Пульс веры. Часть 1

Митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай (Хаджиниколау)

Понятие веры уходит из жизни современного общества. Это с болью констатирует владыка Николай (Хаджиниколау), в прошлом ученый-физик, сотрудник NASA, позже – афонский монах, ныне Митрополит Месогейский и Лавреотикийский.

Вера – это то, что нам необходимо и то, что мы ценим. Сегодня нам больше всего необходима вера. И сегодня я расскажу, почему нам необходима вера.

Что такое вера? Что такое неверие? Как она проявляется в социальной жизни? Что она создает в душе каждого человека? Как вера влияет на семью, молодежь, людей, на церковное восприятие?

В 1980 году я учился в США. Затем произошло много событий, и вся наша жизнь изменилась. В 1989 году в нашу жизнь вошел интернет, в 1999 году – мобильные телефоны, в 2003 году – Facebook, в 2004–2005 годах – Twitter, в 2008 году – смартфоны. Многое изменилось. В 1980 году не существовало теории о геноме человека, о которой, сегодня можем слышать, генная инженерия еще не вошла в жизнь и все еще находилась на стадии исследования. Затем молниеносно произошли тысячи вещей. До такой степени, что они изменили нашу повседневную жизнь. И это повлияло на нашу веру.

В нашей стране культура и образ жизни имеют очень простые черты. Например, наши праздники. Все праздники, кроме первого мая, имеют религиозную основу и церковный характер.

Наши обряды – как нас учили, так мы совершаем их. Например, водосвятие было обязательным – освящаются поля, магазины, в молитвослове есть молитвы для всего. Мы не можем себе представить, что бы мы начали делать без водоосвящения – чтобы не освятить свои лодки, корабли, дома. Сегодня даже в парламенте совершается водосвятие, хотя и хотят его отменить.

За исключением одной группы древнегреческих имен, распространенных главным образом в Эпирской области, почти все люди носили имена святых. Встречались и такие имена, как Лемония и Дафни, но они не очень распространенные. На одной встрече атеистов, в которой я участвовал, у всех были имена святых. Сегодня ситуация изменилась. В настоящее время можно встретить людей, которых зовут Сиси, Нэнси, Катрин и с другими странными именами, которые ничего не означают. Сегодня святое Крещение больше не является частью нашей жизни.

Я устал слушать, как митрополит Пантелеимон говорит мне, что одна часовня посвящена святому Афанасию, другая – святому Елевферию и так далее. Повсюду есть часовни. Санторини – это преимущественно туристический остров. Не знаю, связан ли с Богом сегодня его туристический имидж, но здесь есть храмы, посвященные святым из всего годового цикла, кроме тех, память которых отмечается во время Великого поста. На Миконосе есть более 500 часовен, на Иосе их больше, чем ресторанов, развлекательных заведений, стадионов и так далее. Наша страна имеет корни, которые напоминают нам о Боге.

4.jpg

Черты нашей повседневной жизни таковы, что не можешь пройти мимо Бога. Обстоятельства стимулируют веру. Такова вся наша история. Такова наша конституция. Она начинается с молитвы к Святой Троице. Те, кто создавал ее, не могли представить, что можно иметь конституцию, которая не начиналась бы с этой молитвы. У нас есть святые покровители, фольклор, церковные браки, Крещение, церковные праздники и так далее.

Мир развивается, но его центром является религиозность. Так рождается вера. Вера – это признание существования Бога, также это доверие к Богу, тому, что Он входит в нашу жизнь. Поэтому мы используем такие повседневные выражения:

Вера – это признание Бога и доверие к Богу

– Не отчаивайся, Господь тебе поможет!

Или когда мы прощаемся с человеком, говорим:

– Да хранит тебя Пресвятая Богородица!

Все это выражает наше понимание, что до определенного уровня постигается вера, затем приходит сила, энергия, присутствие Бога в нашей жизни, и это присутствие очень живое. Наша страна, культура, мир, традиции и Восток в целом не занимались вопросом о существовании Бога. И знаешь почему? Потому что они чувствовали Его присутствие. Когда я чувствую присутствие Бога в своей жизни, мне не нужно задавать этот вопрос. Когда я чувствую любовь своих родителей, то мне не нужно просить их, чтобы они сделали ДНК тест на то, что я их сын, потому что я уверен, что они мои родители. Когда я чувствую, что Господь присутствует в моей жизни, проходит через мою повседневную жизнь и постоянно преобразует ее, мне не нужны никакие другие доказательства.

4.jpg

Итак, у нас были часовни, монастыри, церкви, приходы, священники в церковных одеждах, то, что чуждо западному миру, но относится к миру – к Божьему миру, – основой которого является вера.

Сегодня ситуация изменилась. Я не говорю, что в этом виноваты мобильные телефоны, интернет, клонирование, геном или что-то другое. Об этом я тоже вам расскажу. Проблема в том, что человеческий разум начал меняться. Западному человеку все это нелегко понять, потому что даже в своей вере он рассчитывает в основном на свой интеллект. Мы не можем объяснить, как эти тенденции начали влиять на наше общество. Однако возникли некоторые новые явления. Например, разводы. Я вырос в семье, в которой не было ни одного разведенного человека. Когда в 1980 году я приехал в Соединенные Штаты Америки, то оказался в совершенно другой реальности. Сегодня это воспринимается как должное, и молодые люди, задумывающиеся о браке, не исключают, что в будущем они могут развестись.

Проблема в том, что человеческий разум начал меняться

Раньше наши семьи были большими, и люди были рады, если рождалось много детей. Сегодня мы восприняли иной образ мышления, сегодня мы не можем oб этом даже и подумать, не можем это экономически вынести, для этого у нас нет сил и мы не радуемся своим детям. Мы радуемся им только тогда, когда они маленькие, когда они похожи на игрушки и кукол, но как только они становятся подростками и перестают слушать нас, мы начинаем задумываться, в каком обществе они будут жить, и нас охватывает страх. Мы говорим:

– У меня будет один или два ребенка. Два ребенка – это даже очень много. Смогу ли я правильно воспитать их?

Полностью изменилось мышление нашего общества. Раньше, когда спрашивали отца семейства:

– Сколько у тебя детей?

Он отвечал:

– Пятеро, и все они даны мне Богом!

Таким было народное выражение простодушной веры, что Бог присутствует в каждой семье, в отношениях между супругами. Сегодня это отступило на задний план.

Гражданские браки. Сначала таких браков было 7–8 процентов, затем число их снизилось до 3–4 процентов, а сегодня их стало больше, чем церковных. Появились и брачные договоры. Сакральность брака потеряла свою красоту и свелась до «хладнокровной» подписи в ЗАГСе. Словно нам уже не нужна Божья сила для построения отношений и создания семьи.

Сегодня заговаривают и о гражданских похоронах. В нашей стране уже в некоторых местах совершаются такие похороны. Раньше люди говорили:

– Человека похоронили без отпевания. Его похоронили как собаку.

Сегодня человек сам выбирает, чтобы его похоронили без отпевания. Он сам этого хочет. Это уже другие нравы, другое восприятие. Появилась ассоциация атеистов, которая предъявляет претензии государству. Они хотят то одно, то другое. Такие хорошие слова как «отечество», «любовь к отечеству» эти атеисты присоединили к понятию «национализм», религию назвали мракобесием, а семью – чем-то консервативным. Как такое возможно? Да, у вас есть проблема с Церковью. Но причем тут отечество? В чем виновата семья? В чем они виноваты? И как-то пассивно все это вошло в нашу повседневную жизнь и повлияло на нашу душу, наше мышление и нашу жизнь.

4.jpg

Мы это проживаем, и в нас возникает беспокойство. Дети ходят в школу. Однако сегодняшняя школа не имеет ничего общего со школой святого Космы Этолийского, который завещал нам строить школы. Потому что раньше в школе учили вере, давали понятие о Боге и создавали основу, чтобы человек мог найти смысл в своей жизни. Сегодня 70% начальных школ – я это знаю, потому что я был членом школьной комиссии, – такие, где не преподают религию. С одной стороны, это хорошо, потому что зачастую те, кто в школах преподает этот модуль, сами являются атеистами. И богословы могут быть атеистами, потому что только 5% студентов богословских факультетов выбрали богословие как свою первую специальность, а это означает, что некоторые из них случайно вошли в пространство богословской науки, и я не знаю, что они будут делать после окончания университета.

В 2005 году я был членом (постоянного) Священного Синода, а тогда около 80 студентов педагогического факультета Солунского университета подали заявление в Священный Синод, чтобы на их факультете преподавали дидактику религиоведения, как преподается дидактика математики, дидактика языка, дидактика истории. Это нам показалось очень логичным делом. И Священный Синод написал письмо и отправил его декану факультета. На следующем собрании Священного Синода архиепископ зачитал ответ на наше письмо. Я никогда не читал более нечестивый и кощунственный текст: «Занимайтесь своими делами и не занимайтесь тем, что Вас не касается. Какое Вы имеете право вмешиваться в дела университета». Вот такие оскорбительные слова исходили из этого письма в адрес архиепископа и Священного Синода. От кого исходили эти слова? От одного преподавателя, которого система сделала деканом. Мы покачали головами и сказали себе: «Это нас ждет». И это написали те, кто должен готовить учителей к тому, чтобы они рассказывали нашим детям о родине, религии и семье, а они делают совсем не то, что необходимо делать университетским преподавателям. В духовном плане школа изменилась в худшую сторону.

Что означает это явление? Давайте сначала посмотрим, в чем заключается причина этой атеистической моды, которая, надо признать, уже существует во всем мире.

4.jpg

Сегодня ислам в Европе заполняет вакуум христианской веры. Когда нет христианской веры, тогда приходит ислам. Говорят, что, вероятнее всего, в 2040 году Брюссель станет первым европейским городом, в котором будет проживать больше мусульман, чем христиан. Проблема не в том, что христиан будет меньше, чем мусульман, а в том, что христиане станут менее христианами. Или, точнее, они не будут христианами. По документам они утверждают, что являются христианами, но не имеют ничего общего с Евангелием и верой. У нас не так обстоят дела, но все больше и больше людей движется в этом направлении.

Вера – это то, что было сокрушено научным прогрессом

Постепенно такая перемена происходит во всем мире. Я это говорю не для того, чтобы напугать. У нас есть защита. У нас есть оружие. Просто я информирую вас.

Поскольку у меня есть ученая степень, в школе мне задают стандартный вопрос: 

– Как вы совмещаете веру с научным образованием и знаниями?

Что это значит? Это означает, что в сознании детей одно отвергает другое. Разумеется, поскольку наука имеет блеск, то она сокрушает веру. Итак, вера – это то, что было сокрушено всем этим научным прогрессом. И поэтому  они смотрят на меня как на инопланетянина и спрашивают себя: 

– Как это возможно?

4.jpg

Я расскажу вам, как с помощью неправильного толкования научных достижений происходит наступление на научный прогресс, как возникает атеизм и неверие.

Например, меня спрашивают: 

– Что вы можете сказать нам о Большом взрыве?

– Ничего особенного. Я могу только сказать, что сказал Бог и произошел Большой взрыв – мир был сотворен. A что вы можете мне сказать о Большом взрыве?

– Разве это Бог сотворил Землю?

– А как вы думаете, кто это сделал?

– Какие-то атомы, молекулы...

– Подождите, ребята, вы об этом уверены?

– Нет, но так говорят все ученые.

– Скажите мне, чтобы я понял. Почему теория сотворения вселенной разрушает веру? Начнем с того, что эту теорию разработал католический священник Лемэтр. И он не был атеистом. Ответьте мне, пожалуйста, на этот вопрос.

И до сих пор никто не мог мне ответить на этот вопрос. Или меня спрашивают: 

– Батюшка, расскажите нам, что вы знаете о теории эволюции?

– Ничего, спросите об этом у ваших учителей биологии.

– Нет, вы расскажите нам о теории эволюции.

4.jpg

– Дети, почему вы меня об этом спрашиваете? Что вы хотите узнать? Я вижу, что вы спрашиваете меня об этом с большой гордостью. Вы хотите мне сказать, что вы произошли от животных? И вам это нравится? Я могу вам рассказать, что написано в Священном Писании. Оно не занимается этим вопросом. Оно ничего не говорит о начале сотворения мира, кроме следующих слов: И сказал Бог: да будет свет. И стал свет (Быт. 1: 3). Священное Писание – это не геофизика. Есть два стиха о человеческой жизни. Первый из них можно прочитать во второй главе, а второй – в первой главе книги Бытия. В сущности, там говорится, что человек был создан по Божьему образу и подобию. Но главное – это то, что Церковь хочет нам сказать, – чтобы каждый из вас пробудился. Ты Божий образ и подобие. Церковь говорит нам, что у тебя есть печать, у тебя есть божественная печать, божественный ген, и то, что существует в тебе, ты должен воскресить в своей жизни, чтобы стать богоподобным. И еще Церковь говорит тебе, чтобы ты не только уподобился Богу, но и причащался с Ним, то есть имел в себе Бога, вошел в Него и стал боговидным, боголиким, христообразным. Разве существует что-нибудь лучше этого? Ты предпочитаешь – быть животным? Или быть тем, что я описал? Задумайтесь над своими предрассудками.

Церковь призывает нас стать боговидными, боголикими, христообразными

– Ну, – мне все говорят, – они так говорят.

– Кто?

– Ученые.

– Вы знаете их? Вы проводили эксперименты?

– Нет, но все они об этом говорят.

– То есть вы им верите. И вы правильно делаете, дети. Я тоже верю в них, но верю и святым.

(Окончание следует)

Перевел с болгарского Виталий Чеботар
Сайт Богоносци

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить