Духовные наши прародители

Услышанные молитвы

Часть 1.

1=превью.JPG
Равноапостольные князь Владимир
и княгиня Ольга

Рассказывать о святых наших князьях и не остановиться внимательным взглядом на тех, благодаря кому мы сегодня есть те, кто мы есть, и благодаря кому у нас есть Церковь и Отечество наше, было бы непростительно. Конечно, основой всего является Бог. Без Его помощи не было бы ничего. Но наши великие равноапостольные духовные предки внесли особый вклад. Да, это святая княгиня Ольга и святой князь Владимир.

Первые воспоминания об этих святых восходят еще к далекому детству, когда рассказывали о святой княгине Ольге и о том, как она отомстила за своего мужа Игоря. Величие этой красивой, мудрой и благочестивой женщины раскрывается уже после принятия ею Крещения. Роль княгини Ольги, ее внука и правнуков поистине значительна. Сколько уже в наше время написано о ней и о князе Владимире заметок, научных публикаций, книг, сколько рассказано о личном опыте обращения к этим святым, наверное, не счесть. Невольно понимаешь, что сделать такой крутой поворот от язычества к Богу возможно не иначе, как силою Божией, потому и святые эти – особые.

Попробуем познакомиться поближе со святой княгиней Ольгой, ее внуком, князем Владимиром, и правнуками, князьями Борисом и Глебом. Возможно, их жития большинству хорошо знакомы и много раз перечитаны. Тем не менее всегда есть то, на что мы могли не обратить внимание. Возможно, мы сможем увидеть и выделить какие-то новые моменты, из которых сложится более дивный облик наших прекрасных духовных предков.

Княгиня Ольга родилась в селе Выбуты Псковской области в двенадцати километрах от города Пскова около 890–893 гг. (не позднее 920 г.). Сведения о родителях святой княгини отсутствуют. Есть версия, что прадедом ее был Гостомысл, который правил в Великом Новгороде. Иоакимовская летопись сообщает нам, что святая Ольга происходила из древнерусского рода князей Изборских. Называли ее варяжским именем Хельга, в русском произношении – Ольга (Вольга). Родители княгини Ольги были язычники, но воспитали дочь целомудренной и рассудительной.

Знакомство будущей духовной прародительницы русских православных христиан со своим мужем произошло следующим образом. Охотился как-то князь Игорь возле окрестностей Пскова, и необходимо ему было переправиться на другую сторону реки, где ему удобнее было бы охотиться. Увидел князь некоего юношу и попросил переправить его. Пока они шли по реке, князь заметил, что это и не юноша вовсе, а девушка невероятной красоты. Низменные страсти воспылали в князе, и он стал склонять Ольгу, а это была именно она, к незаконной блудной связи. Девушка воспротивилась и сказала, что ей лучше будет броситься в воду, чем согласиться на это. Пристыдила святая Ольга князя, указав ему на его недостойное желание надругаться над ее девством. Князь внял ее словам, и они уже в молчании переправились на лодке до нужного места, где и расстались.

Когда настало время женитьбы князя Игоря, то много невест было у него, но ни одна не пленила его сердце, и в тот момент он вспомнил об Ольге. Осмыслил князь Игорь и оценил мудрость и целомудрие Ольги и захотел жениться на ней. Для этого попросил уговорить ее и привезти, что и исполнил его родственник и опекун Олег[1]. Свадьба состоялась.

Стоит заметить, что страсть требует немедленной реализации, она не терпит ожидания и не может снести отказа, в то время как истинное чувство или потребность, выстраданная сердцем мечта не исчезнут по прошествии времени. Таким образом, Ольга явила великую мудрость. Скорее всего, она понимала, что если это настоящее чувство, то князь женится на ней, а если нет, то оно ничего и не стоит.

2 (1).JPG
И. Глазунов. «Князь Игорь»

Муж святой княгини Ольги Игорь Рюрикович тогда восседал на киевском престоле. Богатство стекалось к нему рекой. Многие и дальние страны присылали ему дани и дары. Некогда, обходя древлян, он вспомнил, что они не хотели сразу подчиниться ему, а покорились только после войны. Он обложил их за это двойной данью, ставшей тяжкой ношей. Древляне[2] воспротивились такому размеру дани и умертвили Игоря. Узнав о смерти мужа, тяжко плакала Ольга и их с князем Игорем сын. Ольга стала регентом при малолетнем сыне Святославе и правительницей Русского государства. Она не простила древлян и посчитала нужным отомстить за смерть мужа. Летописи свидетельствуют о четырех актах возмездия княгини Ольги. Кажется, что все это не укладывается в общую картину святости княгини. Но она еще не была просвещена светом Крещения Христова.

В это время к княгине Ольге приехали послы. Князь древлян Мал, усмотрев в Ольге себе жену и желая так расширить свои владения, предложил ей брак. Не знали древляне княгиню и наивно думали, что так легко забудет она любовь свою к мужу и, будучи беззащитной, согласится. Только Ольга не была беззащитной. Ольга пошла на хитрость и притворно согласилась. Приехавших послов посадила в яму и приказала засыпать землей живыми. И тут же послала гонцов к Малу, чтобы он высылал за ней еще более многочисленное посольство. Снова приехали к ней знатнейшие мужи, старейшины земли древлян. Этих же, пригласив с дороги помыться, княгиня сожгла в бане. После собралась и сама, взяла дружину и поехала в древлянскую землю. Совершила тризну[3] по князю Игорю на месте его гибели, напоила древлян, а когда они уснули, приказала их изрубить. На следующий год пошла на древлян большим войском и разбила их, только один город Искоростень не сдавался. Через год Ольга снова пошла на хитрость. Она обещала отказаться от желания подчинить город себе, если ей предоставят такую дань: по три голубя и три воробья с каждого двора. Древляне с радостью согласились. Получив эту дань, слуги княгини Ольги отпустили птиц на свободу, но при этом к каждой привязали горящую паклю. Птицы вернулись восвояси, и от них загорелся и вскоре сгорел весь город.

Жестокая и коварная месть была характерна для язычества. Но как и при каких условиях сердце княгини обратилось и узрело свет Христовой истины? Чудесное изменение человека, его жизни, обращение ко Христу есть тайна Божия. «Судьбы Твои – бездна многа», – сказано в Псалтири (Пс. 35: 7). Мы не можем видеть тех внутренних изменений, благодаря которым великие грешники или люди с жестокими сердцами становятся христианами. Часто Бог избирает себе именно великих грешников, чтобы вознести их и дать им служение великое. Этим нам явно свидетельствуется, что для Бога нет ничего невозможного.

Чудесное изменение человека, его жизни, обращение ко Христу есть тайна Божия

Услышала Ольга от некоторых людей, что есть Бог Истинный, Творец Неба, земли и всего сущего, в Него и веруют греки. И отправилась Ольга с большой свитой в Царьград. Там она много слушала поучения о христианской вере, посещала богослужения, и сердце ее возгорелось любовью к Богу. Ольга решила принять Крещение. Существуют две версии, как это произошло.

По одной версии, княгиня Ольга крестилась в Киеве в 954 году. По другой версии, и она считается более достоверной, княгиня Ольга приезжала в Царьград два раза: первый – в 954 году, когда и приняла Крещение, и второй – уже в 957 году. В Крещении ей нарекли имя Елена в честь равноапостольной царицы Елены, матери равноапостольного царя Константина, которая обрела Честное Древо Креста Господня. Византийский император Константин Багрянородный сватался к Ольге, но мудрая княгиня указала ему, что христиане не могут вступать в брак с язычниками. Тогда состоялось Крещение княгини Ольги и многих других, с ней прибывших. Княгиня Ольга просила, чтобы император стал ее крестным отцом. Константин согласился на это и торопил патриарха с Крещением «Архонтессы Руси»[4]. После Крещения император Константин снова приступил к княгине Ольге с разговорами о браке, но она заметила, что нельзя, чтобы крестный отец был супругом и имел дочь свою женой своею, ибо это мерзко не только по православным канонам, но и по языческим. «Переклюкала (перехитрила) меня Ольга», – сказал тогда император Константин Багрянородный.

3.JPG
И. Акимов. «Крещение княгини Ольги»

Во второй свой визит в Константинополь святая княгиня Ольга хотела решить политические вопросы, но помимо этого преследовала еще две благие цели для своего Отечества. Княгиня желала устроить брак своего сына с одной из византийских царевен и просила выслать епископа и священников для установления митрополии в Киеве. Княгиня Ольга получила отказ. Тогда, возможно, не вникнув в тонкости греческого и латинского вероучений, она обратила свой взор на Запад и попросила короля Оттона, будущего основателя Священной Римской империи, прислать епископа и священников. Тот охотно согласился и назначил епископом Русским Либуция. С немецкой неторопливостью его не спешили отправлять на Русскую землю, и так получилось, что он преставился. Поставили еще одного, Адальберта Трирского. И в этот раз не было успеха. В своих заметках он указал, что встретил непреодолимые препятствия, когда приехал на Русь, и не смог достичь того, зачем был послан, и все старания его оказались напрасны.

4.JPG
Равноапостольная княгиня Ольга

Удивительный Промысл Божий! Тогда еще не было Великой схизмы[5] и от Церкви Святой, Соборной и Апостольской еще не отпали католики, потому княгиня Ольга и обратилась на Запад с такой просьбой. Неизвестно, как сложилось бы в итоге, если бы проповедь и катехизация немецких епископов имела успех на Руси. Можно предположить, что все эти события неслучайны и все происходит вовремя. Некоторое замедление или неисполнение чего-то может служить ко благу.

Можно еще рассказать о том, как святая равноапостольная Ольга созидала наше государство, устраивала погосты[6], возводила храмы, о чудном явлении ей в Пскове трех лучей с неба, о закладке храма во имя Святой Троицы и о прочем. В ее житии очень заметен этот контраст в поведении до Крещения и после.

Несмотря на благочестивое житие матери и ее добрые дела, сын княгини Ольги Святослав оставался язычником. Он боялся дружины. Ольга уговаривала его, увещевала, что нет смысла бояться, и если он примет Крещение, то и вся дружина последует ему. Можно представить, сколько молитв вознесла тогда святая княгиня к Богу, чтобы обратился сын ее. Все было тщетно, Бог будто не слышал ее. И в нашей жизни бывает так: мы молимся, а наши родные, близкие, друзья не обращаются или не хотят нас слышать, мы будто ломимся в запертую изнутри дверь. Кажется, что и Бог не слышит. Но Он точно слышит, и в житии святой княгини Ольги и ее потомков мы явно видим это. Бог исполняет наши просьбы не так, как мы хотим, а так, как это нам полезно. Да и воли человека Он не нарушает. Бог терпеливо ждет у сердца человека, и как только появляется хоть маленькая «трещинка», Он входит Своим светом в сердце и заливает человека. Сердце человеческое открывается изнутри, как и запертые двери, и Бог сердце не выламывает, да и нам не стоит.

Бог слышит нас, и в житии святой княгини Ольги и ее потомков мы явно видим это

Великая женщина – равноапостольная княгиня Ольга! Сильны были пред Отцом Небесным ее молитвы. Мы – ее духовные дети. Мы ощущаем это? Ибо это так. Она не только вымолила своего внука, но и дала рождение роду православному в России. Хотя своего сына ко Христу не привела.

Великая княгиня Ольга на смертном одре говорила, что Бог просветит людей земли Русской и произойдут из нее многие и великие святые. Упокоилась святая княгиня 24 июля (11 июля по ст. ст.) 969 года. Завещала похоронить ее по христианскому обычаю, как и исполнили.

Немного прошло времени по смерти княгини Ольги, и сына ее постигла смерть, как она ему и предсказала. Печенежский князь Куря умертвил Святослава, отрубив ему голову и сделав из нее чашу для питья. У Святослава остались три сына: Ярополк, Олег, Владимир. Ярополк правил в Киеве, Олег – в древлянских землях, а Владимир – в Новгороде.

Князь Владимир был рожден от некой Малуши, ключницы княгини Ольги. Отцом Малуши был Малк Любечанин. По одной из версий, это тот самый Мал, восстание которого подавил князь Игорь Рюрикович. Точный год рождения князя Владимира неизвестен. Предположительно, около 960 года.

В 977 году разразилась междоусобная война между сыновьями Святослава. В битве с Ярополком погиб Олег, а Владимир сбежал. Наняв варягов, Владимир двинулся на Киев, убил брата Ярополка и занял киевский престол. С 978 года началось киевское княжение князя Владимира, которое продлилось 37 лет. Несмотря на то, что бабушка Владимира княгиня Ольга приняла Крещение, внук, как и его отец Святослав, оставался язычником. Языческий период киевского правления Владимира продлился десять лет и характеризуется неимоверным женолюбием. У князя, помимо жен, были еще наложницы. Сыновей у него было двенадцать, а также четверо дочерей с известными именами и пять – с неизвестными. Князь воздвигал языческих идолов и устраивал капища. Все изменило положение дел в Византийской империи. В 987 году Варда Фока выступил на Константинополь. Ранее, в 986 году, империя ромеев потерпела сокрушительное поражение от болгар. Византийскому императору Василию II при всей своей неприязни к руссам (а русских на тот момент считали врагами) пришлось обратиться к их главе – святому князю Владимиру за военной поддержкой. Так цепь обстоятельств, сложенная Промыслом Божиим, стала для нашей земли благословением и временем наступления благодатной поры, когда Русская земля стала частью Вселенской Церкви.

5.JPG
Равноапостольный князь Владимир

Осенью 987 года послы византийского императора Василия II были приняты в Киеве. Князь Владимир согласился предоставить им шеститысячное варяжское войско для войны с неприятелями, но взамен просил династического брака с царевной Анной, сестрой императоров Василия и Константина. Это было неслыханной дерзостью. Принцессы крови никогда не выходили замуж за варваров. В браке с Анной некогда было отказано и императору Оттону Великому. Теперь же у Константинополя не было возможности отказаться. Так, они заключили соглашение: князь Владимир предоставляет Византии шеститысячное войско, принимает Крещение, а взамен ему отдают в супруги царевну Анну.

Владимир исполнил обещание. Шеститысячное войско разгромило мятеж, а Варда Фока был убит. Владимир принял Крещение. Однако греки не собирались исполнять обязательства договора. Владимир, имея отважный и крутой нрав, понял лукавство греков, пошел войной на Корсунь (по-гречески Херсонес) и завоевал его. Он грозил пойти войной и на Царьград (Константинополь). При данных обстоятельствах Василию II ничего не оставалось, как только согласиться выдать замуж за князя Владимира царевну Анну.

О Крещении князя Владимира, как и о Крещении княгини Ольги, есть как минимум две альтернативные версии. Одна из них, более популярная, и указывает, что Крещение князь Владимир принял в 988 году в Херсонесе, после его осады. После же венчался с прибывшей туда царевной Анной. Есть и иная версия. Она гласит, что Крещение князь Владимир принял ранее, в 986 году, не в Херсонесе, а в Киеве. Принятие Владимиром Крещения было не только политическим шагом ради династического брака с царевной Анной, но и зрелым, обдуманным выбором. Этот выбор «сплетался» в сердце князя некоторое время при виде ряда событий, а также благодаря беседе с послами от христианской веры и воспоминаниям о бабушке, святой княгине Ольге. В Крещении князь Владимир получил имя Василий.

Принятие Владимиром Крещения было не только политическим шагом, но и зрелым, обдуманным выбором

Приняв Крещение, вместе с царицей Анной Владимир вернулся в Киев и крестил Русь. Накануне великого Крещения киевлян в водах Днепра святой князь объявил, что желает видеть всех, независимо от звания, возраста и достатка. Кто не придет, тот будет ему враг. Желание князя было исполнено беспрекословно. В память этого события 14 августа (1 августа по ст. ст.) было установлено празднование обновления Святой Руси водою и Духом и обычай ежегодного крестного хода «на воду». Позднее этот праздник соединился с праздником Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня и русским церковным празднеством Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице[7].

6.JPG
В. Васнецов. «Крещение князя Владимира»

Повсюду князь низвергал идолов и уничтожал языческие капища. На местах языческих капищ возводил храмы, и они множились во славу Господа нашего. Святой князь Владимир воздвиг и храм Успения Пресвятой Богородицы в Киеве. Князь пожертвовал десятину на Церковь из всего своего имения, потому храм, который стал центром сбора церковной десятины, стал именоваться Десятинным. Сюда же князь Владимир перенес и нетленные мощи святой равноапостольной княгини Ольги – своей бабушки.

Щедрым был святой Владимир. По большим церковным праздникам и воскресным дням устраивал после Литургии для киевлян масштабные пиры, приглашал всех. Особенно жертвовал нищим, неимущим, странникам. Раздавал имения церквям и монастырям. На улицах выставлял бочки меда, рыбы, сыра, мяса, хлеба, чтобы все ели и славили Бога Всевышнего. Много славных дел совершил святой князь по своем Крещении. В общей сложности правление его Святой Русью по принятии Крещения составляло двадцать восемь лет.

Перед смертью князя Владимира назрел конфликт. Его сын Святополк рвался к правлению Святой Русью. Князь Ярослав, позже прозванный Мудрым, решил отделиться от отца и не платить общую дань и десятину. Единству Русской земли, за которое всегда боролся князь Владимир, был нанесен серьезный удар. Свой последний поход для усмирения сына князю Владимиру не удалось совершить – он умер. Почил князь 28 июля (15 июля по ст. ст.) 1015 года в селе Берестово и был погребен в мраморной раке в Десятинном храме Киева рядом со своей супругой царицей Анной. Горько плакал народ по своему князю и благодетелю.

После смерти князя Владимира Святополк, помилованный своим отцом, не оставлял надежду овладеть киевским престолом. Искавший власти и в своих братьях видевший соперников, он решил устранить их. «Конкурентами», он, старший брат, считал для себя двух самых младших своих братьев – Бориса и Глеба.

Князья Борис и Глеб – младшие сыновья князя Владимира от греческой царицы Анны (по одной из версий). Их отличало глубокое благочестие, незлобие и любовь к Богу. Оба брата желали посвятить свою жизнь Господу Богу. Они имели доброту, отзывчивость, внимание к бедным, больным и всем страждущим по примеру своего отца. Святой страстотерпец князь Борис (в Крещении Роман) получил от отца в удел Ростов, а святому страстотерпцу князю Глебу (в Крещении Давиду) князь Владимир отдал в управление Муром.

7.JPG
В. Шереметев. «Святополк Окаянный»

Святополк незаконно объявил себя великим князем Киевским. Князю Борису дружина предлагала пойти на Святополка и свергнуть его, но страстотерпец отклонил это предложение: «Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца!» Святополк понимал, что симпатия народа и дружины на стороне князя Бориса, и подослал к нему убийц. В своем шатре на берегу реки Альты молился святой Борис. В этот самый момент убийцы настигли его и пронзили копьями. Вместе с Борисом был его любимый слуга – Георгий Угрин[8]. Слуга князя бросился ему навстречу, желая защитить, и немедленно был умерщвлен. Князь Борис после первого удара копьями остался жив и вышел из шатра своего, и горячо молился. Святой князь благословил своих убийц и своего брата Святополка, прозванного Окаянным, и попросил, чтобы они скорее закончили свое дело. Убийцы нанесли князю Борису второй удар и повезли по дороге в Киев. Князь еще дышал, когда встреченные на дороге варяги нанесли ему последний, третий удар в сердце. Тело святого Бориса тайно отвезли в Вышгород и положили в храме святителя Василия Великого.

Подобным образом Святополк расправился и с младшим братом Глебом. Хитростью вызвав его из Мурома, он также подослал к нему своих слуг. Князя Глеба настигли в устье реки Смядыни, недалеко от Смоленска. Князь Глеб уже получил извещение об убийстве единомысленного и любимого брата Бориса и глубоко скорбел об этом. Идти войной против брата Святополка он также не стал и предался в руки Господа. Умертвили и его. Тело князя Глеба бросили «в месте пустынном между двух колод».

Князь Ярослав, позднее прозванный Мудрым, узнав об убийстве своих братьев, возмутился сердцем и пошел войной на Святополка. Он разбил его войско, а Святополк бежал к ляхам. Через два года Святополк в союзничестве с королем Болеславом вновь пошел на князя Ярослава. В этот раз победил Болеслав, а Ярославу пришлось отступать. И в третий раз сошлись они в поединке. Князь Ярослав собрал войско и прогнал Святополка, и тот бежал к печенегам. Перед заключительным сражением князь Ярослав пошел на место убиения князя Бориса и молился ему и святому князю Глебу о помощи в победе над Святополком. По удивительному Промыслу Божию эта решающая битва произошла на поле у реки Альты, там, где убили святого князя Бориса. Святополк бежал. Некая сила гнала его, не давая покоя ни днем, ни ночью. Кости его расслабли. В одном пустынном месте жизнь оставила его. От могилы его исходил смрад.

8.JPG
Великий князь Ярослав Мудрый

Князь Ярослав отыскал останки князя Глеба. Непогребенными они лежали четыре года, но остались не тронутыми зверями и не истлели. По свидетельству многих людей, было слышно то ангельское пение, то яркий свет исходил от земли до неба в том месте, где лежали останки князя. Тело святого князя Глеба положили вместе с телом святого князя Бориса в храме святителя Василия Великого в Вышгороде.

Возможно, кто-то уточнит: «В чем же подвиг этих святых?» Ответ на этот вопрос легок – они исполнили заповедь любви. Ни один из них не захотел поднимать руку на брата, они предпочли смерть, нежели войну и ссору. Какие наибольшие заповеди? В Евангелии от Матфея читаем: «Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22: 37–40). Бог призывает нас не мстить, Он Сам все управит: «Мне отмщение, и Аз воздам» (Рим. 12: 19), как это видно на примере Святополка. Святые братья Борис и Глеб отдали свои жизни ради единства Руси.

Святые братья Борис и Глеб отдали свои жизни ради единства Руси

Их заступничество являлось нам в непростые периоды нашей истории. Так, они явились святому князю Александру Невскому накануне Ледового побоища в 1242 году и святому князю Дмитрию Донскому в день Куликовской битвы в 1380 году. В наше сложное время, когда ветры разных супротивных сил пытаются разорвать единство Руси и нашей Церкви, как не молиться им и их святым родственникам – равноапостольным княгине Ольге и князю Владимиру? Все эти князья, чья жизнь была примером и подвигом во имя любви и верности Господу, могут наставить и объединить, скрепить разделенное, даруя победу тем, кто борется за истину. По свидетельствам, не отказывают они и в личных просьбах. Они – наши скорые молитвенники и заступники в обстояниях.

Множество чудес совершалось у мощей святых страстотерпцев. Кому-то они являлись лично и извещали, что прошения исполнены, а болезни исцелены. Очень почитали этих святых на Руси.

Мощи

После нашествия монголо-татар под предводительством хана Батыя в 1240 году святые мощи равноапостольных князя Владимира и княгини Ольги были утеряны. Долгое время они пребывали «под спудом» разрушенной татарами Десятинной церкви Киева. Подобная участь постигла и мощи страстотерпцев Бориса и Глеба в Вышгороде.

9.JPG
Ковчег с мощами святого князя Владимира

В 1636 году митрополит Петр (Могила) обрел мощи святого князя Владимира. Их частица в настоящий момент пребывает в Успенском соборе Московского Кремля и выносится для поклонения в день памяти равноапостольного князя 28 июля (15 июля по ст. ст.).

Небольшие частицы мощей святой княгини Ольги пребывают в Москве в храме святителя Николая в Пыжах на Большой Ордынке и в соборе Святой Троицы города Пскова.

10.JPG
Ковчег с мощами святой княгини Ольги

О мощах святых страстотерпцев Бориса и Глеба после их утраты во время осады Батыя нет никакой информации. Они сокрыты до времени.

Удивительно, какая схожая судьба постигла мощи наших великих святых прародителей. Надеемся и верим, что когда-нибудь Господь откроет их мощи в целости и невредимости потомкам для большей славы имени Своего и прославления и их дел.

Бог не оставляет без ответа ни одну молитву, только ответ может быть разным: «нет», «да», «да, но лучше, чем ты бы хотел», «потерпи». Кстати, «нет» – это часто на самом деле «да», но «да, но позже» или «да, но лучше». Страшно, когда сразу исполняются прошения. Это как когда мы хотим съесть недопеченный пирожок – невкусно и противно.

Обозревая жития сих Божиих святых, чистых жемчужин, мы видим, что молитвы святой равноапостольной Ольги исполнились – даже лучше, чем можно было предположить. От нее пошел на Руси род христианский. Она начала сеять семена веры, а внук ее продолжил возделывать эту Божию ниву. Главное «в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите» (Рим. 12: 11). И «делая добро, да не унываем», если видим молитвы свои неисполненными, «ибо в свое время пожнем, если не ослабеем» (Гал. 6: 9). Еще не срок. Всему свое время. И если мы ищем волю Божию, а не свою, то Господь отвечает на наши молитвы.

(Продолжение следует.)


[1] Олег Вещий – князь Новгородский, великий князь Киевский, правил с 879 по 912 год.

[2] Древляне – народ, поселившийся в лесистой части в среднем течении реки Днепр, в притоке Припять. Их столицей был город Искоростень (ныне Коростень).

[3] По языческому обычаю поминовение мертвых.

[4] Владычицы Руси.

[5] Схи́зма от греч. σχίσμα – расщепление, раскол, распря. По сути, Великая Схизма в 1054 году – это раскол, когда католики откололись от Единой Вселенской Христовой Церкви.

[6] На отдаленных от Киева территориях княгиня Ольга возводила погосты. Другими словами – административные центры, куда племена сами привозили дань. Позже погосты стали центрами торговли и ремесел. После принятия христианства княгиня Ольга начала возводить там храмы.

[7] Праздник установлен святым князем Андреем Боголюбским в 1164 году.

[8] Брат преподобного Ефрема Новоторжского (Угрина), основателя одного из самых древних монастырей, заложенного около 1038 года и посвященного страстотерпцам князьям Борису и Глебу. Монастырь находится в городе Торжок Тверской области.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить