Радость – цель христианской жизни. Часть 2

Часть 1.

Радость – это не отсутствие проблем. Это очень важный фактор, чтобы мы могли выбросить из нашего ума все те препятствия, которые мешают нам радоваться. Невозможно, чтобы в нашей жизни не было боли. Радость, воодушевление к жизни и боль – это две «рельсы», по которым движется человеческая жизнь. Боль – это основной элемент этой жизни, этого мира, этой реальности. Когда мы полностью отвергаем ее, то, вероятнее всего, мы «ломаем» себе голову, потому что, отвергая этот основной элемент нашей жизни, мы терпим экзистенциальный крах. У нас гедонистическое понимание жизни, и мы думаем, что все проблемы в Церкви исчезнут и мы будем пожинать только плоды успеха. Но не успех дает Господь, а Себя. Он дает спасение, дает Себя, и ничего другого Он не может нам дать.

1.png

Несчастье может быть благословением в твоей жизни, болезнь может стать возможностью, боль может возродить тебя и сделать таким же хорошим, как и большой успех. Христос не был успешным Человеком. Он – страдающий Раб. Он не Тот, Кто будет избавлять людей от их недугов, спасать силой, карьерой, именем, знакомством с влиятельными людьми мира сего. Он не Тот, Кто будет покорять силой и властью, а Тот, Кто был распят вместе с разбойником. Он изгнан из истории сильных, но, в конце концов, Его беспомощность спасает человека. В конечном итоге это крайнее смирение спасает человека. Так в Церкви освящается бессилие, то есть в Церкви ты можешь быть несовершенным, некрасивым, нехорошим и не во всем преуспевшим, это не является несчастьем, это может стать большим благословением.

Боль – это не проклятие в нашей жизни. Не ожидайте того, что будут созданы условия для отсутствия каких-либо проблем, и мы сможем сказать, что будем счастливы в жизни. Этого никогда не произойдет. Нет такой идеальной жизни.

Божия радость – это внутренняя реальность. Церковь дает тебе запасы и возможности преобразить свое «я». Таким образом, чтобы ты вошел в огонь и не сгорел, то есть прошел через ад своих страстей и трудностей и не сгорел, не погиб, не разочаровался, не упал духом, не распался, как бытие, и в конце даже не умер. Церковь придает смысл тем событиям, которые происходят в жизни всех людей. Однако мы постоянно откладываем желание прилагать усилия, чтобы радоваться. Например, мы говорим:

– Если все складывается таким образом, чему я могу радоваться? Чему я могу радоваться после всего того, что со мной произошло?

2.png
«Если», «после того», «зачем» – и этому нашему недовольству нет конца.

Это никогда не закончится. Если мы будем настаивать на том, чтобы в нашей жизни всегда присутствовало слово «если», то мы никогда не почувствуем радости. Тогда в нашей жизни всегда будет присутствовать единственное «правильное» слово – «если». Мы можем думать, что у счастливых людей нет проблем, но нет такого человека, у которого бы их не было. Вопрос заключается в том, как увидеть тайну, которая может превратить печаль в радость, а крест – в Воскресение.

Поэтому мы должны отказаться от своей привычки постоянно жаловаться и посмотреть, что мы можем сделать и какие мы можем создать в себе предпосылки для радости.

Кроме того, с помощью Божией благодати мы не должны позволять, чтобы наши проблемы имели для нас решающее значение. В одном хорошем произведении говорится: «Я радуюсь тому человеку, который не позволил, чтобы его раны сделали из него кого-то другого в отличие от того, кем он в действительности является». Очень важно понимать, что наши проблемы не могут определять, что нам делать. Например, я вырос в трудной семье с проблемами, у меня трудный брак, и я переживаю очень трудный период в своей жизни. Однако мы не должны позволить, чтобы трудности проникли в нас и сломали нас. Святой Косма Этолийский во время турецкого владычества говорил: «Все у вас могут отнять, кроме вашей души». Почему он это говорил? Потому что если ты сохранишь свою душу, то ты будешь иметь все. Горе нам, если мы позволим сегодняшнему кризису овладеть нашими душами. Он может забрать наши деньги, может забрать у нас что-то другое, может усложнить нам жизнь, может угнетать нас, может подвергнуть нас испытаниям, но если нам удастся сохранить свое сердце и душу, то он не сможет нас сломить. Это не просто слова, а жизненный опыт. Что нам говорит наш жизненный опыт? Что наши деды жили в гораздо более суровых условиях, голодали и жили в нищете, но эти люди не только не умерли, сохранили свою жизнь и существование, а умудрялись, по крайней мере, в деревне, где я родился, целую неделю пировать с одной костью от хека. С помощью чего-то очень простого они создали предпосылки для радости. А мы можем съесть тысячи блюд и остаться нерадостными...

Мы не сможем ощутить Божию радость, если не будем иметь радость в нашей жизни
Поэтому радость не отождествляется с богатством. Если ты богат и у тебя полный холодильник с продуктами, это не означает, что это приносит тебе радость. Спросите об этом у молодых людей из северных окраин Афин. Не тайна, что большинство молодых людей, которые все ломают в центре Афин, – это дети из богатых семей из северных окраин. Потому что полный холодильник не может накормить их бытие. Например, мы говорим своему ребенку:

– Чего тебе не хватает? У тебя же все есть. Разве мы не покупаем тебе красивую одежду и обувь? Разве у тебя нет своей комнаты с дорогим компьютером, телефоном и всем остальным? Ешь все, что тебе захочется, у нас всегда полный холодильник с продуктами! А мне в твоем возрасте нечего было есть!

И мы думаем, что этим заканчивается вся реальность нашего общения, отношений, контакта с нашими детьми, женой и так далее.

3.png

Но человек этим не питается. Это очень низкая еда для его существования. Человек питается любовью, у него есть потребность любить и быть любимым, у него есть потребность выражать себя, общаться с другим человеком и с Богом. Вот это прекрасная пища для жизни.

Вот почему мы не должны позволять проблемам управлять нами, но мы должны управлять нашей жизнью. Но что вместо этого происходит? Мы смотрим не на качество того, что мы живем, а на энергию, которую мы потеряли, и говорим:

– Я устал, истощен, чувствую себя плохо...

Мы испытываем скорбь, злочестие, ропот. Вспомните время, когда мы были детьми, мы весь день до позднего вечера шалили, играли, дрались, падали, вставали. И когда мама звала нас домой, то мы не хотели идти. Мы приходили домой уставшие, но ни один из нас не был несчастен, и никто не говорил:

– Ах, как я устал! Какой я несчастный сегодня!

Напротив, все мы были радостными. Почему? Потому что мы реально участвовал в том, что делали, нам это нравилось, и от этого мы испытывали радость. Мы хорошо проводили время с друзьями, чувствовали себя прекрасно, не думали об усталости и были увлечены своими детскими делами. А когда мы думаем об усталости? Когда то, что мы делаем, не наполняет нас внутренне радостью, не питает и не утешает нас.

Поэтому и старец Емилиан Симонопетрский говорит: «Если ты видишь подвижника, который постится, молится, спит на земле, совершает изнурительные богослужения, но не испытывает радости, то его духовные подвиги фальшивы и напрасны». Если в Церкви я пощусь, молюсь, то делаю это не потому, что кто-то мне это навязывает, а потому что Кого-то люблю и поэтому делаю это; пощусь не потому, что мне сказали это делать, а потому что Кого-то люблю и хочу сказать Ему:

– Я пощусь, потому что люблю Тебя и испытываю от этого радость.

Когда человек не испытывает радости в своих делах, то это признак отсутствия Святого Духа, и он должен поставить перед собой большие вопросительные знаки. Так мы можем много поститься, молиться, ходить в храм, но иметь при этом очень истеричный, невротический, агрессивный нрав, проявлять вспыльчивость к людям и с легкостью обвинять их. И вообще, это у меня такой характер, который не расположен к миру и покою, а к беспорядку, в то время как наш мир и радость находятся там, где присутствует Бог.

Мы не сможем ощутить Божию радость, если не будем иметь радость в нашей жизни.

Если мы решим выйти из нашего несчастного положения, тогда мы увидим, что благодать Бога и Сам Господь всегда были с нами. Мы совершаем огромную ошибку, думая, что, когда мы совершаем грех, Господь уходит от нас, но Он не уходит, Он не может уйти от нас, Он всегда присутствует в нашей жизни, а мы, омрачаясь грехом, не можем чувствовать Его. Господь никогда не отсутствует. Благодать никогда не отсутствует, она всегда присутствует, но у нас нет предпосылок, чтобы ее почувствовать.

Мы можем это видеть ежедневно. Например, утром я играю с ребенком, хорошо провожу время с ним, а затем иду на работу. Но когда я возвращаюсь с работы, ребенок начинает меня раздражать, я не могу слышать, как он плачет, и если дойдет до крайности, то я могу ударить его. К сожалению, вернувшись с работы, я плохо себя чувствую. Что изменилось за этот рабочий день? Ребенок тот же. Изменилось мое отношение к вещам и то, как я их воспринимаю.

4.png

Или, например, у тебя во дворе растет красивая роза, утром ты выходишь во двор, чувствуешь ее запах и говоришь:

– Ах, как хорошо она пахнет!

Ты радуешься ей и идешь на работу. В полдень, когда ты вернулся с работы домой и она слегка уколола твою ногу одним из своих шипов, ты сломал ее, потому что она разозлила тебя, потому что она могла порвать штанину твоих брюк, и ты не хочешь, чтобы она росла в твоем дворе. Что изменилось? Роза не изменилась, а изменилось твое отношение к вещам.

Бог всегда присутствует в нашей жизни. Он не любит нас больше, когда мы хорошие, и не любит нас меньше, когда мы согрешаем. Христос ясно дает понять, что Господь «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5: 45). Говоря иными словами, Бог всегда любит нас. Он не человек, чтобы испытывать эмоции и менять их. «Бог, – говорит святой Максим Исповедник, – бесстрастен, неизменен». Господь не человек, который меняет свои эмоции и чувства, например, чтобы сегодня Он любил, а завтра гневался на нас. Бог не человек, который любил бы нас больше или меньше. Это человеческие черты. Бог – это только любовь. Вопрос в том, есть ли у меня предпосылки почувствовать эту реальность любви, то есть ощутить Божие присутствие. Бог всегда рядом с нами и хочет Своим присутствием подарить нам радость. Вопрос заключается в том, когда мы решим позволить Богу действовать в нашей жизни и показать нам эту реальность.

И еще кое-что. Мы совершаем ошибку не только в светском мышлении, но, к сожалению, и в Церкви – ищем радость в воображаемом мире и в воображаемой реальности. Но где в нашей жизни находится радость и присутствие Божие? Здесь, в сегодняшнем дне, в настоящем, то есть в простых ежедневных вещах. Люди хотят быть радостными, но что они делают? Они воображают себе и говорят:

– Если бы я жил в Салониках, то чувствовал бы себя очень хорошо. Если бы я жил не в этом городе, а за границей, то моя жизнь была бы прекрасной. Если бы я вышла замуж не за этого, а за того человека, то моя жизнь сложилась бы очень хорошо. Если бы я не стал священником, а остался бы мирянином, то я чувствовал бы себя очень здорово. Если бы я стал не монахом, а был семейным человеком, то я чувствовал бы себя замечательно.

5.png

То есть каждый человек всегда верит, что найдет радость за пределами своей жизни и реальности. Он чувствует потребность к воображению. Почему он это делает? Потому что он не хочет увидеть настоящее в своей жизни. Он не хочет брать на себя ответственность и соучаствовать в формировании радости в своей жизни.

Поэтому неисцеленный человеческий ум обычно выбирает два уровня жизни. Или он «уходит» в прошлое, то есть наполняется чувством вины: «Если бы я это так сделал. Я должен был бы именно таким образом поступить...» И эти мысли действительно убивают, потому что ты уже не можешь это изменить. Или же разум «уходит» в будущее. И что он делает? Твой ум охватывает тревога. Прошлое означает вину, будущее – тревогу. Где же настоящее в нашей жизни, то, что происходит сейчас? К сожалению, никто не находится в настоящем, потому что это сложно сделать, и одна из реальностей аскетического подвига – вернуть человека в настоящее, в сегодняшний день, к Богу, его ближнему, вернуть его сюда. Поэтому совершенно неправильно полагать, что мы найдем радость в чем–то другом вне нас. То, что мы хотим изгнать и называем повседневностью и рутиной, является благословением, то есть реальностью жизни, и в ней мы должны подвизаться. Где, в противном случае, мы найдем радость?

Бог всегда рядом с нами и хочет Своим присутствием подарить нам радость
Преподобный Порфирий Кавсокаливит говорил, что все является радостью. В Церкви люди часто искажают понятие о духовной реальности и считают, что здесь, на земле, радости не существует, и мы должны пожертвовать своей жизнью ради другой жизни, то есть они верят, что найдут радость вне этого мира. Хотя отцы Церкви так не считают, они говорят, что здесь, в настоящем, мы начнем вкушать радость присутствия Божия. Что говорит старец Емилиан? Давайте послушаем, что он говорил:

«Человек черпает радость из очень маленьких вещей, когда он возлагает их на Бога и воспринимает их через Бога. Радость может дать тебе улыбка другого человека, радость может дать тебе ласка другого, радость может дать тебе похвала другого человека, радость может даже дать тебе и брань другого человека, потому что она показывает, что ты по-настоящему, а не лживо стоишь перед ним. Радость может дать тебе цветок, радость дают тебе горы, радость дает тебе естественный свет, радость дает тебе и самая краткая молитва, радость дает тебе всякая надежда, радость дает тебе присутствие отца и матери, радость дает тебе все».

Старец Емилиан не делил вещи на маленькие и большие, низшие и высшие, а смотрел на жизнь в целом. Нет духовной и недуховной, священной и нечестивой, плохой и хорошей, низшей и высшей жизни. Он во всем видел Бога.

Он говорил: «Господь наполнил мир вещами, которые могут принести тебе радость, и из этой радости ты можешь подняться по самой большой лестнице радости и прийти к усовершенствующей радости, а затем к совершенной радости, которой является Сам Христос. Таким образом, человек сначала должен обрести радость, и через нее он поднимется вверх по лестнице».

Преподобный Порфирий говорил то же самое, что ты должен научиться любить маленькие, простые и незначительные вещи, то, что не бросается в глаза, и должен научиться радоваться. И только тогда ты сможешь прийти к большой любви, которой является Христос. Если у тебя нет предпосылок для радости, то есть если ты не можешь радоваться простым вещам, то как ты будешь радоваться отношениям с Самим Богом? Господь придет, и будет Он для тебя адом. Что происходит в притче о блудном сыне? То же самое. Мы видим в этой притче отцовскую радость, в доме отца светло и празднично, и радостно, но старший сын не может радоваться, потому что у него нет для этого предпосылок. Есть радость отца, и это факт, но старший сын не может радоваться, потому что он не работал над собой, чтобы принять присутствие Бога как радость. И что с ним происходит? Он скорбит, расстраивается, эгоистично замыкается в себе и не разделяет вместе со своим отцом радость возвращения своего брата.

Старец Емилиан говорил по этому поводу, что «участь» христианина – быть радостным, во всем черпать повод для радости.

6.png

Обратите внимание на следующее, что может вызвать шок при первом чтении. Старец Емилиан говорил, что даже из греха можно почерпнуть повод для радости; даже страсть, падение может быть причиной и началом глубокого самопознания и богопознания, что часто падение гораздо благословеннее, чем добродетель, скрывающая в себе самохвальство и эгоизм, что мы часто прячемся за своими добродетелями и чувствуем себя сильнее, лучше других, и в результате благодать не может к нам приблизиться. Подобно тому, как падение может дать нам смирение, может заставить нас осознать, вернулись ли мы к себе, показать нам наши пределы.

В Церкви ты спасаешься не потому, что ты прекрасный, очень хороший, успешный человек, а потому что Кто-то, то есть Господь, полюбил тебя. Мирские вещи, мирское мышление, понимание силы, успешности, важности – это другое. В Церкви это не имеет значения, но есть смирение, есть сила, которая делает бессильного человека сильным, неудачливого – успешным в Боге, последний становится первым. Церковь имеет другое понимание, другую этику, другую точку зрения, с которой она смотрит на вещи.

«Участь» христианина – быть радостным, во всем черпать повод для радости

В своей жизни мы должны стремиться приложить усилия, чтобы принять решение и выбрать радость, а не ропот, создать предпосылки и найти высшую радость в своей жизни, ведь этой радостью является Сам Христос. Это произойдет не в воображаемом, а в реальном мире, здесь, в настоящем. Это произойдет не когда мы удаляемся от мира, а когда мы увидим этот мир другими глазами, посмотрим на него по-другому. Тогда действительно, я думаю, Божия благодать и радость будут присутствовать в нашей жизни, и никто не сможет отнять этой радости у нас.

Перевел с болгарского Виталий Чеботар
Сайт Двери БГ

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить