Удивительно современный Чарльз Диккенс

Как объединить всю семью – бабушек, дедушек, маму, папу, малышей и подростков – зимним вечером, да так, чтобы всем было интересно (просмотр очередного блокбастера и настольные игры не предлагать!)? Конечно же, почитать вслух Диккенса! Начните с «Рождественской песни в прозе». Ну и что, если вы смотрели экранизацию этой маленькой повести, например, мультфильм «Рождественская история». Да, эффекты впечатляют. Но книга сильнее, пронзительнее, глубже и… уютнее!

В рождественскую ночь к известному всему Лондону богатому скряге Эбенезеру Скруджу является призрак его компаньона Марли и сообщает, что за свое бесчеловечное отношение к людям и жадность он закован в цепи обречен на вечные скитания. Цепи – это бухгалтерские книги, железные кассы для денег, кошельки. Именно это больше всего занимало Марли при жизни. Он жалеет о том, что не помогал людям, презирал смех и веселье, и хочет предупредить Скруджа, чтобы тот успел в этой жизни сделать что-то доброе, ведь после смерти ничего поправить уже нельзя. И вот Скрудж поочередно общается с тремя духами. 

Первым ему является Дух Прошлых Святок. Вместе с ним Скрудж отправляется в те места, где провел свое детство, и видит себя. Но не жадным, черствым и обозленным, а добрым и отзывчивым, нежно любящим свою младшую сестренку, которая умрет совсем молодой. Ее сын в начале повествования приходит позвать дядюшку в круг своей семьи на Рождество, но тот его прогоняет. Скрудж видит себя – молодым симпатичным, влюбленным в прелестную девушку, которая отвечает ему взаимностью, но он все больше думает лишь о деньгах и карьере, и они расстаются… Скрудж видит себя учеником в конторе доброго и щедрого хозяина мистера Физзиуига, который устраивает в Сочельник настоящий бал и пир для своих учеников и всех соседей, среди которых много бедняков. И Скрудж, повинуясь бескорыстному веселью, вдруг озвучивает давно забытые мысли: «От Физзиуига зависит сделать нас счастливыми или несчастными, а наш труд – легким или тягостным, превратить его в удовольствие или в муку. Пусть он делает это с помощью слова или взгляда, с помощью чего-то столь незначительного и невесомого, чего нельзя ни исчислить, ни измерить, – все равно добро, которое он творит, стоит целого состояния». И в этот момент вспоминает, как сам издевается над своим подчиненным, клерком. В нем начинает просыпаться совесть! В завершение Дух показывает Скруджу его бывшую невесту рядом с любящим мужем и очаровательными детьми. Старшая дочь с любовью прильнула к отцу, и Скрудж с горечью подумал, что «такое же грациозное, полное жизни создание могло бы и его называть отцом и обогревать дыханием своей весны суровую зиму его преклонных лет».

Затем к Скруджу приходит Дух Нынешних Святок. Вместе с ним Скрудж отправляется незамеченным в дом своего клерка, слышит нелицеприятные замечания его жены в свой адрес (еще бы, Скрудж платит своему подчиненному сущие гроши и выжимает из него все соки) и проникается внезапным сочувствием к их больному сыну. Затем Дух вместе со Скруджем отправляются к племяннику главного героя, где Скрудж видит, как дружно и весело отмечает он Рождество в кругу семьи и друзей, слышит, как шутят над его скаредностью собравшиеся и как племянник защищает дядю, несмотря на дядюшкину грубость и холодность. Полмира пролетает Скрудж вместе с Духом, и везде – в жалких лачугах, в тюрьмах, больницах, богадельнях – люди искренне радуются Рождеству. А Дух, даря людям надежду и радость, «учил Скруджа заповедям милосердия». 

Наконец появляется Дух Будущих Святок и показывает Скруджу день его смерти. Всеми забытый, всех оттолкнувший от себя, он лежит на смертном одре. «О Смерть, Смерть, холодная, жестокая, неумолимая Смерть! Воздвигни здесь свой престол и окружи его всеми ужасами, коими ты повелеваешь, ибо здесь твои владения! Но если этот человек был любим и почитаем при жизни, тогда над ним не властна твоя злая сила, и в глазах тех, кто любил его, тебе не удастся исказить ни единой черты его лица! Пусть рука его теперь тяжела и падает бессильно, пусть умолкло сердце и кровь остыла в жилах, – но эта рука была щедра, честна и надежна, это сердце было отважно, нежно и горячо, и в этих жилах текла кровь человека, а не зверя. Рази, Тень, рази! И ты увидишь, как добрые его деяния – семена жизни вечной – восстанут из отверстой раны и переживут того, кто их творил!» 

Однако эти слова не относятся к Скруджу, который был жаден и жесток к окружающим. Он так потрясен увиденным, такое мощное раскаяние потрясает все его существо, что Скруджу дается еще один шанс. Теперь он твердо усвоил, что «каждая христианская душа, творя добро, пусть на самом скромном поприще, найдет свою земную жизнь слишком быстротечной для безграничных возможностей добра!.. Даже веками раскаяния нельзя возместить упущенную на земле возможность сотворить доброе дело». 

«Даже веками раскаяния нельзя возместить упущенную на земле возможность сотворить доброе дело»

И Скрудж использует этот подаренный ему шанс. Все в наших руках, словно бы говорит Диккенс, а творить добро так легко и приятно! Скрудж получает столько благодарности в ответ, а финальная сцена, когда он приходит в дом племянника, согрета таким теплом, что каждому читателю становится ясно: семья, дом – это самое главное в жизни человека. Считается, что именно эта повесть Чарльза Диккенса положила начало празднованию Рождества как самого любимого семейного праздника в Англии, да и во всей Западной Европе.

Еще одно известнейшее произведение Чарльза Диккенса – «Приключения Оливера Твиста». Этот роман о том, что судьба бывает очень сурова к человеку. Оливер Твист – сирота, и потому терпит постоянные унижения, побои. Ему, доброму и честному, не находится места в «цивилизованном обществе», и Оливер оказывается в шайке воров. Диккенс, в своих книгах последовательно защищавший права бедняков, и в этом романе говорит о бесчеловечных законах, которые защищают права богачей, а бедняков лишают и того немногого, что они имеют. Но в мире, говорит Диккенс, все-таки есть место и доброте, и взаимопомощи, и справедливости. Оливер, который с рождения видел вокруг себя торжество сильного над слабым и беспросветное зло, сохранил четкие нравственные ориентиры: нельзя лгать, воровать, предавать ближних. Он постоянно обращается за помощью к Богу. Накануне страшного дня, когда его должны втянуть в преступление, «он стал молиться и просил Бога избавить его от таких деяний и лучше ниспослать сейчас же смерть, чем сохранить ему жизнь для того, чтобы он совершал преступления столь страшные и отвратительные». 

Так и сам Чарльз Диккенс всю жизнь обращался к Богу. А жизнь его была отнюдь не легкой. 

Чарльз Диккенс родился 7 февраля 1812 года в Портсмуте. Дедушка будущего писателя был дворецким в доме богатых аристократов, бабушка – экономкой. Это было предметом переживаний отца Чарльза, поскольку в Англии во время правления королевы Виктории происхождению придавалось большое значение. 

Мама Чарльза происходила из знатной фамилии, хотя злые языки и поговаривали, что ее отец был всего лишь незаконнорожденным сыном какого-то аристократа.

Чарльз был истинно демократичен и с негодованием относился к тем, кто кичился своей «голубой кровью» и презирал простых людей. В своих книгах он всегда беспощадно высмеивал спесивых, тупых, жадных и безразличных к чужой боли аристократов. А вот бедняки, простые, честные, работящие люди всегда вызывали его сочувствие. Жизнь простых людей он знал достаточно хорошо. Хотя первые годы его жизни в дружной многодетной семье были вполне безоблачны. 

Отец Диккенса имел должность чиновника морского ведомства, деньги в семье водились. Дети получили неплохое домашнее образование, вся семья участвовала в домашних спектаклях, в которых Чарльз был первым актером. Театр и чтение были его страстью с детства. Любимейшая книга Диккенса – «Дон Кихот» Сервантеса. Потом он наделит своих любимых героев чертами Дон Кихота: рыцарством, великодушием, готовностью прийти на помощь слабому. Больше всего Диккенс любил произведения Шекспира и… Новый Завет. Нельзя сказать, что семья Диккенса была очень религиозной. Родители его принадлежали к официальной англиканской церкви, но, будучи людьми открытыми и общительными, имели знакомых среди баптистов и кальвинистов. Диккенс побывал на службах в этих общинах и приобрел стойкое отвращение и к мрачной мизантропии кальвинистов, и к восторженности баптистов, и к напыщенным проповедям тех и других. Но досадные примеры человеческой слабости, которые Диккенс наблюдал в христианских общинах, не ослабили ни его веру в человека, ни его веру в Бога. Недаром Диккенса считают последовательным и горячим проповедником христианской морали.

Именно вера помогала ему выстоять в самых суровых испытаниях. А они начались довольно рано. Отец Диккенса, живший расточительно, разорился и попал в долговую тюрьму в Лондоне, его жена с младшими детьми добровольно присоединилась к мужу, поскольку в тюрьме было хоть и скудное, но регулярное питание. А вот Чарльзу пришлось самому зарабатывать себе на жизнь. Он нанялся чернорабочим на фабрику по производству ваксы и на себе испытал весь ужас системы эксплуатации детского труда. Биограф Диккенса Энгус Уилсон писал: «Негодование, которое слышится в его книгах, делает его имя почти символом народного протеста против жестокости, символом сочувствия угнетенным, беспомощным, покинутым, отверженным».

Именно вера помогала ему выстоять в самых суровых испытаниях

Диккенс каждый день отправлялся через весь город в тюрьму Маршалси, чтобы навестить родителей. Благодаря этим путешествиям он хорошо узнал Лондон, который потом так впечатляюще описал в своих книгах. Его путь лежал через криминальный район Севен-Дайлз, имевший дурную славу из-за своих воровских притонов. Там было много лавочек ростовщиков, оценщиков краденого, старьевщиков, торговавших одеждой, которая принадлежала казненным или сосланным на каторгу преступникам. Диккенс часто задумывался о судьбах этих людей, о тех причинах, которые привели их на самое дно жизни. Позже, став журналистом, в своих очерках он отразил эти горькие раздумья о трагичной доле бедняков и равнодушии к ним государства.

К счастью, родители пробыли в тюрьме не слишком долго. Благодаря наследству, которое оставила бабушка, положение семьи несколько улучшилось. Отец даже смог определить Чарльза в частную школу «Академия Веллингтон-Хаус». Диккенс вернулся в родительский дом, жил среди любимых и любящих людей. Окончив курс обучения, стал служить в адвокатских конторах кем-то вроде курьера. Освоил стенографию и ежедневно присутствовал в суде Докторс-Коммонс, писал отчеты о судебных заседаниях. Там он услышал огромное количество невероятных историй, увидел великое многообразие человеческих характеров и судеб. Все это пригодилось ему потом как писателю. Насмотревшись на бесчестных, продажных судей, лицемерных адвокатов, увидев глупость, подлость и пошлость, Диккенс создал запоминающиеся сатирические образы, вроде мерзких Додсона и Фогга в «Посмертных записках Пиквикского клуба». 

Первые очерки Диккенса были напечатаны в газете «Морнинг кроникл» сначала без имени автора, потом под псевдонимом «Боз». Эти газетные статьи-зарисовки о жителях Лондона в феврале 1836 года вышли отдельной книгой под названием «Очерки Боза». Параллельно с журналистской работой Диккенс трудился над романом «Посмертные записки Пиквикского клуба». В начале работы это были шутливые подписи к рисункам художника Роберта Сеймура о приключениях компании почтенных джентльменов, которые считают себя великими спортсменами, но постоянно попадают в разные смешные переделки. История о незадачливых горе-спортсменах выросла в увлекательную книгу, благодаря которой Диккенс сразу стал известным писателем.

Он женился на Кэтрин Хогарт, дочери своего начальника-редактора, в браке с которой имел девятерых детей, которых очень любил, и всем дал достойное образование и воспитание. Диккенс был строгим отцом, но никак не суровым. Он всегда советовал детям руководствоваться Новым Заветом, специально для них написал «Житие нашего Господа», а когда они подрастали и уходили в мир, он снабжал каждого из них Евангелием и письмом с отцовским напутствием. Главной ценностью для Диккенса всегда оставалась семья, об этом все его произведения.

Чарльз Диккенс, проповедуя в своих книгах идеи любви к людям и помощи им, своей собственной жизнью явил пример бескорыстного служения ближним. Он много помогал и многочисленным родственникам, и людям совершенно незнакомым. Содержал школы для бедных, организовал и материально поддерживал приют «Урания» для женщин, попавших в беду, ставил спектакли и сам участвовал в них, а все вырученные средства отправлял семьям неимущих писателей. Он невероятно много работал. Нередко писал по два романа одновременно. И какие романы! «Дэвид Копперфилд», «Домби и сын», «Крошка Доррит», «Лавка древностей», «Холодный дом», «Тяжелые времена»… 

Чарльз Диккенс, проповедуя в своих книгах идеи любви к людям и помощи им, собственной жизнью явил пример бескорыстного служения ближним

Романы печатались каждый месяц новыми выпусками, которых с нетерпением ждали тысячи читателей по всему миру. Говорят, что когда в Америку приходил корабль из Старого Света с тиражом очередного выпуска нового романа Диккенса, на пристани собирались сотни людей, которые кричали тем счастливчикам на судне, которые уже прочли продолжение: «Что там дальше? Такой-то остался жив?..» 

В последние годы жизни Диккенс публично выступал с чтением своих произведений. Успех был огромным, Диккенса приглашали в гастрольное турне по Соединенным Штатам Америки, он объездил всю Великобританию и Ирландию. Конечно, это не могло не сказаться на здоровье, а Диккенс от рождения страдал сердечной недостаточностью. В июне 1870 года, работая над романом «Тайна Эдвина Друда», он почувствовал себя плохо, прилег на диван и больше уже не поднялся.

Чарльз Диккенс удивительно современен. Его мягкий и добрый юмор, его прямодушие, честность и глубокое сострадание к людям, его твердая вера в торжество доброты и справедливости – все это передается читателю через страницы его удивительных книг. Эти книги дают нам силу жить, любить, надеяться и верить. Ведь, как сказано в романе «Дэвид Копперфилд», «настоящая любовь и преданность в конце концов торжествуют над любым злом и всеми напастями в мире».

Наталья Богатырёва 6 февраля 2022
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Юлия   7 февраля 2022, 18:02
Очень интересная  статья от Натальи Богатыревой "Рождественскую песнь", читала 5лет назад, но захотелось перечитать снова. Стало понятно, что сподвигло его написать "Крошку Дорит", про долговую тюрьму.
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить