Собор Богоматери

Безначальный начинается

На следующий день после Рождества Господа нашего Иисуса Христа, восьмого января, Церковью установлено празднование Собора Пресвятой Богородицы.

Изображение из iOS.png

Название праздника «Собор» означает, что верующие все вместе, соборно, прославляют Небесную Владычицу, родившую Спасителя мира. Совершилась великая тайна, и уже Невидимый видится, и Неосязаемый осязается, и Безначальный начинается

Господь родился от Пречистой Девы Марии непостижимо и неизреченно, в царствование римского кесаря Августа, в лето от сотворения мира 5508-е. «Повинуясь кесареву повелению, Христе, Ты вписался в число рабов, и нас, рабов врага и греха, сделал свободными».

Богомладенец, повитый пеленами, положен был в обыкновенные ясли, служившие кормушкой для домашнего скота. Но Его Вышняя слава не утаилась в ночном мраке, в вертепе, яслях и пеленах – в этом первом образе смирения и уничижения Богочеловека. О рождении Спасителя тотчас узнали на земле, в разных странах мира: и вифлеемские пастухи, и восточные мудрецы-волхвы, простецы и ученые.

Установление праздника Собора Богоматери относится к очень древним временам. В IV веке некоторые отцы Церкви, например, святой Епифаний Кипрский, уже говорили поучения в день этого торжества. Заметим, что в древних месяцесловах праздник Собора Пресвятой Богородицы называется еще «Родильные дары». Под дарами имелись в виду подарки, что были принесены новорожденному Богомладенцу Иисусу. Собор Богоматери также называли «Бегством в Египет». В древней Церкви воспоминание о поклонении восточных мудрецов соединялось с бегством в Египет.

Изображение из iOS.png

В иконографии Собора отражено прославление Божией Матери, благодаря Которой произошло неслыханное во вселенной событие, вставшее на пересечении ветхозаветной и новозаветная истории человечества, – пришествие в мир Творца всего мироздания. Композиция этого образа основана на тексте рождественской стихиры – благодарственного песнопения, исполняемого на вечерней службе праздника Рождества Спаса: «Что Ти принесем, Христе, яко явился еси на земли, яко человек нас ради? Каяждо бо от Тебе бывших тварей благодарение Тебе приносит: Ангели – пение, небеса – звезду, волсви – дары, пастырие – чудо, земля – вертеп, пустыня – ясли, мы же – Матерь Деву».

В иконографии Собора отражено прославление Божией Матери, благодаря Которой произошло неслыханное во вселенной событие

Икона с максимальной точностью иллюстрирует эту стихиру. Упоминаемые в ней образы объединены здесь для воздаяния благодарности и принесения даров Христу всем видимым и невидимым миром.

В центре иконы на горнем месте торжественно восседает Богоматерь со Своим Божественным Сыном на руках. Вверху ангелы, взывая: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение» – возвещают исполнение Божественного Откровения о явлении в мир Искупителя.

Вокруг Богоматери с Младенцем стоят цари-волхвы, пришедшие за звездой, и малые мира сего – обычные вифлеемские пастыри (пастухи), собравшиеся со своими смиренными овечками у благословенного вертепа.

Изображение из iOS.png

Евангелист Лука повествует, что земное уничижение Божественного Младенца сопровождалось небесным прославлением: пастухам, сторожившим в поле стадо, в полночь явился ангел и возвестил великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель (Лк. 2, 10–11). А в Евангелии от Матфея сказано, что, когда родился Господь, пришли в Иерусалим волхвы, спрашивая, где должен по пророчествам родиться Христос, ибо они видели звезду Его на востоке. Им было указано на Вифлеем. Они отправились туда и се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец (Мф. 2: 9). Войдя в дом, волхвы увидели Христа и Его Мать, поклонились и положили перед Ним принесенные дары. Изображенный на иконе Младенец принимает эти дары – золото, ладан и смирну.

А в нижнем ряду иконы ветхозаветные цари и пророки как бы вместе с хорами ангелов приветствуют сошествие на землю Того, Кого они так пламенно желали узреть. Богоотец Давид сквозь сумрак отдаленных веков ясно видит, как чужеземные государи приветствуют дарами новорожденного Царя царей и народы спешат укрыться под сенью Его благодатного царства: поклонятся Ему вси царие земстии, вси языцы поработают Ему (Пс. 71: 11).

Вслед за вдохновенными псалмами Давида слышатся голоса древних пророков: Михея, предвозвестившего рождение в Вифлееме великого вождя Израилева, Иеремии, предузревшего Восток свыше, грядущий озарить вселенную новым светом, и особенно дивное пророчество Исаии, за семь веков предвидевшего чудесное рождение Богочеловека.

Часто в нижних углах иконы изображаются женские фигуры, которые, согласно строкам стихиры, олицетворяют землю, приносящую вертеп, и пустыню, держащую в руках ясли.

Изображение из iOS.png

В верхней части иконы сияет Вифлеемская звезда – дар небес родившемуся Господу. Вот уже более двух тысяч лет светит эта звезда человечеству, и каждый из нас хранит ее отблеск в сердце своем.

В вышине небесной много звезд горит,
Но одна всех ярче радостно блестит.
То звезда Младенца и Царя царей,
В ясли Он положен Матерью Своей.
И волхвы с востока за звездой идут,
И дары с любовью Господу несут.
Братья! Поспешите Господа принять,
Поспешим радушно хлеб и соль подать,
Он руками бедных этот хлеб возьмет
И благословенье нам за то пошлет.

Икона «Сталинградская Мадонна»

Во время Великой Отечественной войны, как раз тогда, когда Православная Церковь празднует Собор Богоматери, появился еще один образ, известный во всем западном христианском мире как «Сталинградская Мадонна». Он был написан капелланом фашистской армии именно перед праздником Рождества Христова и стал символом покаяния немецкого народа перед Творцом за то, что позволил вовлечь себя в одну из самых омерзительных и кровавых войн в истории человечества, развязанную нацистской идеологией.

Изображение из iOS.png

«Немцы и их союзники – румыны, итальянцы, венгры, хорваты и многие другие – пришли к Сталинграду с убеждением, что они спасают Россию от безбожников-коммунистов. Мало кому из них могло быть известно письмо руководителя партийной канцелярии Мартина Бормана, разосланное всем гауляйтерам Третьего рейха за 13 дней до нападения Германии на СССР, где были такие слова: "Национал-социалистическое и христианское мировоззрения несовместимы… Национал-социализм признает силы природы как "всемогущество" или "Бога" и отвергает персонифицированного Бога". И, уж конечно, они не ведали о словах, сказанных на совещании "по церковному вопросу" 22–23 сентября 1941 года в Главном управлении имперской безопасности шефом гестапо Мюллером. Он разъяснил, что надо выступить против церковных организаций сомкнутым фронтом: "Группенфюрер [Гиммлер] окончательно принял решение, что в будущем должно последовать полное подавление органами государственной полиции самого опасного из всех опасных врагов [Церковь]"».[1]

В праздник Собора Пресвятой Богородицы хочется сказать об образе «Сталинградская Мадонна» как свидетельстве очередного прозрения «двунадесят языков» о том, что русский народ чтит Бога и поэтому непобедим.

Его автор Курт Ройбер (1906–1944) родился в 1906 году в лютеранской семье. Обучался теологии в Марбурге, стал священником в деревенской церкви в Вихмансхаузе. Жизнь свела его с известным мыслителем, музыкантом, врачом и миссионером Альбертом Швейцером. По его совету Ройбер стал изучать медицину, получил степень доктора. Увлекался вопросами этики и истории культуры. Перед самой войной у него открылись способности художника. Как пастор в своих проповедях Ройбер открыто критиковал национал-социализм. Каким образом он избежал участи многих священников – концлагеря, – неизвестно.

Когда 22 ноября 1942 года немецкие протестанты отмечали день поминовения усопших, в 6-й армии Паулюса уже знали об окружении их советскими войсками. Капеллан Ройбер находился в Сталинграде и назвал эту дату днем «сомнений, смятения и ужаса».

Изображение из iOS.png

Накануне католического Рождества, когда рядом в бункере однополчане умирали от голода и ран, он решил нарисовать им в подарок святочную открытку на оборотной стороне трофейной русской карты. И совершилось чудо, на свет появилось изображение Богоматери, которое через много лет стало известно как «Сталинградская Мадонна».

Богоматерь, склонившись над безмятежно спящим Младенцем, с нежностью держит Его на руках. Несмотря на то, что рисовал человек западной культуры, в этом изображение есть иконографический аскетизм, присущий православной иконе. Омофор, покрывающий Богоматерь и Ее Божественного Сына, напоминает Вифлеемскую пещеру, защищающую их от ужасов жизни и смерти. Вся картина несет на себе отсвет Рождества. Надпись, сделанная вокруг нее, гласит: «Рождество. 1942. Ночь в котле. Крепость Сталинград. Свет, жизнь, любовь».

Омофор, покрывающий Богоматерь и Ее Божественного Сына, напоминает Вифлеемскую пещеру, защищающую их от ужасов жизни и смерти

Возможно, решение нарисовать именно этот образ был навеяно немецкому капеллану чудом явления Богородицы, произошедшем в ноябре высоко в небе над Сталинградом. Русские солдаты свидетельствовали, что и немцы видели Царицу Небесную, Заступницу Руси, явившуюся в небе в полный рост на помощь нашим воинам, державшим оборону на узкой полоске земли вдоль крутого берега Волги. Один из защитников Сталинграда, видевший явление Божией Матери […] рассказывал об этом чуде: «Как увидел в небе Божию Матерь, душа была в возвышенном состоянии. Мне сразу стало ясно, что не погибну и живым вернусь домой. Уверенность в победе больше не покидала. Видение Божией Матери в рост в осеннем небе Сталинграда как щит пронес через всю войну».[2] Воины, видевшие это явление, сохранили память о нем до конца своих дней.

Изображение из iOS.png

Для немцев это знамение свыше стало роковым. В сам праздник жилище капеллана выглядело словно рождественский вертеп. Как напишет после войны в своей книге о Сталинграде британский историк Энтони Бивор: «Каждый, кто входил в землянку, восхищенно замирал на пороге. Многие начинали плакать. К величайшему смущению Ройбера, его блиндаж в Рождество превратился в место паломничества, куда солдаты приходили молиться перед нарисованным им образом Мадонны». Но именно 25 декабря кольцо вокруг немецких войск сомкнулось намертво.

В сталинградском музее сохранились неотправленные письма немецких солдат. Это отчаянные размышления о Боге, жизни и смерти: «Иногда я молюсь, иногда думаю о своей судьбе. При этом все представляется мне бессмысленным и бесцельным. Когда и как придет избавление? И что это будет: смерть от бомбы или граната? Или болезнь? К тому же мучительная мысль о доме, тоска по Родине стали уже болезнью. Как все это может вынести человек? Или все эти страдания – наказание Божие?»

Ройбер и на Восточном фронте оставался самим собой и рисовал русских женщин, стариков, детей. «Каждое лицо для него было прозрачным…» – скажет потом его жена, до которой дошли сто пятьдесят изображений «людей Востока». Еще он оказывал помощь советским военнопленным, лечил гражданских жителей. И в своих письмах с удивлением рассказывал, как горячо молились простые русские люди в разрушенном Сталинграде.

Изображение из iOS.png

А для немцев, по словам Курта Ройбера, были лишь «страх, страх, страх без конца… Атаки и контратаки, грохот танков и орудий, вой "катюш", автоматы, гранаты – и все это лицом к лицу… Около меня лежал солдат с оторванной рукой и без носа, у которого хватило сил сказать, что ему теперь не потребуется носовой платок. Я спросил его, что бы он сделал, если бы мог плакать? В ответ – все мы здесь никогда не будем плакать, нас будут оплакивать другие…»

На одном из последних самолетов, вырвавшихся из Сталинградского котла, раненый офицер по просьбе Ройбера вывез Мадонну в подарок его жене. В письме к ней, полном покаяния и стыда за то, что творили немцы в России, он писал: «Вряд ли у нас есть хоть какая-то надежда».

Курт Ройбер скончался в Елабуге в лагере для немецких военнопленных 20 января 1944 года в возрасте тридцати восьми лет. Копии «Сталинградской Мадонны» разошлись по всему западному миру. А оригинал находится в кирхе кайзера Вильгельма в центре Берлина.

Хотелось бы верить, что немецкий народ помнит об ошибках прошлого.



[1] Прозрение капелланов // Фарберов А. И. Спаси и сохрани. М., 2015. С. 342–343.

[2] Там же. С. 305–306.

Светлана Рыбакова 7 января 2022
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить