Святые Иоаким и Анна: искренняя любовь и вера в Бога

22 сентября Русская Православная Церковь чтит память святых праведных Иоакима и Анны, благочестивых родителей Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии. В Москве древнейшая икона святой двоицы с 80 житийными клеймами находится в храме Иоанна Воина на Якиманке. Эта икона необыкновенная, молясь перед этим образом, хочется говорить и просить о сокровенном. В течение нескольких лет иерей Антоний Смирнов, выпускник Сретенской семинарии, совершает молебны, на которые приезжают из разных уголков Москвы пары, мечтающие стать родителями. И слезно молят Господа об этом чуде, как молили когда-то родители Пресвятой Богородицы о даровании им чада. 

Отец Антоний, расскажите, пожалуйста, историю обретения храмом чудотворной иконы праведных Иоакима и Анны, ставших покровителями христианских семей. 

– В храме святого мученика Иоанна Воина на Якиманке хранится много древних московских святынь: икон и мощей. Так сложилось, что в советское время наш храм не закрывался, поэтому в него свозились святыни из закрытых и разрушенных церквей. Он находится на улице Большая Якиманка, теперь – и в районе Якиманка. На этой улице стоял древний храм Иоакима и Анны, изначально деревянный в ХV веке и отстроенный в камне в ХVII – ХVIII веках.  Хотя официально это был храм с главным престолом Благовещенья пресвятой Богородицы и с северным приделом святых праведных Иоакима и Анны. Но народ называл его церковью Иоакима и Анны. Так случилось, что именно этот храм дал название улице – Якиманка. В интернете можно увидеть, каким красивым он был! 

В конце 60-х годов ХХ века решили расширить улицу, которая была намного уже современной. Причиной послужило то, что Якиманка соединяется с Ленинским проспектом и является частью правительственной трассы. Очевидно, ездить по узкой дороге было неудобно. Ее не только расширили, но и продлили, соединив с улицей Большая Полянка. Раньше эти две улицы не соединялись. Там был сквер. В конце 60-х годов под план расширения попал и древний храм Иоакима и Анны, закрытый в 1939 году. Кажется, в 1969 году его разрушили. Но перед тем как разрушить, икону Иоакима и Анны перенесли в храм Иоанна Воина. Она – то единственное, что сохранилось от храма. И сегодня мы можем с уверенностью сказать: икона является главной святыней этого района и улицы. 

Когда я, молодой священник, попал в храм Иоанна Воина, то начал интересоваться его историей и всегда обращал внимание на икону Иоакима и Анны. Я думал: почему она не имеет должного почитания через праздничное всенощное бдение или Литургию, почему не бывает молебна с акафистом. За 50 лет пребывания иконы в нашем храме таких служб не проводилось. В проповеди на праздник в честь Богородицы, отмечаемый 21 сентября, и на следующий день – в праздник Ее родителей Иоакима и Анны, – я старался говорить об этих святых, об иконе. 

Сейчас молебны в честь Иоакима и Анны проводятся постоянно. Какое чудо способствовало этому? 

–  У меня, как молодого священника, есть социальные сети, Инстаграм, где много лет я делюсь своими мыслями о жизни, о вере, своем служении, семейных ситуациях, о скорбях. Со временем у меня появилось довольно много друзей в соцсетях. Несколько лет назад произошло знакомство с одной девушкой, Яной Капаевой. Она блогер и старается делиться мыслями о православии, о своем переживании христианской веры. Мы познакомились. Яна очень хорошо относится к нашей семье. Однажды она захотела приехать ко мне на исповедь, чтобы поделиться своим сокровенным. В личной беседе Яна сказала, что после десяти лет брака у нее нет детей, хотя это ее второй брак. Естественно, что христианская семья хочет иметь детей и воспитывать их в христианской вере. К этому времени девушка смирилась с тем, что Господь не дает детей. Мне стало по-человечески ее жалко. И, как священнику, моментально пришла мысль о молитве перед иконой Иоакима и Анны. Я предложил Яне совершить молебен. Потом в своем профиле она писала, что согласилась, но на самом деле  у нее уже не было большой надежды, не было того состояния, когда просят: «Господи, пожалуйста, сделай то, о чем я прошу». Она смирилась и просто со спокойным сердцем и принятием того, что у нее есть сейчас, помолилась Иоакиму и Анне. В скором времени с большой радостью она сообщила о своей беременности. Яна молодец, потому что написала об этом и очень правильно обозначила всё,  что произошло после молебна. Она не считает, что это случилось каким-то магическим образом, ведь десятилетний путь ожидания пройден в молитве, терпении, надежде на Бога, трудностях и скорби. Всё это имело тоже большое значение. А молебен Иоакиму и Анне стал венцом этого непростого пути. Мы все знаем, что всю свою жизнь Иоаким и Анна хотели иметь ребенка, но Господь не давал им детей, хотя это были праведные люди. В преклонном возрасте супруги родили девочку, которую мы знаем как Богородицу. 

Сто человек пели акафист. Чувствовалось такое единство, воодушевление, единый молитвенный порыв!

И у Яны родился ребенок. Я предложил ей отслужить благодарственный молебен у иконы. Конечно же, она согласилась и пригласила на него своих подписчиков: тех, кто хочет молиться вместе с ней, а также семейные пары, у которых нет детей. Мы назначили день. Так совпало, что это событие было близко ко дню памяти Иоакима и Анны. Я думал, что придет человек двадцать, а пришло не менее ста. Пришли молодые люди, еще не имеющие семью, и взрослые люди, у которых есть дети, но нет внуков. Это был молебен как треба от Яны. Все вместе мы пели акафист. В этом чувствовалось такое единство, воодушевление, единый молитвенный порыв!  

Я рассказал об этом событии настоятелю нашего храма протоиерею Геннадию Героеву и предложил хотя бы раз в месяц служить молебен с акафистом Иоакиму и Анне. Он, конечно же, согласился и благословил на молебен, который служится уже целый год. Одна суббота в середине или конце месяца посвящается Иоакиму и Анне и проходит в удобное для многих время – в 13.00. 

Таким образом, через чудо в жизни Яны почитание этих святых в районе Якиманки возобновилось. Люди приезжают к нам, чтобы помолиться о рождении и воспитании детей, создании семьи. 

Значит, не напрасно самая трогательная православная икона Иоакима и Анны, на которой мы видим супругов с долгожданным ребенком, считается чудотворной. Радостно, что она обрела так много новых почитателей, которые преподнесли ей дивный подарок.

– Знаете, интересно, что на тот молебен пришло около 100 человек. Они пришли не раз, а продолжали ходить в течение года. Молодцы! Я общался с ними после молебнов. А ведь есть и те, кто следил за молебнами в Инстаграме, потому что я включал прямую трансляцию и люди тоже молились. В середине года все вместе мы решили, что хотим сделать приношение для Иоакима и Анны – красивую серебряную лампаду. Люди очень быстро собрали средства. Полгода ушло на проектирование, размышления над тем, какие идеи вложить в лампаду. Лампада имеет вид ладьи – древнего символа Церкви, которая спасается и плывет к Царствию Божьему в бушующем море этого мира. В связи с тем, что семья – это малая церковь, на лампаде изображены Иоаким и Анна, покровители христианских семей. Кроме того, сделана памятная надпись о годе дарования и о том, что она подарена усердием наших прихожан и друзей иерея Антония, с благословения отца  Геннадия. 

 Отец Антоний, молебен святым Иоакиму и Анне посвящен сохранению мира в семье, благополучию и зачатию детей? 

–  В этом молебне много смыслов. Исторически сложилось, что он проводится для родителей, которые не могут иметь детей. Но также он посвящен и тому, чтобы молодые люди могли встретить в своей жизни любовь и создать семью. И третье: очень важная причина молебна – это воспитание детей, что всегда непростое дело, а в современном мире превратилось в больную тему. 

Люди, которые о чем-то просят Бога, должны уметь правильно просить? 

– Да, надо знать, как правильно молиться и просить. У христиан главный пример молитвы – Христос. Молитва Господня «Отче наш» и молитва «Гефсиманская» являются для нас эталонными. Христос даровал нам через своих апостолов молитву «Отче наш» и научил нас молиться. В молитве помимо того, что мы молимся Богу Отцу Небесному, мы всё  отдаем в Его руки: «Да святится имя Твое, да придет царствие Твое, да будет воля Твоя как на небе, так и на земле». В первую очередь мы всё отдаем в Его руки и всё доверяем Ему как своему Отцу небесному. Мы называем Его Отцом, который устраивает нашу жизнь. Но в тоже время в этой молитве Господь дает нам понять, что мы можем в своей молитве к Богу, Отцу нашему небесному, просить что-то земное, что нам необходимо в жизни. 

Давайте посмотрим на слова молитвы «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». С одной стороны, в этом есть прямое понимание – хлеб как еда. С другой – в эти слова мы вкладываем всё земное. Это еда, одежда, крыша над головой, создание семьи для спасения души, рождение детей как благословение Божье, как плод любви мужа и жены. В молитве мы спрашиваем благословения на всё, что важно для христианина в земной жизни. Поэтому просить Бога о чем-то земном, в хорошем смысле этого слова, – нормально. Даже на богослужении в молитвах мы тоже просим о земном. Богослужение также имеет земные просьбы. 

Прося Бога о чем-то, мы в конце молитвы отдаем всё в Его руки. Нельзя, чтобы наша молитва превращалась в требование у Бога

Однако есть одно «но». Я сказал, что мы просим Отца небесного о земном. Давайте вспомним Гефсиманскую молитву: «Отче, всё возможно Тебе, пронеси чашу сию мимо меня, да будет воля Твоя, а не моя. Пусть будет, как Ты хочешь, а не как я» (см.: Мк. 14: 36).  Эта молитва учит нас тому, что, прося Бога о чем-то, мы все равно в конце молитвы отдаем всё в Его руки. Начинаем с этого и заканчиваем этим. Нельзя, чтобы наша молитва превращалась в требование у Бога что-то сделать для нас. Мы не должны требовать. Не должно быть такого внутреннего состояния: «Господи, мы знаем лучше Тебя, что нам нужно». Это неправильно. И молитва Христа в Гефсиманском саду нам об этом напоминает. Потому что, с одной стороны, человеческая природа Христа содрогалась перед страданиями, которые ему предстояли. Она содрогалась перед смертью, потому что Он знал, что умрет за род человеческий. А смерть – противоестественное состояние для человека, ведь Бог не сотворил смерти. Смерть – это то, что вошло во вселенную через грех Адама и Евы, через зависть дьявола. Христова природа чистейшая, и в своей молитве Богу, в прошении, Он присовокуплял слова «Будет воля Твоя, а не моя». Так же и мы должны просить Бога. 

Как Вы думаете, почему и сегодня люди говорят, что бездетность  Божье наказание за грехи? Это повторяет мысли самого Иоакима, считавшего себя грешным человеком, хотя он был праведником, а его семья славилась не богатством, а добродетелью. 

– На самом деле это удивительно. И даже немного странно, особенно для нас, христиан. Пример жизни Авраама и Сарры, которые не имели детей много лет и стали родителями в преклонном возрасте, когда уже не ждали этого. Через Святое Писание мы знаем, что они были праведными людьми. И бездетность не была Божьим наказанием за грехи, а был промысел Божий. Из предания известно о праведности Иоакима и Анны, но у них тоже всю жизнь не было детей. Господь даровал им дочь также в преклонном возрасте. Захария и Елисавета, родители Иоанна Предтечи, тоже вели праведную жизнь, тоже были бездетными и в конце жизни Бог благословил их родить ребенка. Знаете, в Евангелие есть одно известное место: Господь исцелил слепого человека. Апостолы спросили: кто виноват в том, что он родился слепым – сам или родители? И Господь ответил, что ни он, ни родители в этом не виноваты (см.: Ин. 9: 3). Это всё для славы Божьей. 

Если так рассуждать, то мы понимаем, что нет человека без греха. В истории человечества есть только один такой человек – воплотившийся Бог, Христос. Все люди в этом мире имеют грехи. Мы все грешны перед Богом, все недостойны перед Богом, перед Его чистотой, славой, величием. И если думать, что Бог что-то дает или не дает кому-то по грехам, то, извините, жизнь всех нас должна быть исполнена страшных страданий. Значит, каждый раз мы должны каким-то видимым образом получать возмездие за грехи. Другими словами, если было бы действительно так, то, наверное, Божий гнев давно излился бы на весь род человеческий. Потому каждый человек за свои грехи достоин наказания. А Бог по своему милосердию и своему свойству, ведь Он долготерпелив и милостив, Он есть любовь, простил всех людей в сыне своем Иисусе Христе. То есть Бог воздает или не воздает нам не по личным каким-то достижениям или не достижениям, а только лишь ради пролитой крови своего сына Иисуса Христа и победе Его над дьяволом и смертью. 

Благословение и благодать Божию человек получает только лишь посредством спасительного действия Сына Божьего Иисуса Христа, по вере в Него. Через веру и через добрые дела Он приобщается к благодати, которую даровал нам Бог. Поэтому мы можем сделать вывод о том, что Бог участвует в жизни каждого человека, и промысел Божий – бесконечный, спасительный и всеблагой, но до конца не постижимый для человека. Ведь человек – ограничен, он творение Божье и не имеет божественного разума. Так что в жизни каждого человека есть промысел Божий. 

Тогда почему Бог часто не благословляет детьми людей достойных? При этом в неблагополучных семья растет много детей, которые обездолены.

– Потому что это загадка промысла Божьего, ведь Отец небесный, который является Творцом, знает глубины природы человека, знает, что кому полезнее и необходимо в этой жизни. Это первое. Второе: не стоит в земной жизни искать правды по нашим человеческим меркам. Потому что на земле ее не найти. Правда в Боге, и полноту правды можно познать при встрече с Ним здесь и за порогом жизни. 

Бывают случаи, когда бездетные пары усыновляют детей, а потом рожают своего. 

– Правда, таких случаев довольно много, что радует. Я бы объяснил, почему так происходит, опять-таки с двух сторон. Во-первых, после такого доброго дела Господь благословляет семью. И еще я думаю, что работают законы, которые вложены в женщину: у нее появляется не родной, но желанный ребенок, она смогла пережить материнские чувства, ушла психологическая проблема и связанная с ней психосоматика. Совокупность данных факторов, как улучшение состояния здоровья и Благословение Божье, дает такой результат. Тем не менее, это происходит не у всех. 

 – Могут ли люди просить милости Божьей и благословения Церкви в появлении детей, если они намерены прибегнуть к ЭКО или суррогатному материнству?

–  В основе Социальной концепции Русской Православной Церкви есть тема контрацепции в супружеских отношениях. Обозначено это так: в христианской семье допустимы неабортивные методы контрацепции, то есть те, которые не ведут к убийству жизни. При этом обозначается, что лучший путь для христианской семьи – воздержание от близости, если нет готовности к рождению детей. Но Церковь понимает, что современный человек не может этого понести. И если не может принять, то хотя бы должен не допустить аборты. 

Про суррогатное материнство и речи быть не может, Церковь не благословляет на это. В христианском понимании брака семья – это отношения двоих, мужа и жены, в эти рамки не должен входить третий человек. В данной ситуации суррогатная мать – тот третий человек. Так возникает понятие блуда. 

В идеале христианская пара должна молиться, надеяться на Бога и ждать, когда Господь благословит их зачать ребенка

Главное, что я хотел сказать: в идеале христианская пара должна молиться, надеяться на Бога и ждать, когда Господь благословит их зачать ребенка. Если не в идеале, то когда-то возможно будет благословение церкви на процедуры ЭКО. Пока его нет. Одни духовники на это благословляют, другие нет. 

Последние несколько десятилетий – это время взрослых родителей, когда дети появляются у женщин после 4050 лет, а  у мужчин и в более серьезном возрасте. Что Вы думаете об этом? По преданию, Иоаким и Анна родили дочь примерно в 60 лет. 

– По преданию это так, а точно мы не можем сказать. Я думаю о том, что семья – это малая церковь, поэтому муж и жена совершенно свободны в решении судьбы своей семьи: когда и сколько детей, а также в каком возрасте им рожать. Ни один священник им ничего не может сказать.  Мое мнение такое: вот супруги, они живут полноценной жизнью и имеют право на свои планы. И если Господь благословляет их ребенком, то – слава Богу!  

Я желаю всем читателям сайта Сретенского монастыря радоваться каждому дню. Чтоб мы не забывали благодарить Бога за каждый день и чаще об этом вспоминали. Чтобы благодарили за то, что у нас есть. За то, что утром мы можем проснуться, почистить зубы,  позавтракать и ходить своими ногами. И за то, что мы можем ходить в храмы и жить полноценной христианской жизнью. За это стоит благодарить Бога. А также за то, что в нашем престольном граде есть такой потрясающий, красивый Сретенский монастырь, который мы все любим.

С иереем Антонием Смирновым 

беседовала Ольга Сокиркина

Иерей Антоний Смирнов 22 сентября 2021
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить