«Родная земля»: о сюрпризах на черный день

11 лет волонтеры проекта Сретенского монастыря «Родная земля» приезжают в провинциальные уголки России и помогают священникам в восстановлении приходской жизни. Руководитель проекта иеромонах Ириней (Пиковский) рассказывает, как встречал Русский Север нынешним летом помощников и как стать частью «Родной земли».

1.jpeg
Отец Ириней, проект Сретенского монастыря «Родная земля» ездит в экспедиции уже 11 лет. География поездок ежегодно расширяется. Расскажите, пожалуйста, об основных направлениях, где вы бываете. 

– Как организованное движение Сретенского монастыря наши группы начали выезжать на Русский Север с деревни Пияла Архангельской области со систематизированной программой, связанной с возрождением деревянных храмов Русского Севера. Далее за годы развития «Родной земли» география расширилась: мы выезжали с разными презентациями и мероприятиями в Ивановскую, Костромскую, Псковскую, Самарскую области, где и сейчас проводятся экспедиции. Второй год подряд наши ребята принимают участие в археологических экспедициях в Херсонесе Таврическом. В этом году расширение географии проекта пошло на Дальний Восток: в Хабаровскую область и Приморский край. Взявшись за попечение о тех или иных деревнях, мы стараемся не бросать их. Жители нам благодарны, что мы не меняем каждый год локацию, а приезжаем к одним и тем же людям. Более того, наши волонтеры сами стараются придерживаться взятых на себя моральных обязательств и ездить именно в те деревни, где они когда-то побывали.

– Какие основные работы сейчас проводят ребята?

– Последние несколько лет каждая группа, прибывая на место назначения, реализует все три или одно из трех направлений. Первое – это богослужение и катехизация. Организация огласительных бесед, проведение Таинства Крещения, организация спевок для местных жителей, совершение богослужений, в том числе с местными прихожанами. Это также организация престольных праздников, архиерейских богослужений и даже целых «дней деревни». Еще мы обучаем прихожан церковнославянскому языку, вместе читаем утренние и вечерние молитвы, обучаем их Уставу. Особенно в тех местах, где священник появляется редко, рассказываем о том, как они могут совершить богослужение мирским чином.

Второе направление связано с попечением о детях, которые проживают в летний период у своих бабушек и дедушек. Для них предлагается воцерковляющая или общеразвивающая программа, ориентированная в основном на знание истории Отечества и Церкви, истории своих мест и своего храма. Эти программы себя хорошо зарекомендовали, поскольку дети летом остаются дома, не имеют возможности поехать далеко. Так как они пребывают с бабушками, у них не так много вариантов организации досуга. Когда молодые люди привозят с собой игры, проводят квесты, то сплачивается вся деревня. И те мальчишки и девчонки, которые сидели по домам, вдруг узнают, у них есть соседи-сверстники. Благодаря таким мероприятиям объединяются дети, приехавшие на лето в деревню, и они тоже воцерковляются.

Третье направление связано с помощью местным прихожанам, священнослужителям и профессиональным реставраторам в отношении организации аварийно-спасательных работ. Мы не профессиональные реставраторы, поэтому не беремся за реставрационные работы. Но есть группы обученных и подготовленных лиц, имеющих соответствующий документ, и мы помогаем им в восстановлении храмов, благоустройстве территории и внутреннего убранства. В некоторых случаях мы привозим уже готовые изделия. Например, в деревню в Архангельской области мы привозим готовые иконостасы с полным набором икон и устанавливаем их. Или участвуем в том, чтобы привести в порядок территорию храма, покосить траву, поднять венцы, обкопать храм, где идут работы, чтобы организовать водоотведение, если храм стоит среди леса или поля, или хотя бы закрыть его от птиц и проходимцев. 

2.jpeg

Есть группы молодежи, которые обладают певческими и музыкальными дарованиями. Из них формируются музыкально-певческие коллективы, которые объезжают несколько деревень, дают концерты, проводят презентации, рассказы. Таким образом мы представляем шедевры старинной русской культуры, включая фольклорные музыкальные композиции и современные песнопения под гитару или с сопровождением скрипки, флейты и других музыкальных инструментов. Этим мы хотим показать, что у нас есть талантливая молодежь, которая хочет делиться своими дарованиями. С нами ездят солисты Большого театра, выпускники Гнесинки. Одна из девушек, которая принимала участие в экспедициях по Псковской области, написала музыку и подготовила ноты для литургии. Есть авторские песнопения духовно-просветительского характера, которые мы исполняем, читаем стихи. Организация такого праздника предполагает ведущего. Если это зима, то это может быть какой-то массовик-затейник в образе святителя Николая, или, как принято говорить, Деда Мороза, с подарками. У нас есть детские зимние программы с Дедом Морозом. Есть летние программы в формате «Тимур и его команда», когда наши добровольцы помогают местным жителям нарубить дрова, принести воды, подпереть, починить ограду. Это зависит во многом от талантов самих добровольцев.

– Все эти работы требуют от добровольцев определенной подготовки. Сколько времени обычно требуется на подготовку команды?

– Ребята, которые ездят не первый год, уже с полуслова понимают друг друга и быстро распределяют обязанности. Кто-то играет с детьми, кто-то готовит еду, кто-то выполняет тяжелую работу при храме. А те мальчишки и девчонки, которые отправляются в экспедицию впервые, должны какое-то время знакомиться с особенностями характера друг друга, присматриваться друг ко другу, участвовать в мероприятиях в Москве, чтобы из них сложился понимающий друг друга коллектив. 

Сложность заключается в том, что мы не отвечаем на типовой вопрос, как записаться к нам в проект. У нас нет готовой программы, где все расписано и нужно только пассивно принимать участие. Чтобы записаться в ряды проекта «Родная земля», нужно стать капитаном и записать себя в группу, потому что я не могу вас присоединить к человеку, который вас не знает. Можете самостоятельно узнать, кто является капитаном, и если группа вас примет, то вы в команде. Но нет такого, чтобы искусственно присоединить человека кому-то в группу. Лучшее, что можно сделать, чтобы записаться в проект, – это познакомиться с его деятельностью, завести друзей среди участников проекта, в течение года участвовать в общих мероприятиях, а потом стать капитаном и повести за собой других. 

Лучшее, что можно сделать, чтобы записаться в проект, – это познакомиться с его деятельностью, завести друзей, участвовать в мероприятиях, а потом самому стать капитаном и повести за собой других
– Ребята приезжают на Север и попадают не только в особый природный мир, но и в особую атмосферу православной культуры. Священники, которые встречают ребят, – это люди со своей миссией, которая не всегда понятна городским жителям. Расскажите, пожалуйста, какие люди встречают ребят и чем они отличаются от жителей крупных городов?

– В некоторых случаях ребят встречают, но не всегда. Для того чтобы нас встретили, нужно завоевать авторитет. Для этого, как правило, совершается первая ознакомительная поездка. Молодые люди приезжают в какое-то место и начинают интересоваться, чем живут местные жители. Сначала должно произойти знакомство, осмотр территории, где могут появиться добровольцы, поиск технических возможностей. Мы снимаем жилье, сами себе готовим и, может быть, даже не особо рассчитываем на теплый прием и на то, что окружающие люди сразу поймут, зачем мы здесь появились и что нам нужно. 

3.jpeg

У нас бывали случаи, когда ребята приехали со своими палатками и своим инструментом, чтобы спасти погибающий храм от разрушения, а местные жители встретили их с вилами. Они подумали, что это какие-то чернокнижники, грабители, пьяницы и дебоширы, и на все слова и разговоры о том, что мы приехали поднимать их глубинки, мы получали ответ, что нас никто не приглашал и не рекомендовал. Чтобы избежать таких ситуаций, мы для начала знакомимся, приезжаем, чтобы сказать что-то о себе, узнать о местных жителях, их жизни и после сделать вывод, стоит ли нам сюда приезжать или нет. На моей памяти были случаи, когда мы появлялись в том или ином населенном пункте всего один раз и буквально через пару часов было понятно, что мы здесь не нужны, и после мы там уже не появлялись. Все зависит от того, как сложатся отношения. Бывает так, что ты десять лет вкладываешь силы, время в какую-то деревню, а там как ходили в храм три с половиной калеки, так и ходят. Они, конечно, говорят нам приезжать, но весь год занимаются своими делами и через год на исповеди не могут сказать, что за это время происходило. А то, что пьют беспробудно, – это даже и не грех. К сожалению, так бывает. В других случаях бывает так, что ребята приехали и через пару месяцев начинается обратная связь, поднимается волна, местные жители предлагают свои инициативы.

– Да, ситуации бывают разные. Но есть и примеры, что наши волонтеры становятся батюшками и уезжают туда на служение, потом встречают следующее поколение волонтеров.

– Да, есть такие случаи. Или когда выпускники нашей Сретенской духовной академии, приобретя миссионерский опыт экспедиций в данном проекте, возвращаются к себе на Родину или в епархию, куда их распределили, и применяют этот опыт. Поддерживают контакты с участниками, приглашают в гости и пытаются у себя организовать нечто похожее.

– Расскажите, пожалуйста, о поездках этого года. Недавно вы вернулись из экспедиции с Русского Севера. Как вас встретили местные жители? Все-таки был небольшой перерыв в связи с ситуацией в стране.

– У нас были ограничения, связанные с перемещением по стране в связи с коронавирусной инфекцией, но наш проект не прерывал своей деятельности ни на один месяц. Да, в прошлом году у нас было чуть меньше групп, но мы ездили и зимой, и летом, и не было никакого перерыва в деятельности нашего проекта.

– Местные жители ждали вас? Как они восприняли ваш приезд этим летом?

– Конечно, ждали, особенно в тех деревнях, куда мы приезжаем десятый год подряд. Мы приезжаем уже как к себе домой, к нашему приезду готовятся. И даже если это поездка на две недели, мы все равно встречаем знакомые лица и наблюдаем, как на наших глазах растут дети, которых мы крестили. Это, конечно, удивительно, в большом городе это не так заметно. А когда приезжаешь раз в год, то сразу видишь все изменения, там эти годы более очевидно наблюдаются. Мы рады приезжать снова и снова в те места, где уже были. Очень приятно, что сформировались такие устойчивые связи, которые позволяют нам понимать друг друга с полуслова и получать радость и удовольствие от встреч и тех мероприятий, которые мы организовываем.

Мы встречаем знакомые лица и наблюдаем, как на наших глазах растут дети, которых мы крестили

Наша команда встретилась с мальчиком, которого мы знали еще в 2018 году: он тогда был еще совсем небольшим, а сейчас закончил 9-й класс и собирается после 11-го класса поступать в Сретенскую духовную академию, потому что у него было живое общение с волонтерами. Насколько я знаю, это не единственный случай, когда происходит такой культурный обмен между Москвой и регионами. 

4.jpeg
– Можете еще подробнее рассказать о друзьях проекта? Может быть, о тех проектах, которые вышли из самой идеи «Родной земли». У нас есть несколько дружественных проектов, связанных с музыкой, например. Или то, чем занимаются наши волонтеры в Херсонесе Таврическом.

– Проект «Родная земля» представляет собой не юридическое лицо в виде какого-то фонда или некоммерческой организации. Это скорее движение. К нам приходят ребята, которые участвуют в других православных активностях или которые просто из какой-то культурной среды. Некоторые из них потом уходят в другие организации, одновременно участвуют в работе нескольких движений. Действительно, мы взяли курс на культуру, на то, что проповедь о православной вере должна сопровождаться демонстрацией тех шедевров русской культуры, которые так или иначе сопровождали повседневную жизнь русского христианина. Такие фольклорные коллективы, как«Под облаками», «Онега». Бывает, что эти группы существуют год, бывает, десять лет и более, меняют название. Появляются какие-то сопутствующие проекты. 

Не первый год наши ребята принимают участие в археологических раскопках в Херсонесе Таврическом. Наши волонтеры хорошо зарекомендовали себя в Архангельской области как организованный, сплоченный коллектив, который не только хорошо трудится и вынослив к быту, но еще может совершать богослужения, петь песни, концерты, организовывать детские мероприятия. Они становятся востребованными на других площадках и проектах. Одной из таких площадок является музей «Херсонес Таврический». В этом году другой такой площадкой является детский оздоровительный лагерь «Стремительный» в Псковской области. Семь наших добровольцев из числа семинаристов являются вожатыми в этом лагере. У каждого из них по 20–25 детей, поскольку они уже прошли школу подготовки. При Сретенском монастыре есть отдельный проект под названием «Школа радости». В рамках этого проекта готовят вожатых, волонтеров, которые будут заниматься с детьми, отрабатывать театральные постановки. Они изучают педагогические приемы, возрастную психологию на практике. Это государственный детский лагерь, и наши ребята, заключив соответствующие гражданско-правовые соглашения, трудятся как профессиональные вожатые. Не как любители, а как люди, у которых есть навык, умение, старание, прилежание. И на них, слава Богу, есть спрос. Помню, однажды к нам приехала делегация из Рима, которая пригласила наших молодых людей съездить с концертами по Италии. Если бы не пандемия, может быть, мы бы этот проект и реализовали. Запрос пришел на высоком уровне. Мы выступили перед итальянской делегацией в актовом зале Сретенской духовной академии, и после этого поступило предложение приехать в Италию и продемонстрировать русскую культуру в песне. Я оставляю открытой возможность для того, чтобы концерты наших участников распространились и за границу. Кто знает, может быть, к нам поступит запрос из Германии, и наши музыканты отправятся туда, чтобы выступить с русской концертной программой. 

Более того, надо сказать, что в нашем движении участвуют ребята из-за границы. И не только сербы, украинцы, белорусы, молдаване, но и граждане Соединенных Штатов, Великобритании, Нигерии. В том числе и те, кто родился не в русской среде. Один раз приехал мальчик из Центральной Африки. У него была стрижка с достаточно короткими кучерявыми волосами. Он был любимцем всех детей, как в мультике про доктора Айболита, они все мечтали оказаться у него на шее, чтобы запустить пальцы в его кудряшки. Еще был парень из Великобритании, высокий, напоминал классического английского лорда. Вокруг него сформировался даже целый клуб из тех, кто хотел с ним пообщаться, узнать, почему он решил принять участие в экспедиции в Архангельской области. В двух местах Архангельской области колокола, которые звонят сейчас на колокольнях, были подарены американцами.

5.jpeg

К слову, не все американцы, которые дарили эти колокола, были православными. Но им понравилось то, что делают наши добровольцы, и они хотели сделать свой вклад. И несмотря на то, что это могут быть люди с другого полушария Земли, из другой конфессии, им нравится наше творчество. Они едут вглубь страны, чтобы утешить и порадовать местное население, позаботиться о подрастающем поколении. Позаботиться о святынях, которые являются памятниками федерального значения, особенно там, где это востребовано, но не хватает сил и возможностей у государства и местной общины. Кроме того, нас дополняют фольклорные коллективы, как «Под облаками», которые проводят целые фольклорные фестивали на Севере без нашей помощи, выигрывают гранты. Они показывают, что русская культура – это не отжившее Средневековье, не «Домострой», который когда-то был написан и пылится на полках библиотек. А это молодые, современные, активные, прогрессивные, технически продвинутые люди, которые идут с песней по жизни и с Богом в душе. Плюс к этому, они любят трудиться и от труда получать удовольствие. Они не любят праздность, а любят хорошее общение с высоким стилем, хорошим слогом, грамотной речью, без сленга и ненормативной лексики и алкоголя. 

Они едут вглубь страны, чтобы утешить и порадовать местное население, позаботиться о подрастающем поколении

– Когда вы в течение многих лет ездите в глубинку, не появляется ли в душе вопрос и разочарование от того, что на развитие и процветание провинции наша страна не находит средств? И как с этим чувством вам дается волонтерская деятельность?

– В какой-то момент я понял, что то, чем я занимаюсь, нужно только двоим: Богу и мне. Я часто вижу стеклянные глаза некоторых региональных архиереев, которые настолько перегружены своими локальными задачами, что у них хватает только сил сказать нам спасибо, вижу безразличные глаза некоторых чиновников, которые улыбаются и обещают золотые горы, а потом палец о палец не ударяют. Может быть, потому что они не чувствуют себя ответственными за то, что им не поручали сверху, а на инициативы снизу они не особо реагируют. Когда я чувствую брошенность и депрессию местных жителей, мне становится жалко, что могло быть лучше. И, когда мы говорим о сказочном Рае, который ждет нас на небесах, мне хочется спросить: «А зачем так долго ждать, если мы можем приблизить этот Рай к жителям земли и дать им почувствовать, что их кто-то любит?» Христос говорит: «Полюби ближнего, как самого себя». Я, как преподаватель Нового Завета, спрашиваю: «Что значит полюбить самого себя?» Свои недостатки, свой эгоизм, свою зацикленность на повседневных проблемах? По сути дела, чтобы полюбить, нужно иметь какое-то вдохновение. Но это чувство не рождается на пустом месте. Ведь любовь – это всегда какая-то взаимность. Я люблю кого-то, и, чтобы это чувство возникало, нужен какой-то магнит. Нужно что-то в виде дров, которые подбрасываются в огонь, чтобы поддерживать это ощущение. И для себя я понял: чтобы полюбить самого себя, нужно сначала просто полюбить. Это как источник: если ты не вычерпываешь воду из колодца, то она начинает там протухать и вонять. А чем больше мы вычерпываем, тем он становится чище, полнее, и вода в нем вкуснее. Для того чтобы полюбить себя, нужно дарить эту любовь другим. В том числе тем, кто тебе будет неблагодарен, а может быть даже и зол. 

Для того чтобы полюбить себя, нужно дарить эту любовь другим

Помню, как я помог одному человеку без определенного места жительства. Я отдал ему последние деньги, а себе оставил только на проезд. На что он мне сказал: «А что ты так мало дал? Тебе же больше дают. Ты мне обязан дать больше». Вместо благодарности я услышал еще и укор в свой адрес, что я ему еще что-то недодал и обязан был это сделать. Но если не принимать это на свой счет (ведь человек говорит из глубины своего страдания, своих немощей), если эту ситуацию поместить на флаги личного путешествия по жизни, то, на мой взгляд, надпись «Не жди благодарности» будет лучшей для человека, который действительно хочет любить, не ожидая ответа. Кто-то из подвижников ХХ века сказал, что благодарность может быть только один раз: или здесь, или Там. Так вот я бы хотел подарить свою любовь здесь, а благодарность, если она будет, пусть будет Там. Хочется приберечь какой-то сюрприз на черный день.

6.jpeg

***

Еще тексты о проекте «Родная земля» можно прочесть здесь.

Присоединяйтесь к официальным страницам проекта ВКонтакте и Telegram.

Беседовала Мария Красникова

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить