Радость – цель христианской жизни. Часть 1

Сегодня поговорим о радости. Эта тема всегда актуальна, ведь чего ищет человек в своей жизни, независимо от того верующий он или нет, если не радости? Человек – это существо, которое питается радостью, потому что он рожден для радости Царства Божия. Во все времена и во всех обществах человек хочет найти радость. Разумеется, в большинстве случаев это не всегда ему удается, в результате чего у нас и у всего общества возникает большая трагедия.

Изображение из iOS.png

Радость – это не только цель общества, но и цель каждого христианина, то есть человека, ведущего духовную жизнь в Церкви. Потому что радость, согласно словам святого апостола Павла, – это плод Святого Духа. Настоящая радость – это не просто эмоция, не просто успех или духовный энтузиазм, а плод Святого Духа. В Церкви радость – это присутствие Бога в нашей жизни.

Чтобы это объяснить, я воспользуюсь жизнеописаниями двух людей, которых я очень люблю. Первый – преподобный Порфирий Кавсокаливит уже является святым, а второй любимый мною человек – это старец Емилиан Симонопетрский. Может быть, этот великий духовник Церкви менее известен, но заслуживает того, чтобы о нем узнало больше людей, и для меня он святой человек. В текстах двух этих людей я увидел, что они по-особенному говорят о радости, а как именно, мы это увидим в нашей беседе.

Радость в жизни христианина является доказательством того, что Господь действует в нас

Радость – это присутствие Бога. Вот почему старец Емилиан говорит, что отсутствие радости означает отсутствие Бога. Согласно его словам, радость в жизни христианина является доказательством того, что Господь действует в нас. Отец Александр Шмеман еще более радикален и говорит, что источником лжерелигиозности является неспособность испытывать радость. То есть если ты живешь в искаженной форме религиозности, как становится очевидным, что твои отношения с религией и Богом не нормальные? Отсутствие радости является доказательством твоих неправильных отношений с Богом или, точнее, твоего неправильного отношения к тому, что ты называешь Богом.

Изображение из iOS (1).png

Самое большое обвинение, выдвинутое против христиан, особенно европейскими философами-экзистенциалистами, состоит в том, что христиане потеряли радость. Например, Ницше говорит: «Наблюдая за жизнью христиан, я не могу поверить в Бога, в Которого они верят, потому что эти люди не испытывают радости». Если мы прочитаем древние патерики, то увидим, что одной из главных характеристик монашеских общин была радость в их жизни, в их отношениях, в их контактах с людьми, и это отражалось на их лицах. Одной из узнаваемых черт, по которой человек мог опытно удостовериться в том, что кто-то является христианином, была радость. Радость во всем – в любви, в милостыне, в посте, в молитве, в богослужении. Все происходило с душевным веселием и радостью, а не с трудностями и внутренним дискомфортом, которые часто превращаются в депрессию.

Христианская жизнь – это жизнь не в скорби, а в трезвости. Трезвость означает, что я познаю себя в Святом Духе, что я знаю, кто я. В жизни Православной Церкви есть иерархия, то есть необходимо пройти несколько ступеней в нашем восхождении к Богу, и эти ступени связаны следующим. Верующий сначала должен пройти через глубокое самопознание, которое позволит ему достичь братопознания, а затем и богопознания. Ты не можешь сразу прийти к Богу, не «пройдя» через другого человека. Об этом ясно сказано в Евангелии, что ты не можешь полюбить своего брата, пока не полюбишь и себя – в смысле самопознания, примирения с собой, со своей внутренней реальностью. Неслучайно Христос дает заповедь о любви к своему ближнему и говорит, чтобы ты возлюбил его, как самого себя, то есть чтобы ты полюбил своего ближнего так, как любишь самого себя. Разумеется, не с патологическим эгоизмом, нарциссизмом, потому что это патология и тщеславие. Познавая себя, я узнаю себя, у меня появляется связь с реальностью, которой я являюсь.

Что происходит в противном случае? Если я пойду к своему ближнему, не познав себя, то я спроецирую на него свои страсти, не полюблю его, не буду служить ему, а буду его эксплуатировать. Исключительно важно, чтобы человек знал в Церкви, в Святом Духе, кто он, чего хочет, что он хочет постичь.

Сегодня, к сожалению, реальность христианской жизни несколько искажена, и христианином считается человек хмурый, который молчит, не может засмеяться, не участвует в своей жизни и вообще сторонится других людей, мира, даже в Церкви и храме он ведет себя странно, и ты видишь один депрессивный профиль, и это часто представляется как добродетель, как духовность. Но действительно ли это духовность? Или что-то другое?

Изображение из iOS (2).png

Старец Емилиан говорит: «Когда ты расстроен, когда ты скорбишь, когда ты несчастен, тогда ты создаешь болезненное состояние своей души и никогда не прикоснешься к Божественной любви, и всегда будешь скорбящим существом, будешь жить в состоянии, полностью отличающемся от состояния духовного человека. Поэтому я говорю вам – если вы видите человека, который не радостен, обеспокоен, с хмурым лицом, то знайте, что Господь Бог оставил его».

Очень важно услышать слова этого старца, потому что я считаю, что его тексты уникальны, в них содержится особый взгляд на общество и современного человека. Старец Емилиан также говорит, что пища подвижника во Христе – это радость. «Радость питает душу, дух и разум, чтобы они могли духовно восходить и предавать себя в Божии руки. Никакой аскетизм, никакое воздержание, никакое стремление, никакая любовь не могут дойти до конца, если они не питаются любовью и радостью».

Преподобный старец Порфирий и старец Емилиан говорят, наверное, нечто уникальное, а именно, что ты не можешь вкусить Божию радость и не можешь войти в соприкосновение с Богом, если не примешь решение в своей жизни, не примешь аскетическое решение – выбрать радость. Потому что радость не дается просто так, это выбор, который ты делаешь в своей жизни. Никогда не будет идеальных условий для того, чтобы человек почувствовал себя счастливым, он сам должен сделать аскетическим образом свой выбор, и в какой-то момент он обрадуется своему существованию. Старец Емилиан говорит: «Если ты хочешь обрести любовь ко Христу, то начни с радости, потому что, как мы уже сказали, радость – это плод Святого Духа».

Радость не дается просто так, это выбор, который ты делаешь в своей жизни

Здесь хотелось бы обратить внимание на то, как человек может решиться и сделать выбор, чтобы быть радостным и создавать в себе условия для радости.

Радость – это состояние, которое создается и утверждается Самим Богом как дар. Однако здесь должны предшествовать наши усилия, воля, согласие и содействие. То есть сначала мы должны захотеть быть радостными, потому что в противном случае Господь не сможет насильно открыть двери нашей души, нашей воли, если мы настаиваем на том, чтобы в нашей жизни сосредотачиваться на негативных вещах, и если будем преувеличивать негативные вещи. Как мы говорим на обыденном языке, давайте помоем тарелку, чтобы Господь мог в ней «сервировать еду», то есть «сервировать» нам благодать. Тарелка должна быть чистой, мы должны ее тщательно помыть. Это условие и выбор, который мы должны сделать, и никто вместо нас этого не сделает. Господь никогда не делает за нас то, что мы сами можем сделать. 

Изображение из iOS (3).png

Старец Паисий говорит: «Если ты находишься в пустыне и хочешь пить, Господь никогда не даст тебе воды, если ты сначала не исчерпаешь все возможности, чтобы найти воду. Сначала ищи, подвизайся, а затем Господь, видя это твое усилие, ответит на твою просьбу». И старец Емилиан говорит, что, если у тебя нет воли искать воду, хотя ты и сидишь у источника, Бог не скажет тебе, что возле тебя есть источник с водой. Потому что Бог не хочет создавать незрелых людей, а хочет создавать ответственные личности, именно личности, а не людей без инициативы, свободы и выбора.

В духовной борьбе очень важно понимать, что все то, что происходит в Церкви, – богочеловеческое: не монофизическое, то есть только божественное, потому что таким образом уничтожилась бы человеческая личность, и не полностью антропоцентричное, потому что тогда христианство превратилось бы в гуманизм, идеологию, психологизм и, наконец, в бессилие. А в Церкви все богочеловеческое, то есть Господь и человек во всем работают вместе и одновременно.

Вот почему радость – это выбор, но выбор, которого нужно придерживаться постоянно. Нелегко человеку выбрать радость, потому что с детства нас учат тому, что в нашей жизни будет много скорби. Когда родители будут уделять ребенку больше внимания? Когда он плачет. Поэтому что делает ребенок? Он плачет, пытаясь привлечь к себе внимание. Нас научили, что когда мы притворяемся жертвой и плачем, тогда на нас обращают больше внимания. Особенно в современном обществе, когда дома родители не проводят много времени со своими детьми. Современная психология установила, что дети находят способы, они даже могут заболеть, чтобы только привлечь к себе внимание родителей. Когда государственный служащий или какая-то организация обратят на вас больше внимания? Когда вы жалуетесь или подаете жалобу, когда вы приходите к ним и притворяетесь грустным, несчастным. Таким образом, мы больше подготовлены к скорби, чем к радости.

Это еще больше относится к греческому обществу, поскольку мы прошли через множество трудностей, страданий, исторических испытаний, которые истощили наш народ. В результате чего люди стали испытывать чувство вины от радости. Мы чувствуем себя виноватыми от того, что радуемся. Это и мы, христиане, делаем – как только мы немного порадуемся, то начинаем думать, что с нами произойдет что-то плохое. Я очень хорошо это знаю от своих родителей, бабушек и дедушек: если ты будешь смеяться, то с тобой случится что-то плохое...

Радость – это нечто совершенно иное, чем удовлетворение

Чтобы не сбиваться с толку, необходимо помнить, что радость – это нечто совершенно иное, чем удовлетворение. Радость – это одно, а удовлетворение – другое. Удовлетворение – это нечто очень поверхностное. Например, я ем что-нибудь вкусненькое, и это вызывает у меня чувство удовлетворения, я испытываю «радость». Я нахожусь в хорошей компании с друзьями, и это создает во мне ощущение, что я радостный; моя команда по футболу победила, сейчас у нас проводятся выборы, моя политическая партия победила, или я купил себе что-то новое. Однако это не настоящая радость, а удовлетворение. Что тогда происходит? Как только исчезает причина приятного чувства, мы снова впадаем в меланхолию.

Изображение из iOS (4).png

Мы приходим на какое-то развлечение, и это вызывает у нас поверхностное удовлетворение. Но когда мы возвращаемся домой, вставляем ключ в замочную скважину, то нас снова начинает давить печаль, меланхолия. Я могу быть с друзьями, но когда они уходят, приходит скорбь. Радость – это нечто гораздо более глубокое, более существенное и не подверженное влиянию внешних событий. Человек, имеющий радость, которой является Христос, имеет твердость, внутреннюю основу. Внешне чувства могут меняться при разных обстоятельствах, но, несмотря на трудности, у нас есть ощущение, что Кто-то любит меня, и это дает мне покой.

Часто мы не можем радоваться, потому что отождествляем радость с нашей волей, с нашим планом. Говоря иными словами, когда мы нервничаем и злимся? Когда все идет не так, как мы хотели, представляли или планировали, и тогда мы начинаем негодовать, гневаться и таким образом теряем предпосылки для радости. Жизнь никогда не бывает такой, как мы себе ее представляем. В ней есть неуверенность, чувство, что ты не можешь ее точно понять, и поэтому мы начинаем впадать в меланхолию. За моей внутренней реакцией скрывается понимание того, что все идет не так, как я себе представлял. Итак, что мы делаем в Церкви? Позволяем себе плыть по течению, то есть предоставляем себя Божию Промыслу, потому что Кто-то знает больше нас, но иногда мы этого не понимаем и противимся этому. Но когда пройдут годы, чувство вины исчезнет, и наши экзистенциальные часы повернуться вспять, тогда мы начнем понимать, что для нашего добра некоторые вещи происходили не так, как мы планировали. Ради нашего блага наши молитвы не были услышаны, потому что ради нашего добра некоторые вещи не произошли по нашей воле, а мы думали, что Господь не слышит нас и молчит. Кто-то знал нечто большее, чем мы. В Церкви ты не планируешь, а предаешь себя Божией воле, и она ведет тебя по жизни. Словно, если бы ты вошел в реку и не вышел из нее, будь она бурная или тихая, ведь в конечном итоге течение отнесет тебя в море, а не в какое-нибудь другое место. Так и в жизни мы предоставляем себя Божией воле.

Часто мы не можем радоваться, потому что ждем, когда кто-то другой принесет нам радость

Часто мы не можем радоваться, потому что ждем, когда кто-то другой принесет нам радость. Мы ждем, что наши жены или мужья принесут нам полную радость, но они не могут этого сделать, потому что они люди, и им трудно найти радость, у них ее нет. У одной стороны нет совершенства, чтобы передать его другой стороне. Другой тоже человек, тоже имеет свои страсти, немощи, он борется и подвизается, и ищет радости. Поэтому любимый человек не может абсолютным образом принести «спасение», то есть принести радость в мою жизнь.

Когда я настаиваю, чтобы кто-то другой забрал мои страдания, скорбь, беспокойство, что, в сущности, я делаю? Я терплю неудачу, потому что создаю воображаемого идола, воображаемого человека, которого не существует. Совершенство в Церкви – это эсхатологическая реальность, реальность из эсхатона, а не из настоящего, и оно существует только в Боге.

Изображение из iOS (5).png

Вот почему в Церкви, в чинопоследовании Божественной литургии есть очень хороший возглас, который возглашают перед Святым Причастием:

– Вонмем. Святая святым.

А певчие отвечают:

– Един Свят, един Господь Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь.

Есть одно, другого нет. Мы можем испытывать какую-то потребность и воображаем себе, что мы найдем идеального священника, духовника, старца, жену, детей, семью, приход, хор. Это только наша потребность, так как в мире не существует полного совершенства.

Когда мы успокоимся? Когда мы поймем, что другой такой же, как мы – раненый, измученный своими страхами, безвыходностью, и тоже борется и подвизается. И тогда ты его прощаешь, то есть находишь ему место в своем сердце. Он больше не мой противник, я нахожу ему место в своем сердце и смиряюсь. Смирение – это не самосожаление. За самосожалением часто скрывается большой эгоизм. Истинное смирение значит, что я могу дать человеку место в своем сердце, чтобы он мог дышать. Мы, люди, либо в браке, либо в духовных отношениях, либо в обществе, создаем удушающую атмосферу для других людей, и они не могут дышать рядом с нами. Смирение – это способность принять другого, позволить ему существовать рядом со мной, не сковывать его своими желаниями и эгоизмом, проявлять уважение к его разнообразию и уникальности. Когда ты смиряешься, ты можешь почувствовать радость, потому что ты не ищешь совершенных вещей, и тогда ты начинаешь находить радость в маленьких, повседневных и простых вещах, на которые ты смотришь с Божией и евангельской точки зрения.

(Продолжение следует)

Перевел с болгарского Виталий Чеботар
Сайт «Двери БГ»

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить