Пещера зрелости. Часть 2

Часть 1:

– Как хороши слова святителя Григория Паламы, сказанные после того, как Бог осветил его мрак: для человека гораздо важнее увидеть тьму, которая в нем, чем иметь видения ангелов и святых.

– Именно. А второе очень опасно. Часто это ограничивает человека, заключая его в удушающую атмосферу эгоизма. В то время как первое избавляет, освобождает и охраняет нас от эгоизма.

– Как говорит святой Паисий: Бог мог предстать перед нами, чтобы все поверили в Него, но не лишило бы это нас свободной воли?

– Да, лишило бы.

Итак, утенок входит в пещеру – не как изгнанник, а чтобы лучше защитить себя. Мы не познали свою душу. И это большой провал. Если бы я познал свою душу, то вкладывал бы ее во все свои труды. Вот безумный богач из притчи, который заставляет свою душу есть, заставляет свой дух есть материальное. Я не познал свою душу, и все мои поступки становятся «бездушными». Мы видим, что супружеские отношения, отношения между родителями и детьми, между братьями, между родственниками бездушны, и поэтому эти отношения умирают или уже умерли, но мы пытаемся их оживить. Это потому, что мы не вошли в себя, у нас нет ни смирения, ни любви, чтобы войти внутрь себя. И у нас нет Божиего опыта, потому что Сам Бог говорит нам: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17: 21). Не ищи его вовне, оно внутри тебя. Я внутри тебя, – говорит Господь. А я ищу Его вовне.

Постоянно раскрывая себя таким, каким Бог сотворил его, человек, если проходит через это со смирением и покаянием, он, несомненно, уже живет в Царстве Божием и смерть не коснется его. Святой старец Порфирий смеялся над смертью, он уже вошел в Царство Божие, совершенствуясь, прокладывая путь к своей души.

– Самое главное, он уверил всех нас, что смерти нет.

– Да. Смерти нет.

– Это как открыть дверь и пройти через нее. Вот так просто об этом говорил святой Порфирий.

– Да, очень просто. Он говорил о смерти как о какой-то прекрасной забаве или о каком-то развлечении. Вот так просто, красиво и мило святой говорил о смерти. И ты уже по-другому представляешь себе смерть.

Но давайте вернемся к сказке, к нашему утешению. Однажды этот утенок заметил озеро неподалеку от пещеры и увидел свое отражение в воде. Это озеро совести, где человек самосовершенствуется, очищает себя, очищает свою совесть, и теперь он не видит себя уродливым, как думал о себе прежде, но видит красоту, с которой его сотворил Бог. И когда человек находит красоту, которую дал ему Господь, он готов полететь. В этой истории мы видим преображение, переход от уродства к красоте. И увидев, каким красивым его создал Бог, он готов полететь. Человек создан для полета. Давайте прямо скажем об этом. Естественный мир человека – это небо, земля – это ​​аэропорт, откуда он взлетает. Этот утенок видит свою красоту, понимает ее, видит свои крылья. Святой Иоанн Лествичник говорит, что Бог дал человеку крылья. У меня есть два крыла: любовь и смирение, которые, к сожалению, у многих людей скованы, они не используют их, и чем больше эти крылья остаются без использования, скованными, тем больше они начинают отмирать. Когда ты что-то не используешь, это отмирает. И потому так много людей не «летают». Поэтому-то они боятся смерти, так как человек, духовно летающий, преодолевает смерть.

Это озеро совести, в нем человек очищает себя – и тогда он видит красоту, с которой его сотворил Бог

– Возможно, гадкий утенок не понимал, что он лебедь, а не кто-то другой, пока не прилетели лебеди и он не увидел, что он такой же, как они. Так и один святой, сам по себе, не осознает, что он может явить нечто гораздо более ценное, глубокое и богатое, чем то, что мы можем выразить или испытать нашими чувствами. Поэтому святые пытались заставить нас понять, что мы иные, чтобы смотреть не на других, а на Того, Кто дал им такую ​​харизму, чтобы мы тоже могли быть похожими на них и освятиться.

– Да, очень важно осознавать то, что мы говорим и думаем, и об этом напоминают нам слова Господа: «Горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его» (Еккл. 4: 10). Горе тому, кто одинок, потому что, общаясь с другим человеком, я смирю себя, прощу, вытерплю, полюблю, «отодвину» на второй план свою болезнь, свое уродство и продолжу стремиться к здоровью и красоте, стремиться к тому, кем я на самом деле являюсь. Если я не общаюсь с другим человеком, то как я могу все это почувствовать? Если я не вижу эту красоту, если я не вижу света на лицах святых? Как я узнаю, что у меня есть эта перспектива и эти предпосылки? Мой эгоизм не позволяет мне сделать это, потому что мой эгоизм означает, что я изолирован от общества и одинок.

Бог дал человеку крылья: любовь и смирение – но, к сожалению, у многих людей эти крылья скованы

Я был поражен, когда прочитал притчу о безумном богаче. В других притчах мы видим много персонажей. Например, в притче о блудном сыне – и блудного сына, и его отца, и его старшего брата, и слуг. В притче о десяти девах нам представлены десять девиц. А в притче о безумном богаче есть только одно действующее лицо. И ты задумываешься: «А ну-ка, подожди, дитя мое, разве у этого человека не было с кем поговорить?» Прекрасно, что его плоды преумножились, что у него был хороший урожай, но почему он сидит и разговаривает сам с собой? Нет ли у него детей, жены, родственников, коллег, друзей, чтобы общаться с ними и сказать им: «Люди, что происходит?!», а не самому думать, самому жить, самому чувствовать, самому себя радовать и бросать слова на ветер?

Итак, мой эгоизм, питаемый моими страстями, «огораживает» меня, изолирует от людей. Из-за этого я не могу видеть лицо другого человека. А святые отцы говорили: если ты увидел своего брата, то ты увидел Бога. Но когда я не вижу лицо другого человека, то я не вижу и Бога. Как я могу видеть лицо Бога, если я не вижу лицо брата своего?

– У нас есть притча о богаче и Лазаре, где богач говорит с праотцем Авраамом, а не с Богом. Его эгоизм был настолько велик, что он не только хотел, чтобы Лазарь охладил его душу, но и приказывал Аврааму пойти к своим братьям. И между ними была пропасть, хотя они разговаривали друг с другом. Эта пропасть между богачом и Лазарем существует до сего дня. Человек выбирает ад, выбирает быть далеко от Бога, но и там он не меняется, потому что не хочет этого делать, потому что так поступают демоны и он хочет им подражать. «Если бы они покаялись, Господь простил бы их», –говорит святой Исаак Сирин. Человек даже там не хочет измениться, и мы видим его снова в одиночестве.

– Святые отцы говорят, что Бог скрывается за голосом и личностью Авраама, Он даже сделал его жизнь райской, хотя он был богат. Но он имел любовь. Человек может быть богатым или бедным, но когда у него есть любовь, то Господь не отводит его в рай, а делает его жизнь райской. Господь не отвел Авраама в рай, Он сделал его жизнь райской. Но мы видим и другое: видим богача в аду, который он сам создал и сотворил, в той же изоляции, в том же одиночестве, и слышим голос Бога, говорящий устами Авраама: «Чадо!» – то есть: «Дитя!»

Поразительно, ведь даже если я окажусь в аду, Господь назовет меня: «Дитя!» Мы должны помнить об этом, где бы ни был другой, особенно если это наш ребенок – давайте не забывать, что он наш ребенок, как Бог не забывает о нас, какими бы мы ни были, где бы мы ни были, – и выражать это таким нежным образом. Старец Иероним Эгинский наставлял: «Где бы ты ни был, кем бы ты ни был, и если бы даже ты был в аду, как только Бог увидит тебя, Он обратится к тебе со словами: “Дитя Мое! Любовь Моя!”» Каким бы я ни был, это не уменьшит Божию любовь ко мне.

– Поразительна Божия любовь, и очень красноречиво говорит святой Исаак Сирин: «Бог – это только любовь, а Рай – не во времени и пространстве, Сам Господь – Рай». Поэтому Его присутствие и любовь становятся мучением для тех, кто не любит Его. Христос приводит пример с двумя бесноватыми. У Бога не было орудий для пыток, чтобы мучить демонов, но они сказали: «Пришел Ты сюда прежде времени мучить нас» (Мф. 8: 29), – это Его любовь к ним мучила их; они чувствовали Его присутствие как мучение. Так что любовь Бога может стать для нас адом или раем – в зависимости от того, что мы выберем.

Итак, мы говорили о кажущемся и кратковременном уродстве, за которым скрывается огромная красота. Расскажу вам случай: одному молодому человеку понравилась очень некрасивая девушка. Его друзья говорили ему: «Где ты нашел эту уродину?!» А он ответил им: «Друзья, если бы я мог дать вам свои глаза, чтобы вы могли посмотреть на нее так, как я смотрю, то поняли бы, почему я так сильно люблю ее!»

Так что сказка о гадком утенке помогает нам понять, что за кратковременным уродством скрывается нечто прекрасное и хорошее. Могут ли родственники ребенка – мать, отец, братья – помочь ему раскрыть эту красоту, рассмотреть ее и радоваться ей?

– Да, могут. Но нам часто не хватает любви, настойчивости и терпения, чтобы это сделать.

– «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21: 19). Выходит, что родители – и сказка напоминает нам об этом – должны запастись большим терпением…

– Иногда, прежде чем выйти из дома, мы смотрим на себя в зеркало. И это нормальное действие человека. Однако наш взгляд не останавливается на том, что нам нравится. Когда мы смотрим на себя в зеркало, наш взгляд и наше внимание сосредотачиваются на том, что нам не нравится. К сожалению, я тоже так делаю в своей жизни и по отношению к другому человеку, который находится рядом со мной. Мой взгляд всегда останавливается на том, что мне не нравится в его жизни. И, к сожалению, тогда я все теряю, всю красоту, которая есть у этого человека. Потому что человек – это картина, и на этой картине не только один цвет. Мне может не понравиться один цвет, но картина состоит из множества цветов. А я останавливаюсь на том, что мне не нравится, и я это осуждаю, отвергаю, это становится причиной для битвы, напряжения, но я теряю все красивое, которое есть на этой картине. Я уверен, что теряю всю красоту. Многое из того, что мне не нравится, находится в развитии, а мой эгоизм не позволяет мне увидеть, как это будет развиваться, куда двигаться и как далеко может зайти. И я часто борюсь с этим, атакую, нападаю и заставляю другого человека выбросить то, что я считаю ненужным или уродливым.

Да помилует и хранит нас Бог, и пусть Он не ищет изъяны в нашей жизни, потому что я боюсь, что наши изъяны помогут осудить нас, потому что, может быть, в своей жизни я отвергал человеческие души, возможности, таланты, харизму, людей, отношения, время.

Итак, я заставляю другого человека выбросить то, что считаю у него уродливым, но я не вижу всей перспективы развития и преображения. А часто он может иметь что-то прекрасное, что в конечном итоге окажется наибольшим уродством в его жизни. Поэтому мы должны быть очень внимательными.

Божия любовь дала человеку красоту, и если я осознаю это, то для меня уже не будет ничего уродливого

– В гадком утенке скрывался прекрасный лебедь, но и в наших изъянах, о которых мы говорили, наше существование – а оно Божий дар, Божие дыхание. Эта прекрасная сказка напоминает нам: красивый, добрый, сильный лебедь может скрываться и в нас, и в других людях. Попытаемся же осознать это, увидеть это и терпеливо ждать проявление этого.

– Именно так. Если я осознаю красоту своей жизни, я стану ее священнослужителем, а не кощунником. Если я осознаю красоту и святость жизни другого человека, то я никогда не буду унижать его. Если я даже только осознаю красоту, которую Божия любовь дала, разбросала и посеяла на почве человеческого существования, то для меня не будет ничего уродливого. Я считаю что-то уродливым, потому что смотрю на это с эгоистической точки зрения. Когда я смотрю сквозь призму эгоизма, то он все обезображивает. И что мой эгоизм говорит мне? Я красивый, а все остальные безобразны. Когда человек стоит на вершине любви, потому что речь идет о вершине, то я уверен, что он не увидит ничего уродливого – оттуда он будет видеть все райски красивым!

Перевел с болгарского Виталий Чеботар
Сайт храма св. царя Бориса в Варне

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить