Жизнь по плоти и по духу (из Послания апостола Павла к Римлянам)

Глава 8-я — это квинтэссенция всего Послания к Римлянам, это ω его богословия, его духовности. Это основа христианской аскетики и ее оправдание. Это иллюстрация опыта духовной жизни христианина. В ней изложена цель, ради которой совершилось боговоплощение, показан высший результат домостроительства спасения через оправдание грешника не законом, а верою в Иисуса Христа, Сына Божия.

Оправдавшись верою, христианин примирился с Богом, в Крещении получил доступ к благодати Божией, умер для греха и ветхозаветного закона, и теперь должен жить не по плоти, но по духу (Рим. 8:1–2). Закон жизни «по плоти» апостол называет жизнью по закону греха и смерти (ст. 2), потому что дела плоти были только грех, а грех вел к смерти.

Так как в Ветхом Завете закон был ослаблен плотью, был бессилен оправдать человека, то благость Божия избрала новый путь оправдания — через пришествие Сына Божия в подобии плоти греховной (ст. 3).

В Самом Себе Христос вознес эту общечеловеческую, но безгрешную Свою плоть в жертву за грех и осудил грех во плоти (ст. 3). «Осудил», то есть лишил грех всякой силы, уничтожил его. Когда явился Христос в подобии плоти греховной, грех (или диавол) вместо того, чтобы отступить от Него, как безгрешного, набросился на Него и довел Его до смерти. Но смерть должна быть только следствием греха, которого во Христе не было, и за это грех сам подвергся осуждению и лишился всякого права над плотью. «Но всего удивительнее то, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — что не пораженная плоть, но поразивший [ее] грех подвергается за это осуждению и погибели». Оправдание, к которому звал закон, осуществилось, таким образом, во Христе Иисусе, но по благодати усвояется всеми верующими во Христа, живущими не по плоти, но по духу (ст. 4).

Апостол Павел рисует два рода жизни: по плоти и по духу (8:5–17). Плоть, вследствие первородного греха, подвержена закону греха и смерти (7:5), а дух, вследствие оправдания во Христе, имеет в себе сверхприродную жизнь по благодати и тем самым — зачаток жизни вечной (8:11). Живущие «по плоти» — это те, которые покоряются низшим, душевно-плотским влечениям, противоречащим высшим велениям духа и закона Божия.

Более подробно помышления плотские под названием «дела плоти» изложены апостолом Павлом в Послании к Галатам: Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное (Гал. 5:19–21). Поэтому такая жизнь по плоти есть вражда против Бога (Рим. 8:7), непокорность Его требованиям.

Живущие же «по духу» имеют в себе Духа Божия, Которого получили в благодати Крещения. От этого всё естество проникается Духом Божиим, перерождается, и человек начинает жить по духу. Собственного же духа человеческого недостаточно для достижения спасения. Выше апостол высказался с похвалой о живущих не по плоти, а по духу, но он имел в виду не дух подзаконного человека или язычника, а дух христианина, о чем и говорит теперь (8:9–10). Дела такого облагодатствованного человека подробно перечисляет апостол в Послании к Галатам: Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона (Гал. 5:22–23).

В Первом послании к Коринфянам апостол решительно утверждает о пребывании Духа Святого в душе верующего: Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? (1 Кор. 3:16). Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога? (1 Кор. 6:19). Также и в Послании к Римлянам он говорит: Если кто Духа Христовa не имеет, тот и не Его (Рим. 8:9), тот не Христов, не христианин. Дух Святой как печать Христова отмечает христианина. В Таинстве Миропомазания и запечатлевается христианин благодатью Духа, делающей его чадом Христовым и членом Церкви. Откуда же можно узнать, имеем ли мы Духа Божия? Апостол отвечает: если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности (8:10). Таким образом, не одно принятие Таинства Миропомазания обеспечивает присутствие Духа Святого или Христа в нас, но оно обусловлено нашей жизнью по духу, жизнью «для праведности», или, точнее, «через праведность» (διὰ δικαιοσύνην), то есть праведно, по закону Духа Святого.

Как понимать эту мертвость тела для греха? Условно, потому что грех лишь теряет власть над телом, но не лишается силы. Как только человек проявит интерес ко греху, грех тотчас оживает, пытается завладеть сознанием и волей человека. Тогда «отвратись от него невниманием, презрением, неприязнью и обратись молитвенно ко Христу Господу, в тебе сущему, и плотское и страстное тотчас отойдет», — пишет святитель Феофан.

Если грех теряет силу над нами и мы живем для праведности (8:10), если Духом умерщвляем дела плотские (ст. 13), значит, мы Христовы и Дух Божий живет в нас (ст. 9). Этот Дух оживит и наши смертные тела, подобно тому, как Он воскресил из мертвых Иисуса Христа (ст. 11).


Из книги протоиерея Стефана Жилы «Послания апостола Павла: пособие по изучению и толкованию»

КУПИТЬ КНИГУ

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить