«Самая большая наша нужда – это постройка храма»

«Итак идите, научите все народы…» (Мф. 28: 19)

Иерей Климент Нехамаийа возглавляет православную миссию Московского Патриархата в далекой Индии. Отец Климент получил духовное образование в России. Он рассказал о своем приходе к вере, об учебе и семье, о своем служении и о чаяниях его общины построить православный храм в городе Чандрапур.

1 (51).jpg

– Отец Климент, расскажите, пожалуйста, о Вашем пути к православной вере. 

– Семья, в которой я родился, не была православной. Четыре поколения нашей семьи были англиканами, так как Индией долгое время руководили британцы. Мой старший брат был англиканским епископом. У него было богословское образование. И я сам много читал про христианство, мне было интересно узнавать новое. Я начал читать историю Древней Церкви и узнал о православии. Мало кто знает, что англикане, протестанты и даже католики редко в своих учебных заведениях изучают историю Восточной Церкви. Когда мы с братом узнали, что существует Православная Церковь, то начали искать ее в Индии. На юге страны были только монофизиты – яковиты, маланкарцы и так далее. Мы уже знали разницу между монофизитами и православными и не хотели выходить на контакт, чтобы встретиться с ними. Мы ждали встречи с православными.

Мой брат, будучи англиканским епископом, написал письмо в Константинопольский Патриархат с вопросом, не примут ли они нас в православие. Они не ответили. Тогда брат написал в Московский Патриархат. И тоже не было никакого ответа. В конце концов, он написал в РПЦЗ (Русская Православная Церковь Заграницей). И они ответили. И владыка Иларион (Капрал) поспособствовал тому, чтобы к нам приехал священник из России, из Московского Патриархата, и принял нас в православие. Вот так мы присоединились к Православной Церкви. Что нас привлекло в православии? Это история Древней Церкви, святые отцы и учение о благодати апостольской преемственности. 

– Как Вы решили посвятить свою жизнь Богу?

– Когда мы были еще англиканами, у меня было горячее желание служить Богу. Я хотел стать англиканским священником. Но мой отец на это не соглашался. Будучи сам англиканином, он знал внутреннюю церковную политику и говорил мне, чтобы я сначала получил светское образование и только потом решал. Однажды мой папа сильно заболел. Приехал служитель нашего прихода, чтобы помолиться за него. И он спросил меня при отце, хочу ли я поступить в англиканскую семинарию. Я этого хотел и ответил: «Да». Папа тогда не мог говорить, только посмотрел на меня неодобрительно. Тот служитель сразу позвонил в семинарию и попросил оставить для меня в ней место. В тот же день здоровье моего папы стало хуже, его отвезли в больницу. Моей маме он передал, чтобы я не поступал в семинарию и не совершал эту ошибку. Он скончался. Я понял его предсмертные слова как знак от Бога и не стал туда поступать. Я продолжал получать светское образование, как папа советовал мне перед своей смертью. 

2 (66).jpg

Через несколько лет мы стали православными. И вот однажды я приехал домой из университета, где учился. Я отдыхал после лекций, включил духовную музыку. И вдруг слышу такие слова: «Иди в семинарию». Это было так громко… Мне трудно до конца это объяснить. Я выключил музыку. Меня это очень взволновало. Я позвонил своему брату, рассказал ему все и о том, что я хочу идти в семинарию. Но теперь я понимал, что семинария должна была быть православной. Я оставил свое светское образование и поехал в Россию получать духовное образование.

– Как Вы оказались в Санкт-Петербургской духовной академии? Расскажите о Вашей учебе.

– Это Промысл Божий. Когда я приехал в Россию, владыка Марк (Головков) (сейчас – митрополит Рязанский и Михайловский) спросил меня: «Ты в какую семинарию хочешь? В Томскую или Санкт-Петербургскую?» Он предложил только два варианта. Я ответил: «Владыка, я не знаю ни ту, ни другую. Как Вы благословите». Он благословил меня учиться в Санкт-Петербурге. Вот так я там оказался.

Я тогда не знал русского языка и начал его изучать. Русский – сложный язык. Хотя, знаете, по грамматике он очень похож на мой родной язык, маратхи (один из 22 официальных языков Индии – прим. А. К.). Но так как мы в Индии со средней школы все предметы изучаем на английском, я подзабыл грамматику своего родного языка. Когда у нас был курс русского языка в семинарии, я заметил, что грамматика русского похожа на ту, что у нас была в школе. Я даже пожалел, что не обращал внимания на грамматику маратхи. У нас тоже есть несколько падежей, включая звательный падеж (смеется). 

Год я изучал русский язык. Вообще, этот курс длился два года, но мне разрешили ограничиться одним. Потом четыре года я учился на бакалавриате и закончил его. Магистратуру я закончил заочно, когда уже вернулся в Индию. 

– Расскажите, пожалуйста, о Вашей супруге и о создании Вашей семьи.

– С моей матушкой мы знаем друг друга с детства, потому что наши семьи жили по соседству. Она из индуистской семьи. Ее отец играет важную роль в управляющей партии Индии. Они очень религиозные. Она училась в англиканской школе, где познакомилась с христианством. Так как она знала, что мы христиане, она стала задавать нам вопросы. Открыто это было делать невозможно, хотя по конституции страны у нас, конечно, все свободны. Она стала звонить, спрашивать о христианстве. Мы с братом в то время были уже в процессе перехода в православие и отвечали, насколько могли. В конце концов она тоже решила принять православие. 

Когда к нам приехал священник из России, мы попросили ее приехать в одно место недалеко от города, и он ее тайно крестил. В доме своих родителей она стала жить как тайная православная. Это было для нее сложно, потому что ее родители утром и вечером совершали свои обряды перед индуистскими идолами. И она теперь отказывалась в этом участвовать. Родители увидели, что она стала им непослушной, и сердились на это. В итоге они решили выдать ее замуж, чтобы под авторитетом мужа она исправлялась (смеется). 

В доме своих родителей она стала жить как тайная православная. Это было для нее сложно, потому что ее родители утром и вечером совершали свои обряды перед индуистскими идолами

Она сказала об этом моему брату. У нас не было ни значительных связей, ни денег. Мы решили ее забрать от родителей и скрыть в потаенном месте. В то время она ходила в швейный класс. Один раз после ее уроков мой брат помог увезти ее в другой город. Родители, конечно, начали ее искать. Они нашли ее телефон и номер, по которому она мне часто звонила. Стали расспрашивать меня. Я говорил, что ничего не знаю. Они вызвали полицейских, которые жестко со мной обращались, не давали ни есть, ни пить. Потом они вызвали меня в отдельную комнату, где было несколько офицеров с палками. Я понял, что сейчас они будут меня мучить. Они стали задавать вопросы, на которые я отказывался отвечать. Но вдруг туда зашел главный офицер города, и меня чудом выпустили. 

Потом ее родители наняли человека, который должен был меня убить… Но это у них не получилось, потому что соседи меня предупредили. Ее родители увидели, что ни полицейские ничего не смогли мне сделать, ни нанятый ими за деньги бандит. В конце концов они обратились к колдуну… В Индии это до сих пор существует. Это реально есть, через это действуют темные силы. И вот они обратились к такому. Но Господь был с нами, и ничего у них не получилось. Прошло какое-то время. Мы нашли организацию в Дели, которая помогает парам разного вероисповедания и разных каст (в Индии до сих пор существует кастовая система в обществе – прим. А. К.) пожениться. Потом она приехала в Россию, где я учился в семинарии, и мы венчались.

– Отец Климент, по окончании семинарии Вы вернулись обратно в Индию. Расскажите, пожалуйста, о Вашем служении. Где Вы служите? Кто Ваша паства? Сколько сейчас православных в Индии?

– Наша паства – это в основном местные индийцы. Но в Гоа, например, где мы тоже служим, приезжает много туристов из России. Они тоже приходят к нам. У нас там образовалась община из русских и местных индийцев. В других местах у нас тоже есть общины: и в крупном городе Мумбаи, в Бангалоре, и в Южной Индии, и на севере, и в центре. Там только индийцы. И вот так я служу, переезжая от одной общины к другой, по благословению митрополита Волоколамского Антония (Севрюка). Храма пока у нас нет, служим по домам. Только в моем доме в Чандрапуре, где у нас главный приход, мы сделали из одной комнаты домовой храм. Сейчас мы нашли участок земли и, с помощью Божией, будем там строить храм в честь Святой Троицы. 

3 (52).jpg

Тех, кого я присоединил к Церкви (через Крещение либо другим образом), сейчас уже более трехсот человек. После этого числа я перестал считать, хотя у меня, конечно, есть список всех. К нам и католики присоединяются, и атеисты, и индусы, и анимисты, то есть приходят люди с разным бэкграундом. Мы служим на четырех языках. У себя в Чандрапуре – на маратхи, на севере Индии служим на хинди, в Мумбаи и Бангалоре – на английском. Еще мы используем церковнославянский. Перед совершением Литургии и в ее конце мы всем приходом поем хвалебные гимны. Это индийская традиция. У нас в культуре песнопения очень важны. Иногда мы играем при этом на наших индийских инструментах, на барабанах. Сама Литургия у нас проходит так же, как в России. 

– Что Вас радует в этом служении?

– Радует много чего (смеется). Каждый раз, когда молодые люди приходят к нам, это очень радует. Потому что они сознательные, понимают разницу между православием и своими предыдущими верованиями. Сейчас оглашенных у нас больше ста человек. И 99 процентов из них – молодые, примерно с четырнадцати до тридцати лет. Это радует, потому что это наше будущее. Конечно, у нас есть пожилые прихожане, есть дети. Но раньше у нас практически не было молодых людей, а сейчас Господь их нам посылает. Это наша надежда. В современном мире очень много разных искушений, многие люди живут только материальными желаниями. И когда молодые приходят в Церковь, к Богу, хотят спасти свою душу, это радует больше всего.

4 (40).jpg

– Каких православных святых индийцы больше всего любят?

– Апостола Фому, конечно. Он проповедовал в Индии. Он является нашим небесным покровителем. У нас любят преподобного Паисия Святогорца, праведного Иоанна Кронштадтского, блаженную Ксению Петербургскую. Также у нас есть особая святая, которую мы почитаем. Это старица Гавриила (Папаянни) (прославлена в Константинопольской Церкви – прим. А. К.). Она была гречанкой и приехала сюда заботиться о прокаженных. Она жила в моем городе. Пятьдесят лет назад она пророчествовала, что Индия готова для православия, что православие в Индии будет из России. Хотя в то время в России была безбожная власть. Какое миссионерство!? Трудно было представить… То, что Церковь в России дышала, уже было чудом, да? И в том городе, где она жила, в Чандрапуре, спустя несколько десятилетий Господь привел к православию нас. И наша православная община, благодаря России, родилась там. Об этой старице есть книга, которая называется «Подвиг любви». 

– Отец Климент, благодарю Вас за ответы. Что Вы хотели бы сказать русским верующим на прощание?

– Мне бы хотелось сказать, что наша самая большая нужда сейчас, самое первое, в чем мы нуждаемся, – это постройка храма в честь Святой Троицы в городе Чандрапур. Храм – это видимый знак православия, который будет привлекать индийцев к Богу. Поэтому прошу молитвенной и материальной поддержки русских верующих. Спаси всех, Господи!

Беседовала Александра Калиновская

Дорогие друзья!

Просим внести посильную лепту на постройку храма в честь Святой Троицы в г. Чандрапур.

Карта Сбербанка: 4276 5500 4941 6327

Получатель: Прасеннаджит H. (о. Климент)

Обязательно с пометкой «На постройку храма».

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить