Если тебя победили, но ты не предал – ты победил!

Жемчужины Cвятой Руси – святые русские князья и княгини 

«Не вымоюсь водою
И тканью не утрусь,
А нынешней бедою
Сплотится наша Русь!

Сплотится Русь и вынет
Единый меч. Тогда,
Подобно дыму, сгинет,
Батый, твоя орда!»

Дмитрий Кедрин, 
«Князь Василько Ростовский» (1942)

Есть святые, которые принадлежат Русской Православной Церкви, они часть нашей земли, несмотря на то что по происхождению они могли быть и не русскими вовсе. Русский – это тот, кто любит Бога, чтит заповеди и любит землю нашу Русь-матушку. 

Фото 1 - 2024-10-23T225328.341.jpg

Святые русские князья и княгини. Какие имена при этом мы можем вспомнить? Много ли мы их знаем? Равноапостольные князь Владимир и бабушка его, княгиня Ольга. Святые князья Александр Невский, Дмитрий Донской, Даниил Московский. Святые княгини Евфросиния Московская, Анна Кашинская, София Суздальская. Возможно, еще пару имен. Не всегда мы задумываемся, что их в десятки раз больше. Тех, кто прославлен Церковью. А есть еще и те, кто остался без земной славы, но не предал Христа и прославлен на Небесах, где находится в вечной славе Господа. 

Есть те, кто остался без земной славы, но не предал Христа и прославлен на Небесах

После Крещения Руси в 998 году святым князем Владимиром (в Крещении Василием) было явлено миру много святых, в том числе происходящих из княжеского рода. За первые несколько веков после Крещения Руси было столько святых, сколько не было в последующие времена.

Эти прекрасные, чистые жемчужины достойны того, чтобы память о них хранили не только Уставные книги и церковные календари, но и наши память и сердца. Изучая их жития, можно немного понять для себя, как жить так, чтобы быть ближе к Богу. Возможно, сейчас история не самый популярный предмет и многие молодые люди находят себе не вполне благочестивые примеры для подражания, но если постараться погрузиться в эти жития, то они могут стать для нас ориентиром. В них мы сможем найти ответы на вопросы о своей жизни, и она развернется на 180 градусов. 

Дивные обстоятельства и Промысл Божий, укрепляющие веру события, трагические моменты, из которых можно извлечь для себя уроки, и всё наполнится смыслом. Тогда каждая улица, каждый храм, монастырь и дом, которые связаны с нашими святыми, тоже станут для тебя твоими, не бездушной грудой камней, а несущими печать нашей великой страны и ее не менее великих правителей, жизнь которых по большей части была свята. 

В наше непростое время, когда стираются границы между правдой и ложью, будем держаться опоры, дабы иметь верное направление. И эта надежная опора у нас есть – это Господь, Матерь Божия, святые, святители Московские и наши святые князья. 

В наше непростое время у нас есть надежная опора – Господь, Матерь Божия и наши святые князья

Жизненный подвиг святых князей различен. Но у всех есть нечто общее – благочестие и любовь к Родине, удивительное мужество и отсутствие трусости, верность и преданность своей вере, своему Отечеству и своей семье. 

В этот раз повествование затронет троих князей: Ростовского, Суздальско-Владимирского и Черниговского. Все они приняли мученическую кончину за веру и Отечество. 

ПРЕВЬЮ, Фото 2.jpeg
Н. Куландин. «Князь Василько», 1962 г.

Святой благоверный князь Василько Ростовский родился в 1208 году (по другим источникам, в 1209 году). Был он из рода суздальских князей Мономашичей (происходили от киевского князя Владимира Мономаха). Отцом Василька был Константин Всеволодович, старший сын святого Всеволода III Большое Гнездо. Матерью была Мария (в монашестве Агафья) Мстиславовна, дочь смоленского князя Мстислава Романовича Старого. Прадедом его был Юрий Долгорукий. 

Князю Василько было всего восемь лет, когда он получил в удел Ростовское княжество для самостоятельного княжения. Когда ему исполнилось десять лет, умер его отец Константин. Мать приняла постриг на могиле мужа и позже тоже отошла ко Господу. После смерти отца наставником, соратником и ближайшим другом Василька стал его дядя, князь Владимирский Георгий Всеволодович (1188–1238 гг.). Святой Георгий стал Васильку вместо отца. 

Летописи отмечают уже в четырнадцать лет Василько как закаленного в боях воина. Лаврентьевская летопись указывает на цветущую красоту Василька, его светлый и величественный взор, отважность на звериной ловле, благодетельность, ум, глубокую книжность, кротость и добродушие в обращении с боярами: «Ибо кто служил ему, кто ел хлеб его и пил с ним чашу, тот уже не мог быть слугою иного князя». Так князь был послушен старшим, христолюбив и любим всеми за добродушие и кротость. Князь способствовал и всячески покровительствовал развитию церковной книжности. Святой князь достроил Успенский собор Ростовского Кремля, начатый его отцом Константином Всеволодовичем. Непосредственно присутствовал при перенесении в Успенский собор мощей святителя Леонтия Ростовского.

В жены святой князь взял смоленскую княжну Марию, дочь святого князя Михаила Черниговского (1180–1246 гг.). С будущей женой князь Василько были представлены друг другу, когда обоим не было еще и семнадцати лет. У них родилось двое сыновей: Борис и Глеб.

Фото 3 (9).jpeg

Князья женились, растили детей, делили престолы, а на Русь уже надвигалась «черная туча». В летописи отмечается, что был мор, и земля тряслась в самую обедню в 1230 году, но желание увидеть надвигающую опасность и сплотиться не возникало. Нельзя было предполагать, что на большую территорию никто и никогда не будет посягать. Княжеские междоусобицы сильно ослабляли Русь, в разные периоды времени улаживать вспыхивающие ссоры и претензии на княжества приходилось разным князьям. Но целостности еще долго не было. Возможно, еще и поэтому татарское иго, которое продлилось более двухсот лет (1237–1480), Святой Руси никак не получалось низвергнуть.

«За грехи наши великие и неправды, 
за умножение беззаконий наших 
наслал Господь поганых. Дабы мы 
опомнились и воздерживались от 
дурного пути своего». 

Лаврентьевская летопись

В декабре 1237 года Батый разорил Рязань. Князь Георгий Всеволодович (сын Всеволода III Большое гнездо) не решился выступить на защиту. Татары предлагали мир взамен на дань и вассальную зависимость от хана, но князь Георгий не согласился на переговоры, а предпочел «миру славную брань». Татары опустошили Коломну, двинулись к Москве и сожгли ее. Взяли в плен сына Георгия Всеволодовича Владимира. 

Георгий Всеволодович и Василько Константинович были полны решимости биться за веру Христову до конца. Князь Георгий отошел за Волгу, чтобы собрать войска. В это время Батый подошел к Владимиру. С 3 по 7 февраля 1238 года город мужественно оборонялся, но 7 февраля пал. Последним пристанищем для множества людей стал Успенский собор. Среди них были епископ Митрофан и семья святого Георгия: жена Агафия, сыновья Всеволод и Мстислав, дочь Феодора, невестки Мария и Христина, малолетние внуки. Басурмане подожгли святой храм. В дыму и мучениях погибли те страдальцы. Перед смертью князей и княгинь епископ Митрофан постриг их в ангельский образ. Плененный сын Георгия Всеволодовича Владимир был изрублен и зарезан вне города.

Князья Георгий и Василько были полны решимости биться за веру Христову до конца

Князь Георгий стоял у Ярославля, когда узнал, что вся семья его: и жена, и дети, и внуки погибли ужасной смертью. Возопил он страшным голосом к Богу, взмолился: «За что Ты меня оставил одного?» Молился и вспоминал святого праведного Иова, и просил Господа и ему сподобиться мученического венца, и умереть, и наследовать Небесное Царство, потому что в жизни своей он уже не видел необходимости. Так помолившись, не впав в уныние от горестной вести, пошел он на верную смерть и встал на грозную сечу. 

«Ужель встречать в воротах
С поклонами беду?..
На Сицкое болото
Батый привел орду.

От крови человечьей
Подтаяла река,
Кипит лихая сеча
У княжья городка».

Дмитрий Кедрин (1942)

4 марта 1238 года на реке Сить погиб князь Георгий Всеволодович. На тот момент ему было 49 лет (родился в ноябре 1188 года, по другим сведениям, в 1189 году). Много погибло тогда русских воинов, но и татары понесли серьезный урон. Участвовал в этом сражении и племянник его, князь Василько Ростовский. Мужественно он бился с татарами. Может, его внешняя статность (его назвали Васильком по аналогии с цветком) или мужество поразило татар, и они взяли его в плен. Привели к хану и стали предлагать ему разные кушанья. Батый предлагал князю Васильку служить у него и следовать обычаю ногайскому («поганьскому», как указано в некоторых летописях), но храбрый сердцем и прекрасный Василько отверг это предложение и сказал, что веру христианскую не предаст и Родине своей не изменит, и служить он хану не станет: «Никак не отведете меня от христианской веры».

Много издевались они над святым князем, услышав его решительный отказ. Мужественно, без стонов перенес он пытки и предал дух Богу. Васильку было 29 лет на момент мученической смерти, в которой он уподобился святому князю Андрею Боголюбскому. Его тело татары бросили в Шеренском лесу. Нашел его сын священника и перенес в Успенский собор Ростова. Туда же перенесли и тело Георгия Всеволодовича, которое обрел епископ Кирилл среди останков, когда хоронил православных воинов на поле сражения. При погребении святого князя Георгия Всеволодовича произошло чудо, о чем сделана запись в «Книге Степенной царского родословия». Святая глава князя Георгия Всеволодовича, отрубленная на поле сражения, приросла к телу. Это чудо подтвердилось и при вскрытии мощей 13 и 15 февраля 1919 года. Очевидец вскрытия указал, что голова намертво приросла к телу, но видно, что раньше она была отсечена, потому что шейные позвонки смещены и срослись неправильно. 

Святая глава князя Георгия Всеволодовича, отрубленная на поле сражения, приросла к телу

Горько плакали и скорбели по убиенным князьям Георгию и Василько. Супруга князя Василько Мария по убиении князя основала в Ростове Спасо-Песоцкий Княгинин женский монастырь на Песках в память о убиенном супруге. В настоящий момент монастыря не существует, он был упразднен Екатериной II. От монастыря осталась церковь Спаса на Песках.

Фото 4 (59).jpg

Пострадать и принять мученический венец сподобился еще один родственник Василька Ростовского, отец его жены Марии – князь Михаил Черниговский. Он был сыном Всеволода Ярославича Чермного. Князь был благочестив, кроток, смирен, милосерден к бедным. Имел плохое здоровье. Супругой его была княжна Феофания. Долго не было у них детей. Супруги часто ездили на богомолье в Киево-Печерскую лавру. По прошествии времени им явилась Пресвятая Богородица и утешила, сказав, что их молитва услышана и дети будут. Первенцем стала преподобная Феодулия, в монашестве Евфросиния, а также Роман и Мария. Михаил княжил в Новгороде, Чернигове. С 1235 года занимал великокняжеский престол в Киеве. 

В 1240 году татары подошли к Киеву. Князь Михаил пытался договориться с Венгрией и Польшей, чтобы совместными усилиями отогнать татар, но усилия были тщетны, а время упущено: враг опустошал Русь. Возможно, если бы христианская Европа объединилась против воинственных кочевников, то их удалось бы отогнать и разорить Орду. Но у католической Европы были свои интересы. По сути, они предали христианство, папа римский был больше озабочен войной с императором, а немцы, воспользовавшись войной с татарами, сами ожесточенно бросились на Русь. В таких условиях большое значение имеет исповеднический подвиг князя-мученика Михаила Черниговского. До последнего он надеялся, что объединение против азиатских захватчиков возможно. Но эти надежды так и не оправдались, и по прошествии некоторого времени прибыли послы от хана с вестью, что князю Михаилу надобно явиться к Батыю, чтобы получить от него ярлык на княжение. 

Впоследствии все русские князья вынуждены были сначала ехать и кланяться хану, получая разрешение на княжение и ярлык, а потом уже спокойно княжить. Вот в таком уничижительном положении наша Русь существовала до 1480 года. Наши князья не были самостоятельны в таких важных государственных решениях, и при этом еще и платили дань татарам, причем немалую.

Фото 5 (44).jpg
В. Смирнов. «Князь Михаил Черниговский
перед ставкой Батыя», 1883 г.

Князь Михаил взял благословение у своего духовного отца епископа Иоанна. Он понимал, что подчиняться языческим обрядам диких кочевников не станет и Христа не предаст, и поэтому, скорее всего, поездка его будет в один конец. От духовного отца он получил Святые Дары, которые взял с собой. Вместе со своим соратником и другом боярином Феодором он прибыл в Орду. Приспешники хана, прежде чем допустить князя на ковер к Батыю, принуждали его и боярина Феодора пройти через огонь и поклониться идолам. Князь отвечал: «Христианин кланяется только Богу, Творцу мира, а не твари».

Батый узнал о неповиновении князя и его подданного и пригрозил им жуткими мучениями и смертью. На что князь ответил: «Я готов поклониться царю, так как ему Бог вручил судьбу земных царств, но как христианин не могу поклоняться идолам».

Князь и боярин причастились перед смертью Святыми Дарами. Напрасно уговаривали его бояре покориться Батыю. Святой князь отвечал: «Для вас не погублю души». Свергнув с себя мантию княжескую, молвил: «Возьмите славу мира; хочу небесной». Долго мучили и пытали бедного князя на глазах бояр и его любимца Феодора. Из всей свиты князя один Феодор стоял со спокойствием и подбадривал мученика. Он говорил, что муки земные непродолжительны, а награда небесная бесконечна. По истязании князю усекли голову. 

Потом приступили к боярину Феодору и льстиво предлагали высокие должности. Он отверг это и подвергся тем же истязаниям, и ему отрубили голову. Так святой князь Михаил стал русским первомучеником, пострадавшим в Орде. Увидев, как мужественно перенесли пытки и смерть князь Михаил и боярин его Феодор, татары изумились твердости духа верных сынов Православной Церкви и поняли, что их не сломить ни страхом смерти, ни пытками, и впредь уже побаивались так явно склонять их к своему обычаю.

Татары изумились твердости духа верных сынов Православной Церкви и поняли, что их не сломить

Мощи князя Михаила Черниговского почивают в Архангельском соборе Московского Кремля, а память его совершается 3 октября. Честные мощи святого князя Георгия покоятся в Успенском соборе города Владимира, а о мощах святого князя Василька нет достоверной информации. Есть версия, что они почивают под спудом в Успенском соборе Ростова. Есть и иные источники, утверждающие, что их там нет. 

Фото 6 (21).jpg
Рака святых Михаила и Феодора в Архангельском соборе.  drevo-info.ru

Местное почитание князя Василько могло возникнуть сразу по его мученической кончине. Однако к концу XVIII века память его перестали праздновать в Ростове. Это связывают с перенесением архиерейской кафедры из Ростова в Ярославль. По просьбе клира Успенского собора Ростова будущим патриархом, митрополитом Ярославским и Ростовским Тихоном (Белавиным) 4 марта 1909 года было возобновлено празднование памяти святого Василько. Канонизация святого князя была подтверждена включением его в Собор Ростово-Ярославских святых, празднование было установлено 10 марта 1964 года. 

Так, не предав своей веры, своего Отечества, своих семей, святые князья исполнили свой долг христиан, воинов и отцов. Много скорбных страниц истории напишется за время татарского ига, много отважных сердец проявит себя, изрядно явит себя и предателей, которые иногда явно, а порой затаясь будут мешать укреплению Руси. Не скоро станет ясно, что сила в объединении земель и князей, что распри и обиды надо оставить за скобками, потому что враг силен и хитер, а разобщение ему только на руку. Возможно, не имея других способов собрать расточенных овец своих в единое доброе стадо, Премудрый Отец посылает на землю Русскую такие скорби, чтобы они опомнились и не забывали о том, что написано в Евангелии. Продолжительность и тяжесть этих искупительных периодов зависит от того, как скоро народ это поймет.

Вспоминая татарское нашествие, понимаешь, что нашим князьям потребовалось много времени, чтобы усмирить гордыню и прийти к единому знаменателю.

(Продолжение следует.)

Виктория Дорофеева 23 октября 2024
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить