«Лествица»: ступени духовного совершенствования. Часть 5

Часть 1.  Часть 2.  Часть 3. Часть 4.

Сегодня завершающая беседа о книге преподобного Иоанна Лествичника «Лествица». Наши встречи очень кратки. Беседы, конечно же, поверхностны, потому что невозможно рассказать кратко о такой большой христианской книге, потому что нельзя объять необъятное. Если создавать свою библиотеку христианскую, то нужно собирать ее из тех книг, которые можно и нужно перечитывать каждый день. К таким и относится книга «Лествица». Ее можно читать и опять перечитывать, как Священное Писание, как письма преподобного Амвросия Оптинского и письма Оптинских старцев, письма святителя Игнатия, потому что в них в сжатом виде содержится очень много сведений, столь много, что сразу, при одном прочтении они не усваиваются. 

1.jpg

В школе мы изучали роман Чернышевского «Что делать?». Так вот, «Лествица» – это тоже своего рода «Что делать», только уже без вопросительного знака. Там был вопросительный знак на конце, а тут дается ответ, что нужно делать, чтобы быть христианином. 

Последние ступени 

Итак, у нас последние ступени. Первая группа ступеней была посвящена борьбе с мирской суетой. Вторая группа – борьбе со скорбями. Третья, самая обширная, – это перечисление, собственно, самих страстей, которые мучают и терзают человека, семь основных страстей. И последняя, 30-я ступень, которая выделяется отдельно, – это вершина, достижение союза всех добродетелей: веры, надежды и любви. 

Остановимся на 20-м слове «О рассуждении». Мы часто спрашиваем: «Как познать волю Божию?» – это больше всего нас волнует. Богатого, но неразумного юношу беспокоил вопрос: «Как наследовать Царство Божие?», а нас волнует: «Как познать волю Божию?». Для этого надо иметь дар рассуждения духовного. Бывает, что у людей есть дар житейского рассуждения, они могут дать хороший совет. Духовное рассуждение приобретается долгим трудом. Что иногда бывает лекарством для одного, то для другого бывает отравой. Для одного земные поклоны полезны, для другого они невозможны в силу возраста.

«Все, хотящие познать волю Господню, должны прежде умертвить в себе волю собственную; и, помолившись Богу, с верой и нелукавой простотой вопрошать отцов и братий в смирении сердца и без всякого сомнения в помысле, и принимать советы их, как из уст Божиих».

Помолиться-то мы помолимся, но готовы ли мы принять? Вот что такое умертвить волю собственную. Мы колеблемся, не знаем, что нам надеть или что нам съесть, а хотим услышать голос воли Божией. 

О страхе Божием сказано очень хорошо. «Страх, который чувствуем к начальникам и к зверям, да будет для нас примером страха Господня». Или, допустим, можно добавить: страх и стыдливость, которые мы испытываем перед родителями, да будут всегда сопровождать нас в нашей жизни. Представим, что мы не одни, а рядом с нами кто-то находится рядом. Прежде чем осуждать человека, оглянись, нет ли его здесь, среди окружающих тебя. Так и мы, если будем представлять, что мы не одни, что рядом с нами другой человек, тогда, конечно, мы будем вести себя более разумно, осознанно, трезво, не вдаваясь в пагубные привычки и грехи. 

2.jpg

О болезни. Конечно, мы все молимся, чтобы нам быть здоровыми, но как бы мы ни молились, горячо или не горячо, – это неизбежный удел человеческого существования, как своего рода истечение срока годности. Псалтирь мы читаем: век человека 70 лет (см.: Пс. 89: 10). Если он покрепче, посильнее – 80 лет, а всё остальное уже отклонение от статистической нормы, уже долгожительство. Болезнь же, которая неизбежна и связана с возрастом, посылается иногда для очищения согрешений, а иногда для того, чтобы смирить возношения. Поэтому неправильно было бы считать болезнь каким-то наказанием, но наказом, получением урока, вразумлением. Дается человеку пауза в этой бесконечной скачке жизни, в этом марафоне: кто кого? Кто быстрее, кто дальше, кто хитрее, кто ловче. Вдруг он исключается из этой жизни, попадает или в больницу, к таким же себе равным, и вместе с ними занимается философией своего жития и бытия, или в домашней обстановке, в тишине задумывается. Так вот, надо задуматься или об очищении своей души, или о смирении своего возношения, горделивого и торопливого пользования своей жизнью, и воспринимать болезнь не как досадные помехи, которые сейчас пройдут, и мы выйдем как ни в чем не бывало и продолжим свой бег дальше. 

Некоторые считают, что болезни даются за что-то.

– За заслуги. Митрополит Питирим был из священнической семьи, и как-то они встретились со старцем Севастианом Карагандинским. Он говорил: «Рак дает рай за так», то есть человек, благодушно и терпеливо претерпев скорби, которые все равно неизбежны в нашей жизни, получает за это смирение, блаженное такое состояние души. Вот какое отношение было к болезни.

Мы же ее боимся, как понижения зарплаты, наверное. Может, и еще больше. 

Дар рассуждения научает нас мудро относиться ко всем обстоятельствам жизни

«Немощные душой должны познавать посещение Господа и Его милость к ним из телесных болезней, потому что без искушений внешних невозможно добиться духовного совершенства». Вот что такое дар рассуждения. Он научает нас мудро относиться ко всем обстоятельствам жизни, которые случаются с нами. Не только к приятным событиям, но и е житейски неблагоприятным. 

«Весьма развратился нынешний век», – говорил святой VIII века, а уж про наше время даже и не знаю, что сказать. «И весь стал преисполнен возношения и лицемерия. Труды телесные, по примеру древних отцов наших, может быть, и показывает, но дарований их не сподобляются. И справедливо мы это терпим, потому что не трудами, но простоте и смирению являет себя Бог». 

Мы можем делать по тысяче поклонов. Во время церковного и общественного раскола приверженцы старого обряда, старой традиции уходили в скиты, в частности в Соловецкий монастырь. И один из насельников, монахов выполнил свое келейное правило на 10 лет вперед – в основном оно в поклонах заключалось. Тогда было правило: за вечерню 100 поклонов, за обедню – столько поклонов, за Часы – столько, и клали так по 300–500 поклонов. В «Добротолюбии» тоже говорится, что тщетны надежды тех, кто мнит своими трудами, благочестием, как фарисей: пощусь, милостыню даю – приобрести Божию благодать. 

3.jpg

В другом слове Иоанн Лествичник говорил, что простота не означает ту простоту, которая хуже воровства, но может быть и такая тоже святая простота. Простота – это утвердившийся навык души, которая сделалась чужда всякому различию. Человек уже не взирает на лица и от этого не испытывает симпатию. Простота не взирает на лица и не способна к лукавству, лицеприятию и коварству. 

А когда мы молимся об избавлении от окамененного нечувствия, это с этим же связано? 

– Пишет Иоанн Лествичник: «Видел я примеры нечувствия, когда человек, умиляясь словам благодати, после этого с радостью шел на трапезу». Нам надо соизмерять силу эмоций в храме и силу радости от вкушения пищи. Благодарность – да, что Господь дает подкрепление, но радоваться этому, может быть, так не стоило. Вот это окамененное нечувствие, когда нас ничего не трогает. Другое дело, бывает, мы не можем помочь, но хоть мысленно помолимся: «Подай, Господи то, что я не могу подать». А так проходим с чувством, что наша хата с краю и своя рубашка ближе к телу, а кто смел, тот и съел. Вот это наши заповеди.

Что такое грех человекоугодия? В чем отличие от главной добродетели – любви? 

– Вы знаете, я, как человек страстный, отвечу, наверное, что основное отличие в том, была ли корысть в человекоугодии, был ли корыстный мотив или не был. Хотя у нас, как у христиан, корысть тоже может быть. Вот в этом отношении очень интересные я нашел слова Иоанна Лествичника насчет человекоугодия: «Вид любви часто может состоять в том, чтобы ближнему, когда он приходит к нам, давать свободу делать все, что ему угодно, и показывать ему при том радостное лицо». Вот пример человекоугодия святого, а мы угождать не можем по-христиански. Это проявление терпения, долготерпения, а любовь долготерпит.

– А мера где? Человека обычно начинают просто использовать.

– Мера – это его личная святость. Насколько он может терпеть. Господь претерпел до креста и смерти, никем не понимаемый как Бог. Даже когда Он воскрес, Его встретила Мария Магдалина, она обрадовалась радостью нескончаемой и думала, что все будет по-прежнему, Он будет так же ходить, по-прежнему учить, всё вернется на круги своя. Неизбежны перемены, большей частью связанные с разрушением этого вещественного мира. И Господь говорит: «Не прикасайся ко Мне этими суетными помыслами, Я иду к Отцу Моему Небесному, и вас всех с собой зову туда» (см.: Ин. 20: 17). Мера любви человеческой определяет способность терпеть до конца, до Креста, до Голгофы, до первого оплевания. 

Мера любви человеческой определяет способность терпеть до конца, до Креста

– В послании апостола Павла к Римлянам говорится о повиновении властям. Если власть своими законами противоречит Священному Писанию, можно ли не подчиняться таким законам? 

– Это очень сложный вопрос. Это как вопрос в международном праве о соотношении права на самоопределение и понятие сепаратизма. С одной стороны, народ хочет сам отделиться, а с другой стороны, так скажем, большой брат, государство, считает это сепаратизмом. Где середина? Общеизвестная истина, что апостол Павел жил в те времена, когда власти были нехристианские, но это не значит, что все законы были нечестивые. Законодательное римское право, которое было кодифицировано императором Юстинианом не в Риме, а в Константинополе, но Константинополь считался Римской империей, собрало как раз все прецеденты права, существовавшие начиная с языческих времен. Это раз.

4.jpg

Во-вторых, количество законов позволяет не все их исполнять. Есть какие-то узкоспециальные законы. Вы знаете, что была такая ересь Новоциана в первые века христианства, особенно в эпоху гонения, когда многие христиане брали у чиновников справки – либеллы – о том, что они совершили жертвоприношение. Жертвоприношение совершалось императору как Богу, как верховному правителю, как административному правителю. И статуя не была Богом. Юлиан Отступник в письме своем пишет верховному жрецу Египта, что было бы безумием считать, что мы поклоняемся мраморным идолам. Они поклонялись богам, а мы поклоняемся Единому Богу – в этом наше отличие. И все окружающие Израиль народы поклонялись богам, а Израиль, иудеи, евреи, поклонялись Единому Богу. Это, конечно, единственное откровение, потому что при том множестве событий, которые окружают человека: гром, молнии, неурожай, болезни, набеги, столько событий – неужели это может происходить всё от одного? Бог войны, бог мира, бог урожая, бог неурожая, бог зла, бог добра, а здесь Единый Бог. Так и здесь, поклонялись, показывая этим лояльность императору, это требовалось по большей части от чиновников, магистратов высоких эшелонов. 

«Требуется большая рассудительность», – очень кстати 26-я глава «О священном и Божественном даре рассуждения», – о том, как поступать в тех или иных обстоятельствах. Для этого требуется целомудрие, то есть здравомыслие, мудрость, молитва, успокоение чувств, вразумление. Просить надо: «Научи меня, Господи, творить волю Твою». Ладно, если мы одни, но у нас есть люди, которые могут находиться на нашем иждивении, могут быть полностью от нас зависимы: дети, старики, члены семьи. Как все это соотносить? Но, с другой стороны, множество примеров христианских мучеников, многие из которых, даже не будучи крещеными, провозглашали себя христианами, имея такую дерзость и любовь к Господу, такое стремление к Нему. Поэтому власть предержащим надо повиновение оказывать. Знаете, ведь отличия всё в слове, за которым кроется смысл. В иконопочитании, в догмате, который разработан одним из наших основных схоластов, в хорошем смысле этого слова, Иоанном Дамаскиным – там различается поклонение и почитание. Поклонение, то есть наиболее полная форма, она принадлежит Богу, а почитание – иконам. И внешние поклоны, которые мы совершаем, – это еще не есть поклонение. Другое дело, что у нас иногда иконопочитание приобретает такие уже слишком гипертрофированные черты и особенности. Кто-то приходит в храм, служба уже в разгаре, а он пошел по часовой, против часовой прикладываться с усердием, хотя надо опоздавшему скромно стать на своем месте мытаревом у входа. Это касается и всего остального. 

Повиновение властям внушает смирение и открывает волю Божию. 

5.jpg

– Что стоит между волей Господа и волей человека? 

– Между волей Господа и волей человека стоит несокрушимая и железная воля человека, неготовая приклониться ни перед чем. 

– Кто делает в человеке выбор? 

– Страсти. Страсти, как пишет Иоанн Лествичник, оглушают человека чувства. Человек действует эмоциями. Вот страсти ослепляют, а он потом говорит: «Какой же я дурак был и, наверное, остался».

– Как научиться смирению, терпению? Как найти духовника?

– Найти духовника, наверное, сложнее, чем найти миллион на улице. Это большой дар. Не мы не готовы быть духовными детьми, не духовный отец не готов понести крест отцовства. А научиться смирению очень просто – надо принимать с радостью все смирительные случаи. Такой пример вам приведу из Оптиной пустыни.

Научиться смирению очень просто – надо принимать с радостью все смирительные случаи

Отец Макарий и старец Лев были современниками. Старец Лев жил в скиту, потому что епархиальный архиерей был недоволен им из-за множества писем, которые ему писали непонимающие, а старец Макарий был скитоначальником. И старец Макарий пришел к старцу Льву, который был его духовным отцом настоящим, с каким-то вопросом. И о чем-то спросил. И старец Лев ему с гневом говорит: «Да как ты посмел прийти ко мне, да спросить об этом у меня? Да кто ты такой?» Тот стал кланяться в землю, просить. И человек, который описывает эти события, приводит слова Иоанна Лествичника или аввы Дорофея о том, что человеку, стремящемуся к смирению, надо подавать все случаи, способствующие этому смирению. И старец Лев преподал ему урок смирения, как на тренировке тренер говорит: «Ты уже сделал десять подходов, давай еще один, и пойдешь». Это тоже духовное упражнение. Не просто «я смиренный такой», а ты проверь, какой ты смиренный. Там окажется, что никакого смирения нет, а есть только гордость. А если мы в своих очах перед зеркалом смиренные, а перед ближними сразу обидимся, огорчимся, да еще коварство затаим, злобу: «Ладно, я тебе припомню. Будешь знать, как меня смирять». 

Я выписал интересное такое размышление: «Блудных могут исправить люди, лукавых – ангелы, а гордых – Сам Бог». «Безмолвие есть непрерывная служба Богу и предстояние перед Ним». Как мы на службе иногда в какие-то моменты, когда, например, «Святая – святым» или еще что-то, а мы отвлекаемся действительно на минуту, на три, как будто на Небе побывали. И в этом безмолвии человек постоянно пребывает. Какое там осуждение? Какой ропот? Какое недовольство? Какое видение чужих недостатков как пороков? Ничего этого нет. 


Вершина

И вот последнее – «О бесстрастии». «Та душа имеет бесстрастие, которая приобрела такой же навык в добродетелях, какой страстные имеют в страстях». Мы стремимся к страстям: на службе мы хотим поесть, поспать, нам хочет какую-то сплетню рассказать, нам не терпится еще что-то, согрешить тяжелым или не тяжелым грехом, но согрешить. А бесстрастный стремится так же к добродетели, мы даже не можем понять, как это так стремиться, потому что мы не знаем, что такое добродетель. Плохо знаем. На словах знаем, как студент, понимаем, а объяснить не можем – это и есть незнание. 

6.jpg

И последнее Слово 30-е «О конце всех добродетелей», то есть о вере, надежде и любви. «Кто хочет говорить о любви Божией, тот покушается говорить о Самом Боге; простирать же слово о Боге погрешительно и опасно для невнимательных». Не будем празднословить, будем стараться хоть немножко исполнять. 

И последнее: «Если присутствие любимого человека явственно всех нас изменяет и делает веселыми, радостными и беспечными, то какого же изменения не сделает присутствие Небесного Владыки, невидимо в нашу чистую душу входящую». Если мы готовы Его принять, если мы не отвлечены в это время: «Господи, мне вот там обмен надо совершить. Мне надо покрасить, побелить. Сейчас очень сложно у дочери, у мужа, у невестки. Наводнение, потоп». В фильме «Скромное обаяние буржуазии» есть эпизод, когда со старушкой, как говорят, Божиим одуванчиком, архиерей хочет поговорить о Боге, и она отвечает: «Да-да, но я сейчас схожу, разберу мешок лука и тогда поговорю с вами о Боге». Так же и мы. Поэтому Господь готов нас изменить, и чего только не сделает присутствие Небесного Владыки, мы молимся: «Прииди и вселися в ны», но лукавствуем, празднословим. Поэтому, чтобы нам не лукавствовать и не празнословить, будем стараться почаще заглядывать в эту книгу, по порядку, не по порядку, по главам, по настроению, и всегда там найдем что-то нравоучительное и назидательное. Не просто какой-то красивый афоризм, а действительно житейское и духовное сокровище небольшое, которое может одно руководить всей нашей жизнью. Как в Евангелии: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк. 6: 31), – для кого-то это действует. Для кого-то действует: «не судите, да не судимы будете» (Мф. 7: 1), «какою мерою мерите, такою отмерено будет вам» (Мк. 4: 24), кому-то: «блаженны плачущие», «блаженны миротворцы…», кому-то: «изгнанные правды ради…» (см.: Мф., гл. 5).

Для нас, для ленивых, все сделано, осталось нам только читать. Будем благодарить Господа за это, будем готовиться к Его Спасительным Страстям, живому Воскресению, чтобы и с ними воскреснуть от наших грехов. 

7.jpg

В Сретенском магазине есть «Лествица» в переводе святителя Игнатия (Брянчанинова). Как к ней относиться?

– Святитель Игнатий (Брянчанинов), кстати, хорошо знал не только греческий язык, но и латынь. И святитель Феофан был очень этим доволен. Единственное, он указал, что святитель Игнатий не приводил места, откуда он брал цитаты. А перевод берите, пожалуйста. 

Иногда чтение разных переводов глубже раскрывает оттенок мысли, содержащейся в первоисточнике. Даже чтение Священного Писания, например. Если мы будем его читать в славянском переводе и в русском Синодальном, мы найдем отличия, потому что Синодальный перевод делался с оригинала, с первоисточника, с еврейского текста.

Купить книгу «Лествица» Издательства Сретенского монастыря


Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить