Старец Порфирий о морализаторе души. Часть 2

Часть 1

Морализатор души – это и нечто другое. Это наше эго. Это означает, что все мы создали в своей душе защиту, мощную структуру, защитный механизм, который не покидает нас и не позволяет нам увидеть свое реальное «я». В действительности мы нечто гораздо более глубокое. Мы не познали себя; мало тех, кто познал себя. А святые отцы Церкви говорят, что Господь соработничает с нашим наиболее глубоким человеческим «я». С тем «я», которое мы не познали. Вот почему мы видим людей, которые внешне кажутся странными, непокладистыми, но при этом они имеют Божию благодать, благословение в своей жизни, с ними происходят чудеса. Почему? Потому что то, что мы видим, – это оболочка, внешняя часть. На более глубоком уровне находится «я», о котором Господь знает, и Он соработничает с этим высококачественным «я». Мы это видим даже в нецерковных людях, и мы говорим:

– Посмотрите на него! Он не ходит в церковь, но какой он хороший человек!

Потому что Господь соработничает с внутренним, а не с внешним «я», как мы думаем.

Например, у вас есть муж, который не выражает своих чувств, и мы говорим, что он «жестокосердный человек». Да, но это его оборонительная тактика, потому что, может быть, он вырос в семье, в которой не получал любви, ласки, объятий. В прежних поколениях считалось грехом для отца или матери проявление большой любви, нежности и сердечности к своим детям, проявление большой ласки к ним. Могли и наказывать за то, что выражаешь свои чувства. Так формировался характер этого человека, его эго, он привык не выражать своих чувств. Однако это не значит, что он плохой человек. Это не значит, что он не умеет быть ласковым. И многие такие люди проявляют свою нежность, заботясь о животных, и ты спрашиваешь себя:

– И откуда он берет столько нежности?!

Мы знаем лишь свое поверхностное «я», а Господь знает нас на гораздо более глубоком уровне, поэтому Он дает нам харизмы. Он знает всю глубину человеческого сердца, потому что Он не меряет мерами, которыми меряем мы. Он понимает то, чего мы не можем понять.

Итак, морализатор, по словам преподобного Порфирия, обладает чрезвычайно могущественным эго, которое не позволяет увидеть и узнать свое реальное «я», не позволяет углубиться в себя, потому что он не научился и не хочет видеть себя таким, какой он есть. И что он делает?

Преподобный Порфирий говорит: «Он каждый раз восстает, когда видит, что человек отклоняется». Вы, наверное, встречали людей, которые с утра до вечера осуждают других, осуждают совершающих грехи молодых, учителей, священников, политиков. Для таких все в чем-то виноваты, только они никогда ни в чем не виноваты. Осуждающий человек так поступает, во-первых, потому, что, как мы уже выше сказали, он не может войти в контакт с самим собой, а во-вторых, потому что он всегда и везде видит внешних врагов. Он всегда видит врага вне себя, потому что он боится заглянуть в себя. Он всегда воспринимает других как врагов, для него они всегда в чем-то виноваты, и он начинает осуждать их жизнь. Начинает «ковыряться» в их недостатках, относиться к ним враждебно и агрессивно.

Осуждающий всегда видит врага вне себя, потому что он боится заглянуть в себя

Если вы прочтете древние Патерики, то увидите, сколько святых и отшельников сокрушали свое «я», свой имидж, свою репутацию, заходя в бордели, чтобы спасти души падших женщин. Им было все равно, что о них будут говорить люди, запятнают ли они свое имя.

А морализатор не пойдет в такое место, но даже если и пойдет, то начнет осуждать, разочаровывать людей, ввергать их в отчаяние, он заставит их чувствовать себя виноватыми и сокрушит их. Потому что думает, что так они исправятся. Но так не исправляется человек. Никто не исправляется, когда ему твердят об этом, когда кричат на него или что-то ему навязывают. И часто мы ошибочно полагаем, что наши дети начнут ходить в церковь, если мы будем постоянно говорить им о Христе, но таким образом мы лишь усугубляем ситуацию. Особенно если дети в переходном возрасте. Потому что они на все очень резко реагируют. Вот почему преподобный Порфирий говорит родителям, особенно родителям подростков: «Ни в коем случае не сводите все к словам о духовном, но молитесь за детей, и чем больше вы сами освящаетесь, тем чаще дети будут ходить в храм».

Изменялись целые семьи, атеисты, далекие от Церкви, становились верующими, потому что кто-то в их семье о них молился, а не навязывал им себя. Но мы хотим навязать себя. Мы не можем по-другому, мы не выдерживаем, если это не происходит по нашей собственной воле. И вот мы слышим:

– Им необходимо познать Христа!

Да, но ты хочешь Его навязать им, а Христос никому Себя не навязывает, Он не хочет этого, Он говорит:

– Кто хочет, пусть следует за Мной…

Полная свобода. Ты хочешь Его навязать им. А Он не хочет этого. Ты познал Христа? Прекрасно. Оставь человека в покое, пусть придет его час, пусть наступит его время, когда он будет готов познать Христа. Человек меняется, и его время придет, подходящий момент наступит – у каждого свой путь, своя история, о каждом свой план. А мы хотим вмешиваться в жизнь других людей, но это неправильно. Мы должны проявить терпение и дать свободу другим. И прежде всего наш пример приведет их в церковь.

Я священник, но никогда не твердил своим детям, чтобы они ходили в церковь, чтобы они постились. Но они это делают: ходят в храм и причащаются. Моя семья была далека от Церкви, все члены моей семьи. Я им ничего не говорил о Церкви. И я помню слова преподобного Порфирия: «Не говорите, а тайно молитесь…». И все они изменились, и сейчас все они в лоне Церкви – и мои родители, и мои братья, – хотя я ничего им не говорил о ней. Что я им мог сказать? Кто я? Разве у них нет личных отношений с Богом? Но в нашем сознании прочно укоренено, что проповедовать – значит говорить, что-то навязывать другому. Повторяю: в Православной Церкви слово – это проживание. Ты видишь жизнь другого человека. Твоя мать ходит в церковь и вся светится радостью, Христос сделал ее нормальным, естественным человеком, человеком без комплексов, человеком, готовым всех обнять. Если Христос сделал тебя человеком, который умеет прощать и дарить надежду и свет, кто не захочет стать таким же? К тебе подойдут и спросят:

В нашем сознании укоренено, что проповедовать – значит что-то навязывать другому. Но в Церкви слово – это проживание

– Ты мне нравишься! Как ты стал таким человеком?

Если у кого-то красивая одежда, то обычно женщина поинтересуется, где такую можно купить. Так говорят женщины. (Бывает, правда, и по-другому. Вот какой случай произошел в одном селе. О нем мне рассказала хозяйка магазина. Некая женщина купила у нее платье. И попросила ее: «Не привози больше таких!» Чтобы кто-то другой не купил такое же платье, как у нее.)

В противном случае ты будешь закомплексованным, несчастным, депрессивным человеком, будешь всех в чем-то винить, не сможешь помириться с собой, с другими людьми, будешь злопамятным, пристрастным, не сможешь успокоиться.

Преподобный Порфирий говорит и о том, что происходит, когда мы осуждаем прегрешение другого человека, которое сами еще не преодолели.

Теперь хочу сказать вам нечто очень важное – о законе духовной жизни. Когда ты осуждаешь ошибку, страсть, слабость какого-то человека, которую ты сам еще не преодолел и не проявляешь ее понимание, знай, что тебе предстоит пережить большое испытание. Мы часто спрашиваем, почему к нам приходят такие испытания, искушения и так далее. Потому что таков духовный закон. Если ты впал в какой-то грех и не «покрываешь» тот же грех другого человека – не проявляешь к этому человеку любви, понимания, не сочувствуешь, не помогаешь ему, а часто упрекаешь, обвиняешь, клевещешь, осуждаешь, разочаровываешь его, – то на тебя обрушится большое искушение.

Отец Епифаний (Феодоропулос) говорит, что плотскую страсть разрешит надгробная плита. Эти вопросы решаются непросто, снижается интенсивность, они уравновешиваются, но не решаются, потому что это природа. Я помню одного мудрого старца с острова Крит, который, когда мы иногда спрашивали его о плотских страстях, доставал из своего кармана зажигалку и говорил:

– Вы видите эту зажигалку?

– Да.

Он зажигал ее и произносил:

– Это плоть. Плоть – это огонь. Таким ты родился, но ты не родился вором, лжецом или убийцей – ты родился с плотью.

Когда мы осуждаем, то к нам придет искушение, которое заставит нас почувствовать боль и страсть другого человека, и в конечном итоге обнаружится то, что мы скрываем.

Еще преподобный Порфирий говорил: «Может быть, я не ворую, но я убиваю».

Этим преподобный хотел сказать нам, что злословие, осуждение и вся эта злоба, которую мы выражаем к страстям других людей, есть убийство. Что говорит Христос в Евангелии? Вы слышали, что сказано древним: «не убивай, кто же убьет, подлежит суду». А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака́», подлежит синедриону, а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной (Мф. 5: 21–22).

Христос хочет сказать, что убийство – это не только когда убиваешь человека ножом, но ты можешь убить и уничтожить его своими словами и поведением.

Что говорит Казандзакис? Никогда в жизни не рань человеческое сердце, потому что Господь, Которого не могут вобрать семь небес, находится в человеческом сердце. А ты ранишь, разочаровываешь, отвергаешь, окровавливаешь это сердце. Для Церкви это убийство.

Когда мы приходим на исповедь, то часто говорим:

– Я ничем не согрешил, никого не убивал, не воровал.

Но может быть, ты много раз убивал своими словами и поведением.

Что говорил старец? Он говорил, что от всех можно избавиться, а от отца и матери ты никогда не избавишься. А вы знаете, скольким людям жизнь была разрушена из-за того, что в детстве их унижали, оскорбляли, обижали; это люди с разбитой душой. От этого нельзя избавиться. Как избавиться от этой реальности? И это тоже убийство…

Преподобный Порфирий продолжает:

«Например, мы говорим: “Ты должен был сделать то и то, но ты этого не сделал, поэтому ты пострадал!” Фактически мы желаем, чтобы с другим человеком произошло что-то плохое».

Это великая истина: мы часто проецируем свои страсти на Бога. Мы проецируем нашу мстительность и создаем себе бога по нашему образу и подобию. То есть мы создаем себе бога, который режет языки людям, создаем себе «богородицу», которая режет им руки.

Или мы говорим:

– Я ничего тебе не сделаю, но Господь воздаст тебе за это!

Что это? Это проклятие, в котором мы действительно хотим, чтобы Бог отомстил за нас. Мы заставляем Бога делать за нас грязную работу.

– Моя дочь больна, – говорят мне. – Это я виновата в этом, потому что я грешила. Или мой муж виноват, потому что он согрешил, и вот мой ребенок заболел, родился больным.

Нет, это не так. Помните, когда в Евангелии спросили Христа: Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии (Ин. 9: 2–3).

Преподобный Порфирий продолжает: «Когда мы думаем о зле, оно действительно может произойти».

Тут не только о зле, которое думаем о других, но и о зле, которое думаем о себе. То есть у нас постоянно есть негативные мысли о себе, и мы не можем развиваться, потому что все, о чем бы мы ни думали, сплошной негатив.

Мы не можем развиваться, потому что наши мысли о себе – сплошной негатив

– Я ничего не заслуживаю. Я провалюсь. Я недостоин того, чтобы меня любили. В моей жизни ничего хорошего не происходит, я ничего не могу делать!

Это «аудиокассета», которой мы позволяем звучать в нас и которую кто-то нам записал. Эта «аудиокассета» была записана еще в детстве, и мы постоянно воспроизводим ее в нашей жизни, но мы этого не понимаем. Но если ты углубишься в себя, то поймешь, что эти слова, которые ты произносишь о себе, сказал тебе кто-то другой, и они укоренились в тебе, и теперь ты их повторяешь. Старец Фаддей говорит, что мысли определяют нашу жизнь, а негативные мысли приводят к огромным негативным последствиям.

Преподобный Порфирий говорит:

«Кто-то может сказать: “За то, что он так себя ведет, он будет наказан Богом”. И думает, что говорит это без злого умысла. Это не похоже на проклятие, но то, что скрывает человеческая душа, – тайна, и это может повлиять на людей».

Некий человек, живший недалеко от преподобного Порфирия, рассказывал мне, что, когда до строительства монастыря старец жил в маленькой келье, его посетила женщина, у которой было много страстей. Старец не мог уделить ей внимания. Он разговаривал с мужчиной, потому что преподобный старец посчитал, что необходимо сначала с ним пообщаться, ибо он увидел его душу. Он сказал женщине:

– Я не могу сейчас говорить с тобой, позже побеседуем.

Она ушла, но не прошла и 50 метров, как раздался грохот. Гость вскочил, но преподобный старец взял его за руку и сказал:

– Сядь, не волнуйся, это в ванной вся плитка отвалилась и упала на пол!

Вот какова была зависть той женщины.

«Есть жизнь невидимая и тайная, это жизнь души. Она обладает огромной силой».

Она тайная и сильная. Ее не видно, но она в нас. Это другое, скрытое «я», это психические силы, о которых большинство из нас не знают.

«Есть жизнь невидимая, тайная, жизнь души. Она очень сильная и может повлиять на другого человека, даже если нас разделяют много километров друг от друга. И, не говоря ни слова, мы можем передавать добро или зло, независимо от расстояния, которое отделяет нашего ближнего от нас. То, что не выражено, обычно имеет больше силы, чем слова».

Здесь преподобный старец говорит о том, что дурные и негативные мысли оказывают воздействие, и часто то, что не исходит из души, имеет большую силу. Вот поэтому он предупреждает: «Будьте внимательны к тому, что вы себе желаете и что говорите».

«Если мы предадимся Христовой любви, тогда все изменится. Все изменится: гнев, ревность, зависть, возмущение, осуждение, неблагодарность, меланхолия, депрессия – все станет любовью, все станет радостью, стремлением к Божественной любви и раем».

В Церкви страсти не стираются, а преображаются с Божией благодатью, и поэтому мы должны превратить их в Божественную любовь, в жажду любви.

Перевел с болгарского: Виталий Чеботар
Храм св. царя Бориса в Варне (Болгария)

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить