Тишайший Иоанн

Я отраду вижу только в церкви,
а из дома, как из гроба, встаю
и в гроб ложусь;
из дома, как из могилы, вылезаю.

Священноисповедник Иоанн Оленевский (Калинин)

– Наташенька, какое-то странное недоразумение. Это фото другого человека, не старца Иоанна.

Вот это номер! Для своих публикаций в ВК я беру информацию только из проверенных источников. В частности, пост про священноисповедника Иоанна Калинина был подготовлен на основе материалов с портала Фонд.ру, уж достоверней некуда – его создал игумен Дамаскин (Орловский), автор житий новомучеников и исповедников Церкви Русской. Оттуда и фото брала.

И вот моя подписчица пишет, что на фото – не он, не отец Иоанн.

– Это фото выставлено в Фонде, – безапелляционно заявляю я. Мол, даже не сомневайтесь: точно он.

– Да! И это недоразумение, – отвечает Светлана (так зовут мою подписчицу).

– Вы уверены? Есть фото?

И Светлана высылает мне две фотографии, где изображен действительно совершенно другой человек.

– Откуда сокровище? – интересуюсь я.

– На 99,9% уверена! Дивный старец!!! Я немного участвовала в сборе материалов к прославлению. А брат мой писал его первую икону еще до прославления. Он уверен на все 100%, что это другой человек. Сегодня была у мощей старца, – и Светлана высылает мне икону.

– Священноисповедниче Иоанне, моли Бога о нас! Дивны дела Твои, Господи! Фотографии и икону моя группа в ВК обрела в день памяти святого. Чудо!

– Обнимаю тебя, солнце мое! Столько знаю чудес от батюшки! И мне тоже было не раз явлено. И это сейчас тоже одно из чудес. Аллилуйя!

1.jpg
Собор новомучеников и исповедников
Церкви Русской

Я тогда (было это в 2022 году) даже написала в Фонд. И фотографию поменяли. Потом, в следующие годы, почему-то опять всплыла первоначальная фотография, а в житии теперь размещены и фотографии, которые прислала мне Светлана, и та «непохожая» фотография, но я уже не стала разбираться, почему.

А когда решила написать статью про священноисповедника Иоанна, вспомнила про Светлану. Она же из тех мест, у них летний домик был там, недалеко от храма, где батюшка служил когда-то. И к сбору материалов для канонизации она причастна. И я попросила Светлану рассказать о том, что она знает о батюшке, но что не вошло в житие. Дальше – изложение от первого лица.

«Я очень почитаю батюшку Иоанна Оленевского. И чудес, конечно, много. И в моей жизни, и в жизни окружающих меня людей. Могу рассказать случаи, которых нет в житии.

Есть у меня близкая духовная сестричка, она матушка. Жила она с родителями рядом с храмом, за алтарем которого перезахоронили с кладбища тело отца Иоанна до его прославления. Она девочкой бегала на его могилку молиться. И вот однажды она с подружками-подростками гуляла на улице, и на ее глазах какие-то парни на мотоциклах схватили одну из девушек и силой уволокли с собой неизвестно куда. Остальные девочки в ужасе не знали, что делать. Прошло некоторое время, прежде чем они успокоились и сообразили, как надо действовать. Они бросились к могилке отца Иоанна и горячо, со слезами, молились батюшке, чтобы с похищенной не случилось никакой беды. Через какое-то время парни привезли девушку прямо к храму, высадили и уехали.

Через какое-то время парни привезли девушку прямо к храму, высадили и уехали

Похищенная рассказала, что злоумышленники привезли ее в глухой лес. В их преступных намерениях не приходилось сомневаться. Но в какой-то момент по необъяснимой причине они молча посадили ее на мотоцикл и привезли прямо к храму, у которого был похоронен батюшка Иоанн. Сопоставив время этого переломного поворота событий, девочки поняли, что одумались молодые люди именно в то время, когда подружки молились на могилке отца Иоанна.

У меня лично был такой случай. В соседней с селом Соловцовка деревне у нас был летний дом. Я была беременна младшей дочерью. И как-то у меня сильно разболелся живот. Страшно стало за ребеночка. Я пошла на могилку к батюшке Иоанну. Уже не помню, просила ли я его о чем или просто помолилась на могилке. Но когда я зашла в храм, то на богослужении я не сразу осознала, что живот у меня уже совсем не болит. Для меня это явное проявление батюшкиной помощи.

Еще был случай. Моему сыну (было ему тогда лет 6–7) было необходимо провести медицинское обследование. Процедура крайне неприятная и болезненная. Под наркозом тогда это не делали. Я отвлекала и успокаивала сына, как могла. Но ему было больно, он сильно кричал. И в какой-то момент врачи говорят, мол, мы же не живодеры, мы не в концлагере, и взрослым трудно такое, давайте не будем продолжать. И хотели прекратить обследование. И в этот момент я взмолилась батюшке Иоанну Оленевскому! И в ту же самую секунду сын совершенно успокоился, и врачи смогли завершить обследование. Это было явное чудо!

Фото 2.jpg
Иван Васильевич Калинин.
Фото начала XX в. drevo-info.ru

Еще эпизод. Когда батюшка еще не был прославлен, дети и родители из воскресной школы города Пенза участвовали в перезахоронении тела батюшки Иоанна с кладбища села Оленевка за алтарь храма в селе Соловцовка. В тот год мы жили с детьми рядом с этим храмом на летнем поселении. И вот у одной из родительниц, Веры (у нее прямо, правда, вера такая – детская, горячая), сын упал с высоты и сильно разбил голову, крови было много. Вера бежит на могилку к батюшке Иоанну, берет немного землички с могилки, прибегает к сыну и прикладывает земельку в открытую рану! Ты представляешь?! Землю – в рану! У мальчика даже следа на голове никакого не осталось.

Еще эта же Вера хотела отдать своих двоих деток в православную гимназию, которую открывали на базе нашей воскресной школы. Но обучение было платное, а для Веры это была совершенно неподъемная сумма. И Вера пошла на могилку к батюшке просить отца Иоанна о помощи: батюшка, помогай! В это же время к одной нашей родительнице приехала родственница. Погостила и домой засобиралась. Идет к автобусной остановке, и вдруг ей на сердце легло вернуться. Возвращается она обратно, а навстречу ей Вера с могилки батюшкиной идет. Сложно сказать, что тут произошло, но эта женщина достает из сумки деньги и отдает их Вере, объясняя, что так нужно ей самой. Когда Вера пересчитала купюры, то оказалось, что денег там ровно столько, сколько стоит годовое обучение в православной гимназии двоих детей…

Вот еще вспомнился рассказ моей близкой знакомой про одноклассницу ее сына. Все вокруг повыходили замуж, и однокласснице этой тоже очень хотелось, возраст уже, но никак не складывалось. И вот она поехала к мощам батюшки Иоанна Оленевского. Помолилась там старцу. И в этот же день ее пригласили на день рождения. И там она встретила одного молодого человека. Он проводил ее до дома, и очень скоро они поженились, прекрасная благополучная семья теперь. Представляешь? В тот же день все произошло, как она помолилась.

Когда мы собирали перед прославлением информацию о чудесах, которые совершались по молитвам старца Иоанна, мне указали на одну женщину, я брала у нее интервью. У нее брат болел онкологией. Молодой совсем, но уже на инвалидности из-за болезни. Ждал очередную операцию. Все было уже очень плохо. И женщина эта поехала на могилку старца и там горячо молилась батюшке Иоанну. Когда она вернулась домой, ночью у нее поднялась высоченная температура, при этом было явное понимание, что это обрушившееся на нее состояние прямо связано с ее горячей молитвой за брата. А потом у брата перед операцией не подтвердился его диагноз. Оказалось, операция не нужна, он совершенно здоров. Он очень быстро вернулся на работу, у него все хорошо.

Еще я однажды сама видела, как на могилке старца очень сильно рыдала женщина. Оказалось, что батюшка ее исцелил. Она была практически слепая, и по молитвам старца Господь вернул ей зрение. А чего рыдала? Каялась батюшке, что давно не приезжала к нему.

Однажды мы с подругой сидели у могилки батюшки. И рядом с нами присела бабулечка, местная, оленевская. Она рассказала такую историю. Была она тогда еще молодая. Однажды у нее заболела корова; распространенная болезнь у коров, что-то с выменем. И власти вынуждали эту корову зарезать. А это же кормилица, как выжить без коровы? Голодно было… И она привела корову к кладбищу, где был похоронен тогда батюшка Иоанн, и стала с молитвой водить корову вокруг кладбища. Корову все-таки принудили забить. Но потом выяснилось, что корова к тому моменту была совершенно здорова. А сама эта женщина была исцелена по молитвам батюшки от заболевания суставов рук. Руки у нее в какой-то момент скрючились и не разгибались. Но она горячо молилась отцу Иоанну и смазывала руки мазью, которую делала из землички с могилки батюшки и святой воды. И старец помог.

– Вот, гляди-ка! – говорила бабушка и вытягивала вперед совершенно здоровые, не похожие на старческие, руки.

Фото 3.jpg
Иван Васильевич Калинин.
Фото 1920 г. drevo-info.ru

Это самые сильные воспоминания. А так очень много чудес».

Чудес от отца Иоанна проистекало, действительно, великое множество. Об этом написаны целые книги. В Первую мировую войну к старцу ехали эшелонами: людям необходимо было узнать, живы или нет их родные и близкие, от которых нет вестей. И он безошибочно говорил, кого ждать, а кого – уже нет, надо молиться за упокой. Очень известный случай, когда к Ивану Васильевичу пришла женщина, которая долгое время ничего не знала о своем муже, уже думала, что погиб, а старец Иоанн тут же направил ее прямиком на станцию, где она встретила своего мужа, сходившего с поезда.

Мне хотелось, дорогой мой читатель, чтобы на этих страницах ты прочел то, что не прочтешь нигде. Надеюсь, у меня получилось, поэтому более к чудесам обращаться не буду. Хотя из 27 страниц жития отца Иоанна львиная доля – описание его чудотворений. О нем самом информации не так много.

Как ты думаешь, мой читатель, почему некоторые наши святые прославлены как мученики, а некоторые как исповедники? И что значит приставка «священно» перед тем и другим словом? Термины «священномученик» или «священноисповедник» означают, что человек в земной жизни был служителем Бога: диаконом, священником, архиереем. Священномученик – это тот, кто погиб в результате вынесенного смертного приговора или умер по разным причинам в неволе. Священноисповедник – тот, кто претерпел в узах не меньше, но выжил и отошел ко Господу, будучи на свободе. Так вот отец Иоанн прославлен в лике священноисповедников.

Батюшка прожил долгую жизнь – 90 лет. И натерпелся от богоборческих властей довольно. Но Господь по Своей милости сподобил его умереть дома, в кругу близких ему по духу и родных людей. При всем могуществе карательной государственной машины власти не смогли найти в жизни этого тишайшего человека такой «крамолы», за которую можно было бы расстрелять или отправить в лагерь на 10 лет. Хотя в кровавом 37-м и особых оснований-то было не нужно: священников, монахов и просто верующих людей расстреливали направо и налево. Но все равно обвиняемому надо было инкриминировать контрреволюцию. А в отношении отца Иоанна это было сделать крайне трудно: он никогда, никак и ни с кем не рассуждал на политические темы. И для меня настоящее чудо в жизни священноисповедника Иоанна – это то, как Господь оберегал Своего избранника в течение десятилетий богоборчества и человеконенавистничества. А отец Иоанн тихо служил Богу, тихо любил Его и тихо передавал эту любовь всем страждущим, притекающим к нему, как к источнику Божией благодати.

Пойдем же со мной, мой читатель, к самым истокам жизни этого дивного старца. Я опять удивлю тебя.

Фото 4.JPG

Я нередко пишу про династический аспект в отношении новомучеников. Всеми нами любимый протоиерей Димитрий Смирнов – правнук священномученика Василия Смирнова. Мы знаем прославленных в сонме новомучеников отца и сына Демидовых. Мы знаем священномученика Сергия Заварина и его сына – мученика Бориса Заварина. Очень многие священномученики и священноисповедники имели в роду плеяду священников. Праведное семя дает праведный плод. Веками накопленный елей веры и благочестия передавался праведными предками своим праведным потомкам. И Церковь Русская на этой плодородной ниве рождала сонмы новомучеников и исповедников Российских.

Совсем не так, мой читатель, было у отца Иоанна.

Калинин он по матери. Васильевич – по имени крестного. А кто его отец – неизвестно. Мама не была замужем. Иоанн был незаконнорожденным ребенком. По современным меркам – ничего такого. Но происходили эти события в 1861 году. Тогда так было нельзя. А если случалось – позор на все семейство. Маму вместе с ребенком выгнали из родного дома: ее отец не мог вынести случившегося, выставил дочь и внука на улицу. Потом сжалился, построил ей домик. Не вернул домой, а поселил отдельно от всей семьи. И даже не около своего дома построил он этот домик, а подальше от себя, но по великому Промыслу Божию – рядом с церковью. Вот в этой церкви Ванечка и рос. Молитва стала для него дыханием жизни.

Очень скоро мама умерла. Ваня стал жить по родственникам. Церковь была его отрадой, его светом, его всем. Он часто молился по ночам, отчего штанишки его всегда были в дырах на коленках. Даже в играх мальчика все дышало церковью. Он и играя молился.

Церковь была его отрадой, его светом

В церкви он нес различные послушания: читал, пел, помогал в алтаре. И искренне не понимал, как можно жить без храма. Проходящим мимо церкви людям он говорил: «Что ты не ходишь в церковь? Матерь Божия накажет. Здесь и Киев, и Иерусалим».

Он молился в любом месте, и казалось, делал это непрестанно. Часто его видели в лесочке на роднике с Псалтирью. Так и возрастал этот удивительный ребенок, плод вовсе не праведного династического древа, но наделенный Богом, вопреки «нехорошей» родословной, удивительными качествами: тихим нравом, кротостью, смирением, любовью к молитве, крепкой верой. За своих родителей он молился до конца своих дней. Просил Господа простить их.

Как часто можно прочитать в житиях святых подвижников, праведная жизнь не может остаться незамеченной. Про Иоанна молва стала разноситься далеко за пределы его родного села Оленевки. Людские реки потянулись к нему. Шли за утешением в скорбях, за советом, за чудом. Очень многие получали просимое. Но в этом потоке бывали разные люди. Приходила к нему, например, келейница святого праведного Иоанна Кронштадтского. А бывало, приходили сумасшедшие или мошенники. Один требовал, чтобы Иоанн признал в нем пророка Илию. Вторая объявляла себя Христовой невестой. Третья рассказывала всем, что едет с делом к известному епископу, а потом выяснялось, что это ложь. Четвертый просил денег на содержание неких старцев, которых на самом деле не было.

Иоанн всегда безошибочно определял тех, что приходил к нему с недобрым намерением. Об этом есть его личные свидетельства, зафиксированные гораздо позднее (ты не поверишь, мой читатель) в протоколе допроса отца Иоанна Калинина в ОГПУ.

Фото 5.JPG
Храм Иоанна Оленевского в селе Оленевка Пензенского района. Фото И. Школина

Все приведенное свидетельствует: Господь наделил Иоанна не только дарами исцеления и утешения, но и даром прозорливости.

Иван Васильевич не искал славы, не кичился народным признанием. Про себя говорил так: «С самого детства я в своем селе Оленевка веду подвижническую жизнь. Мое поведение как подвижника, весь образ моей жизни создали обо мне славу как о праведнике и прозорливце, но сам я знаю о себе – этого во мне нет» (это тоже из протокола допроса; сложно представить, чтобы кроткий Иоанн сам так повествовал бы о себе без видимых причин).

Жизнь его была тиха, как дыхание легкого свежего морского бриза. Несмотря на общенародное признание, его не замечало церковное руководство. Никому не приходило в голову предложить ему рукоположение. А ведь люди шли безостановочно к Иоанну Васильевичу, совершаемые по его молитве чудеса были явными и ощутимыми. Он исцелял, помогал в бытовых вопросах, давал жизненно важные судьбоносные советы. При этом был наделен Богом удивительным даром молитвы.

Люди шли безостановочно к Иоанну Васильевичу, совершаемые по его молитве чудеса были явными и ощутимыми

Обратил на все это внимание только епископ Пензенский Иоанн (Поммер; священномученик, день памяти – 12 октября). Именно его волевым решением в 1920 году Иоанн Калинин сподобился рукоположения. В диаконы. Без зачисления в штат. Ивану Васильевичу было на тот момент почти 60 лет.

Отец Иоанн всю оставшуюся жизнь служил в Введенской церкви села Оленевка, рядом с которой вырос, и в Троицкой церкви в селе Соловцовка, где сейчас покоятся его мощи.

Первый раз отца Иоанна привлекли к ответственности в 1932 году. Ему был 71 год. Арестовывать не стали, оставили под подпиской о невыезде.

Это было сфабрикованное групповое дело против священства и верующих мирян.

Из оперативной справки ОГПУ: «Несмотря на ликвидацию в городе Пензе контрреволюционной организации церковников, именуемых "истинно православные", во главе с епископом Пензенским Кириллом, хвосты последней продолжали оставаться, и в особенности в Телегинском районе, каковой особенно насыщен религиозными фанатиками, разного рода юродивыми, старцами, старицами, монашками, монахами. Местом сборищ их в селе Телегине были главным образом кельи монашек. Последние имели тесную связь со старцем диаконом Калининым, каковой в простонародье считается "святым прозорливцем", пользующимся большой популярностью среди верующих».

Никто из допрошенных не смог показать ничего, что обличало бы отца Иоанна как контрреволюционера. Большинство сказали, что почитают отца Иоанна за святого.

Фото 6.JPG
Рака с мощами священноисповедника Иоанна Оленевского в Троицкой церкви в селе Соловцовка

Приговоры по этому групповому делу были не мягкие: лишение свободы на разные сроки с отбыванием в лагерях ГУЛАГа. Единственным, кого не отправили в лагерь, был отец Иоанн. Ему запретили проживание в ряде крупных городов, в которых, к слову сказать, он никогда и не жил.

Отец Иоанн вернулся домой.

В 1933 году отца Иоанна все-таки арестовали. Но тут же провели медицинское обследование, которое констатировало: организм в состоянии «старческой дряхлости на почве физиологического увядания организма». (Скажу по секрету, мой читатель: с этим абсолютно достоверным диагнозом отец Иоанн проживет еще 18 лет. Непостижимо, но факт).

Из постановления следователя: «В деле имеется достаточно компрометирующих данных, указывающих на его руководящую роль в деятельности ликвидированного контрреволюционного образования. Однако, учитывая данные медицинского осмотра, указывающие на то, что Калинин, вследствие его болезни и преклонного возраста, семьдесят девять лет, передвигаться на далекое расстояние без посторонней помощи не может, считаю, что привлечение его к ответственности будет нецелесообразно».

Почему следователь приписал к возрасту отца Иоанна 7 лет, неясно, в 1933-м ему было 72. Но сути дела это не меняет.

Жития святых новомучеников рассказывают нам, как власти рьяно, с бесовским упорством расстреливали 70–80-летних священников и архиепископов, не могли дождаться их естественной смерти. Ситуация, когда основанием освобождения от ответственности диакона Православной Церкви являлись бы его возраст и состояние здоровья – нонсенс. Но и в этот раз старца отпустили. Отец Иоанн вернулся домой.

Осенью 1936 года на него написали донос. Отца Иоанна арестовали, но содержали не в камере, а в тюремной больнице. К нему и туда прорывались люди. Одна женщина пришла просить благословение на замужество дочери. «Погоди, – сказал старец, – выйду из тюрьмы весной, тогда увидим, а пока не отдавай».

Отца Иоанна арестовали, но содержали не в камере, а в тюремной больнице. К нему и туда прорывались люди

Рассмотрение дела в суде было тяжким. Суд переносился, рассмотрение затягивалось. В итоге присудили 6 лет лагерей. Приговор был обжалован. Весенним днем, в самом конце мая 1937 года, надзиратель пришел к отцу Иоанну: «Дедушка, тебе радость, решили отпустить». Отец Иоанн вернулся домой.

Я читаю этот фрагмент жития, и волосы на затылке встают дыбом. Еще несколько месяцев этого самого 1937-го, и увидит свет чудовищный приказ НКВД СССР № 00447. И тогда никто бы уже не посмел отпустить дедушку. Его отправили бы гнить на Колыму, где он очень быстро скончался бы. Но Господь отмерил отцу Иоанну еще 14 лет земной жизни. И нет никаких сомнений, что старец Иоанн прекрасно знал об этом. Так и сказал: «Весной выйду из тюрьмы». Знал, что ему еще предстоит потрудиться на ниве утешения скорбящих и молитвенного подвига.

Удивительное дело – даже власти были милосердны к старцу. А вот некоторые односельчане – нет. Житие рассказывает нам, как издевались над отцом Иоанном эти некоторые: то в канаву с мусором сбросили, то к дереву в лесу привязали и уехали. При этом били. Это были единичные случаи, старца почитали в народе; было только несколько выродков, которые так грубо относились к отцу Иоанну. Каждый раз он, полуживой, искалеченный, выбирался из этих передряг с помощью добрых людей, которых Господь посылал ему. Все поношения он претерпевал смиренно, будто заслуженные им. На справедливые предложения воздать по заслугам обидчикам старец только повторял: «Бог с ними! Бог с ними! Бог с ними!» Досаждали не только чужие. Даже двоюродная сестра после очередного возвращения старца испугалась, что ее арестуют из-за него, и выставила его из дома. Отец Иоанн только и сказал: «Что мне делать? Везде гонения... и от домашних. Помоги, Господи!» Удивительно кроткий и тихий это был человек.

Фото 7.JPG

Он все так же тихо жил то у родственников, то у почитателей, принимал людей. По молитвам старца чудеса творились непрестанно. Ничего в его жизни не изменилось в Великую Отечественную войну. Только людской поток увеличился. Вновь, как и в Первую мировую, людское море текло к нему с вопросами: жив ли муж, сын, брат или нет.

И тут хочу вспомнить еще один случай. Очень известный случай. К отцу Иоанну пришла женщина, которая долгое время ничего не знала о своем сыне, уже думала, что погиб, и принесла батюшке вещи сына, ну, вдруг батюшке пригодятся. А отец Иоанн тут же, с порога, направил ее прямиком на станцию. Женщина прибежала туда: поезда, толпы людей… И вдруг слышит родной голос: «Мама! Мама!» Это сын женщины, находясь в воинском эшелоне, увидел ее. Поезд стоял всего несколько минут, но женщина успела обнять сына и передать ему его собственные вещи.

Помните случай во время Первой мировой? Они очень похожи. Их даже часто путают между собой и рассказывают на разные лады: то муж, то не муж, то проездом, то вернулся, вещи то есть, то нет. И создается сомнительное впечатление об этой истории. Но все дело в том, что историй этих было две. И происходили они с разницей в несколько десятилетий, в разные мировые войны. Да, положа руку на сердце, я уверена, что этих историй было не две, а десятки, если не сотни. Просто если пересказывать все, то житие будет далеко не 27 страниц, а несколько томов.

Христос – вот истинная цель отца Иоанна

2 сентября 1946 года диакона Иоанна было решено рукоположить в иереи. Старцу было 85 лет. Вы знаете еще какого-нибудь диакона, который пребывал в этом статусе до рукоположения в священника 26 лет? Я навскидку не припомню. Даже открыла житие преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского, так как помню, что срок его диаконства был продолжительный, оказалось – 7 лет. Для меня эта цифра – 26 лет – свидетельство кротости и смирения батюшки Иоанна. Священство не было его целью. Все его существо стремилось к Богу. Христос – вот истинная цель отца Иоанна. Свет его веры, его любви ко Господу горел тихим лампадным светом. И на этот свет, как мотыльки во тьме, спешили люди со всех концов нашей огромной страны, чтобы отогреться, утешиться, исцелиться телом и душой, обрадоваться, укрепиться в вере.

Скольких людей он принял за свою жизнь? Никто не считал. Но по страницам жития можно понять: их было тысячи, если не сотни тысяч. Это был нескончаемый людской поток. Батюшка днем принимал людей, а ночью со слезами молился Господу. Так и жил. Совершенно забыв про себя, про свое здоровье. Телесная немощь пришла в его жизнь задолго до смерти, он жил с подорванным здоровьем последние лет 25.

В 1951-м и так совершенно больной 90-летний отец Иоанн стал совсем немощным. Он говорил уже практически шепотом, не было сил. Почти ничего не ел.

Очень строго провел Великий пост. Наверное, уже тогда батюшка готовился к главной встрече в своей жизни, к встрече со Христом. Хотя по сути вся его жизнь была такой подготовкой, от начала до конца. Нет сомнений, что Господь открыл ему дату его перехода в вечность.

В первых числах августа отец Иоанн попросил, чтобы сообщили родным: пора прощаться. Он сам заранее указал место, где его следует похоронить. Отошел ко Господу дивный старец Иоанн 6 августа 1951 года. Прямо во время отпевания происходили исцеления от гроба батюшки.

Фото 8.JPG

Многие свидетели похорон отца Иоанна отмечали, что солнце в тот день светило как-то по-особенному, как бывает на Пасху. И моя подписчица Светлана, присутствовавшая в свое время при перезахоронении тела батюшки с кладбища за алтарь храма, сказала прямо эту же фразу: «Солнце в тот день светило как-то удивительно, необычно. Знаешь, как на Пасху».

Это потому, что смерти нет. Потому что ее победил Христос. И подает нам постоянное свидетельство правдивости этой победы через святых Своих, так почитаемых и любимых нами.

Наталья Ващина 5 августа 2024
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить