Пост как жертва Богу

Что есть истинный пост? Воздержание от скоромной пищи, многочасового сидения в интернете, более сосредоточенная молитва? В 50-м псалме есть такие слова: «Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно…» Наш пост должен стать жертвой Богу. Но что кроется за этими словами? В преддверии Рождественского поста мы попросили наших авторов-священников порассуждать на эту тему.

Иерей Максим Бражников, настоятель храма Казанской иконы Божией Матери г. Орска:

Когда мы говорим, что пост можно рассматривать как жертву Богу, у многих людей, читавших Евангелие, может возникнуть вопрос: почему мы говорим о посте как о жертве, хотя Господь утверждал: «Милости хочу, а не жертвы» (Мф. 9: 13)? Нужна ли Ему эта жертва? Как это согласуется со Священным Писанием? Но Господь также сказал устами псалмопевца Давида в 50-м псалме: «Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит». Получается, Господь уже в Ветхом Завете и потом, подтверждая это, в Новом Завете говорит, что настоящая жертва Богу – это не принесение Ему ни тельца, ни крови козла, ни жертва от тех плодов земных, которые дает человеку Господь. Самая главная жертва – это сокрушение и смирение сердца. И в пост мы должны прилагать еще большие усилия для достижения смирения.

Фото 1.JPG
Иерей Максим Бражников

Еще в раю Господь установил Адаму такую заповедь: не вкушать от одного древа, хотя множество других древес райских и древо жизни были даны ему в пищу. Важно было, чтобы человек не возгордился, не впал в состояние, когда он решил бы стать не просто равным Богу, а превыше Его.

Именно тогда для человека еще безгрешного эта заповедь, своего рода первый пост, была установлена. Она контролировала смирение сердца. Не сокрушенный дух, который должен быть у современных христиан, которые постятся, а еще тот, райский, Адамов дух, который таким образом радостно послушался бы Бога. Соответственно, сейчас, когда мы воздерживаемся от каких-либо плодов земных, и мяса, и молока, и прочего, с одной стороны, мы лишаем себя удовольствия. Но пост нам нужен для того, чтобы мы постепенно приблизились к своему духу, который должен быть сокрушенным и смиренным.

Пост не только физический, но и духовный, в который мы воздерживаемся от назойливых источников информации, которые тревожат наш дух, от просмотра потока новостей, чтобы мы не вверяли свою волю средствам массовой информации. Таким образом мы призываем наш дух вспомнить, что он посвящен Богу. В пост мы все время должны обращать ко Господу, и мы забираем это время от своего удовольствия и отдаем его Богу. На усиленное чтение Священного Писания, которое полагается в пост, на посещение богослужений, на воздержание от источников информации необходимо время. Наконец, сокрушенный и смиренный дух отличает еще и смирение собственной гордости.

В пост мы призываем наш дух вспомнить, что он посвящен Богу

Чем-то все это можно сравнить с процессом тренировок. Спортсмен много тренируется в обычном режиме, но наступают моменты, когда нужно готовиться к соревнованиям, и тренировки усиливаются, начинается особый контроль питания.

Так и мы в своей жизни всегда должны быть послушными Богу и укорененными в Боге, в духовной жизни, в молитве, в чтении Священного Писания, в послушании нашего ума Богу. Но есть время поста, которое мы приносим Господу в жертву от всех своих дел. И сотворенный Богом наш дух должен быть исцелен от страстей, чтобы духовно встретить грядущий праздник Рождества Христова. Чтобы мы могли в праздник думать не о том, как мы вкусно разговеемся, а о том, зачем же в мир родился Спаситель. Таким образом, во время поста, особенно когда в европейской части страны наступает зима, раньше темнеет, жить становится тяжелее, мы всё равно держим наш дух в радостном укоренении возле Бога. Пост становится нам в радость, как для спортсмена тренировка.

Если бы мы жили по мирскому духу, то поддавались бы этому осенне-зимнему унынию, ждали бы только Нового года, но ничего особенного мы бы от него не получили. А мы радостно движемся к празднику Рождества. И человек, который уже не раз постился и знает это ощущение радости, получает награду от Господа. Мы приносим наш дух в жертву Господу и за сие получаем в качестве награды радость от прихода в мир Спасителя.

Протоиерей Владимир Сергеев, настоятель Иоанно-Крестительского храма г. Орла:

Я думаю, что в православии вообще не должно быть такого, что что-то «должно». Конечно, не Богу нужны наши посты, они нужны нам. Но я думаю, нынешняя система постов, которая сложилась в Церкви в течение веков, помогает нам самоидентифицироваться. Она говорит, что мы принадлежим к определенной религиозной традиции.

Фото 2.JPG
Протоиерей Владимир Сергеев

Когда-то в Церкви Христовой была другая система постов, по-другому христиане постились, и они были не меньшими подвижниками, чем мы сейчас, соблюдая все эти посты. Пост – это время, когда мы можем действительно понять, что дух побеждает плоть, что мы не просто какой-то набор биологических характеристик и что мы живем не только по законам биологии, но что человек – существо духовное. И самовоспитание, которое тренируется постом, когда мы можем действительно проявить волю, от чего-то отказаться, опять же, не Богу надо, а нам самим. Нам нужно совершить небольшой подвиг ради Бога. Пост не должен быть самоцелью. Древнее правило гласит, что постом мы должны на питание тратить меньше, а сэкономленную сумму отдавать нуждающимся – вот это будет пост. А если мы будем заказывать каких-то лобстеров… Считается, что они постные, но вот такой пост точно Богу и не нужен, и неприятен. Если мы благотворительностью занимаемся, людям оказываем помощь – тогда другое дело, это угодный Богу пост.

И еще важно помнить, что пост без молитвы – это голодовка, от него толку никакого. Можно на диету сесть – будет тоже «пост». Сатана вообще не ест и не пьет, но к Богу его это не приближает. Самое главное – это сочетание, чтобы гармония была у человека, целостность в духовной жизни. А из чего она состоит? Молитва, пост, добрые дела. В целом, я думаю, должна быть какая-то равномерность у человека в духовной жизни, не должно быть скачков – сегодня мы постимся до самоистязания, а завтра мы объедаемся. Недаром средний путь ведет в Царствие Небесное, поэтому пост, сопряженный с молитвой и добрыми делами, – это то, чем христианин действительно принесет пользу своей душе, а не только телу. Хотя телу тоже нужен пост. Господь ведь дал нам этот пост, и через него, может быть, дает человеку и какое-то облегчение в каких-то, может быть, недугах даже. А кому-то пост противопоказан, если человек тяжелым чем-то болен, например, диабет у него. Такому человеку не требуется себя в жертву приносить. Жертва не нужна там, где она не нужна. Так что все должно быть с умом, с духовным разумением.

Нам нужно совершить подвиг ради Бога. Пост не должен быть самоцелью

Конечно, пост – это труд, и не всегда мы с радостью, как должны были бы, ожидаем его наступления, но «Царство Небесное силою берется» (Мф. 11: 12). Главное – настроить себя на такую духовную волну. От пищи отказаться не так, в общем-то, тяжело, как порой отказаться от того же смартфона, чтобы вечером время не убивать. И, кстати, человек может себе такое постовое делание добавить, согласовав с духовником. Жертва Богу будет, если мы не будем листать ленту, а это время употребим для того, чтобы ближним помочь: бабушке продуктов принести, к примеру.

Иерей Роман Бамбуров, настоятель храма Воскресения Словущего г. Смоленска:

Важно осознать, что постничество – это послушание Матери Церкви, главой которой является Христос. Вне Церкви поста нет. Пост находится внутри церковной жизни. Апостол Павел говорит, что носит на теле своем раны Господа Иисуса Христа и хвалится этими ранами и Его крестом. Так и мы носим труд поста ради Христа, ради Его страданий. Не собой живем, а Его Крестом. Облекаемся во Христа. Пост нам в этом помощник. Без поста человек облекается в разные крайности сластолюбия, развлечений, расхлябанной жизни. Слишком широк путь без святого поста.

Фото 3.JPG
Иерей Роман Бамбуров

Не будем себя жалеть. Благодать Божия покрывает множество немощей и делает из человека ветхого человека нового. Кому по силам, пусть и без ужина поживет пост с легкой чашкой чая. Или без завтрака. Пост заключается не только в изменении качества пищи, но и в уменьшении количества приемов пищи. Только бы всё со смирением было. С покаянием о грехах своих. С ласковым взглядом на ближних. С участливостью.

Нет поста у тех, кто сварлив, ропотник, судья всех, гневливый и, как говорят сейчас, «душный человек», хоть бы он сутками ничего не ел. Не будем жалеть себя. Пожалеем других, чтобы пост не стал нам в осуждение.

Мы носим труд поста ради Христа. Не собой живем, а Его Крестом

Иерей Иоанн Привалов, настоятель храма святителя Николая Чудотворца села Ворга (Рославльская епархия):

Есть замечательное слово – смирение. Простое для понимания и очень тяжелое для исполнения. Смирение – с миром в душе принимать все испытания нашей веры. С миром в мыслях реагировать на трудности, в которые попали дорогие нам люди. С миром в сердце ограничивать себя в чем-то, что нам не на пользу, и, наоборот, добавлять душеполезное. Это и есть пост. Смиренно, добровольно и с пониманием необходимости этого лишения «усложнять» себе жизнь.

Почему усложнять? Потому что таким кажется пост с первого взгляда. Но это совсем не так. Мы же не кормим ребенка тем, что легче всего приготовить, или только тем, что он хочет есть. Мы стараемся дать необходимое и самое лучшее. Но не всегда такое вкусное, как конфета. В раю у Адама и Евы было все совершенно. И полное изобилие, и отсутствие изнуряющего труда ради пропитания, и всего одно правило, которое отделяло от грехопадения.

Фото 4.JPG
Иерей Иоанн Привалов

Вот и получается, что пост – это наше маленькое вложение в будущее нашей души, жертва во имя своего спасения. Богу жертва только в самом факте нашего смирения, терпения и в доказательство того, что мы все-таки люди разумные, умеющие себя ограничивать. «Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50: 19).

Подготовила Наталья Рязанцева

Ответ священника 26 ноября 2024
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить