«Сильна, как смерть, любовь»

Прочла с глубоким интересом историческую повесть-дилогию Алины Сергейчук «Странствие Орфея», написанную на основе жития мученицы Юлии Карфагенской, чью память православные христиане чтут 29 июля. Подвиг христианского мученичества для меня всегда остается вопросом: как возникает в человеке желание его осуществить, как вышний зов вызревает в глубине верующей души… Ведь иногда это жертвенное деяние совершалось непредсказуемо. Во времена первых христиан люди, даже не крещеные, видя страдания и мужество верующих, неожиданно шли за Христа на смерть. Это тайна, как человек отрекается от своей жизни ради высшей, многим непонятной, сокровенной Божественной Любви. Сразу вспоминаются слова: Сильна, как смерть, любовь (Песн. 8: 6).

2.JPG

После размышлений для меня стало очевидным, что подвиг несения креста мученичества дается свыше. Мученики – Божии избранники. Сам Бог, Который Один знает, что в сердце человека, видит подвижника духа и делает его мартиросом, по-гречески, – свидетельствующим. Боголюбцем, не отступившим от Христа даже перед лицом смерти и подтвердившим истину веры своею кровью. Отличительной особенностью душеустроения первых христиан было их постоянное горячее стремление соединиться со Христом и перейти из жизни временной в жизнь вечную. Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение, – пишет апостол Павел (Флп. 1: 21). Чуть ниже продолжает: …имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше (Флп. 1: 23).

Оттого можно утверждать: тематика повести выбрана автором в высшей степени достойная и даже, вероятно, актуальная для реалий нашего бытия. В последние два эпидемические года мы все словно стали ходить «по водам», испытуя и укрепляя свою веру. 

Признаться, из истории литературы на память приходит не много художественных произведений, созданных о первохристианских мучениках. Книга «Камо грядеши» Генрика Сенкевича, произведение Евгении Тур «Катакомбы», роман протоиерея Николая Агафонова «Иоанн Дамаскин»... Больше не вспоминается.

Поэтому хотелось познакомиться с книгой Алины Сергейчук о временах христианских гонений. Могу свидетельствовать, что она не только поучительна, но и увлекательна. По отзыву отца Артемия Владимирова, «Странствие Орфея» – произведение молодого автора Алины Сергейчук – приковывает внимание читателя с первой же страницы – и до последней точки эпилога».

Надо особо отметить, что в повествовании присутствует глубокое погружение в историческое время. Следя за развитием действия, мы наблюдаем, как в старые мехи языческой, «ваятельной» античности вливается новое, молодое вино христианства – веры в Живого Бога. Совершается это делание и радостно, и трагически. Но молодые герои повести не боятся опасности и даже смертельной угрозы. Они с благодарностью, но и с рассудительностью принимают все, происходящее с ними по Промыслу Божиему. Замечу, что атмосфера книги, несмотря на выбранную тему, живая, теплая, взаимоотношения персонажей полны искренней непосредственности, любви и милосердия. Особо обращает на себя внимание готовность всех персонажей к самопожертвованию и полному равнодушию к губящей душу привязанности к благам мира сего.

В старые мехи языческой античности вливается молодое вино христианства

Как правило, жития святых составляются без конкретных деталей и психологических подробностей, бесстрастно повествуя нам о жизни и подвиге святого. За рамками рассказа остаются молитвы, мысли и переживания человека, готового взойти вслед за Господом на Голгофу. Какие устремления руководят этим человеком? Разумеется, мы ответим: любовь и вера. Но как эти два высоких чувства изобразить в художественном произведении без назидательности и резонерства? Алине, как мне кажется, удалось это сделать посредством развития самого действия, круговорота происходящих в повести событий и через совершаемые героями поступки. 

2.JPG

Мы знаем из жития святой Юлии, что родилась она в Карфагене в христианской семье. Десятилетней девочкой попала в плен, после чего была продана в рабство. Исполняя христианские заповеди, святая Юлия хранила верность Богу, много молилась, постилась, честно служила своему земному господину. Никакие уговоры, наказания хозяина-язычника, не могли склонить девушку к идолопоклонству. Однако, видя праведное житие Юлии, и что имущество увеличивается под присмотром этой рабыни (Бог благословил дом купца ради святой), господин позволил христианке жить по ее родной вере. Однажды он отправился с товаром в Галлию и взял с собой Юлию. По пути корабль пристал к острову Корсика, где шел языческий праздник. Хозяин пошел на бесовские игрища, оставив христианку на корабле. Корсиканцы узнали об этом, напоили купца вином и, когда тот заснул, привели Иулию. Святая призналась, что верит во Христа, и отказалась приносить жертву ложным богам. Обезумевшие язычники распяли девушку на кресте. О кончине святой мученицы Ангел Господень оповестил иноков монастыря, находившегося на соседнем острове. Монахи тайно взяли тело святой и погребли в храме своей обители. Это то, что донесла нам история почти двухтысячелетней давности. 

В повести «Странствие Орфея» святая Юлия изображена не в общих чертах, а живым человеком, цельной светлой натурой, живущей только для и ради Христа. Однако большей частью мы узнаем о святой со слов близких или по реакции окружающих девушку людей.

Алина – молодой автор, и поэтому ее собственное открытое, радостное, несколько романтическое восприятие мира передается всей атмосфере дилогии. В первой части которой, «Юлия», мы видим жизнь и подвиг самой святой, приведшей ко Христу чистые, уверовавшие и полюбившие Его души.

С самого раннего детства Юлии и до последних минут земного бытия перед нами несколько приоткрывается тайна святой жизни, увенчанная жертвенным подвигом, совершенным ради любви к незнакомым людям, дабы они узнали своего Спасителя и вошли в вечную жизнь. Фундамент духовного делания Юлии составляли непрестанная молитва, как неразрывная связь с Богом, и живая безбоязненная вера в то, что Он рядом и всегда устраивает все во благо человека, как бы трагически ни развивались события в земной реальности.

Незадолго до принятия своего мученического венца отец объяснял маленькой Юлии, почему звери в амфитеатре не хотели нападать на христиан, брошенных к ним на съедение. Мученики «не боялись, потому что были готовы умереть за Христа, были готовы на все, – и львы, перед которыми трепетали даже сильные воины, не смели подойти к ним! Запомни это и не бойся ничего и никогда! Это не избавит тебя от бед, но поможет остаться верной Богу и самой себе». Вместе с Юлией читатель, взрослый и юный, тоже получает урок стойкости в наши времена наступающей апостасии.

Читатель, взрослый и юный, получает урок стойкости

Судьба святой Юлии – это та «закваска», любовью и жертвой которой преображается окружающий мир. Сначала праведная жизнь девушки привлекает к ней вышнюю благодать. Тогда Бог, отечески оберегая Свою угодницу, Иулию, преклоняет на милость к ней жестокое сердце хозяина Евсевия.

Своей чуткой душой и горячей молитвой Юлия спасает от рокового шага новую рабыню, христианку Зою. Молодая женщина возмущена выпавшим испытанием, не желает мучиться на земле рабыней. Но Юлия отвечает ей: «Нас ведут, куда мы не хотим. Но главное состоит в том, что, пройдя этот путь, мы окажемся там, куда нам очень хочется. Обретем свободу во Христе». Убеждает остаться жить, обещает ей в будущем свободу. Зоя оказывается редкой мастерицей, ткущей шпалеры, за которыми к ней приплывали из-за моря, чтобы украшать ими царские палаты. С этой встречи двух боголюбивых девушек в имении Евсевия в ковровой мастерской зарождается малая христианская община, где в молитвенном славословии соединились подросток-нумидийка Ника, попавшая в плен дочь готского вождя Марьям и другие верующие девушки. Вскоре Господь послал христианской семье духовного отца. Во время очередной волны гонений на христиан иерей Божий стал рабом и трудился в соседнем имении. Души этих христиан, ставших на земле рабами, но оставшихся свободными пред Небом, соединила Божественная литургия.

2.JPG

Читатели с интересом узнают, как верующие первых веков истолковывали мифы в христианском понимании. О том, что «Орфей, который выводит из Аида свою жену Эвредику, – символ Спасителя, спустившегося в ад, чтобы освободить людей. Соответственно, Эвредика – это человеческая душа, томящаяся под гнетом греха. Корабль – символ Церкви, значит, аргонавты, плывущие за золотым руном, – это верующие в поисках Божественной благодати…»

Читатели узнают, как верующие первых веков истолковывали мифы в христианском понимании

Автор искусно владеет способностью ведения сюжета, умело вплетая в него мотивы приключенческого жанра. Повествование все время держит нас в напряжении. Один из творческих приемов Алины таков: она заранее говорит о совершившемся факте, а потом начинает описывать, как это происходило, и ты с неослабеваемым вниманием следишь за разворачивающимися событиями.

Однажды в имении появляется Деметрий, жених Зои, отвергнутый ее отцом из-за языческой веры. Молодой человек увидел шпалеру с портретом Зои и поспешил выручать возлюбленную. Молитвами Иулии сестра-христианка Зоя становится свободной и уезжает домой. Но свет любви Христовой, исходящий от святой Юлии, изменил не только судьбу подруги, но и всех окружавших ее людей.

Случилось это на острове Корсика, когда во время поездки Евсевия за новыми рабами и товарами он взял с собою Юлию. Во время прибытия их корабля язычники отмечали Посейдонии. Обычно собравшиеся видели, как в золотом чане вскипала вода и слышался шум и грохот, а потом ими овладевал неистовый восторг. В этот раз Юлия стала молить Создателя помиловать этих людей и дать им узнать истинную веру. И «боги» язычников не посетили их. Жрец понял, что виной этому пришельцы, и велел обыскать корабль Евсевия. Язычники нашли Юлию, напоили вином с усыпительным зельем Евсевия, который не отдавал им рабыню, и предали отказавшуюся поклоняться бесовским идолам девушку на истязания. Не добившись отречения от веры, разъяренные язычники схватили мученицу и, как любимого ею больше жизни Христа, распяли. «В этот момент вокруг креста вдруг разлился какой-то необычайный свет, затмивший июльское солнце, словно оно было масляным светильником. Все увидели, как из уст распятой вылетела белоснежная голубка и устремилась к небу. А там, в небесах, ее встречали такие же белоснежные мужи в длинных одеждах, и какие-то невероятные птицы с огромными крыльями и человеческими лицами, и еще Кто-то, от Кого и исходило это неимоверное сияние, и на Кого язычники не могли даже взглянуть… Всех объял ужас. Люди, толкая друг друга и закрывая руками лица, бросились прочь». Приплывшие ночью с соседнего острова пустынники сняли тело мученицы с креста.

Одной из творческих удач автора, как мне кажется, является то, что Алине удалось показать в небольшом произведении, как благодатью Божией постепенно изменяются люди. Поворот многих судеб свершается именно после мученичества святой. Юлия стала тем павшим в землю зерном, смертью которого взошла и заколосилась духовная нива.

Об этом подробно рассказывает вторая часть дилогии - «Странствие «Орфея». Здесь мы уже видим духовные деяния близких и друзей святой мученицы. Они, благодаря подвигу Юлии, вышли из душного языческого мира и пустились в нелегкий путь, ведущий ко спасению души и Царствию Небесному. Хотя шли эти люди все вместе, но дорога оказалась у каждого своя.

После случившегося чуда во время смерти Юлии Евсевий принял Крещение. А его имение превратилось в островок христианского мира. Но длилась эта идиллия недолго. По чьему-то навету однажды явились солдаты императора-мучителя Декия, чтобы учинить расследование о подозрении Евсевия в христианстве. Мы видим, как девочка Ника, крестница святой Иулии, готова идти на муки, чтобы спасти своих братьев и сестер во Христе. Приезжает Деметрий, пораженный рассказом о мученичестве Юлии, желая удостовериться в этом. В последнее время он все время думает о Христе.

2.JPG

Как ни странно, именно язычник Деметрий становится орудием Промысла Божиего: спасает жизнь Евсевию с семейством, избавляет Нику от мучений, помогает христианам выйти из западни. Не будучи христианином, он совершает угодные Богу поступки искренней жертвенной любви.

Именно язычник становится орудием Промысла Божиего

Читатель ждет, что, как обычно водится в книгах, где присутствует любовная история, в конце Деметрий и Зоя должны соединиться и стать одним целым. Однако Алина готовит нам неожиданный разворот событий, совсем иной, чем это было у Генрика Сенкевича в его бессмертном романе «Камо грядеши», написанном уже не в эпоху христианской жертвенной любви.

Два прекрасных, высокой жизни человека, Деметрий и Зоя, всей душой искали Бога, стремились соединиться с Ним. Христос их услышал – они стали Его избранниками. А читатели, благодаря таланту Алины, сделались свидетелями чуда обретения человеческой душой небесной святости.

КУПИТЬ КНИГУ

Книгу можно приобрести:

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить