Пульс веры. Часть 2

Часть 1

4.jpg

Я не видел Бога. А некоторые святые видели Его, как, например, святой Савва Калимносский, святой Паисий Святогорец, святой Нектарий. И мне этого достаточно, и я принимаю это с гораздо большей охотой, чем слова ученых, которые могут  проводить свои эксперименты, но затем произвольно растолковать их, как они и пришли к этим гордым выводам.

Научное знание настолько расширилось, что мы с большим высокомерием думаем, что всё знаем. Но если мы всему научились, то почему тогда мы не можем вылечить рак, от которого очень много людей умирает?  Мы всё объясняем, но не всё знаем. И чем больше растет успех знания, тем больше расширяется пространство неизвестного и тем больше мы понимаем, что не все знаем. Мудрость Сократа отсутствует в современном человеке, который должен радоваться постижению знаний и прославлять Бога.

Также здесь вмешиваются и технологии. И тогда человек думает, что он может всего достигнуть, и думает, что благодаря своим знаниям он автоматически становится богом. Поэтому он ни в кого другого не верит и удовлетворяется своими мыслями и интерпретациями. Так рождается личный атеизм. И когда он постепенно распространяется в социальном пространстве, в котором мы живем, то он становится атеистической теорией. Таким образом постепенно началось опорочение технических достижений, которое посеяло в ученых высокомерие, что они все знают и что всего могут достичь. 

– Сегодня, – как говорит один ученый, – мне больше никто не нужен, я бог. Я, атеист, я бог сам по себе. 

4.jpg

Это трагично, потому что это большая ошибка.

Вера в Бога создала определенные вещи в истории. Сначала она создала мудрость. Мудрых людей. Наша цивилизация – это цивилизация веры, она открыла через истину красоту, объединила их в одно и произвела удивительные художественные произведения искусства, не только с чисто религиозным характером, но и мотивированные религиозной верой. Итак, у нас есть Парфенон, древние храмы, хотя люди тогда не знали, кто был истинный Бог, но они стремились к Нему, и это называется вера. В этом скрывается величие нашей православной традиции, создавшей  мудрость и цивилизацию. Отцы Церкви были мудрыми людьми. Каждый святой – это мудрец и путеводитель по жизни. Это следствие веры. Она создала мудрых людей, героев, бесстрашных, дерзновенных, мужественных, смелых и отважных людей. Такими были все наши мученики. Такими были преподобные, совершившие немыслимые подвиги.

Наша цивилизация – это цивилизация веры

Вера рождает святых. То есть людей с иным образом жизни, которые развивают свое сердце и приобретают добродетели. Напротив, неверие рождает бессмысленных людей, людей с высоким IQ, неспособных решать свои жизненные проблемы, напуганных людей, главная черта которых – трусость, а не дерзость, благородство и доблесть. Неверие порождает грех, создает мир, подобный тому, в котором мы сейчас живем. Прочитайте 21-ю главу Евангелия от Луки, и вы удивитесь. Эту главу  Евангелия читают во время Великого повечерия в Великий понедельник. Она описывает такой мир, в котором мы живем: На земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится: люди будут издыхать от страха (Лк. 21: 25–26). Вы знаете, что это означает? В Грецию приезжают люди, которые были вынуждены покинуть свою страну, оставили имущество, семью или взяли своих детей и отправились искать лучшую жизнь. И вдруг мы находим их на наших островах. Это люди с неизвестной жизненной перспективой, не знающие, куда они идут и что они будут там делать. Как и в каком мире они будут жить? Словно появляется цунами, ты чувствуешь его и убегаешь со словами: 

Неверие рождает бессмысленных людей с высоким IQ

– Все, сейчас это цунами убьет меня!

Такова наша жизнь – без цели, без направления, без Бога. Человеческое одиночество. Так мы живем и не знаем, что будет с нашими детьми – поступят ли они в университет, будут ли они изучать иностранные языки или уедут за границу? Но только бы они не потеряли цель в своей жизни.

4.jpg

Согласно Аристотелю, человек – это «животное». Но «животное», которое, как говорит Церковь, достигает обожения. У него есть материальные элементы биологической жизни, но он не просто биологическая машина, а нечто большее. Что собой представляет вся эта философия о смерти в уме человека из современного общества? Я расскажу вам, что означает человек, согласно этой философии, и вы поймете, трогает ли вас эта модель.

Согласно этой философии, человек каким-то статистически совершенно непредсказуемым образом из небытия приходит в бытие и это зависит от его родителей – когда они поженятся, хотят ли они иметь ребенка, в каком обществе они живут и так далее. И вот каждый из нас получает бытие. Он живет неизвестно сколько лет и в каких условиях, но, несомненно, он умрет и этот его биологический путь закончится, но мы не знаем, когда и каким образом это произойдет. А что означает смерть? Возвращение в небытие. Небытие, жизнь на неопределенное время в неизвестных условиях и возвращение в небытие. Стоит ли тогда жить? Это современная антропология. Согласно этой антропологии,  человек – это животное, машина, материя...

Сейчас давайте посмотрим на то, что предлагает нам Церковь, а именно, на то, что человек – это Божий образ и подобие.

4.jpg

Первое: несмотря на непредсказуемые условия его жизни, человек имеет возможность в этот период прийти к Богу, «вытянуть» себя вместо того, чтобы быть «плоским животным», придать себе еще одно измерение, обрести объем, качество, содержание, божественность. Это святость  и это то, о чем говорит церковь, и тут необходима вера, чтобы человек мог проявить содержание своих божественных элементов, которые он имеет в своем бытии и своей личности. И второе: когда наступит его биологический конец, что говорится в Символе Веры? «Чаю воскресения мертвых». У нас есть перспектива похода в Вечность. И если даже это ложь, в это стоит верить.

Главная истина заключается в том, что каждый из нас, имея такую веру, имеет возможность сочетаться с Богом и чтобы жизнь с Ним ввела его в вечный путь, в Царство Небесное.

В Священном Писании много говорится о вере. В Послании к Евреям святой апостол Павел анализирует постижения веры в Ветхом Завете – как Ной построил ковчег, не зная, почему, потому что об этом Бог сказал ему, и он доверился Ему; как Авраам пошел в Землю Обетованную, не зная, какая она, и сделал он это только потому, что Господь сказал ему об этом, и он доверился Богу; как Моисей вывел израильский народ из Египта и куда он пошел? В пустыню! Тысячи людей должны были покинуть Египет, пересечь Красное море, прожить именно эти знамения, чудеса, присутствие Бога для того, чтобы реально преобразиться.

4.jpg

Вера – это нечто очень могущественное и великое. Она существует в истории, в наших традициях, в нашей родине, в наших обычаях, но мы должны воскресить ее в наших сердцах не как идеологему, что мы православные христиане и что православные правы, а другие заблуждаются, а главное – воскресить ее как элемент нашей жизни. Мы должны жить, «высасывать» жизнь из жизни Церкви. То, что ты приверженец одной религии и формальный христианин, не дает тебе сил и жизненных соков, и самое страшное, что может случиться, – это быть в Церкви, а не жить Церковью, и в конце концов ты духовно умрешь в купальне и жизненной утробе, потому что Церковь – это лоно веры.

Самое страшное – быть в Церкви, но не жить Церковью

Нам необходима вера. И если в наши дни эта вера оживет и возродится, то она будет стоить гораздо больше, чем вера наших предков, которые делали то, что они делали, но тогда их вера была данностью. Сегодня она ставится под вопрос реально не видимым образом, в том числе и всеми невидимыми экономическими центрами, биржами и спекулянтами, я не знаю, как они называются. Мы не видим их, но они обладают огромной силой и могут свергать и назначать правительства. Есть что-то, что хочет разрушить веру, – я не хочу это толковать и говорить, что это такое. Это что-то, что хочет уничтожить Бога, и мы не должны становиться его союзниками. У нас есть все возможности проживать веру в духовной хвале и утверждать, что Господь жив, как в наши дни, так и на протяжении всей истории. Не потому, что Богу необходимо, чтобы мы исповедовали Его, а потому, что нам необходимо принять Его благодать, принять Его силу, жить с Его энергией и, таким образом, существовать с силой, динамизмом и освящением.

4.jpg

Кто-то сказал, что лучше, если десять священников утверждают, что есть Бог, чем сотня, которые своей жизнью отрицают Его существование. Лучше, если десяток христиан утверждают, что есть Бог, чем множество людей, которые отвергают Его. От нас зависит, как мы реально будем утверждать, что есть Бог в нашей жизни для нашей духовной пользы.

Святой апостол Павел говорит: Когда умножился грех, стала преизобиловать благодать (Рим. 5: 20). Сегодня мы живем, проживаем умножение грехов, переворачиваем моральные принципы, сомневаемся в Боге, ведем полемику против Его существования и об изобилии благодати. Я считаю, что в нашей эпохе есть изобилие благодати, и нам необходимо найти ее, черпать из нее силы и Божье благословение. Чтобы воскресить нашу, вероятно, мертвую или колеблющуюся веру и таким образом преуспевать по жизни.

В нашей эпохе есть изобилие благодати, необходимо найти ее

Вера – это лучшее доказательство. Приведу вам один пример. Однажды ко мне пришел один юноша и сказал мне:

– Батюшка, я атеист! Мне сказали, что вы образованный человек. Я хочу получить доказательства существования Бога!

Я спросил его:

– Послушайте, вы разбираетесь в интегралах?

– Нет.

– Жалко, потому что я знаю математическое доказательство.

– Я филолог.

– Ладно, я сказал вам это в шутку. Существование Бога нельзя доказать математически или каким-то другим умным способом. Существование Бога доказывается смирением. Вы это понимаете?

– Нет!

– Послушайте, если вы так сильно интересуетесь существованием Бога и говорите, что вы атеист, но хотите поверить в Бога, поезжайте на Афон. Там избегайте таких образованных людей, как я. Пообщайтесь с необразованным простым монахом и вы увидите, каким будет результат.

– Я поеду. Я хочу поехать на Афон. И другие люди мне тоже об этом говорили.

– Хорошо. Тогда поезжайте на Афон, найдите там старца Паисия и скажите ему: «Я атеист!»

 – Я не могу ему это сказать. 

– Почему вы это не можете сказать ему? Ведь вы могли это сказать мне? Придете к нему и скажете ему то же самое, что вы сказали мне. На самом деле, что он вам сделает, побежит за вами? Он старец, вы убежите от него.

Икона Паисия Святогорца в Иоанно-Предтеченском соборе в Вашингтоне

Мы договорились, и в понедельник он поехал на Афон. Юношу звали – Серафим. Он поехал на Афон и нашел каливу старца Паисия. В то время на пнях сидели четверо и ждали старца Паисия, а на другом конце двора своей каливы старец разговаривал с другим молодым человеком. Через десять  минут Серафим подсел к четверым юношам, старец Паисий закончил общение, подошел к ним и сказал:

– Ну, молодые люди, что вы здесь так долго делаете? Уже слишком поздно. Вы ели?

– Все хорошо. Спасибо. 

– Ждите здесь, – сказал он четырем юношам, а затем обратился к Серафиму. – Иди сюда!

Серафим встал и пошел за старцем. Они зашли в каливу. В коридоре на столе лежала одна коробка с рахат-лукумом, и старец сказал юноше:

– Возьми этот лукум, а я принесу воды.

Старец Паисий взял бутылку с водой и сказал Серафиму:

– Послушайте, кто-то считает себя атеистом, но чтобы атеист носил имя ангела – такое я в первый раз слышу!

Старец Паисий больше ему ничего не сказал.

– Геронда, я хочу с вами поговорить! – сказал юноша.

4.jpg

– Послушайте, покушайте рахат-лукум, идите в монастырь Кутлумуш и там переночуйте!

Юноша очень удивился. Он посмотрел, не выходит ли из каливы телефонный кабель? Не звонил ли я по телефону старцу Паисию и не рассказал ли что-то про него? Тогда еще не было мобильных телефонов. Юноша пошел в Кутлумушский монастырь. Но там Серафим не смог уснуть. На следующий день он снова пришел к старцу. Юноша постучал в дверь каливы, но никто ему не открыл дверь. Старец был в лесу, наверное, он там молился.

– Молодой человек! Вы что-то хотите?

– Геронда, я хочу поговорить с вами!

– Разве я вчера с вами не говорил?

– Нет, я хочу с вами немного поговорить! 

– Послушайте меня, молодой человек, сходите к духовнику на исповедь. И пусть всё будет согласно Божьей воле!

– После этой фразы – старец Паисий больше ничего мне не сказал – во мне родилась вера, – рассказал Серафим, придя ко мне после возвращения из Афона.

Простая вера является ответом на все аргументы

Этим я хочу сказать, что если у человека есть благодать, святость, простая вера, то это является ответом на все аргументы или доказательства по поводу существования Бога. Больше не потребуются никакие аргументы или доказательства. Это великая сила, когда человек чувствует и проживает пульс веры и может передать ее другим людям.

Перевел с болгарского Виталий Чеботар
Сайт Богоносци

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить