«Митрополит Каллист всегда учил спрашивать себя: я поступаю по любви или нет?»

Монахиня Серафима (Константиновская) родилась в Москве, является духовной дочерью отца Димитрия Смирнова, который крестил ее. В юношеском возрасте с семьей переехала в Англию, где и познакомилась с выдающимся богословом современности, 40 дней назад отошедшим ко Господу, – митрополитом Диоклийским Каллистом (Уэром). С владыкой монахиня Серафима оказалась тесно связана и в духовной, и в академической жизни. Сегодня матушка Серафима рассказывает, каким человеком был владыка, как мерой всему он избрал любовь и насколько любил Россию.

1.jpg

– Расскажите, как Вы познакомились с митрополитом Каллистом?

– С владыкой Каллистом я знакома более 30 лет. Помню его проповеди еще со школы. Наше знакомство было сначала как бы «издалека», а последние 20 лет, наоборот, «вблизи», потому что все это время я нахожусь в Оксфорде. Мои отношения с владыкой складывались и по университетской линии (так как он был моим преподавателем, научным руководителем), и со стороны духовничества (ведь владыка был моим духовником). В последние месяцы его болезни несколько человек, близких к нему, и я среди них, ухаживали за ним до конца, до его кончины.

Я помню первую встречу, которая была около 35 лет назад. Владыка делал доклад в Лондоне, не помню, по какому случаю и на какую тему. Но запомнилась его фигура, его личность, его живая манера говорить и что говорил он с улыбкой. Тогда он был еще совсем недавно поставлен епископом, это было во второй половине 1980-х годов. Он очень выделялся, поражая своей живостью и яркостью слова и мысли. Владыка великолепно владел словом. Митрополит Каллист был замечательным учителем, потому что он был полон любви к своим ученикам.

У владыки был редкий дар – просто и доходчиво объяснять сложные вещи из истории Церкви и богословской мысли. Это всегда являлось отличительной чертой его лекций. Вспоминается, как часто во вступлении к какой-либо лекции владыка объявлял: «В сегодняшней теме следует выделить три пункта!» Часто его лекции или беседы строились именно вокруг «трех пунктов», не четырех и не пяти. Он любил такую троичность.

У владыки был редкий дар – просто и доходчиво объяснять сложные вещи из истории Церкви и богословской мысли

Студенты стремились, чтобы он был их научным руководителем, потому что с самого начала работы над темой владыка предлагал план, в котором все было ясно и хорошо структурировано. С владыкой было легко и увлекательно работать, и он был самым замечательным научным руководителем. Он не просто добросовестно относился к своим обязанностям научного руководителя, но неустанно вдохновлял, поддерживал и ободрял.

2.jpg

– Чем лично Вам запомнился митрополит?

– Владыка всегда был доступен и открыт для общения. К нему было легко записаться на прием, потому что сердце его было открыто для всех. Но при этом владыка любил порядок и нужно было всегда сначала подойти к нему, чтобы согласовать день и час встречи. Возможно, эта встреча могла произойти на исповеди, а может быть, у него в кабинете, для обсуждения научной статьи. Он всегда был исключительно пунктуален и аккуратен. Если он договаривался с человеком на разговор в течение часа – это был час, и не минутой меньше или больше. У владыки Каллиста был дар целиком видеть и охватить весь вопрос и затем уметь разложить его на составные пункты. О себе владыка говорил очень скромно: «я не старец, я – учитель».

Он был полон любви и доброго расположения ко всем людям. Невозможно перечислить, скольким людям митрополит помог в сложных ситуациях. Лично мне владыка Каллист помогал бесчисленное количество раз. Причем не всегда даже об этом говорил. Упомянешь ему о какой-то ситуации, даже тривиальную проблему со стипендией, а он возьмет и напишет письмо куда надо. И вдруг стипендия появится, как будто чудесным образом. И это он делал тайно. Владыка помог бесчисленному количеству людей, и это говорит о его большом сердце, которое было полно любовью ко всем. Советуя другим, владыка часто говорил: «всегда надо себя спрашивать: я поступаю по любви или нет?» И этот принцип, который лег в основу наставлений другим, направлял его собственные действия. Основополагающим критерием действия и всей жизни для него была любовь к Богу и ближнему.

Владыка помог бесчисленному количеству людей, и это говорит о его большом сердце, которое было полно любовью ко всем

– Владыка Каллист был очень отзывчивым человеком.

– Многие случаи его помощи людям неизвестны, потому что владыка их делал не на показ. Так, митрополит Каллист имел дар помогать людям, с которыми приключались страшные «академические» несчастья. Например: человек работает над докторской диссертацией, завершает ее, выходит на защиту и… его заваливают. Пропало дело всей жизни, потому что человек получает «черную метку» и те жизненные пути, к которым он стремился, оказываются для него закрыты.

Такой случай произошел с одной нашей православной подругой. Она несколько лет работала над докторской диссертацией по сравнению философии М. Хайдеггера с богословской мыслью святого Григория Нисского в одном из университетов на юге Англии. На самой защите ее тезиса выяснилось, что ее экзаменатор не принимает Григория Нисского и вообще ненавидит христианство! Переубедить экзаменатора было невозможно, так как тему о святом Григории он воспринял как личное оскорбление своим языческим и марксистским взглядам. Защита диссертации была провалена, даже без права апелляции. Это была работа многих лет жизни кандидата. И опять владыка Каллист явился спасителем ситуации. Он написал декану факультета этого университета, объясняя, что была совершена страшная несправедливость, были нарушены все нормы свободы академической мысли, согласно которым в таких гуманитарных науках, как богословие и философия, человек имеет право на свою точку зрению, что работа не была правильно прочитана экзаменаторами и сама личность кандидата подверглась оскорблению, что совершенно недопустимо в академическом контексте. Защита владыки, сопровождавшаяся его молитвой, была успешной. Аспирантка получила возможность новой защиты. Митрополит Каллист сам выступил в качестве нового экзаменатора. И утвердил диссертацию, написав блестящий отзыв. Справедливость восторжествовала, и кандидату (NB: в английской академии проходящий защиту исследователь называется кандидатом в доктора философии) без малейших поправок в тексте диссертации было присуждено звание доктора философии. Тем самым владыка защитил не только кандидата, но и святого Григория, и дело православия.

3.jpg
Церемония присуждения степени доктора Honoris causa митр. Диоклийскому Каллисту (Уэру). Источник: соцсети Православной миссионерской энциклопедии

– Владыка Каллист – выдающийся богослов нашей эпохи. Как, по Вашему мнению, он изменил современный ему православный мир?

– Владыка был замечательным богословом нашего времени, но он также был выдающимся академистом. Он умел говорить о православном богословии прекрасным и одновременно доступным языком. Говоря о том огромном вкладе, который он внес в развитие богословия XX века, следует особенно подчеркнуть его работу над сборником греческих аскетических текстов, известных под названием «Филокалия» («Добротолюбие»): The Philokalia of the Neptic Fathers. Греческое слово «Филокалия» означает «любовь к доброму и прекрасному». Этот сборник греческих аскетических текстов, написанных между IV и XIV веками, содержит святоотеческие поучения об аскетическом воспитании души через умное делание, стяжание бесстрастия и непрестанной молитвы Именем (с большой буквы, пожалуйста!) Господа Иисуса Христа.

Традиция мысли «Добротолюбия» золотой нитью проходит через все развитие христианской аскетической мысли и делания. Получив новый расцвет в XIV и XV веках, она особенно связана с именем святителя Григория Паламы. Своим учением о непрестанной молитве и о Нетварном Свете, который христианин, проходящий путь евангельских заповедей, покаяния и молитвы, стремится стяжать уже в этой жизни, святой Григорий катализировал глубокое возрождение православной жизни не только в Византии, но и в странах, находившихся в культурной орбите Византии, например, в России. По учению святого Григория, которое отражено в текстах «Добротолюбия», непрестанная молитва (по слову апостола) и просвещение всего человека доступны не только сокрытым от мира монахам, но христианину любой профессии и географической локации. Заслуга владыки Каллиста в том, что он это учение, так необходимое в настоящий век глобальной секуляризации и отчаяния, донес до современного западного англоязычного мира.

Он донес учение, так необходимое в век глобальной секуляризации и отчаяния, до современного западного англоязычного мира

– Как у него это получилось?

– В течение нескольких десятилетий владыка Каллист и его помощники сделали прекрасный перевод с греческого языка на английский текстов «Добротолюбия». Собрание состоит из пяти томов. Первые четыре тома были уже давно переведены и изданы (издательством Faber and Faber). Последний, пятый том получил задержку, и в течение скольких-то лет весь мир ожидал завершения этого замечательного проекта. Одно из важнейших достижений владыки Каллиста в том, что за месяцы своей болезни он завершил проверку перевода последнего тома, и его помощники тоже смогли завершить проверку всех библейских и патристических ссылок. Таким образом, сегодня возможно подвести итог этому важнейшему делу жизни митрополит Каллиста и сказать, что весь проект, который был делом его жизни, им завершен. Ожидаем выхода пятого тома в ближайшие месяцы.

– Что мы потеряли вместе с уходом владыки?

– Мы потеряли друга, духовника и наставника. Сильно ощущается некоторая пустота после его ухода. Последние месяцы и недели жизни владыки жизнь тех, кто ухаживал за ним, была наполнена заботой о нем. Неважно, близко ли человек находился к владыке последние дни или знал и любил его на расстоянии, безошибочно можно сказать, что сейчас все, кто знал его, по-человечески ощущают скорбь. Мы потеряли его живое присутствие с нами, его живое слово. Невозможно больше иметь беседу с ним, невозможно прийти к нему на исповедь. Нельзя больше поехать с владыкой в паломничество. Ведь владыка был великим путешественником – он хорошо знал и посещал святые места по всему миру. И никогда он больше не будет служить Литургию здесь на земле.

В то же время, хотя он ушел из этой жизни, по его уходе в вечность осталось глубокое ощущение радости и мира, которые приходят, когда человек имеет блаженную кончину. Владыка Каллист имел блаженную кончину, полную молитвы и благодати. И множество людей знает: он не оставил нас, он с нами.

Его слово будет расти и питать людей во всем мире. Наверное, нужно чтобы человек перешел из этого мира в вечность, чтобы начать осознавать и оценивать величину его вклада, влияние его слова в христианском мире.

4.jpg

– Хотя владыка и принадлежал к Греческой Церкви, он глубоко любил Русскую Церковь.

– Он прекрасно знал святые места России, любил и ценил Россию, ее святыни. Знал русские культуру и искусство. Мог бы быть экскурсоводом в Третьяковской галерее. Прекрасно помнил, где и какая картина или икона висит в галерее!

Владыка воспитал много поколений православных богословов и священнослужителей, из которых многие были его студентами. Одним из самых возлюбленных его студентов, и самым блестящим, был и есть митрополит Иларион (Алфеев). Представляется промыслительным, что именно владыка Иларион присутствовал при последних днях земного жития митрополита Каллиста. Последнюю в земной жизни митрополита Каллиста Божественную литургию служил именно владыка Иларион. Он же совершил первую панихиду по владыке, спустя всего минуты после отшествия его в вечность.

Упокой, Господи, душу новопреставленного раба Твоего, отца нашего и учителя митрополита Каллиста!

Беседовал Владимир Басенков

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить