Пещера зрелости. Часть 1

Отец Спиридон Василакос – греческий священник, в настоящее время служит в городе Тиве, а также возглавляет местную церковную радиостанцию. Он предлагает родителям интересное прочтение одной из самых известных детских сказок – «Гадкий утенок», которая может послужить поводом поговорить с детьми на разные христианские темы.

Иерей Спиридон Василакос.jpg
Иерей Спиридон Василакос

– Отче Спиридоне, дети взрослеют, родители пытаются в этом им помочь. С помощью сказок вы говорите нам о великих истинах. Давайте посмотрим на тему взросления сквозь призму какой-нибудь сказки и обсудим, как родитель может помочь ребенку стать зрелым человеком.

– Сказки – это хранилища великих истин. Я был поражен, когда впервые поклонился на Афоне иконе Божией Матери «Отрада» («Утешение»). До этого я думал, что сказка (παραμύθι) – это нечто фальшивое, воображаемое, миф. Однако я осознал, что и миф может стать утешением, что даровать утешение может и сказка. Сказка воспитывает столь деликатным и мягким образом, потому и оказывается утешением на жизненном пути детей и родителей.

На меня произвела впечатление известная всем сказка «Гадкий утенок». Конечно, правда в том, что красота каждой вещи раскрывается в деталях. Так что давайте не будем пропускать детали. Это относится и к духовной жизни, потому что часто бывает, что человек приходит на исповедь и говорит: «Я никого не убил, ничего не украл – значит, всё хорошо! Я не согрешил».

Мы видим большое повреждение у корабля, но не замечаем трещины, которая может его погубить. Когда мы вникнем в детали, то увидим красоту и трагедию, а еще свет и тьму. Вспомним богатого юношу, который вопрошал Христа. Он с малых лет соблюдал закон Божий. А Господь очень легко узрел его недостаток. У юноши не было особых пороков, но Христос увидел его корыстность, привязанность к богатству, любовь к нему. Вспомним и Иуду – апостола, ученика, следующего за Христом, проповедующего Христа и совершающего чудеса во имя Его, но у него была одна «трещина» – алчность, которая росла, привела к предательству и затем его «утопила».

Итак, деталь имеет большое значение в нашей жизни, в ней скрыто многое, чего мы можем постараться избежать, и многое, с чем нам приходится сталкиваться на жизненном пути. Мы часто слышим, как родители говорят: «Я от тебя такого не ожидал!» Но это «неожиданное» случилось не внезапно. Это выросло из одной детали.

В сказке есть такие важные детали, поучающие, наставляющие, свидетельствующие о ценностях, которые могут укреплять человека на протяжении всей его жизни.

Гадкий утенок. Вот мы видим мать-утку, которая вьет гнездо. Материнство возникает не тогда, когда мать рожает, а раньше, когда она «вьет» свое гнездо. Обратите внимание на то, как птицы вьют гнезда: поразительно, как много они прилагают усилий и труда! Когда смотришь на маленькую птичку, несущую в клюве веточку, кусочек глины, каплю воды, то понимаешь, что это потрясающая картина. Она подготавливает и себя, и готовит место для рождения своих детей. Материнство не возникает внезапно, когда женщина рожает, оно начинается гораздо раньше. Проявляется намного раньше того, как мать родит.

Нет человека, который не рождает. Человек – Божие создание, чья любовь постоянно рождает, постоянно что-то дает. Мои мысли, поступки, слова – это мои «дети», плоды, которые исходят от меня. Вот почему я должен обязательно видеть, каких «детей» каждый день рождаю.

– Как святой апостол Павел говорит: «я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» (1 Кор. 4: 15)?

– Да. Это духовное отцовство. Оно рождается с болью. Каждый человек ежедневно рождает, его тело рождается, его душа рождается, его ум рождается – потому что Господь создал его именно таким. Бог Своей любовью всё рождает, возрождает и воскрешает. Поэтому мы никогда не должны ограничивать материнство только беременностью и родами. Это большая ошибка.

Расскажу вам случай из моего детства. В детстве царит чистота, и такие случаи очень глубоко отпечатываются в душе. Я помню, как ребенком каждое утро ходил в церковь, а на улице меня ждала госпожа Марианти, она держала в салфетке шоколад. Я тогда учился в начальной школе. И вот она ждала меня на улице, на морозе, и давала шоколадку. Она угощала шоколадом не только меня, но каждого ребенка, который приходил в церковь, чтобы показать, что она думает о нас, что ей очень нравится то, что мы делаем. Это событие, эта женщина что-то родила в нас. Простодушная женщина своим очень простым поступком родила в нас что-то очень хорошее. И я не могу забыть ее, я всегда поминаю ее на святой проскомидии, и пока я жив, всегда буду это делать! Потому что она поступала как мать. Вот почему я не могу ее забыть – она согревает мою душу. Мы все можем стать матерями, отцами, иметь любовь и относиться друг к другу по-отцовски, по-матерински.

В сказке яйца в гнезде трескаются. Как это прекрасно! Скорлупа трескается. Иногда создается твердая скорлупа в отношениях с другим человеком. Наш ребенок возмущается, бунтует, обнаруживает твердую скорлупу своего характера, которая мешает нам нормально общаться с ним. Давайте не будем забывать, что наш эгоизм – это тоже некая твердая скорлупа.

Как скорлупа, отделяющая людей друг от друга, ломается? Очень просто: теплом, любовью, терпением

Иногда мы совершаем огромную ошибку, беря молоток, чтобы разбить эту скорлупу. Ломая скорлупу, мы можем умертвить содержащееся внутри скорлупы. Нет необходимости в насилии. Как эта скорлупа ломается? Очень просто: теплом, любовью, терпением. Мы видим, с какими терпением, усердием, любовью утка оберегает яйца и часами сидит на них, пока не выведутся утята. Эта скорлупа сломается нашим терпением, молитвой, любовью, теплом – тем, что нам дает Церковь в качестве припасов. Разве вы не знаете, что мы сделали? Мы дошли до Гроба Господня, но не зашли внутрь, чтобы почувствовать тепло Воскресения. Мы берем оружие, которое выбросили воины, и думаем, что им можем победить человека, одержать верх над ним. Но Христос дал нам что-то, что наполнено теплом. Смерть – это холод, а Воскресение наполнено теплом. Он дал нам то, что наполнено теплом: смирение, любовь, прощение, терпение. Чтобы сломать скорлупу, необходимы терпение, любовь, молитва, смирение, снисхождение, прощение.

Гусенок.jpg

Из одного яйца пока никто не вылупился. Мы видим, как «работает» материнство. Мать-утка идет за утятами, но вдруг останавливается и возвращается к своему гнезду, чтобы согреть еще не треснувшее яйцо. И здесь мы должны понимать следующее: не все одновременно достигают зрелости. Мы должны избавиться от ужасного соблазна сравнивать. Потому что мы часто говорим: «Мой первый ребенок… Что вам сказать… Он такой спокойный, я с ним могла переделать все домашние дела. А со вторым ребенком я столько пережила, так измучилась, так устала с ним!»

Мы поддаемся этому искушению – сравнивать. Мать не завод по производству консервов, она не производит продукты в одной и той же упаковке и с одинаковым составом и весом. К счастью, каждый человек отличается от других людей, и поэтому он имеет свою ценность, он уникален для Бога и для всех нас. Вот почему мы не должны его потерять.

– Даже святые отличались друг от друга. Святой апостол Петр был энергичным человеком. Когда арестовали Христа, он схватил нож и отрезал ухо слуге, потом уже, когда отрекся от Христа, когда раскаялся, он изменился. А вот евангелист Иоанн, ученик любви, который и до страданий Христа имел мягкий характер и до конца своей жизни повторял слова: «Любите друг друга!» Это два разных характера и два великих святых Церкви.

Так что каждый человек, как вы говорите, отличен от другого, поэтому надо перестать обвинять. В каждом конкретном случае нам просто необходимо учитывать личность ребенка, который может быть совершенно непохожим на другого ребенка. Он кажется непослушным и шалуном, но обладает большой харизмой. А тихий и спокойный ребенок совершает серьезные ошибки, и ты потом удивляешься: «Ну как же произошла такая перемена?!» Даже если дети выросли в одной среде и воспитаны одними родителями, они будут не похожи друг на друга.

– В сказке мать-утка говорит нам нечто важное, чего мы, вероятно, не замечаем. Когда появляется на белый свет утенок, который выглядит некрасивым среди остальных утят, он ведь не урод, он – другой. Почему? Потому что любовь видит отличие, определяет его, она не может видеть безобразность. В ней так много красоты, что ей просто невозможно увидеть что-то безобразным. Любовь смотрит на различность, а не на уродство. И это особенно целительно.

Это как современные святые поступили, когда один человек пришел к ним и сказал: «Батюшки, я плохой!» Они распахнули свои объятия, их лица сияли от радости: «Ты, дитя, самый хороший человек! Ты не понял некоторых вещей, но ты очень хороший! Ты очень добрый человек!» Так что вместо того, чтобы унизить человека, они указали ему направление, каким он может стать. Это – любовь. Любовь содержит в себе пророчество.

– А святые не дают ложного утешения?

– Нет, они глубоко верили в то, что говорили. Святой, обладая настоящей любовью, видит перспективу. Если ты дашь святому одно семя, он с любовью примет его от тебя. Потому что его любовь имеет большую «скорость», она летит настолько быстро, что он уже видит дерево с плодами, выросшее из этого семени, и этот святой скажет тебе: «Как прекрасны плоды на этом дереве!» Он никогда не скажет: «А что это такое? Ты только посмотри на него! Выброси его, оно ничего не стоит!»

Святой со своей любовью видит перспективу, что из этого семени вырастет дерево и будет давать очень хорошие плоды. То же самое и в материнстве. «Ты не безобразный, ты не плохой, а другой ребенок».

Давайте будем осторожны со сравнениями, потому что они создают большие искушения среди детей. Как мы уже говорили, ребенок всё воспринимает. Он воспримет и слабость, которую я могу иметь к одному ребенку, и недооценивание, которое проявляю к другому. Позже это может создать дистанцию между братьями, если у них нет духовных сил сопротивления, любви и смирения. По мере их взросления все больше будет увеличиваться дистанция, которую я установил как отец или мать. Мы несем большую ответственность.

Утенка называли все гадким, все попрекали его: «Какой же ты урод!» Такое сегодня часто происходит в небольших сообществах, вот, к примеру, издевательства одних учеников над другими в школе. Это насилие (βία) – свидетельство отсутствия воспитания (παιδεία). Есть насилие, значит, не было παιδεία.

Пещера – не изоляция. Это обращение к самому себе, к своей душе

Мать-утка говорит утенку нечто очень важное: «Ступай в эту пещеру и останься там». Этим она не изолирует его от общества. Кажется, что изолирует, но это не так. Она выводит его на арену. Как говорит Сам Господь в Евангелии: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою» (Мф. 6: 6). Или, иными словами, иди в свою пещеру. Что это за пещера? Это мой внутренний мир, моя душа. Христос пытается поместить нас в самих себя. Так, святой Григорий Палама говорит: «Господи, просвети мой мрак!»

О каком мраке он говорит? О темноте его кельи, храма? О месте, в котором он находится? О пещере, которая и сегодня существует около Верии? Нет, не о внешнем мраке он говорит, а о своем внутреннем мраке. Он нашел его в своей душе и просит Христа, чтобы Он пришел, просветил его, разрушил мрак в его душе. Мы призваны войти внутрь себя. Каким образом? С глубоким смирением изучить самого себя, и только это приведет нас к истинному покаянию.

(Окончание следует.)

Перевел с болгарского Виталий Чеботар
Сайт храма св. царя Бориса в Варне

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить