Афон. Восхождение на духовную вершину

Удел Пресвятой Богородицы, Святая Гора Афон... Место тишины и молитвы, место духовной брани, место, куда стремятся попасть не только монашествующие, но и миряне. Насельники Сретенской обители каждый год стараются отправиться в Грецию для духовного укрепления, но иногда внешние обстоятельства нарушают привычный ритм жизни. Однако в этом году Господь сподобил некоторых из братии помолиться на Святой Горе Афон. Иеромонах Ириней (Пиковский) рассказывает, как сегодня живут монахи и почему он не стал восходить на вершину Афона. 

– Отец Ириней, в этом году вы с братией сподобились побывать на Афоне. Какие обители посетили и чем эта поездка отличается от прошлых Ваших афонских паломничеств?

– Пандемия вносит свои коррективы даже в отношении посещения Святой Горы Афон. Обыкновенно, не чаще одного раза в год, насельники нашего монастыря отправляются в паломничество в обители Святой Горы. Я не был на Афоне шесть или семь лет, и в этом году из-за эпидемиологических ограничений во все монастыри и кельи надо было заранее позвонить и убедиться, что нас действительно внесли в список и мы получили подтверждение, что нас готовы принять. Некоторые монастыри Афона, куда мы хотели направиться, рекомендуют насельникам и паломникам делать прививки. Некоторые – нет. В тех обителях, где предоставляют на выбор монашествующих прививаться или нет, действуют более строгие правила контактирования с внешним миром. Мы должны понимать, на Святой Горе живут люди разных возрастов, есть и старички, которые находятся в зоне риска. Потому защитные меры в чем-то объяснимы. Тем более, что не всегда афонские монахи желают покинуть Святую Гору даже для лечения в больнице. Они хотят умереть на Святой Горе. Собираясь в поездку, мы заранее изучили все правила, связанные с пересечением границы, договорились с теми монастырями и кельями, которые хотели посетить, и только после этого поехали. 

Останавливались в Свято-Пантелеимоновом монастыре (потому что по благословению Святейшего священнослужители Русской Церкви могут причащаться только в этом монастыре на Афоне). В зону наших интересов попали монастырь Хиландар и монастырь святого Павла, с которыми у нас дружественные отношения. Посетили и несколько небольших келий, где живет преимущественно русскоязычная братия. В некоторые монастыри мы заехали в качестве паломников, которые приезжают поклониться святыням, мощам и иконам, ознакомиться с храмовой архитектурой. 

– Как, на Ваш взгляд, внутренняя монашеская жизнь изменилась в связи с пандемией? В частности, в связи с тем, что паломников не так много?

– Паломников, действительно, меньше. Нельзя сказать, что их совсем нет, но корабли полупустые, местные автобусы не загружены. Раньше был ажиотаж, нехватка билетов, надо было заранее бронировать. Даже большой корабль ходил переполненным, и поэтому приходилось пользоваться какими-то маленькими лодочками или даже откладывать рейс. Заметно также, что в некоторых монастырях настолько строгие правила по отношению к паломникам, что и в храм они пускают на 10–15 минут. В первую очередь, повторюсь, это связано с тем, что они берегут своих пожилых насельников, которые в случае заболевания, скорее всего, откажутся выезжать на материк, чтобы пройти соответствующее лечение. 

Если говорить о самом ритме монашеской жизни, то он не изменился. В приоритете строгость устава. И в некоторых случаях это не столько строгость, сколько очень благоговейное, с любовью к богослужению отношение монахов к самому способу ангельской жизни. Именно он является самым главным, спасительным и важным, ради чего они оставили мир и пришли на Святую Гору Афон. Везде нас встречали очень дружелюбно, вне зависимости от того, был это русский, сербский или греческий монастырь. Везде мы встречали людей, которые с сочувствием относятся к теперешней эпидемиологической ситуации. И какая-то братская поддержка, монашеская взаимовыручка чувствовались на каждом шагу. В этом Афон остался неизменен. Хотя, конечно, нам бросилось в глаза, что за последние годы многие разрушенные здания были отремонтированы, приведены в порядок. Видно, что руин на Афоне остается все меньше и даже появляется какая-то благоустроенность. Ремонт делается качественный. Его осуществляют не только монахи, но и наемные работники, которые приезжают на Афон, специалисты в своих областях. Техника очень дорогостоящая. Все делается на высоком уровне. 

Мы видели людей, которые совершают свой подвиг как в благоустроенных монастырях, так и в полуразбитых, полуруинированных кельях. Каждый совершает подвиг в меру своих сил и способностей, стараясь не критиковать уровень комфорта жизни в других местах. Обсуждаемым вопросом среди афонской братии является проблема обмирщения общества, выгорания веры в душах христиан. Их беспокоит не только то, что, испугавшись коронавирусной инфекции, некоторые прихожане не ходят в храм, но и то, что государство (особенно если это касается людей преклонного возраста) ограничивает саму возможность посещения храмов и вынуждает прихожан оставаться дома. Это обсуждается, предлагаются какие-то решения. Все мы понимаем, что трансляция богослужений в интернете не может заменить реального, очного участия человека в святой Евхаристии, когда, стоя в одном месте, единым сердцем и едиными устами верующие могут прославить Господа и Спасителя Иисуса Христа. 

p1apsd1pu21m6n1ukt1s6flfs1j9e9.png

– Вопрос о старцах. Остались ли на Афоне такие светочи, к которым стремятся люди? Можно ли к ним попасть?

– В русском и греческом языке терминология, связанная со старцами, отличается. Греки называют герондой («старец» – рус.) не человека преклонного возраста, а исполняющего должность игумена монастыря или человека, выполняющего какие-то ответственные послушания. Слово «геронда» на Афоне можно услышать и по отношению к паломникам. Скажем, приедет какой-то молодой семейный батюшка с континента побеседовать с монахами, а они могут обращаться к нему – женатому священнику – геронда! Поэтому у нас наблюдается несовпадение семантического поля понятий геронда и старец. В русскоязычном пространстве старцем принято называть не просто человека, умудренного житейским, духовным опытом, но еще и наделенного какими-то особыми дарованиями – даром рассуждения, даром смирения, даром прозорливости и так далее. 

Слово «геронда» на Афоне можно услышать и по отношению к паломникам

Мне доводится общаться с теми, кого на самом Афоне почитают в качестве уважаемых духовников и старцев в русском смысле этого слова. Но каждый раз я замечаю, что это люди, которые не пытаются выпячивать свое старчество. Они не пытаются пиарить себя, завоевать авторитет в СМИ, получить какие-то рейтинги. Есть игумены некоторых афонских монастырей, которые в России очень популярны, хотя на самой Святой Горе скажут: «Да, он, конечно, игумен известного большого монастыря, но в некоторых случаях более глубокий совет, более глубокий взгляд на мою личную проблему даст другой духовник». Старчество не иссякло. И хочется верить, что молодые монахи станут преемниками тех, кого называют старцами сейчас. 

– Вы поднимались на вершину Святой Горы?

– Никогда в жизни я не поднимался на пик горы Афон. Я мечтал об этом несколько раз. Однажды уже собрал вещи и вместе с отцами направил свои стопы. Накануне уважаемый мною монах из скита святой Анны трижды заметил: «Брат, рассмотри внимательно, чего ты на самом деле хочешь? Спортивный интерес реализовать и бить потом себя в грудь, что я тоже на вершине бывал? Или ты хочешь на Святой Горе Афон приобрести добродетель и смирение? Если ты сюда приехал учиться в академии Святой Горы тому, что мы называем смирением, послушанием и молитвой, тогда, может, не стоит карабкаться на пик, чтобы не гордиться тем, что ты покорил вершину? Потому что достижение физической вершины Святой Горы Афон не означает, что человек действительно покорил духовную вершину». Поэтому в тот раз, когда я был на полпути, я повернул назад и сказал себе, что не буду, потому что мне не нужно становиться религиозным туристом в этом святом месте. Я лучше выполню послушание и буду искать добродетель и смирение, поэтому я никогда не был на вершине. 

«Достижение физической вершины Святой Горы не означает, что человек покорил духовную вершину»

– На Афоне остался древний дух, или цивилизация и современные новшества внесли свои коррективы и есть ощущение, что это часть Греции? Как Вы это чувствуете?

– Афон был и остается частью греческого мира, что бы мы ни говорили, как бы ни пытались от этого спрятаться. Дух сохраняется, сохраняются стены, храмы, росписи. И никто не пытается поставить плазменные панели в храмах или заменить богослужение трансляцией через Instagram или YouTube. Технический прогресс влияет лишь на сохранение культурного наследия и обеспечение пропитания для монашествующих и паломников, которые приезжают каждый год. Иными словами, как в храме пели собственным голосом, так и поют, как и 100, и 200 лет назад. Росписи как сохраняли византийский стиль тысячу или восемьсот лет назад, так и сохраняют свой стиль. А вот на огородиках появляется капельный полив. И теперь стены уже не белком или желтком смазываются, не известкой только лишь красятся, а применяются современные материалы, чтобы башни византийских монастырей и крепостей, дороги послужили долго. Нельзя сказать, что модернизируется сама монашеская жизнь. Модернизируются средства производства. Если раньше замешивали бетон в корыте с помощью лопат, то теперь для этого используется бетономешалка. Но как машина нуждается в человеке, который будет ей управлять, так и другие технические средства являются лишь только инструментом, к каждому из которых монашествующие относятся с большим вниманием и осторожностью. Это, в первую очередь, касается средств мобильной связи и доступа к интернету. В этом отношении здесь наиболее жесткий фильтр, поскольку для молодых людей страницы в интернете, мессенджеры и сам смартфон с доступом к разным ресурсам являются искушением. В отношении такого рода технологий афонские старцы проявляют наибольшую осторожность и внимательность. И мы видим, что многие монашествующие включают в келье электрический свет, в этом у них есть прогресс, но не имеют смартфона, а в лучшем случае пользуются кнопочным телефоном, и то по благословению. 

– Сложно представить Святую Гору Афон без котов…

– Котов на Афоне стало меньше. Даже в тех монастырях, где их было очень много. Исключительно из практических соображений. Иногда бывают коты, которые живут в подворотнях или копаются на мусорке. Да, мусорные баки есть и на Афоне. Такие животные переносят инфекции. Или сами болеют, или заражают. В этом отношении требуются контроль и ограничения. 

p1apsd1pu21m6n1ukt1s6flfs1j9e9.png

В этой поездке были ситуации, когда мы ощущали действие Промысла Божия и то, что в этом месте Пресвятая Богородица покрывает всех присутствующих Своим омофором и открыто являет Себя Сам Спаситель Иисус Христос. Нам довелось посетить очень много мест, побеседовать с монашествующими. И мы для себя заново открыли Свято-Пантелеимонов монастырь с его насельниками, традициями, историей, музеями. Запомнились беседы со старцами. Одна такая встреча меня поразила, потому что за короткое время, наверное, каждый из присутствующих услышал для себя ответ на вопрос, который не был задан вслух. Мы спрашивали об одном, а старец отвечал несколько о другом. Но в конце концов каждый услышал то главное, что ему нужно было. В некоторых случаях эти ответы не звучат традиционными и правильными. Но в других случаях было интересно увидеть какой-то иной, неожиданный подход к организации жизни. 

В этой поездке были ситуации, когда мы ощущали действие Промысла Божия

Можно сказать, что наибольшее влияние оказывает личный пример. Когда мы заходим в келью старца, где царит простота, скромность, в какой-то мере даже убогость, понятно, что он может говорить о нестяжании, потому что он сам ведет нестяжательный образ жизни. Но когда мы заходим к другому старцу, у которого в келье все благоустроено, можно даже сказать, что на высшем уровне, он не претендует на то, чтобы говорить о нестяжательности, но он говорит о щедрости и являет собой этот пример. Я для себя лично получил урок, что каждый должен служить в том чине и звании, в котором призван. Если у тебя есть возможность послужить Богу щедростью, то и служи щедростью. Если ты ведешь скромный образ жизни, то и служи Богу этим скромным образом жизни. Главное – не критиковать друг друга и не пытаться увидеть друг в друге какой-то недостаток. Не думать, что один – скупой рыцарь, а другой – зажиточный барин. Нет, каждый спасается в меру своих физиологических и интеллектуальных способностей. 

p1apsd1pu21m6n1ukt1s6flfs1j9e9.png

В завершение, конечно, мне хотелось бы сказать, что мир Святой Горы Афон не одинаков. Красивые фильмы, особенно те, которые были сняты 50–60 лет назад, красивые фотографии, действительно, показывают восхитительную архитектуру, природу, византийское наследие. Общие монашеские принципы не изменились. Но от тех, кто живет одной только этой рекламой, ускользает вся глубина и тяжесть подвига, который виден только изнутри. И, пытаясь идти след в след, повторяя и ритм жизни, и послушания, которые выполняют монашествующие на Святой Горе Афон, ты начинаешь открывать внутреннюю, подлинную сторону этой жизни. Поэтому тем, кто собирается на Афон, нужно быть готовым к тому, что если они приезжают как гости, чтобы в архондарике выпить ракии, съесть лукума и в стасидиях послушать византийские распевы, то им не удастся проникнуть в жизнь Святой Горы Афон. А те, которые приезжают на три месяца, чтобы в рабочей форме, закатав рукава, в одном из монастырей помесить бетон или поукладывать камень на строительстве дороги, есть из одной тарелки и так же обливаться потом, как и другие монахи этого монастыря, такие, наверное, увидят Афон с подлинной стороны и совершенно иначе воспримут тот опыт, который им Господь соблаговолил преподнести.

Беседовала Мария Красникова

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить