jpeg

Это очень тяжело, с непривычки это невозможно – сразу проявлять ко всем милосердие. Нам всегда надо помнить о тех приступах уныния, хандры, раздражительности, которая с этим связана, которая нас посещает, и не придаваться ей, не отдаваться, понимать, что это временное, что это пройдет, надо немножко потерпеть, это не до конца жизни, не до конца наших дней. Это нашествие, которое рано или поздно кончится. Надо уметь претерпевать, это и есть подвижничество, это и есть страдания, которые у нас понимаются как боль, а на самом деле второе значение слова «страдание» – это претерпевание какого-то неудобства, даже похода к врачу, стояния в очереди, стояния в автомобильной пробке; это тоже нас воспитывает. Вся наша жизнь – это воспитание в себе терпения. Терпение – это противоположность унынию. 

Рабы желудка

Я в прошлый раз немного говорил «о любезном для всех и лукавом владыке чреве». Как апостол Павел говорил о язычниках, тех, кто не знает Бога: их бог – чрево (см.: Фил. 3: 19). Насытятся, возрадуются, и пиршество, угощения, празднества, застолья у них есть цель жизни. 

Воздержание – это постоянное бдение над своей душой, постоянная внимательность к себе

«Чревоугодие есть притворство чрева, потому что оно и будучи насыщено, вопиет: “мало!”, будучи наполнено, и, расседаясь от излишества, взывает: “алчу!”». Иногда мы пытаемся сопротивляться ему, робко желая похудеть, что сейчас очень модно и распространено даже среди нас, православных. Но для чего мы хотим похудеть? Если так вдуматься в тишине своей души, то для того, чтобы стать более привлекательными, наверное, да? Тогда надо сбросить лишний вес. Многие худеют для здоровья – ногам вредно лишний вес носить. Но многие ставят скрытый смысл – стать более привлекательными, обмануть кого-то своей внешней привлекательностью, за которой ничего, кроме сброшенных с большим трудом килограммов, не кроется. А чревоугодие, если мы ему не противопоставим воздержание, рано или поздно переходит на нас в атаку. Воздержание – это постоянное состояние человека не только в дни поста, но и тогда, когда дни поста заканчиваются, когда всё, что было запрещено, становится дозволено. Прежнее должно сохраняться в нас воздержание – это и есть пост, постоянное бдение над своей душой, постоянная внимательность к себе, когда на суше мы находимся или на море, в храме или дома, молимся или работаем. 

6.jpeg

«Чревоугодие есть прельщение очей; вмещаем в меру, а оно подстрекает нас поглотить все разом». И далее пишет Иоанн Лествичник: «Жид (иудей) радуется о своей субботе и о празднике, и монах-чревоугодник веселится о субботе и воскресном дне; во время поста считает, сколько осталось до Пасхи, и за много дней до нее приготовляет снеди. Раб чрева рассчитывает, какими снедями почтить праздник, а раб Божий помышляет, какими бы дарованиями ему обогатиться к этому светлому дню». Мы всегда должны помнить о своей немощи, о своей слабости, видеть ее, укорять себя, не превозноситься своими мнимыми добродетелями. «Будь господином над своим чревом, прежде нежели оно тобою возобладает, и тогда будешь принужден со стыдом воздерживаться» – по необходимости уже, как в лечебных целях. 

О нетленной чистоте и целомудрии

Далее кратко «о нетленной чистоте и целомудрии», которые тленные (то есть мы) приобретают трудами и потами. «Целомудрие» с греческого переводится как здравомыслие. Юношей призываю быть целомудренными, быть здравомыслящими, трезвомыслящими. Человек должен воспринимать все явления, которые он видит, которые он мыслит, цело, во всем их объеме, не видя только в панике страха какую-то одну их сторону. Для этого необходимо здравомыслие, и только один раз в ветхозаветной книге целомудрие понимается как девственность. У монахов это обет целомудрия, воздержания, один из трех, наряду с послушанием и нестяжанием, но людям, живущим в миру, целомудрие тоже необходимо, потому что за его нарушение сразу следует кара в виде семейных скандалов, неприятностей. Как писал Лев Толстой, начиная свою «Анну Каренину»: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». И часто причиной этих разрушительных явлений в семейной жизни является нецеломудрие – измена, супружеская неверность, которая сейчас, к сожалению, пропагандируется открыто и в фильмах, и в рекламе, и вообще везде. Не лучшие примеры артистов приводятся, их многочисленные браки, которые вызваны не какой-то необходимостью, а неумением воздерживаться, нести трезвую мысль. 

7.jpeg

Мы очень подчинены своей плоти. Человек не может без пищи прожить, но человек не может жить только ради пропитания себя. Так и здесь, тем даром Божиим, который был дан нам для продолжения рода человеческого, мы часто злоупотребляем, и как писал пророк Исаия: «Строите дома, а жить в них не будете, строите виноградники, а пить от плода их не будете», что блудите, а детей у вас не будет (см.: Ис. 65: 21–24). Это страшное пророчество сбывается на всех, кто живет такой нечистой, нецеломудренной жизнью. 

Вы заглядывайте в эту книгу. Там вы найдете для себя много неожиданного и интересного. Эта книга не столько для иноков, сколько для людей, которые хотят разобраться в своей душе, увидеть свои недостатки, исправить их, чтобы лучше видеть и понимать Бога, видеть Его милость к нам, благодарить, и, если будет на нас такая благодать, кого-то она даже может привлечь ко Христу, к Его любви.

Храни вас всех Господь Своей милостью!

Купить книгу «Лествица» Издательства Сретенского монастыря

Часть 5.


Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить