«Райский сад» Андерсена

Нет, наверное, человека, который при имени Ханса Кристиана Андерсена не вспомнил бы его сказки – «Русалочку» и «Снежную королеву», «Дюймовочку» и «Стойкого оловянного солдатика». Этим набором обычно и ограничивается представление среднестатистического читателя о творчестве великого датчанина. И уж тем более мало кто задумывался о том, что все сказки Андерсена – а их более двухсот – имеют ярко выраженную христианскую направленность. Миссионерские духовные притчи – так можно назвать сказки Андерсена, и некоторые из них собраны в книге «Райский сад». В них, может быть, наиболее зримо явлена христианская позиция автора, а Божии заповеди облечены в чеканную и в то же время красочную и образную форму. 

Миссионерские духовные притчи – так можно назвать сказки Андерсена

Андерсен был лютеранином, то есть причислял себя к одной из христианских конфессий – протестантизму. Но это отнюдь не помешало его книгам, как и произведениям католика Дж. Р. Р. Толкина и относящего себя к англиканской церкви К. С. Льюиса, стать настольными книгами православных христиан.

Предисловие к сборнику и комментарий к сказкам написал протоиерей Алексий Потокин, клирик храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Он доходчиво и убедительно раскрывает христианские смыслы андерсеновских историй. «Сначала обдумайте эти сказки сами, – предлагает отец Алексий, – наедине с самим собой. После этого, заглянув в комментарии в конце книги, вы сможете сравнить с тем, что мы думаем о них. Вполне вероятно, что наши мысли будут разными, но, может быть, они дополнят друг друга до верного целого…»

1 (68).jpg

Что ж, последуем его совету. Открывается сборник сказкой «Гречиха». Мораль в ней четко прописана в финале: «Гордость всегда бывает наказана». Самоуверенная гречиха отказывается преклонить голову перед ангелом бури и дерзко заявляет, что заглянет «в само небо Господне», хотя другие растения предупреждают ее о последствиях: «За такой грех Господь карает человека слепотой. Что же ожидает тогда нас?..» В результате гречиха сожжена молнией, а вывод ясен: гордым Бог противится, смирение перед волей Божией необходимо.

Протоиерей Алексий Потокин дает развернутый комментарий и раскрывает и другие, глубинные смыслы, которые становятся понятными при внимательном прочтении. Например, такой: «С одной стороны, человек и ищет Бога, и хочет правды – он должен знать всегда и помнить: если он узнает всю правду о себе в один момент, эта правда может убить, уничтожить каждого из нас, и мы сгорим, узнавая ее. Но если мы будем склонены, смиренны сердцем и будем понимать, что эта правда для того, чтобы принести нам милость, мы можем сказать: мы плохи, мы несовершенны, прости и сделай нас другими…»

Сказка «Лён» – это философская, даже богословская притча о том, что жизнь – это бесконечное движение вперед и вверх, что, проходя через страдания и лишения, мы каждый раз восходим на новую ступень душевного (и духовного) развития, что смерть – это не конец: «Песенка никогда не кончается – вот что самое чудесное!» Это говорят «незримые крошечные существа», ангелы, и в этом особый, христианский оптимизм, которым Андерсен делился в каждой, даже самой печальной своей истории.

Особым христианским оптимизмом Андерсен делился в каждой, даже самой печальной своей истории

Протоиерей Алексий Потокин обращает наше внимание на очень важные моменты повествования. Главный герой – это куст льна, из которого сделали сначала кусок полотна и пошили нижнее белье, потом переработали в бумагу и напечатали хорошую, добрую книгу. Этот герой терпеливо переносит все испытания, убеждая себя, что в любой ситуации можно быть счастливым, что он приносит пользу другим. Мысль священника глубока и ценна: «Одна из самых трудных заповедей христианства – то, что только тот труд настоящий до конца, только та песня настоящая, которая не видна и не слышна другим, которая бывает сокровенна, как Сам Бог».

«Последний сон старого дуба» имеет подзаголовок «рождественская сказка». Святочные рассказы обычно заканчиваются благополучно: обездоленные получают тепло и помощь, благополучие и крышу над головой. Но не в рождественских сказках Андерсена, которые заканчиваются смертью героя. Это и история про девочку, которая умирает в рождественскую ночь, так и не продав спички. И эта история про старый дуб, проживший 365 лет и в рождественскую ночь вырванный с корнем. Но и девочка, и старое дерево умирают счастливыми: в последнем земном сне им открываются Небеса. Смерти нет, говорит Андерсен, смерть – это начало новой жизни и встреча с Господом лицом к лицу. Об этом говорит и отец Алексий: «Смерть – конец сна и начало новой – вечной жизни, в которой человек станет сам собой, станет подлинным и настоящим».

2 (63).jpg

В сказке «Пятеро из одного стручка» присутствует и притчевость, и легкая ирония. Пять горошин как пять молодых людей, обдумывающих свое будущее и состязающихся, кто из них «дальше пойдет». Амбициозные и эгоистичные горошины в конце концов оказываются проглоченными голубями или оканчивают свою жизнь в сточной канаве. А та, что была всех скромнее и полагалась на волю Божию, оказалась занесенной под окна нищей лачуги, где едва сводили концы с концами бедная женщина и ее прикованная к постели дочь. Горошина, став в конце концов гибким, сильным растением с прекрасным цветком, придает девочке бодрости и веры в выздоровление. Так, жизнь, прожитая для других, – это счастливая, наполненная смыслом жизнь.

Сказки в этом сборнике разные. Есть авантюрно-приключенческие, со сложным сюжетом («Райский сад»), есть сказки-притчи («Гречиха», «Лён»), есть пронзительные философско-лирические истории («Ангел», «Девочка, наступившая на хлеб»). Но все они объединены единой мыслью: нет ничего случайного, всё определено свыше, смертью наше существование не кончается, а «жизнь – чудеснейшая из сказок», как говорится в истории «Что сказала вся семья».

Нет ничего случайного, всё определено свыше, смертью наше существование не кончается, а «жизнь – чудеснейшая из сказок»

В предисловии протоиерей Алексий Потокин справедливо замечает: «Часть историй Андерсена напоминает нам в декорациях современного человеческого быта евангельские притчи Христа, часть рассказывает о проявлениях Христовых заповедей в нас, в наше время, и нет ни одной его сказки без явного или тайного присутствия Самого Иисуса Христа». Сказанное относится не только к историям, представленным в сборнике, но и к любой сказке Андерсена, будь то «Оле Лукойе», «Гадкий утенок» или «Новое платье короля». Просто теперь, когда читатель знает о христианском мировоззрении Андерсена, ему будет проще увидеть в этих сказках не просто «общечеловеческие ценности», а прямую проповедь Христа.

КУПИТЬ КНИГУ

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить