Крещенская вода и освященная на молебне. В чем отличие?

Крещенская вода окутана сотнями мифов. Кто-то считает, что вода «сама собой» освящается даже в водопроводном кране; кто-то считает крещенскую воду более сильной, чем та, что освящается в Крещенский сочельник. И если с этими мифами человек, давно ходящий в храм, справляется легко, то вопрос, чем отличается крещенская вода от воды, освященной на молебне, для многих остается непонятным. Мы попросили ответить на этот вопрос священников из России и Украины.

Протоиерей Александр Авдюгин, настоятель храма-часовни во имя святых Богоотец Иоакима и Анны в честь погибших шахтеров, г. Ровеньки, Луганская область:

– Всё отличие в строке кондака праздника Крещения: «Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас». Агиасма – свет Самого Бога, на нас запечатленный. Подобного в течение года не повторится. Отсюда и вера некоторых наших прихожан, что водой крещенской даже причащаться можно, когда до храма добраться нельзя или срочно Божие благословение надобно. Вечерняя святая вода ничем не отличается от той, которую будут освящать в сам праздник Крещения Господня 19 января.

Советы фирмы ОБС (одна бабка сказала), что дома должна обязательно быть «богоявленская» (вечерняя) и «крещенская» (дневная) вода – суеверие. От того, сколько капель святой воды со священнического кропила попадет в вашу посудину, «качество святости» не зависит.

Вода, где не произносится священническая молитва (не служится), не освящается, поэтому в кранах, в колодцах, речках и водоемах даже в крещенскую ночь она остается просто водой.

Святая вода обязательно потеряет для тебя лично свои свойства, если ты не веришь во Христа и пользуешься ею как очередным магическим средством. Крещенская вода приносит духовное и телесное здоровье только по вере вашей!

Протоиерей Владислав Реутов, к.и.н., настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Казанская», Курская область:

– Это вода совершенно разного чина. Великая агиасма освящается только два раза в год: в Крещенский сочельник и в день Крещения. Оба раза чин освящения совершенно одинаковый – поэтому нет никакой разницы между водой, освященной накануне и в день праздника. Крещенская вода сама по себе является великой святыней. Это вода в том состоянии, в котором она была до грехопадения людей.

Крещенская вода – это вода в том состоянии, в котором она была до грехопадения людей

А на молебне воду можно освящать каждый день, водосвятные молебны в храмах совершаются достаточно часто.

Иерей Сергий Крюков, и.о. настоятеля подворья Патриарха Московского и всея Руси при храме в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» в Бирюлеве Восточном, г. Москва:

– Святость бывает различной. Имеет разную силу. Мы можем помазать лоб маслом, освященным у мощей праведника, а можем причаститься Тела и Крови Христовых – разница очевидна. Так и со святой водой. Последование освящения воды обычного молебна и Великого освящения воды на Крещение Господне отличаются. Различия есть и в молитвах, и в продолжительности чина, и в торжественности. Само то, что Великое освящение воды бывает всего два раза в году – 18 и 19 января, – говорит нам о более высоком положении именно крещенской воды. От греческой Церкви нам пришло название крещенской воды – великая агиасма – великая святыня. По древнему обычаю, крещенскую воду, подобно антидору и просфоре, пьют только натощак (по окончании праздника), освященную же на обычном водосвятном молебне – в любое время.

Великая агиасма – это великая святыня

Особая святость великой агиасмы наиболее очевидно проявляется и в том, что она длительное время сохраняется свежей и не портится. Святитель Иоанн Златоуст говорил об этом так: «Христос крестился и освятил естество вод, и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят во весь год. И так вода в существе своем не портится от продолжения времени, почерпнутая ныне, целый год, а часто два и три года остается свежей и неповрежденной и после столького времени не уступает водам, только что почерпнутым из источника» (37-я беседа на Крещение Господне).

Иерей Константин Аристов, клирик Свято-Троицкого монастыря г. Курска:

– По сути ничем освященная на молебне от освященной в Богоявление не отличается. Один и тот же Дух освящает. Отличаются чины освящения воды. На Крещение чин дольше, торжественнее. В молитвах, в библейских чтениях чина более подчеркнуто богословие Богоявления. Есть и ветхозаветные тексты. Именно поэтому чин и называется Великое освящение воды. Этот чин совершается только два раза в год. На обычном водосвятном молебне чин короче. Но он совершается в храмах гораздо чаще. Например, когда святая вода в храме закончилась.

Иерей Алексий Твердов, настоятель храма во имя пророка Божия Илии с. Большое Ивановское и храма Покрова Пресвятой Богородицы с. Никоновское, Раменский район Московской области:

– Когда освящается крещенская вода, то священниками читаются особые молитвы, особые прошения. На воде – особая благодать, потому что в этот день Господь Иисус освятил воду Своим пришествием к реке Иордан. Великая агиасма – это святая вода по своей сути. Это великая благодать Божия. Но крещенской воды не хватает на весь год, и было решено малым чином освящать воду. В некоторых храмах малое освящение воды проходит регулярно, может быть, раз в неделю, по нуждам и требам прихожан.

Записала Наталья Шатова

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить